Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 10:09, курсовая работа
В отечественной социальной психологии термин «психологический климат» впервые использовал Н.С. Мансуров, который изучал производственные коллективы (30,С.127). Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М. Шепель .
1.Введение ………………………………………………………………………..2
2Межличностные отношения в медицинском коллективе…………….......5
2.1Межличностные отношения как видовое понятие ……………………..5
2.2 Психодиагностика межличностных отношений………………………. 6
2.3 Оценка межличностных отношений в медицинском коллективе …..7
3 Нарушения межличностных отношений в медицинском коллективе……………………………………………………………………….8
4 Причины нарушений межличностных отношений …………………….10
5 Тест……………………………………………………………………………. 17
6 Заключение……………………………………………………………………23
7 Литература ……………………………………………………………………27
а)меркантильные - мотивы
заработка средств
б)коммуникативные - мотивы общения с другими людьми;
в)мериториальные - мотивы
заслужить положительную
г)коллективистские - мотивы трудиться совместно с другими людьми;
д)мотивы полезности - желание трудиться на благо других, приносить пользу, быть необходимым и незаменимым в процессе совместной деятельности;
е)мотивы достижения - желание достигнуть цели, получить результат совместного труда, стремление к успеху, самоактуализации. Эмоциональность. Проявляется в эмоциональном отношении людей к взаимодействию, прежде всего в специфике эмоциональных, неформальных отношений в организации. Возникает при переживании людьми близких по направленности и интенсивности эмоциональных состояний. Групповые эмоции выражаются в сходных способах переживания членами организации одних и тех же событий, подобии настроений, особенностях эмоциональных взаимоотношений (симпатия, антипатия, дружба и пр.). Интенсивность и направленность эмоциональности группы может оказывать стимулирующее или подавляющее влияние на его эффективность.
Стрессоустойчивость.
Характеризует способность
Интегративность. Обеспечивает
необходимый уровень единства мнений,
согласованности действий, структурированности
обязанностей (функций). Высокая социально-
Организованность. Обусловленная
особенностями процессов
Таким образом, перечисленные
факторы эффективности
5 ,Тест.»Оцените психологический климат в Вашем коллективе» и экспресс методика оценки социально-психологического климата в трудовом коллективе
В ситуации конфликта:
1.А) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
Б) Чем обсуждать, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны.
2.А) Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б) Я пытаюсь уладить его с помощью всех интересов другого человека и моих собственных.
3.А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться
своего.
Б) Я иногда жертвую своими интересами
ради интересов другого человека.
4.А) Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б) Я стараюсь не задеть чувств другого
человека.
5.А) Улаживая спорную ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого человека.
Б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6.А) Я пытаюсь избежать неприятностей
для себя.
Б) Я стараюсь добиться своего.
7.А) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.
Б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8.А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться
своего.
Б) Я первым делом стараюсь определить
то, в чем состоят все затронутые интересы
и спорные вопросы.
9.А) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.
Б) Я предпринимаю все усилия, чтобы добиться своего.
10.А) Я твердо стремлюсь добиться своего.
Б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11.А) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
Б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
12.А) Зачастую я избегаю занимать позицию,
которая может
вызвать споры.
Б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.
13.А) Я предлагаю среднюю позицию.
Б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.
14.А) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
Б) Я пытаюсь показать другому преимущество моих взглядов.
15.А) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
Б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.
16.А) Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б) Я обычно пытаюсь
убедить другого в
17.А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться
своего.
Б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать
бесполезной напряженности.
18.А) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
Б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.
19.А) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
Б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, с тем чтобы со временем решить их окончательно.
20.А) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
Б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21.А) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к другому.
Б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22.А) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и позицией другого человека.
Б) Я отстаиваю свою позицию.
23.А) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
Б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24.А) Если позиция другого кажется мне очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.
Б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.
25.А) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.
Б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.
26.А) Я обычно предлагаю свою позицию.
Б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
27.А) Я зачастую стремлюсь избежать споров.
Б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28.А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться
своего.
Б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь
найти поддержку у другого.
29.А) Я предлагаю среднюю позицию.
Б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.
30.А)Я стараюсь не задевать чувств другого.
Б)Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы могли совместно добиться успеха.
Приложение 2
Экспресс-методика оценки социально-психологического климата в трудовом коллективе
1.Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны:
А)большинство членов нашего коллектива — хорошие симпатичные люди;
Б) в нашем коллективе есть всякие люди;
В) большинство членов нашего коллектива — люди малоприятные.
2. Думаете ли Вы, что было бы весьма неплохо, если бы члены Вашего коллектива жили неподалеку друг от друга?
1.нет;
2.скорее нет, чем да;
3.не знаю, не задумывался об этом;
4.скорее да, чем нет;
5.да, конечно.
3.Как Вам кажется, могли бы вы дать достаточно полную характеристику:
А)деловых качеств большинства членов коллектива ;
Б)личных качеств большинства членов коллектива .
1.нет;
2.пожалуй, нет;
3.не знаю, не задумывался об этом;
4.пожалуй, да;
5.да.
4. Цифра «один» на
приведенной ниже шкале
5. Если бы у Вас возникла возможность провести отпуск вместе с членами Вашего коллектива, то как бы Вы к этому отнеслись: А) это меня бы вполне устроило; Б) не знаю, не задумывался над этим; В) это меня бы совершенно не устроило.
6.Могли бы Вы с достаточной уверенностью определить, с кем охотно общаются по деловым вопросам большинство членов Вашего коллектива?
А) нет, не мог бы;
Б) не знаю, не задумывался об этом;
В) да, мог бы.
7.Какая атмосфера обычно преобладает в Вашем коллективе? На приведенной ниже шкале цифра «один» соответствует нездоровой атмосфере, а цифра «девять» — наоборот, атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения, понимания. Какой цифрой Вы бы охарактеризовали свой коллектив? 123456789
8.Как Вы думаете, если бы Вы по какой-либо причине долго не работали (болезнь, декретный отпуск, пенсия и т. п.), Вы бы стремились встречаться с членами Вашего коллектива?
1.нет;
2.скорее нет, чем да;
3.не знаю, не задумывался об этом;
4.скорее да, чем нет;
5.да, конечно.
Оцените социально-психологический климат в Вашем коллективе
Тест №2Ответы – «да», «нет», «затрудняюсь ответить».
Я оцениваю социально-психологический климат в своем рабочем коллективе
1. Удовлетворены ли
Вы отношениями в своем
2. Удовлетворены ли Вы работой? – Нет.
3.Вы испытываете удовлетворение, общаясь со своим руководителем?Нет.
4.Вам все нравится в расписании работы? – Нет.
5.Удовлетворены ли Вы заработной платой? – Нет.
6.Как Вы считаете, сплоченный ли у Вас коллектив? – Да.
7.Вы часто проводите совместный досуг с коллективом? – Нет.
8.Имеют ли место традиции в Вашем коллективе? – Да.
9.Можете ли Вы назвать деловые качества членов коллектива? – Нет.
10.Можете ли вы назвать личностные качества членов коллектива? Да. Ный 11.Сможете ли Вы охарактеризовать каждого члена коллектива по темпераменту и характеру? – Затрудняюсь ответить.
12.Хотели бы Вы работать в прежнем составе? – Да.
Оценка результатов:
«да» - 1 балл;
«затрудняюсь ответить» - 0,5 балла;
«нет» - 0 баллов.
ИТОГ - Общее количество баллов:
5 баллов – не совсем
благоприятный климат в
6 Заключение
«Какие еще межличностные отношения могут быть на работе? Работа есть работа. Нужно делом заниматься, а не ерундой». Эти или подобные слова часто можно слышать от «жестких», «деловых» руководителей – и в чем-то с ними нужно согласиться. На работе действительно нужно заниматься делом. Но невозможно заниматься делом долго и продуктивно – и при этом оставаться совершенно равнодушным к этому делу и к людям, с которыми мы этим делом совместно занимаемся.
Мы всегда как-то относимся к сути нашей работы, к распоряжениям начальства и поведению подчиненных, к тем людям, с которыми мы делим рабочие обязанности. Конечно, межличностное и деловое, функциональное общение – это две абсолютно разные, противоречащие друг другу реальности. Но это одновременно – и реальности, которые тесно связаны друг с другом, которые друг без друга не существуют.
Для того чтобы на деловые отношения перестали влиять чувства и желания людей – нужно полностью устранить людей из этих деловых отношений, заменить машинами. Об этом мечтали многие люди. Все эти мечты оказались утопией.Чувства и отношения приходится вплетать в функционирование, приходится мирить с ним. И это – задача вполне выполнимая. Выполнимая, если принимать во внимание законы развития межличностных отношений в их применении к менеджменту и психологии организаций. Вот несколько бесспорных истин, каждая из которых, так или иначе, касается данной темы.Люди, чувствующие себя хорошо, лучше работают и достигают более впечатляющих результатов.С этим утверждением вряд ли кто будет спорить, и из него следует очень важный для нас вывод: забота о хорошем самочувствии сотрудников выгодна для владельца (руководителя) предприятия.На работе часто приходится заниматься делами, нам неприятными, скучными и отнимающими много нашего личного времени.Неприятными вещами приходится заниматься и другим людям – причем характер и сила неприятных эмоций у разных людей различаются. Более того, то, что приятно одному человеку, может сильно не нравится начальству, подчиненным, или сослуживцам. Все люди стараются избегать того, что доставляет им неприятные эмоции – и заставить их делать это будет очень и очень сложно. Они будут отлынивать от такой работы.
Информация о работе Межличностные отношения в медицинском коллективе