Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 09:08, реферат
Человек – социальное существо, его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с людьми. Социальная психология изучает, как люди общаются и взаимодействуют друг с другом, что они думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу, выявляет, как социальные условия влияют на поведение людей.
Для структурирования многочисленных результатов исследований по межличностному взаимодействию используется системный подход, элементами которого являются субъект, объект и процесс межличностного взаимодействия.
Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством, но они выполняют функции: 1) социального сравнения; 2) нормативную функцию.
По характеру и формам организации деятельности выделяют:
- неорганизованные или случайно
организованные группы, которые
характеризуются добровольным
- ассоциация – группа, в которой
взаимоотношения опосредуются
- кооперация – группа, отличающаяся
реально действующей
- корпорация – это группа, объединенная
только внутренними целями, не
выходящими за ее рамки,
- коллектив – устойчивое во
времени организационная
Таким образом, реальные человеческие группы отличаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественному значению. По мере увеличения размера группы возрастает роль ее лидера. В группах распределение власти тесно связано с характером коммуникаций, обмена информацией и идеями.
Заключение
Таким образом, главная задача, которая
стоит перед социальной психологией,
- раскрыть конкретный механизм «вплетения»
индивидуального в ткань
Практическая часть
Составление социально-психологического портрета личности.
Было обследовано трое взрослых людей – участник А, 20 лет, студент морской академии; участник В, 29 лет, бизнесмен; участник С, 37 лет, врач.
Тест «Дерево» - всем участникам был предложен бланк с изображением дерева, на котором расположены фигурки людей с номерами. Тестируемым предложили сначала рассадить на дереве окружающих их людей, а затем отметить свое месторасположение на данном рисунке. Были получены следующие результаты:
- участник А предстал как
личность с установкой на
- участник В предстал как
личность с установкой на
- участник С предстал как
личность общительная,
Следующий тест, который был проведен с этими же участниками, назывался «Несуществующее животное». Всем участникам был предложен лист бумаги и черно-белый карандаш с предложением нарисовать несуществующее животное с их точки зрения. Были получены следующие результаты:
Участник А – личность с высокой
самооценкой; с тенденцией к самоутверждению;
вербальной агрессией, в большинстве
случаев защитной; заинтересованной
в получении информации; обладает
основательностью и рациональностью
в принятии решений; самостоятельна;
энергична; имеет положительное
отношение к собственным
Участник В – личность заинтересованная в получении информации; самостоятельная; имеет своеобразие установок и суждений, положительное отношение к собственным действиям; уверенная в себе; астеничная; рациональная;
Участник С – личность с истероидно-демонстративными манерами; заинтересованная в восхищении окружающих ее внешней красотой и манерой одеваться, чему придается большое значение; болтлива; заинтересована в получении информации; обладает защитой, спонтанной агрессией, эмоциональной незрелостью, проявляет замкнутость своего внутреннего мира, а также склонна к демонстративности и фантазированию.ъ
Список литературы
Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. М., 1983.
Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988.
Кричевский Р.Л. Психология малой группы. М., 1981.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. Феникс, 2002.
С. Мадди. Теории личности: сравнительный анализ, Питер, 2002.
Дата добавления:
20.05.2004
Читать полностью:http://www.km.ru/
Информация о работе Межличностные отношения в группах и коллективах