Межличностное общение старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 08:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель: - формирование межличностного общения старших дошкольников
Задачи: - проанализировать литературу по теме исследования
- изучить межличностное общение старших дошкольников
- изучить игровую деятельность и её влияние на межличностное общение старших дошкольников

Содержание

Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Общение как вид деятельности ребенка дошкольного возраста
1.2. Вербальные и невербальные характеристики общения

1.3. Развитие общения детей и отношения ребенка к сверстнику

1.4. Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста

Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по дошкольному Завьялова.docx

— 54.96 Кб (Скачать файл)

 

Игровое взаимодействие

3-4 года

Вначале — игра рядом. Дети участвуют в совместных шалостях. К концу — способны привлечь другого ребенка для игры. Объединяются для нее по 2 - 3 человека. Но еще не распределяют роли, нет взаимодействия персонажей, не учитываются игровые желания другого. Подражают действиям с игрушкой партнеров.

 

4- 5 лет

Игровые объединения состоят  из 2 - 5 детей. Увеличивается продолжительность  игрового взаимодействия. Распределяют роли. Согласовывают игровые действия по ходу игры. Появляется ролевое общение. При конфликтах оказывают давление на партнеров, но чаще пытаются объяснить партнеру правомерность своих притязаний.

5-6 лет

Возрастает избирательность  и устойчивость взаимодействия. При  планировании игры основное внимание уделяют согласованию ее правил. Появляются попытки совместного распределения ролей. При конфликтах объясняют партнеру свои действия и кри¬тику действий другого, ссылаясь на правила.

6-7 лет

Предварительное совместное планирование игры, распределение ролей. Ролевое взаимодействие свертывается. Могут оказать помощь и поддержку друзьям. Во взаимодействии ориентируются на социальные нормы и правила.

Общение

3-4 года

Речь ребенка состоит  из простых предложений. Дети беседуют, но не всегда отвечают друг другу. Может происходить и «коллективный монолог».

4-5 лет

Речь ребенка состоит  из сложных предложений. В беседе дети адресуют свои высказывания друг другу. Могут учитывать возможности понимания слушателя.

5-6 лет

Сообщения детей относятся  не только к настоящей ситуации, но содержат информацию о прошедших событиях. Дети внимательно слушают друг друга. Эмоционально переживают рассказ другого.

6-7 лет

Пытаются дать собеседнику как можно более полную и точную информацию. Уточняют сообщения другого.

Игровая деятельность.

Игра – это одно из ведущих средств воспитания и  формирования коммуникативных умений и способностей. А так же важнейшая  форма организации жизни и  строиться на основании учёта  ведущей деятельности дошкольного  возраста – игровой. Во время игровой  деятельности дети развиваются и  взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается  их речь: увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй  речи. Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что  через нее они знакомятся с  поведением и взаимоотношениями  взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Игровая деятельность так же используется в физической культуре. В старшем дошкольном возрасте возникает особый вид игры, близкий коллективному рассказыванию – игра-фантазирование, полностью осуществляется в речевом плане в форме совместного сочинения сказки. При этом совместная деятельность строится по принципу последовательного обмена фрагментами повествования, где каждый из участников должен «подхватить» фрагмент партнера и развить его дальше с целью получения общего продукта – рассказа. Общение разворачивается полностью в речевом плане. Благодаря игре, у детей формируются такие качества (составляющие коммуникативной способности):- знания о приемах и правилах общения, контроль своего поведения и эмоционального состояния. Они в полном объёме развивают речь ребёнка. Активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношении, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп. Выразительность речи; развивается эмоционально-волевая сфера; происходит коррекция поведения; развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения; стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.

Этапы развития коллективного  взаимодействия в дошкольном детстве

Контакты со сверстниками обычно сопровождаются яркими эмоциональными реакциями, резкими интонациями, криком, смехом или кривлянием. В общении  со сверстниками дети более раскованы, используя принятые в детской  среде выражения и способы  поведения, дети, говорят неожиданные  вещи, передразнивают друг друга, чаще проявляют творчество и фантазию.

В контактах со сверстником  маленькому ребенку гораздо важнее высказаться самому, чем выслушать  собеседника. Именно поэтому самостоятельное  общение между детьми чаще всего  распадается или становится конфликтным. На протяжении дошкольного детства  характер общения детей и способность  согласованно взаимодействовать друг с другом постепенно изменяется.

Социальный интерес детей  друг к другу проявляется довольно рано. У детей 2-3 лет можно наблюдать  желание вместе шалить, активно подражая сверстнику в беготне, веселых криках, смешных словах и движениях.

На протяжении 3-го года жизни  основным мотивом в общении остается мотив самовыражения. Взрослым необходимо помнить, что дети 3-4 лет еще не способны к полноценному взаимодействию друг с другом. Они чаще всего  играют не вместе, а рядом друг с  другом, образ другого ребенка, его  интересы, характер, поведение воспринимаются очень условно и поверхностно. Ребенку тяжело бывает понять игровой  замысел партнера, поделиться игрушкой, а уступить в игре чаще всего не по силам.

Только с 4-х летнего  возраста можно говорить о возникающей  способности детей к совместной деятельности. Именно с этого возраста потребность общаться со сверстником  выступает на первое место. Кроме  того, именно к 4-м годам основным средством общения ребенка становится речь, а ведущей деятельностью - игра.

Для игры ребенку нужен  партнер. Именно этот возраст может  стать первым этапом в обучении детей  согласованно действовать в паре. Взрослый должен ставить перед собой  задачу - научить договариваться двоим, чтобы позже научить договариваться группу. Дети сначала неловко пытаются наладить деловые отношения друг с другом, возникающие в процессе игры. Стремление действовать вместе и согласованно в этом возрасте так  велико, что дети, как правило, готовы идти на компромисс и уступить лучшую игрушку и интересную роль товарищу. Задача родителя или педагога - поддержать и направить это желание, сделать  его обоюдным. 

В этом возрасте дети становятся пристрастными в отношении поведения  и успешности друг друга. Они впервые  начинают оценивать действия сверстника, критиковать их, сопоставлять свои и чужие результаты.

Ребенок 4-5 лет склонен  конкурировать и соревноваться  с товарищем, но не способен еще его  похвалить, поддержать, оказать помощь. Детям по-прежнему трудно понять интересы друг друга, они стремятся привлечь внимание, прежде всего к себе. Без  руководства взрослого 5-тилетки  не способны выполнить вместе какое-либо даже несложное задание, например, построить втроем гараж для одной машины.

Их деятельность переводится  в одиночное индивидуальное выполнение, дублирование действий друг друга, или  приводит к распаду общей игры из-за споров и неумения договаривать и планировать совместную работу. Дети этого возраста самостоятельно объединяются в небольшие группы для совместной игры, пытаются самостоятельно распределять роли, договориться о  сюжете и внутренних правилах. Такие  игровые коллективы существуют пока действует общий игровой интерес и регулируются обычно активностью одного ребенка, так называемого игрового лидера.

С 5-ти лет разворачивается  принципиально новый этап в развитии дошкольников - формируется способность  к коллективной деятельности.

Происходит это на основе усложнения игры, которая требует  участия большего числа партнеров  и более высокого уровня организации  их отношений. Предшествующий опыт общения  позволяет ребенку точнее представлять характер и поведение друзей. Эти  знания и растущая потребность в  признании и уважении друг друга  становятся основанием для привязанности  и дружбы. Дети выстраивают свои отношения со сверстниками на основании  субъективных оценок, как к равной личности. 

Совместная деятельность детей 6-7 лет уже выходит за рамки  игровой. При правильной организации  со стороны взрослого и высоком  уровне социального развития детей  выполнение совместных трудовых поручений  или решение познавательных и  творческих задач может быть очень  успешным. В возрасте 6-7 лет дети стремятся как можно лучше  узнать друг друга, они много беседуют на личные и познавательные темы и  стремятся к общению с теми сверстниками, которые отвечают их интересам и социальным запросам. Взрослый начинает замечать, какой  объективностью и принципиальностью  веет от рассуждений ребенка по поводу личности товарища. Опыт социальных взаимоотношений  детей, безусловно, помогает им выстраивать  и поддерживать совместную деятельность. Однако, это не единственное условие  для продолжительного и результативного  взаимодействия. За счет чего коллективная деятельность дошкольников становится организованной? Прежде всего, за счет растущей способности к произвольности. Ведь дети 6-7 лет способны к планированию действий, управлению своим поведением, сдерживанию эмоциональных реакций.

Они уже в достаточной  мере обладают навыками общения и  знаниями нравственных норм, действующих  при взаимоотношениях людей друг с другом. Кроме того, в этом возрасте дети начинают испытывать потребность  помогать, поддерживать товарища. Для  старшего дошкольника, если его социальное развитие было успешным, характерны приоритеты коллективного общения. Это является показателем зрелости дошкольника. Если взрослый, предлагая ребенку 6-7 лет выбор между индивидуальной или коллективной деятельностью, чаще всего встречает отказ, следует  задуматься о личностном благополучии этого человечка.

Конечно, детям легче организоваться для совместной игры на интересующую их тему, чем для уборки группы, участка  или общей работы по рисованию. Совместные действия в рамках неигровой деятельности требуют дополнительной мотивации, эмоциональной заинтересованности и технической поддержки отношений  в процессе выполнения. Некоторые  дети к концу дошкольного детства  способны в любой деятельности распределить действия внутри своей группы, дружно их выполнить, советуясь и помогая  друг другу, вместе оценить личные и  общие результаты.

Ценность таких качеств  личности, как мобильность, контактность, конформизм в современном обществе остается неизменной. Именно поэтому  взрослым не следует оставлять без  внимания развитие способностей к коллективному  общению и сотрудничеству. Развитие этих качеств не ограничивается только возрастными условиями. Необходимо постоянное и направленное руководство  этим процессом со стороны родителей  и воспитателей. Именно они из года в год помогают испытывать ребенку  радость совместного общения  и творчества, развивают навыки общественной жизни, учат вносить собственный  уникальный вклад в общее дело.

Хочется пожелать всем нам, кого глубоко волнуют проблемы дошкольников, чтобы каждый ребенок достигал к 7-летнему возрасту такой высокой  степени социального развития, когда  его реализация себя как личности в детской группе была бы также  естественна и совершенна, как  его жизнь и общение в кругу  самых близких людей.

Игра как ведущий  тип деятельности ребенка дошкольного  возраста

Достаточно важным представляется понимание структуры игры, ее составляющих компонентов. Необходимо проследить основные линии развития игры, изменения ее содержания при переходе от младшего дошкольного к старшему дошкольному  возрасту. Именно в динамику игры в  целом, в характер изменения ее структурных  компонентов вплетено психическое  развитие ребенка. На основе взаимно  противоречивых тенденций ребенка  к самостоятельности и к совместной жизни со взрослыми рождается новый тип деятельности — ролевая игра, в которой ребенок берет на себя роль взрослого и, воспроизводя его жизнь, деятельность и отношения к другим людям, тем самым живет с ним общей жизнью, пишет Д.Б. Эльконин. Через содержание игры ребенок приобщается к жизни взрослых. По определению, ролевая игра детей дошкольного возраста в развернутом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых людей и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых. Такую характеристику сюжетно-ролевой игре дает Д.Б. Эльконин. Вслед за Д.Б. Элькониным мы будем говорить о структуре игры, о динамике ее структурных компонентов, в которую собственно и вплетено психическое развитие ребенка. Вопрос о роли игры в детском развитии на данной возрастной ступени чрезвычайно важен и интересен, а потому и достаточно велик по объему. Однако интересны разработки в этом плане и А.Н. Леонтьева. Работы А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина составят основу нашего изложения об игре как ведущем виде деятельности.

Структура сюжетно-ролевой  игры в развернутом ее виде:

Под развернутым видом  сюжетно-ролевой игры понимают состояние игры к моменту полного оформления, какое она занимает у ребенка старшего дошкольного возраста. Структурными компонентами сюжетно-ролевой игры называют роль, сюжет, содержание, правило, игровые действия, игровые и реальные отношения, предметы-заместители, воображаемую ситуацию, партнера по игре.

Роль

Роль, которую берет на себя ребенок в процессе игры, Д.Б. Эльконин называет единицей игры, ее центром. Роль объединяет все стороны игры. Важный вопрос, который возникает в связи с этим, можно сформулировать так: «Каковы условия, при которых ребенок может взять на себя выполнение какой-либо роли?» При ответе на поставленный вопрос следует учитывать три обстоятельства:

Во-первых, ребенок берет на себя роль лишь в том случае, если сфера действительности, которая отражена в сюжете игры, уже знакома ребенку. Основным же источником, откуда дети черпают сюжеты своих игр, является действительность. Знакомство с ней — главное условие возникновения сюжетно-ролевой игры. Ребенок играет только в магазин потому, что лишь эта сторона действительности ему знакома. Потому, что единственное место, куда он ходит с мамой, выйдя за пределы своей квартиры - магазин.

Во-вторых, знакомство с этой действительностью должно проходить таким образом, чтобы в центре ее стоял человек, его деятельность. Экскурсия в зоопарк описана в одной из работ Д.Б. Эльконина. Дети не играли в зоопарк, когда вернулись в группу. Тогда была предпринята вторая попытка повести детей в зоопарк, в ходе которой внимание детей обращалось на деятельность человека, на виды работ, которые он осуществляет, будучи работником зоопарка. Изменения, внесенные в содержание экскурсии, привели к желаемому результату. Дети стали играть в зоопарк.

 

Игровые действия

Взятые на себя роли взрослых и отношения между ними дети реализуют посредством игровых действий. Роль не может быть осуществлена без соответствующих действий. Ребенок именно потому кассир (начальник станции, буфетчик), подчеркивает Д.Б. Эльконин, что он продает билеты, объявляет об отправлении поезда, дает разрешение машинисту, торгует печеньем и т.д. Роль и связанные с ней действия определяют все остальные стороны сюжетно-ролевой игры: бумажки становятся деньгами и билетами для выполнения роли пассажиров и кассира. Взяв на себя функцию взрослого человека, ребенок воспроизводит его деятельность очень обобщенно, в символическом виде. Игровые действия — это действия, свободные от операционально-технической стороны, это действия со значениями, они носят изобразительный характер.

Информация о работе Межличностное общение старших дошкольников