Межличностные отношения в медицинском коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 10:09, курсовая работа

Краткое описание

В отечественной социальной психологии термин «психологический климат» впервые использовал Н.С. Мансуров, который изучал производственные коллективы (30,С.127). Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М. Шепель .

Содержание

1.Введение ………………………………………………………………………..2
2Межличностные отношения в медицинском коллективе…………….......5
2.1Межличностные отношения как видовое понятие ……………………..5
2.2 Психодиагностика межличностных отношений………………………. 6
2.3 Оценка межличностных отношений в медицинском коллективе …..7
3 Нарушения межличностных отношений в медицинском коллективе……………………………………………………………………….8
4 Причины нарушений межличностных отношений …………………….10
5 Тест……………………………………………………………………………. 17
6 Заключение……………………………………………………………………23
7 Литература ……………………………………………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по соц.психологии.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

методики исследования субъективного отражения межличностных отношений. Большинство этих методик - проективные. Они позволяют получить информацию о субъективном отражении индивидом межличностных отношений, себя в них, о его ожиданиях и психологическом смысле определенного способа реагирования субъекта. Эти моменты определяются некоторой совокупностью причин: историей отношений в целом, ситуацией, потребностями субъекта, личностными чертами общающихся. Подобные методики, несмотря на то, что они могут дать обширную и глубокую информацию о человеке, отличаются "большим удельным весом" субъективизма в интерпретации данных. Эффективность относится к важнейшим понятиям теории управления экономическими системами. В практической деятельности эффективность часто употребляется как синоним успешности, результативности, конкурентоспособности.  

3 Нарушения межличностных отношений в медицинском коллективе

Наиболее частым поводом  для обращения за психологической  помощью являются конфликты, кризисы, сложности в личных и семейных отношениях. Это может быть неудовлетворенность качеством имеющихся отношений, угроза их распада, уже осуществившийся разрыв, сомнения в выборе или в избраннике, измена - реальная или мнимая. Это может быть череда неудачных контактов, союзов, встреч, а также необъяснимое запустение личной жизни, одиночество, изоляция от внешнего мира - как добровольные, так и вынужденные.

С одной стороны, преобладание подобных вопросов среди звучащих в  кабинете психолога, психотерапевта, психоаналитика, говорит о принципиальной проблемности сферы человеческих отношений. Являясь результатом личностных вкладов двоих (и более) людей, отношения находятся в постоянной динамической трансформации, настройке, испытывают колебания мотиваций и чувств каждой из сторон, предъявляют все новые и усложненные требования к личностному потенциалу участников общения и, в результате, создают запутанные клубки противоречий и конфликтов. Более того, отношения людей, подобно всякому явлению этого мира, имеют свою этапность - от зарождения до угасания; к сожалению, невозможно полностью устранить трагические события, разлучающие партнеров, близких. А вопрос возможности длительных глубоких отношений взаимоудовлетворительной привязанности остается одним их самых интригующих в человеческой истории: тема любви - то стремительной, то вечной - не перестает привлекать умы и сердца представителей множества и множества поколений. Вообще, благополучие в личной жизни - коренная составляющая понятия человеческого счастья, и в этом качестве непременно будет оставаться предметом постоянной заботы и усилий со стороны каждого человека.

В то же время именно на встречах в рамках психологических  консультаций, посвященных проблемам  в личных отношениях, нередко можно  услышать, по сути, магический запрос - просьбу вернуть партнера, сделать так, чтобы "он изменился" или "стал, как прежде". Подобные - по-человечески понятные - желания отражают крайнюю точку в следующем понимании межличностного взаимодействия: сами отношения и другой человек воспринимаются исключительно как предмет собственных потребностей, история отношений - как череда удачных и неудачных событий, разрыв - как досадное недоразумение. Эта позиция, на самом деле, призвана не столько обеспечить реальное благополучие отношений, сколько защитить от "неудобных" вопросов и озарений касательно собственного вклада в имеющиеся отношения. Именно межличностные отношения создают возможность считать источником своих радостей и несчастий другого человека, перенаправляя, таким образом, личные усилия в область защитного всемогущества - попыток управлять внешней реальностью. Там, где подобное понимание оказывается некритически доминирующим и ценностно незаменимым, возможности психологической, психотерапевтической помощи, увы, сильно ограничены - фактически психологическая практика неизбежно "разочарует" искателей магических решений.

4 Причины нарушений  межличностных отношений Однако большая часть людей еще до встречи с психологом допускает, а нередко и верно определяет собственные черты и особенности, способствующие развитию отношений с другими людьми конфликтным или осложненным образом. Некоторые причины традиционно причисляются к источникам рассматриваемых сложностей:

• замкнутость; укорененная  в характере склонность оставаться в одиночестве, в своем внутреннем мире и затрудненность обращения к другим людям (интровертированность);

• повышенная возбудимость, расторможенность, неуправляемость;

• конфликтность, неуживчивость, агрессивность;

• пагубные привычки (пристрастия, в особенности принявшие формы  клинических заболеваний – алкоголизма, наркомании, нимфомании, пр.);

• стеснительность, нерешительность, робость;

• непостоянство в  привязанностях; склонность к полигамии; "двойные стандарты" в отношениях;

• внушаемость, подверженность чужому влиянию;

• ранее имевшие место  трагические или травматические (в том числе акты насилия) события в личной жизни;

• осложненная семейная, родовая история;

• инфантильность, крайняя  зависимость в отношениях;

• переживаемые одним  из участников отношений депрессия, невроз;

• переоценка романтической стороны отношений, навязчивый характер потребности в любовных отношениях.

Указанные причины намеренно  описаны в случайном порядке  и не основываются на специальных  терминах и определениях. Дело в  том, что подобно тому, как промокательная бумага впитывает чернила разных цветов и консистенций, сфера межличностных отношений дает проявиться любой человеческой особенности и происходит это порой непредсказуемым образом. Получается, в каждом случае необходимо проводить тщательный и лишенный предубеждений анализ ситуации и личностных вкладов в отношения.

Особый вклад в углубленное  понимание закономерностей душевной (а с ней и социальной) жизни  внес Зигмунд Фрейд, основоположник психоанализа, для которого драма человеческих отношений никогда не может быть ограничена двумя людьми - их непосредственными участниками. По образному выражению этого психоаналитика в супружеской постели мы неизменно обнаруживаем не двоих, а шестерых людей - не только партнеров, но и их родителей. Такой подход не только позволяет понять причины возникающих сложностей и преодолеть их (как "бытовые", так и неврозы), но и в значительной мере облегчает бремя ответственности за неудачи личной жизни - задачей специалиста-психолога, психотерапевта, психоаналитика никогда не являлось вынесение суждения о личной ответственности своего клиента/пациента. Психоаналитическое понимание, напротив, настаивает на бессознательном характере большинства происходящих психических процессов. В этом смысле те или иные несчастия, выпадающие на долю человека - это не столько вопрос его вины (а склонностью к такому определению грешат не только обыватели, но и, к сожалению, некоторые "специалисты" в области душевного здоровья), сколько беды - от которой, вообще-то, так или иначе не избавлен ни один представитель рода человеческого. Беды, которой если и не удалось избежать, но с которой все же можно справиться.

Анализ публикаций в  отечественной и зарубежной литературе показывает, что можно выделить три  основных аспекта понятия эффективности - эффективность как соотношение затрат и соответствующих им результатов;

эффективность как характеристика состояния экономической системы  или как характеристика качества управления (эффективное — неэффективное);

          эффективность как мера приближения  к оптимальному состоянию экономической системы или как вероятность достижения цели.

Наибольшее практическое значение имеет первый их указанных  аспектов. Он предполагает определение  показателей продуктивности и рентабельности использования ресурсов.

Эффективность как характеристика состояния системы чаше всего трактуется как эффективность (оптимальность) по Парето, под которой понимается такое состояние экономической системы или такое распределение ресурсов, при котором улучшение по одному параметру невозможно без ухудшения по другому параметру.

Третий из указанных  выше аспектов понятия эффективности (как мера приближения к оптимуму) обусловлен структурой задач оптимизации, в соответствии с которой эффективность  может выражаться в двух основных формах: величиной полезного результата, полученного при заданных затратах ресурсов;

- Как было отмечено, важнейшим аспектом управления  экономическими системами является  сопоставление результатов и  затрат. Результаты экономической  деятельности чаще всего выражаются  объемами продукции и прибыли. Поэтому практически основными показателями эффективности являются продуктивность и рентабельность использования ресурсов.Наряду с показателями продуктивности существенное значение имеют показатели рентабельности труда, производственных фондов и других ресурсов. Для эффективного управления экономическими системами особенно важной является оценка рентабельности труда персонала организации.Второй блок включает в себя субъективные (психологические, физиологические, социально-психологические) показатели:Трудовая, духовная и общественная активность сотрудников. Активность - это деятельностный компонент психологии людей. Трудовая активность отражается на таких показателях, как производительность труда, качество выпускаемой продукции и т. д. Активность людей в духовной сфере определяется не только уровнем их профессионального мастерства, а прежде всего творческим отношением к делу, участием в рационализаторской деятельности. Общественная активность проявляется в участии в общественно-политической жизни страны, социальных движениях, освоении новых экономических условий. Показатель активности свидетельствует об уровнях психофизической и социально-психологической жизнедеятельности сотрудников. Уровень психофизической активности оценивается в основном по величине энергозатрат работника, а социально-психологический уровень по таким параметрам, как:факт трудовой, духовной или общественной активности;

          время, затраченное на эту деятельность;

           проявление инициативы в труде,  познании или общественном поведении.Удовлетворенность трудовой деятельностью. Это показатель личностного отношения человека к своему труду и членам группы.Относительная стабильность организации. В каждой группе образуется ядро кадровых работников, вокруг которого концентрируется остальной кадровый состав. Показатель стабильности связан с показателем текучести кадров. Определенный уровень текучести кадров - это нормальное явление для каждой организации. Если группа на протяжении долгого времени абсолютно стабильна, законсервирована, то это негативно сказывается на ее развитии, на взаимоотношениях людей, выработке новых идей и пр. Поэтому мы и говорим об относительной стабильности организации, имея в виду важность и необходимость определенной текучести кадров.Сработанность организации. Этот показатель характеризует устойчивость и прочность межличностных взаимодействий. С его помощью оценивается психологическое состояние системы функционального взаимодействия сотрудников. Сработанность людей в группе говорит об отлаженных организационных и психологических механизмах их деятельности и является предпосылкой сплоченности и совместимости членов организации.Социальными психологами установлено взаимовлияние объективных и субъективных факторов. Так, трудовая, духовная и общественная активность работников зависит от:

            сбалансированности материального  и морального стимулирования  труда (оказалось, что ориентация  исключительно на материальное  стимулирование труда не приводит  к значительному увеличению трудовой активности работников);

           наличия в организации инициативной  группы людей, выдвигающей цели, отражающей интересы и потребности  сотрудников, умеющей убедительно  доказывать необходимость предлагаемых  ими инноваций;

-возраста работников (молодые сотрудники проявляют большую общественную активность, а работники среднего возраста отличаются высокой трудовой активностью).В свою очередь, трудовая активность сотрудников благоприятно отражается на:

          а)результативности и продуктивности труда;

     б)производительности  труда;

в)социально-психологическом  климате;

г)степени сработанности  членов трудового коллектива.

На удовлетворенность  трудом влияют следующие факторы:

           1.результативность труда;

          2.санитарно-гигиенические условия труда;

          3.система организации труда;

          4.система стимулирования труда;

          5.способы выбора человеком профессии  и места работы;

          6.престиж профессии;

способы принятия решений, сложившиеся в организации. Сплоченность организации, характеризующаяся прочностью, единством, устойчивостью межличностных взаимоотношений, влияет на:

          1.производительность труда;

          2.продуктивность;

          3.уровень трудовой и общественной  активности;

4.текучесть кадров.

В целом исследования социальных психологов на промышленных предприятиях показывают, что комплексная  оценка эффективности организаций  может быть произведена лишь в  том случае, если учтены и объективные, и субъективные факторы. В качестве социально-психологических факторов эффективности организации Ю. П. Платонов определяет следующие 1. Целенаправленность. Характеризует готовность организации к достижению целей совместного взаимодействия. Цель совместной деятельности выражает потребности, интересы, ценностные ориентации членов трудового коллектива, их идеальное представление будущего результата, что, в свою очередь, определяет средства и способы взаимодействия.Мотивированность. Раскрывает причины трудовой, познавательной, коммуникативной и прочей активности членов группы. В конкретной ситуации социального взаимодействия мотивация выполняет три психологические функции: побуждающую, направляющую и регулирующую. Побуждающая функция состоит в осознании человеком потребности в совместном с другими людьми достижении целей группы и является «пусковой кнопкой» деятельности. Направляющая функция определяет цели и способы совместной деятельности, согласованные между всеми членами группы. Регулирующая функция способствует выбору наиболее оптимальных и законных средств достижения групповых целей и удовлетворения потребностей.Индивидуальные мотивы совместной деятельности интегрируются и представляют собой достаточно широкий спектр мотивов, среди которых мы выделяем:

Информация о работе Межличностные отношения в медицинском коллективе