Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 08:35, курсовая работа
Цель: - формирование межличностного общения старших дошкольников
Задачи: - проанализировать литературу по теме исследования
- изучить межличностное общение старших дошкольников
- изучить игровую деятельность и её влияние на межличностное общение старших дошкольников
Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Общение как вид деятельности ребенка дошкольного возраста
1.2. Вербальные и невербальные характеристики общения
1.3. Развитие общения детей и отношения ребенка к сверстнику
1.4. Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Библиография
Решительный перелом в отношении к сверстнику происходит в середине дошкольного возраста.
В 4—5 лет картина взаимодействия детей существенно меняется.
В средней группе резко возрастает эмоциональная вовлеченность в действия другого ре-бенка.
В процессе игры или продуктивной деятельности дети пристально и ревниво наблюдают за успехами сверстников и постоянно оценивают их.
Реакции детей на оценку взрослого также становятся более острыми и эмоциональными. Успехи сверстников могут вызвать огорчения детей, а его неудачи вызывают нескрываемую радость. В этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, возникают такие явления, как зависть, ревность, обида на сверстника.
Все это позволяет говорить о глубокой качественной перестройке отношения ребенка к сверстнику. Ее суть заключается в том, что в отношениях детей возникает и ярко заявляет
о себе предметное начало. Дошкольник начинает относиться к самому себе через другого ребенка, который становится предметом постоянного сравнения с собой. Это сравнение направлено не на обнаружение общности (как у трехлеток), а на противопоставление себя и другого, что отражает, прежде всего, изменения в самосознании ребенка.
После 3 лет собственное «Я» ребенка начинает воплощаться, «опредмечиваться» в каких-то конкретных умениях или достижениях. Появляется чувство гордости за свои достижения, стремление продемонстрировать их, получить похвалу (Т.В. Ермолова). Внутри своего «Я» уже выделены отдельные умения, навыки и качества.
Но выделяться и осознаваться они могут не сами по себе, а в сравнении с чьими-то другими, носителем которых может выступать равное, но другое существо — т. е. сверстник.
Только через сравнение со сверстником можно оценить и утвердить себя, как обладателя определенных достоинств, которые важны не сами по себе, а «в глазах другого». Этим другим опять же для 4—5-летнего ребенка становится сверстник. Все это порождает многочисленные конфликты детей и такие явления, как хвастовство, демонстративность, обидчивость, конкурентность и пр. Эти явления можно рассматривать как возрастные особенности пятилеток. К старшему дошкольному возрасту отношение к сверстнику снова существенно меняется.
К 6 годам значительно
возрастает эмоциональная вовлеченность
в деятельность и переживания
сверстника. В большинстве случаев
старшие дошкольники
- Иногда, даже вопреки
правилам игры, они стремятся
помочь ему, подсказать
Если 4—5-летние дети охотно вслед за взрослым осуждают действия сверстника, то 6-летние, напротив, оправдывают их.
Они могут объединяться с товарищем в своем «противостоянии» взрослому («Он не виноват, у него все хорошо получается»). Все это может свидетельствовать о том, что просониальные действия старших дошкольников направлены не на себя, не на положительную оценку взрослого, а непосредственно на другого ребенка.
К 6 годам у многих детей возникает непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему. Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Многие дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесника. Бескорыстная эмоциональная вовлеченность в его действия может свидетельствовать о том, что ровесник становится для ребенка не только средством самоутверждения, не только предпочитаемым партнером по игре, но и самоценной личностью, важной и интересной, независимо от своих достижений и своих предметов. Это дает основание говорить, что к концу дошкольного возраста возникает личностное начало в отношении детей к себе и к другому.
Такова в общих чертах возрастная динамика развития отношения к сверстнику в дошкольном возрасте. Однако она далеко не всегда реализуется в развитии конкретных детей.
Известно, что существуют значительные индивидуальные различия в отношении ребенка к сверстникам, которые во многом определяют его самочувствие, положение среди
других и в конечном счете особенности становления личности. Особую тревогу вызывают проблемные формы межличностных отношений.
Далеко не всегда отношения с другими складываются легко и гармонично. Уже в группе детского сада существует множество конфликтов между детьми, которые являются результатом искаженного пути развития межличностных отношений. Вовремя распознать эти опасные тенденции и помочь ребенку преодолеть их — важнейшая задача воспитателя, родителя и психолога.
Вербальные и невербальные характеристики общения
Вербальные и невербальные характеристики, формы и содержание общения детей и взрослых — предмет ряда исследований.
Характер общения взрослого
и ребенка определяет эффективность
дошкольного воспитания. В связи
с этим выделяют учебно-дисциплинарную
и личностно-ориентированную
Цель первой — вооружить детей знаниями, умениями и навыками. Способ общения — наставления, разъяснения, запрет, требования, угрозы, нотации, наказания, окрик. Тактика — диктат и опека. Результат — взаимное
отчуждение взрослых и детей, преобладание реактивности над активностью, невротизация и психопатизация детей, негативизм.
Цель второй — содействовать
становлению ребенка как
И.К. Фридман исследует причины, по которым круг общения родителей с детьми в какой-томомент может быть разорван. В работе исследуется чувствительность внутренних состояний ребенка и его тела к невербальному поведению родителей.
Результаты этих исследований выходят за пределы чисто семейной проблематики и могут быть полезны воспитателю в организации взаимодействия с детьми. Повышенная громкость голоса, отмечает И.К. Фридман, заставляет сжиматься, вызывает напряжение всего тела. Резкое
прикосновение — и тело вздрагивает, сворачивается. Спокойное поглаживание расслабляетребенка. Обращение со строгой интонацией — и голова опускается, ссутуливаются плечи.
Ласковый голос — ребенок тянется к нему всем телом. Ребенок — очень точное зеркало, пишет И.К. Фридман, в котором отражаются лица, взгляды,
интонации. В ребенке находят отражение родительская манера двигаться, гримасы лица, интонация, звучание голоса. Строгие лица и голоса, окружающие ребенка, создают легко возникающее виноватое лицо, окрики - замкнутость и напряженность. Улыбка, обращенная к малышу, и ласковое звучание голоса приучают ребенка реагировать улыбкой на других людей.
Замечания, неожиданные прикосновения, перебивания оставляют после себя готовность к раздражению, неорганизованность движений и речи.
Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей, а общение является одной из главных задач в социальной жизни человека. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Проблема общения (коммуникации) в настоящее время занимает одно из ведущих мест в исследованиях философов, социологов, педагогов и психологов. Общество ждет от подрастающего поколения умения общаться и различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в различных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение, уважать других людей и уметь проявлять к ним сочувствие и эмпатию. От того, как сложатся отношения ребенка в первом в его жизни коллективе, то есть группе детского сада, во многом зависит дальнейшее социальное и личностное развитие, а значит и его дальнейшая судьба.
Особая значимость данной проблемы выражается в том, что у детей старшего дошкольного возраста, а иногда и младшего школьного, характерны недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции. Адекватной оценки своего места в мире взрослых людей, и, следовательно: недостаточное развитие коммуникативных способностей и возможностей, которые играют большую роль в готовности ребенка к школьному обучению. Дети мало стали общаться, как со взрослыми, так и сверстниками. Это обусловлено тем, что у взрослых, после трудового дня уделяется недостаточно времени для общения с детьми. Родители часто настолько заняты своими проблемами и заботами, что абсолютно не замечают, как общаются с детьми. Они либо совсем их не слушают, либо слушают избирательно, улавливая при этом только то, что хотят слышать. А для ребенка очень важно, чтобы к его словам и мыслям относились с должным уважением и пониманием. Нужно не просто слушать, но и следить за эмоциями, интонациями, выражением лица ребенка.
Особую значимость сформированности
коммуникативных способностей у
детей мы можем наблюдать в
момент перехода от старшего дошкольника
к младшему школьнику. Традиционно
в дошкольном образовании проблемы
развития речевого общения рассматривались
в русле проблем «развития
речи». Задачи формирования общения
сводились к умению детей отвечать
на вопросы (поддерживать диалог) и
не выделялись как отдельная задача.
Однако формирование коммуникативных
способностей и их диагностика становится
приоритетными направлениями
«Коммуникация » - это не только развитие речи, сколько развитие общения, в том числе и речевого. В этом случае развитие словаря, связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков общения.
Разработка проблемы «общения» не является новой и обладает обширным теоретическим материалом. Данным вопросом «общения и развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста» занимались наши отечественные психологи и педагоги, такие как: А.А Леонтьев, М.И. Лисина, А.Г Арушанова, В.С Мухина, Т.А. Федосеева, В. С. Селиванов, Я.Л Коломенский, Л.А Венгер и другие. Однако все эти теоретические разработки не являются достаточно востребованными в системе дошкольного образования. Таким образом, в современных условиях реформирования системы образования проблема формирования коммуникативных способностей, а так же коммуникативной готовности к школе выходит на уровень актуальной социально-педагогической проблемы, так как от ее решения во многом зависит успешность освоения детьми школьных знаний; эффективность межличностного взаимодействия с педагогами и сверстниками, и в целом - успешность школьной и социальной адаптации детей. Процесс формирования коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в детском саду будет эффективнее, если:
- педагог осознаёт значимость
процесса формирования
- педагогический процесс
осуществляется с учетом
- работа будет направлена
на формирование всех
Далее рассматриваются современные подходы, средства и приемы к решению проблемы развития коммуникативных способностей старших дошкольников. Эффективность процесса по формированию у детей старшего дошкольного возраста «коммуникативных способностей», во многом зависит от выстраивания педагогом ситуаций общения и взаимодействия, в которых ребенок решает определенные коммуникативные задачи. Различает эти ситуации, определяет собственные цели и цели других людей в этих ситуациях, выбирает адекватные способы, преобразовывает ситуации в зависимости от целей участников. Однако не всякая деятельность, в которую включают ребенка, автоматически формирует и развивает способности к ней. Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям, что имеет прямое отношение к методу стимулирования поведения и деятельности.
Во-первых, деятельность должна
вызывать у ребенка сильные и
устойчивые положительные эмоции, удовольствие.
Ребенок должен испытывать чувство
радостного удовлетворения от деятельности,
тогда у него возникнет стремление
по собственной инициативе, без принуждений
заниматься ею. Во-вторых, деятельность
ребенка должна быть по возможности
творческой. В-третьих, важно организовать
деятельность ребенка так, чтобы
он преследовал цели, всегда немного
превосходящие его наличные возможности,
уже достигнутый им уровень выполнения
деятельности. Особенно нуждаются во
все более усложняющихся и
разнообразных творческих заданиях
дети с уже определившимися
Информация о работе Межличностное общение старших дошкольников