Межличностные отношения в группах и коллективах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 09:08, реферат

Краткое описание

Человек – социальное существо, его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с людьми. Социальная психология изучает, как люди общаются и взаимодействуют друг с другом, что они думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу, выявляет, как социальные условия влияют на поведение людей.
Для структурирования многочисленных результатов исследований по межличностному взаимодействию используется системный подход, элементами которого являются субъект, объект и процесс межличностного взаимодействия.

Вложенные файлы: 1 файл

Межличностные отношения в различных группах и коллективах.docx

— 33.95 Кб (Скачать файл)

Межличностные отношения  в различных группах и коллективах. Сравнительный анализ

Контрольная  работа по социальной психологии

Выполнила Ткачева Ольга  Юрьевна, курс II

Институт последипломного  образования Одесского национального  университета им. И.И.Мечникова

Одесса – 2003 г.

Вступление.

Человек – социальное существо, его  жизнь и развитие невозможны без  общения и взаимодействия с людьми. Социальная психология изучает, как  люди общаются и взаимодействуют  друг с другом, что они думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу, выявляет, как социальные условия влияют на поведение людей.

Для структурирования многочисленных результатов исследований по  межличностному взаимодействию используется системный подход, элементами которого являются субъект, объект и процесс межличностного взаимодействия.

В содержательном плане рассматриваются  три основные задачи межличностного взаимодействия: межличностное восприятие и понимание человека, формирование межличностных отношений и оказание психологического воздействия.

Эффективность восприятия связана  с социально-психологической наблюдательностью  – свойством личности, позволяющем  ей улавливать в поведении человека малозаметные, но существенные для  его понимания особенности.

Особенности воспринимающего зависят  от пола, возраста, национальности, темперамента, состояния здоровья, установок, опыта  общения, профессиональных и личностных особенностей и др. Женщины, по сравнению  с мужчинами, точнее идентифицируют эмоциональные состояния и межличностные  отношения людей. С возрастом  легче дифференцируются эмоциональные  состояния. Человек воспринимает окружающий его мир через призму своего национального  образа жизни. Успешнее определяют различные  психические состояния и межличностные  отношения те люди, которые имеют  более высокий уровень социального  интеллекта.

Объектом познания является как  физический, так и социальный облик  человека. При восприятии фиксируется  первоначально физический облик, к  которому  относятся анатомические, физиологические, функциональные и паралингвистические  характеристики. Однозначные эмоции несложно дифференцировать, а смешанные и слабовыраженные психические состояния распознаются гораздо труднее.

Социальный облик предполагает социальное оформление внешности, речевые, экстралингвистические, проксемические и деятельностные характеристики. Социальное оформление внешности включает одежду человека, его обувь, украшения и  другие аксессуары. Проксемические особенности  общения относятся к расстоянию между общающимися и их взаимному  расположению. Экстралингвистические  особенности речи предполагают своеобразие  голоса, тембр, высоту и т.д. при восприятии человека социальные особенности, по сравнению с физическим обликом, наиболее информативны.

Процесс познания человека включает механизмы, искажающие представления  о воспринимаемом, механизмы межличностного познания, обратную связь от объекта  и условия, в которых происходит восприятие. Механизмы, искажающие формирующийся  образ воспринимаемого, ограничивают возможность объективного познания людей. Наиболее значимыми из них  являются : механизм первичности, или  новизны; механизм проекции; механизм стереотипизации; механизм этноцентризма.

Для восприятия человека и его понимания  субъект неосознанно выбирает различные  механизмы межличностного познания. Основным является механизм интерпретации (соотнесения) личностного опыта  познания людей вообще с восприятием  данного человека. Механизм идентификации  в межличностном познании представляет отождествление себя с другим человеком. Субъект также использует механизм каузальной атрибуции (приписывание воспринимаемому  определенных мотивов и причин, объясняющих  его поступки и другие особенности). Механизм рефлексии другого человека в межличностном познании включает осознание субъектом того, как  он воспринимается объектом. При межличностном  восприятии и понимании объекта  существует достаточно строгий порядок  функционирования механизмов  межличностного познания.

В ходе межличностного познания субъект  учитывает поступающую к нему по различным сенсорным каналам  информацию, свидетельствующую об изменении  состояния партнера по общению. Обратная связь от объекта восприятия выполняет  для субъекта осведомительную и  корригирующую функцию в процессе восприятия объекта.

К условиям восприятия человека человеком  относятся ситуации, время и место  общения. Сокращение времени при  восприятии объекта снижает возможность  воспринимающего получить достаточную информацию о нем. При длительном и тесном контакте у оценивающих начинают проявляться снисходительность и фаворитизм.

Функции и структура  общения.

Общение – специфическая форма  взаимодействия человека с другими  людьми как членами общества; в  общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяют три взаимосвязанных  стороны: коммуникативная сторона  общения состоит в обмене информацией  между людьми; интерактивная сторона  заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать  действия, распределить функции или  повлиять на  настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

В процедуре общения выделяют следующие  этапы :

1. Потребность в общении (необходимо  сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и  т.п.) – побуждает человека вступить  в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях общения,  в ситуации общения.

3. Ориентировка в личности собеседника.

4. Планирование содержания своего  сообщения – человек представляет  себе (обычно бессознательно), что  именно скажет.

5. Бессознательно (иногда сознательно)  человек выбирает конкретные  средства, фразы, которыми будет  пользоваться, решает как говорить, как себя вести.

6. Восприятие и оценка ответной  реакции собеседника, контроль  эффективности общения на основе  установления обратной связи.

7. Корректировка направления, стиля,  методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов  общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным  интеллектом», «практически-психологическим  умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».

Коммуникация – процесс двустороннего  обмена информацией, ведущей ко взаимному  пониманию. Чтобы убедиться в  успехе коммуникации, необходимо иметь  обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

Коммуникативная компетентность –  способность устанавливать и  поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной  коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения. Коммуникативная компетентность рассматривается  как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной  коммуникации в определенном круге  ситуаций межличностного взаимодействия.

Психология взаимодействия людей.

В качестве клеточки анализа социальной психологии рассматривают ситуацию взаимодействия двух и более людей.

Взаимодействие – это действие индивидов, направленных друг к другу. Такое действие может быть рассмотрено  как совокупность способов, применяемых  человеком для достижения определенных целей – решения практических задач или реализации ценностей.

Социальная жизнь возникает  и развивается ввиду наличия  зависимостей между людьми, что создает  предпосылки взаимодействия людей  друг с другом. Люди вступают во взаимодействие, так как зависят друг от друга. Социальная связь – это зависимость  людей, реализованная через социальное действие, осуществляемое с ориентацией  на других людей, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера. В социальной связи можно выделить:

- субъекты связи (два человека  или тысячи людей);

- предмет связи (по поводу  чего осуществляется связь);

- механизм регулирования взаимоотношений.

Прекращение связи может происходить  при изменении или утрате предмета связи, либо при несогласии участников связи с принципами ее регулирования. Социальная связь может выступать в виде социального контакта (связь между людьми поверхностна, мимолетна, партнер по контакту может быть легко заменен другим человеком) и в виде взаимодействия (систематические, регулярные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне определенную ответную реакцию со стороны партнера, причем ответная реакция порождает новую реакцию воздействующего). Социальные отношения – это устойчивая система взаимодействия между партнерами, имеющая самовозобновляющийся характер.

Межличностные отношения.

Пожизненная зависимость людей  друг от друга помещает проблему человеческих взаимоотношений в самую сердцевину существования человека. Люди имеют  сильнейшую потребность в присоединенности: входить с другими людьми в  продолжительные тесные взаимоотношения, гарантирующие позитивные переживания  и результаты.

Эта потребность, будучи обусловлена  биологически-социальными причинами, способствует выживанию человека:

- наши предки были связаны  круговой порукой, обеспечивавшей  групповое выживание (и на охоте,  и при возведении жилищ десять  рук лучше одной);

- социальная связанность детей  и воспитывающих их взрослых  обоюдно повышает их жизнеспособность;

- найдя родственную душу –  человека, который поддерживает  нас и  которому мы можем довериться, мы чувствуем себя счастливыми, защищенными, жизнестойкими;

- потеряв родственную душу, взрослые  чувствуют ревность, одиночество,  отчаяние, боль, гнев, замкнутость в  себе, обездоленность.

Человек – в самом деле общественное, социальное существо, живущее в условиях взаимодействия и общения с людьми.

Можно выделить разнообразные формы  межличностного взаимодействия: привязанность, дружба, любовь, соревнование, уход, времяпровождение, операция, игра, социальное влияние, подчинение, конфликты, ритуальное взаимодействие и др. Различные  формы взаимодействия людей характеризуются специфическими позициями.

Ритуальное взаимодействие – одна из распространенных форм взаимодействия, которое строится по определенным правилам, символически выражая реальные социальные отношения и статус человека в  группе и обществе. Ритуал выступает  как специальная форма взаимодействия, придуманная людьми для удовлетворения потребности в признании. Ритуальное взаимодействие идет с позиции «родитель-Родитель». Ритуал обнаруживает ценности группы, люди выражают ритуалом то, что более  всего трогает их, что составляет их социальные ценностные ориентации.

Ритуальные действия важны для  осуществления преемственности  между различными поколениями в  той или иной организации, для  поддержания традиций и передачи накопленного опыта через символы. Ритуальное взаимодействие – это  и своеобразный праздник, оказывающий  глубокое эмоциональное воздействие  на людей, и мощное средство поддержания  стабильности, прочности, преемственности  социальных связей, механизм сплочения людей, повышения их солидарности. Ритуалы, обряды, обычаи способны запечатлеваться на подсознательном уровне людей, обеспечивая глубокое проникновение определенных ценностей в групповое и индивидуальное сознание, в родовую и личную память.

Ритуал – это жестко фиксированная  последовательность трансакций, причем трансакции производятся с Родительской позиции и обращены к Родительской позиции, позволяя людям почувствовать  себя признанными. Если потребность  человека не реализуется, то начинает развиваться агрессивное поведение. Ритуал как раз и призван снять  эту агрессию, удовлетворить потребность  в признании хотя бы на минимальном  уровне.

В следующем виде взаимодействия –  операциях – трансакция осуществляется с позиций «Взрослый-Взрослый». С  операциями мы встречаемся ежедневно: это прежде всего взаимодействия на работе, учебе, а также приготовление  пищи, ремонт квартиры и пр. Успешно  проведя операцию, человек подтверждает свою компетентность и получает подтверждение  окружающих.

Трудовое взаимодействие, распределение  и выполнение профессиональных, семейных функций, умелое и эффективное осуществление  этих обязанностей – вот те операции, которые заполняют жизнь.

Соревнование – форма социального  взаимодействия, при которой имеется  четко определенная цель, которая  должна быть достигнута, все действия различных людей соотнесены друг с другом с учетом этой цели таким  образом, что они не вступают в  конфликт; при этом и сам человек  не вступает в конфликт с самим  собой, придерживаясь установки  другого игрока команды, но тем не менее человеку присуще желание  добиться лучших результатов, чем другие члены команды. Поскольку человек  принимает установки других людей  и позволяет этой установке других определять, что он совершит в следующий  момент, с учетом какой-то общей цели, поскольку он становится  органическим членом своей группы, общества, принимая мораль этого общества и становясь значимым его членом.

В ряде случаев человек, находясь с  другими людьми в одном помещении  и выполняя вроде бы совместную деятельность, мысленно пребывает в совершенно ином месте, мысленно беседует с воображаемым собеседниками, мечтает о своем- такое специфическое взаимодействие называют уходом. Уход – довольно обычная  и естественная форма взаимодействия, но все же чаще к ней прибегают  люди с проблемами в области межличностных  потребностей. Если у человека не остается других форм взаимодействия, кроме  ухода, то это уже патология-психоз.

Информация о работе Межличностные отношения в группах и коллективах