Межличностные отношения в медицинском коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 10:09, курсовая работа

Краткое описание

В отечественной социальной психологии термин «психологический климат» впервые использовал Н.С. Мансуров, который изучал производственные коллективы (30,С.127). Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М. Шепель .

Содержание

1.Введение ………………………………………………………………………..2
2Межличностные отношения в медицинском коллективе…………….......5
2.1Межличностные отношения как видовое понятие ……………………..5
2.2 Психодиагностика межличностных отношений………………………. 6
2.3 Оценка межличностных отношений в медицинском коллективе …..7
3 Нарушения межличностных отношений в медицинском коллективе……………………………………………………………………….8
4 Причины нарушений межличностных отношений …………………….10
5 Тест……………………………………………………………………………. 17
6 Заключение……………………………………………………………………23
7 Литература ……………………………………………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по соц.психологии.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)


Министерство образования  Российской Федерации

Международный институт компьютерных технологий

 

 

 

 

 

Экономический факультет

 

Кафедра гуманитарных наук и психологии

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Социальная  психология»

 

 

Тема «Межличностные отношения в медицинском коллективе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Выполнил студент группы ПЗ-101с  Павленко О.А.

                                             Проверил доц Хуторная М.Л.

 

 

 

 

 

 

Воронеж 2012

 

Содержание

1.Введение ………………………………………………………………………..2

2Межличностные отношения в медицинском коллективе…………….......5

2.1Межличностные  отношения как видовое понятие ……………………..5

2.2 Психодиагностика  межличностных отношений………………………. 6

2.3 Оценка межличностных  отношений в медицинском коллективе …..7

3 Нарушения межличностных отношений  в медицинском коллективе……………………………………………………………………….8

4 Причины нарушений межличностных отношений  …………………….10

5 Тест……………………………………………………………………………. 17

6 Заключение……………………………………………………………………23

7 Литература ……………………………………………………………………27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В отечественной социальной психологии термин «психологический климат»  впервые использовал Н.С. Мансуров, который изучал производственные коллективы (30,С.127). Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М. Шепель .

Психологический климат, по его мнению – это эмоциональная  окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей.Социально-психологический климат является комплексной психологической характеристикой, отражающей состояние взаимоотношений и степень удовлетворенности сотрудников различными факторами жизнедеятельности коллектива, служб и подразделений организации.Часто суть социально-психологического климата сводят к следующим психологическим явлениям:

- состоянию коллективного  сознания;

- отражению особенностей  взаимодействия людей;

- эмоционально-психологическому  настрою группы;

- настроению группы;

- состоянию группы;

- психологическому единству членов группы;

- взаимоотношениям в  группах и коллективах и др.

Формирование благоприятного социально-психологического климата  трудового коллектива является одним  из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции, в нашем случае это качественные медицинские услуги. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. От уровня оптимальности социально-психологического климата каждого отдельного трудового коллектива во многом зависит и общая социально-политическая, идеологическая атмосфера общества, страны в целом.

Для сотрудников любой  организации нужно относиться к  своей работе ответственно и добросовестно, что значительно влияет на производительность труда и качество выпускаемой продукции, это в свою очередь повышает спрос на выпускаемую продукцию. От сотрудников требуются психологическая устойчивость и способность приспосабливаться к постоянным изменениям в структуре руководства и функциональных обязанностей. От уровня оптимальности социально-психологического климата в каждом отдельном коллективе во многом зависит атмосфера отношений между сотрудниками.

Благоприятная атмосфера  в группе не только продуктивно влияет на результаты ее, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные.

Актуальность данной проблемы диктуется запросами практики, обусловленными усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой деятельности и актуальными проблемами эффективности организации управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, использования воспитательных и психотерапевтических воздействий, влияющих на самочувствие и производственные показатели. Соответственно, каков будет социально-психологический климат в организации, таков будет результат деятельности самой организации.

Целью исследования является анализ социально-психологического климата  коллектива медицинского персонала  центральной районной больницы.

Объект исследования – характеристики социально-психологического климата в коллективе медработников.

Предмет исследования –  условия, благоприятствующие развитию положительных характеристик социально-психологического климата.

В качестве гипотез нами были сформулированы следующие предположения:

1) медицинский коллектив  данного учреждения характеризуется  благоприятным социально-психологическим  климатом;

2) медработники, более положительно оценивающие социально-психологический климат в собственном коллективе, склонны к компромиссам в конфликтных ситуациях;

3) социально-психологический  климат взаимосвязан с уровнем  конфликтности и эмоциональной  характеристикой коллектива.

Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы мы определили следующие задачи:

1.Сконструировать программу изучения социально-психологического климата и условий его развития;

2.Провести диагностику социально-психологического климата в коллективе медработников;

3.Дать характеристику социально-психологического климата в исследуемой организации;

4.По итогам исследования сформулировать условия оптимизации социально-психологического климата в коллективе центральной районной больницы;

5.Сформулировать рекомендации по управлению социально-психологическим климатом в исследуемом коллективе.

Для изучения социально-психологического климата в коллективе были выбраны  следующие методики: бланковые - тест К.Томаса; экспресс-методика по изучению социально-психологического климата  в трудовом коллективе О.С. Михалюк  и А.Ю. Шалыто

В работе решены вопросы по следующим дисциплинам:

1.Организация как социальная группа.

2.Социально-психологический климат организации и его специфика в коллективе медицинского персонала.

3.Организационные конфликты и пути их преодоления.

4.Психология управления социально-психологическим климатом в коллективе.

5.Психодиагностические методы исследования социально психологического климата.

6.Анализ управления социально-психологическим климатом в организации.

2 Межличностные  отношения  в медицинском коллективе

«Отношение межличностное»-субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе деятельности совместной и общения. Система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и пр. диспозиций, через кои люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредуются содержанием, целями, ценностями и организацией деятельности совместной и выступают основой формирования климата социально-психологического в коллективе". Так определяется понятие "межличностные отношения" в "Словаре практического психолога".

В отечественной психологии существует множество мнений по поводу того, какое место занимают межличностные  отношения в реальной системе  жизнедеятельности людей. И естественно, в первую очередь необходимо упомянуть о В.Н.Мясищеве, который считал, что самое главное, что определяет личность - "...ее отношения к людям, являющиеся одновременно взаимоотношениями...". Анализируя "месторасположение" межличностных отношений в социально-психологической литературе, Г.М.Андреева отмечает, что их рассматривают ,прежде всего относительно системы общественных отношений: в одном ряду, в основании или на самом верхнем уровне общественных отношений; как отражение в сознании общественных отношений., Сама же она утверждает, что: "...природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений. возникающих внутри каждого вида общественных отношений, не вне их...".

2.1 Рассматривая межличностные отношения как видовое понятие по отношению к родовому "психологические отношения" (в соответствии с концепцией В.Н.Мясищева), Н.Н.Обозов отмечает: "Межличностные отношения - всегда "субъект-субъектные" связи". Они характеризуются постоянной взаимностью и изменчивостью (что обусловливается активностью не только одной из сторон).

Исходя из таких критериев, как глубина отношения, избирательность  в выборе партнеров, функции отношений, Н.Н.Обозов предлагает (не претендуя  на полноту и законченность) следующую классификацию межличностных взаимоотношений: отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные и деструктивные отношения.

Выделяя в структуре  личности несколько уровней характеристик (общевидовые, социокультурные, психологические, индивидные), он отмечает: "...Разные виды межличностных взаимоотношений предполагают включение в общение тех или иных уровней характеристик личности...". Поэтому главным критерием он считает меру, глубину вовлечения личности в отношения.

2.2 Для практического психолога огромное значение имеет психодиагностика межличностных отношений. В настоящее время в психологии существует довольно большое количество конкретных методик, позволяющих их исследовать. В.Б.Быстрицкас и Г.Т.Хоментаускас отмечают следующие основания для систематизации этих методик:

- на основании объекта  (диагностика отношений между  группами, внутригрупповых процессов,  диадных отношений и т.д.);

- на основании задач,  решаемых исследователем (выявления  групповой сплоченности, совместимости и т.д.);

         на оснвании структурных особенностей используемых методик (опросники, проективные методики, социометрия и т.д.);

          на основании исходной точки отсчета диагностики межличностных отношений (методики субъективных предпочтений и др.).

2.3 При этом они отмечают: "...Оценка межличностных отношений в разных подходах опирается на различные психические детерминанты личности... Таким образом, исследователь всегда ставится перед проблемой выбора "глубины" методики, что требует от него точного осознания того, на механизмах какой психологической реальности построена методика...". Опираясь на данный критерий, авторы приводят краткий обзор следующих групп методик:

диагностика межличностных  отношений на основе субъективных предпочтений. Традиционная методика этой группы - социометрический тест Дж.Морено а также ряд его модификаций - например, аутосоциометрические методики. Отмечая методологические недостатки данной группы, авторы отмечают следующее: "...сознательная оценка вследствие социальных установок, отношения к самому процессу исследования или в следствии влияния процесса психической защиты... может кардинально измениться..." . И далее: "...становится, вообще, неясным, какие именно психологические реалии выявляют, скажем, социометрические техники в каждом индивидуальном случае...";

методики косвенной  оценки межличностных отношений. Авторы отмечают, что это - самая молодая и малоразработанная категория методических приемов исследования межличностных отношений. В ее основе лежат закономерности влияния эмоционального состояния на невербальное поведение (в основном - проксемическая оценка, т.е. выбор субъектом положения в пространстве относительно другого лица) и паралингвистические параметры. Среди недостатков - неразработанность и узость даваемой информации;

методики наблюдения и экспертной оценки интерпретации. Акцент здесь дается на объективное и обширное описание интеракции, которое впоследствии интерпретируется, исходя из определенных теоретических воззрений. Исследователь здесь имеет дело с многозначным психологическим материалом; его интерпретация более интегративна. более зависима от психологической теории, на которой стоит исследователь;

диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные  отношения. Созданы тесты и шкалы для измерения таких свойств, как стиль лидерства, авторитарность, совместимость, тревожность, личностные ценности и т.д. Авторы выделяют две наиболее удачные методики этой группы - "Калифорнийский психологический опросник личности"(СР) и методику Т.Лири. К сожалению, "...остается неясным, как соотносить разные уровни между собой...", - это авторское замечание касается последней методики. Т.о., детальный анализ не может дать синтезированного целостного образа картины межличностных отношений;

Информация о работе Межличностные отношения в медицинском коллективе