Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 09:08, реферат
Человек – социальное существо, его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с людьми. Социальная психология изучает, как люди общаются и взаимодействуют друг с другом, что они думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу, выявляет, как социальные условия влияют на поведение людей.
Для структурирования многочисленных результатов исследований по межличностному взаимодействию используется системный подход, элементами которого являются субъект, объект и процесс межличностного взаимодействия.
Следующий тип одобряемых фиксированных
взаимодействий - времяпрепровождение,
обеспечивающие хотя бы минимум приятных
ощущений, знаков внимания, «поглаживания»
между взаимодействующими людьми. Времяпрепровождение
– фиксированная форма
Устойчивое взаимодействие людей
может быть обусловлено появлением
взаимной симпатии – аттракции. Тесные
взаимоотношения, обеспечивающие дружескую
поддержку и чувство, связаны
с ощущением счастья. Исследования
показали, что тесные положительные
взаимоотношения улучшают здоровье,
уменьшают вероятность
Если двух и более людей многое
связывает, формируется фактор близости,
если их связи улучшаются, они делают
друг для друга приятное - формируется
симпатия; если они видят друг в
друге достоинства, признают право
за собой и другими быть такими,
какие они есть, - формируется
уважение. Такие формы взаимодействия,
как дружба и любовь, удовлетворяют
потребность людей в приятии.
Дружба и любовь внешне похожи на времяпровождение,
однако здесь всегда присутствует четко
фиксированный партнер, по отношению
к которому испытывается симпатия.
Дружба включает фактор симпатии и
уважения, любовь отличается от дружбы
усиленным сексуальным
Игра – это искаженный способ взаимодействия, потому что все межличностные потребности человека преобразуются в одну – в потребность контроля, и тогда человек прибегает к силе, если хочет признания, прибегает к силе, если хочет приятия. Независимо от вида потребности и жизненной ситуации игра предлагает только силовой вариант решения. Игры – это стереотипизированная серия взаимодействий, приводящих к заранее предсказуемому предопределенному результату, это серия манипуляций, которые призваны изменить поведение другого человека в нужную для инициатора трансакций сторону без учета желаний этого другого. Игры, в отличие от всех других видов взаимодействий – нечестные взаимодействия, поскольку включают ловушки, подначки, расплаты.
Игры отличаются от других способов структурирования времени двумя параметрами: 1) скрытыми мотивами, 2) наличием выигрыша.
Социальное влияние имеет
В связи с проблемой социального
влияния следует различать
Распространенная форма
Взаимодействие в группе.
Одной из общих форм социального взаимодействия выступает социальная группа, в которой поведение и социальный статус каждого члена в ощутимой степени обусловлены деятельностью и существованием других членов.
Взаимозависимость сторон в процессе взаимодействия может быть равной или одна из сторон может сильнее влиять на другую – следовательно, можно выделить одно- и двустороннюю интеракцию. Интеракция может охватывать как все сферы человеческой жизнедеятельности (тотальная интеракция), так и только какую-то одну специфическую форму или «сектор» деятельности. В независимых секторах люди могут не оказывать никакого влияния друг на друга.
Интенсивность взаимодействия характеризует
степень зависимости
Началом любой интеракции является
возникновение влияния одной
стороны на поведение и психологию
другой. Интеракция продолжается до тех
пор, пока это влияние существует,
при этом неважно – встречаются
индивиды или нет. Только когда сама
память или мысль о существовании
одной стороны перестает
Направление взаимоотношений может
быть солидарным, антагонистичным или
смешанным. При солидарной интеракции
стремления и усилия сторон совпадают.
Если желания и усилия сторон находятся
в конфликте, то это – антагонистическая
форма интеракции, если они совпадают
только отчасти – это смешанный
тип направления
Можно выделить организованные и неорганизованные взаимодействия: интеракция организована, если отношения сторон, их действия сложились в определенную структуру прав, обязанностей, функций и опираются на некую систему ценностей.
Неорганизованные интеракции – когда отношения и ценности находятся в аморфном состоянии, поэтому права, обязанности, функции, социальные позиции не определены.
Выделяют следующие типы социального
взаимодействия: организованно-
В длительно существующих организованных группах выделяют три типа взаимоотношений: семейный тип (интеракции тотальны, экстенсивны, интенсивны, солидарны по направлению и продолжительны, характерно внутреннее единство членов группы), договорный тип (ограниченность по времени действия сторон, взаимодействующих в рамках договорного сектора, солидарность отношений эгоистична и направлена на получение взаимной выгоды, удовольствия или даже на получение «как можно большего за меньшее», при этом другая сторона рассматривается не как союзник, а как некий «инструмент», который может оказать услугу, принести прибыль и т.п.); принудительный тип (антагонизм отношений, различные формы принуждения: психологическое принуждение, экономическое, физическое, идеологическое, военное).
Переход от одного типа к другому может происходить плавно и непредсказуемо. Часто наблюдаются смешанные типы социальных взаимодействий – частично договорные, семейные, принудительные.
Социальные взаимодействия выступают
как социокультурные: одновременно
протекают три процесса: взаимодействие
норм, ценностей, стандартов, содержащихся
в сознании человека и группы; взаимодействие
конкретных людей и групп; взаимодействие
материализованных ценностей
В зависимости от объединяющих ценностей можно выделить следующие группы6
-«односторонние» группы, построенные
на одном ряде основных
- «многосторонние» группы, построенные
вокруг комбинации нескольких
рядов ценностей: семья,
Итак, группа представлена как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и воспринимаются ее членами с точки зрения других людей. Группа имеет свою идентичность с точки зрения посторонних.
Первичные группы состоят из небольшого
числа людей, между которыми устанавливаются
устойчивые эмоциональные отношения,
личные взаимосвязи, основанные на их
индивидуальных особенностях. Вторичные
группы образуются из людей, между которыми
почти отсутствуют
Люди вступают в группы по ряду причин:
группа выступает как средство биологического выживания;
как средство социализации и формирования психики человека;
как способ выполнения определенной работы, которую невозможно выполнить одному человеку;
как средство удовлетворения потребности человека в общении, в ласковом и доброжелательном отношении к себе, в получении социального одобрения, уважения, признания, доверия;
как средство ослабления неприятных чувств страха, тревоги;
как средство информационного, материального и прочего обмена.
Общение, взаимодействие людей происходит в разнообразных группах. Под группой понимается совокупность элементов, имеющих нечто общее.
Выделяют несколько
Реальные группы людей, реально
существующие как общности в определенном
пространстве и времени, характеризуются
тем, что ее члены связаны между
собой объективными взаимоотношениями.
Реальные человеческие различаются
по величине, внешней и внутренней
организации, назначению и общественному
значению. Контактная группа объединяет
людей, имеющих общие цели и интересы
в той или иной области жизни
и деятельности. Малая группа –
это достаточно устойчивое объединение
людей, связанных взаимными
Малая группа – немногочисленная группа людей (от трех до пятнадцати человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработки групповых норм и развитию групповых процессов.
При большом количестве людей группа, как правило, разбивается на подгруппы. Отличительные признаки малой группы: пространственное и временное соприсутствие людей. Это соприсутствие людей дает возможность контактов, которые включают интерактивные, информационные, перцептивные аспекты общения и взаимодействия. Перцептивные аспекты позволяют человеку воспринимать индивидуальность всех других людей в группе; и только в этом случае можно говорить о малой группе.
I – Взаимодействие – активность каждого, это одновременно стимул и реакция на всех остальных.
II – Наличие постоянной цели совместной деятельности.
Реализация общей цели как некоего предвосхищаемого результата какой-либо деятельности способствует в некотором смысле реализации потребностей каждого и в то же время соответствует общим потребностям. Цель как прообраз результата и начальный момент совместной деятельности определяет динамику функционирования малой группы. Можно выделить три рода целей:
ближние перспективы, цели, которые быстро во времени реализуются и выражают потребности это группы;
вторичные цели – более длительны
во времени и выводят группу на
интересы вторичного коллектива (интересы
предприятия или школы в целом)
дальние перспективы объединяют первичную группу с проблемами функционирования социального целого. Общественно ценное содержание совместной деятельности должно стать личностно значимым для каждого члена группы. Важна не столько объективная цель группы, сколько ее образ, т.е. то, как она воспринимается членами группы. Цели, характеристики совместной деятельности цементируют группу в одно целое, определяют внешнюю формально-целевую структуру группы.
III. Наличие в группе
IV. разделение и дифференциация
персональных ролей (
V. наличие эмоциональных
VI. выработка специфической
Группа имеет следующие
Группе присущи следующие
По психологическим
Информация о работе Межличностные отношения в группах и коллективах