Межличностное общение старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 08:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель: - формирование межличностного общения старших дошкольников
Задачи: - проанализировать литературу по теме исследования
- изучить межличностное общение старших дошкольников
- изучить игровую деятельность и её влияние на межличностное общение старших дошкольников

Содержание

Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Общение как вид деятельности ребенка дошкольного возраста
1.2. Вербальные и невербальные характеристики общения

1.3. Развитие общения детей и отношения ребенка к сверстнику

1.4. Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста

Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по дошкольному Завьялова.docx

— 54.96 Кб (Скачать файл)

Игровые и реальные отношения

В процессе игры выделены две формы отношений между детьми. Игровые отношения определяются ролями, потому что для самих играющих детей главное - выполнение взятой на себя роли. Особое место в структуре сюжетно-ролевой игры занимают и реальные отношения. Их место при переходе детей от младшего к среднему, а от него к старшему дошкольному возрасту изменяется. Все больше они уступают место отношениям игровым. И если в младшем школьном возрасте они постоянно вторгаются в ход игры, то в старшем дошкольном возрасте такое вмешательство невозможно. Отношения игровые полностью подчиняют себе реальные отношения детей.

Вместе с тем, затевая  игру и распределяя роли, дети, естественно, относятся друг к другу не как те или иные персонажи, а как товарищи, обращает внимание Д.Б. Эльконин. В процессе игры, когда отношения между детьми определяются взятыми ролями, они не перестают тем не менее относиться друг к другу как товарищи по игре. Как говорит Д.Б. Эльконин, они не теряют реального плана отношений друг с другом. Ребенок то и дело выходит из своей роли и становится на несколько секунд самим собой. Реальным коллективным отношениям в игре исследователи придают большое значение. Играющие дети представляют собой коллектив, связанный реальными связями, действующий в направлении осуществления единого замысла.

В игре дети легче согласуют  свои действия, подчиняются и уступают друг другу, так как это входит в содержание взятых ими на себя ролей. Но соподчинение и согласование действий определяются не только ролью, но и теми реальными отношениями, которые возникают между детьми в игровом коллективе. Эти реальные отношения внутри играющего коллектива требуют от каждого играющего хорошего и правильного выполнения свой роли. По мере того как дети научатся выполнять свои ролевые функции, эти требования, идущие непосредственно от коллектива и обнаруживающиеся в прямых указаниях его членов, все больше и больше свертываются. Но даже тогда, когда они внешне не выражены, они незримо присутствуют в каждой коллективной игре.

Предметы-заместители

В своей игре дети используют различного рода предметы. Это не только игрушки, предметы,

которые являются уменьшенными копиями предметов взрослого  мира (ложечки, лопатки, вилочки и т.д.), но и предметы-заместители.Это полифункциональные предметы. И, по мнению Д.Б. Эльконина, дети, как правило, в игре предпочитают использовать неоформленные предметы, за которыми не закреплено никакого действия.

Правила

В игре, отмечает Д.Б. Эльконин, впервые возникает новая форма удовольствия, которое испытывает ребенок, — радость от того, что он действует так, как требуют правила. Игра не является миром абсолютной свободы и произвольности, отмечает Д.Б. Эльконин. В ней действуют законы и правила. Они сходны с теми законами и правилами, которые есть в действительности. Всякая ролевая игра — это игра с правилами, имеющимися внутри роли, которую берет на себя ребенок. Наличие во всякой ролевой игре правил наиболее отчетливо проявляется в тех случаях, когда правило ролевого поведения вступает в конфликт с непосредственными желаниями ребенка, возникающими по ходу игры. Эксперименты показали, что подчинение детей правилу и отказ от мимолетных желаний постоянно сопутствуют ролевой игре. Так, в одной из экспериментальных ситуаций (игра в «дочки-матери»), описанных Д.Б. Элькониным, дети отводят своих «детей» в «детский сад» и должны там расстаться с привлекательной игрушкой, передав ее в руки других детей. Здесь налицо конфликт между правилом поведения «матери» и непосредственным желанием ребенка подержать как можно дольше в руках понравившуюся куклу.

С возрастом, отмечает Д.Б. Эльконин, устойчивость в подчинении правилу неизменно повышается. Между ролью и связанным с ней правилом тем не менее существуют закономерно изменяющиеся отношения. Д.Б. Эльконин сформулировал развитие игр в следующей формулировке: развитие игр идет от игр с развернутой системой действий и скрытыми за ними ролями и правилами к играм со свернутой системой действий, с ясно выраженными ролями, но скрытыми правилами и, наконец, к играм с открытыми правилами и скрытыми за ними ролями.

Содержание игры и его развитие

Указание на сюжет, отмечает Д.Б. Эльконин, еще не может характеризовать игру полностью, так как некоторые сюжеты могут встречаться и у младших и у старших детей. Простое указание на то, во что играют дети, еще не говорит о том, какую именно сторону действительности дети выделили в качестве основной.

Содержание игры — это  то, что выделено ребенком в качестве основного момента деятельности взрослых, отражаемой в игре. Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным стержнем является предметная деятельность людей, к играм, отражающим отношения между людьми, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и общественным отношениям между людьми.

Развитие содержания игр  выражает все более глубокое проникновение ребенка в жизнь окружающих его взрослых людей — через свое содержание и сюжет игра связывает ребенка сширокими общественными условиями, с жизнью общества.

 

 

Библиография:

 

1 автор

Арушанова А.Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011 с.80 (Модули Программы ДОУ).

1 автор

Бодалев, А. А. Личность и общение: Избранные труды/ А. А Бодалев. – М.: Педагогика, 2001. – 270.

1 автор

Венгер Л.А. Педагогика способностей. М.,1973.

 

2 автора и более

Василик, М. А. Основы теории коммуникации: учебник/ М. А. Василик, М. С. Вершинин, В. А. Павлов и др./ под  ред. проф. М. А. Василика. – М.: Гардарики, 2006. – 615 с.

1 автор 

 Голованова, Н. Ф. Социализация  и воспитание ребенка./ Н. Ф.  Голованова. СПб.: Речь, 2004. - 272 с.

1 автор

 Лисина, М. И. Общение  и речь/ М. И. Лисина. – М.: Педагогика, 1985. – 208 с.


Информация о работе Межличностное общение старших дошкольников