СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Раздел 1. Психодиагностика новорожденного.
Шкала Апгар
1.1 Психодиагностика новорожденного
1.2 Шкала Апгар
Раздел 2. Межличностные отношения дошкольников.
Рисунок семьи
2.1 Межличностные отношения дошкольников
2.2 Рисунок семьи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение
Ранний возраст является уникальным
и определяющим для всего последующего
умственного, физического, речевого и
эмоционального развития ребенка. Это
период становления функциональных систем,
формирования высших корковых функций
в результате взаимодействия ребенка
с окружающей средой. В этот период совершенствуются
способности мозга принимать сигналы
из внешнего мира, перерабатывать и хранить
информацию, формируются процессы восприятия,
наглядно-действенного и наглядно-образного
мышления, памяти, внимания, что создает
базу для дальнейшего психического развития.
Поэтому отклонения в моторном, психическом,
речевом и эмоциональном развитии, которые
проявляются уже в раннем возрасте, отрицательно
влияющих на дальнейшее развитие ребенка,
вызывая трудности в овладении чтением,
письмом и счетом, является причиной появления
вторичных психологических наслоений
и школьной дезадаптации.
Контроль за психическим развитием
ребенка с целью своевременного выявления
нарушений в онтогенезе дает возможность
организовать работу по коррекции, компенсации
и предупреждению вторичных отклонений
в развитии. Ранняя диагностика детей
чрезвычайно сложная и в то же время крайне
необходима. В настоящее время доказано,
что, чем раньше начинается целенаправленная
работа с ребенком, тем более эффективной
могут оказаться коррекция и компенсация
нарушений, а в некоторых случаях возможно
и предупреждение вторичных отклонений
развития. Необходимость ранней диагностики
определяется важнейшей способностью
нервной системы ребенка - пластичностью,
то есть нервная система молодого организма
гибко реагирует на внешние воздействия
и ни в какой другой период добиться положительного
влияния и полноценной компенсации практически
невозможно.
Раннее вмешательство специалистов
и активное участие родителей может предупредить
или исключить необходимость компенсирующего
обучения в старшем дошкольном возрасте.
Поэтому одна из важных практических задач
сегодняшнего дня - раннее выявление детей
с нарушениями психического развития,
их дифференциальная диагностика. Психолого-педагогическая
диагностика развития детей раннего дошкольного
возраста.Учебно-методическое пособие
/ Под научной редакцией Л. А. Федорович.Составители
О. В.гнета, И. В. Макаренко, Л. А. Федорович
- Кременчуг: Христианская Заря, 2008. - 217с.
Эта тема актуальна, так как
в современном обществе численность детей
с нарушениями развития увеличивается.
Цель написания контрольной
работы – овладение самостоятельными
приемами работы с первоисточниками и
психодиагностической литературой, освоение
навыков диагностической процедуры, проведения
психодиагностического обследования,
обработки и интерпретации результатов
обследования.
Для достижения цели написания
контрольной работы, необходимо решить
следующие задачи:
1.Провести теоретический
анализ литературы по темам
контрольной работы.( или по заданным
темам???)
2.
3.
Объект исследования – дети младенческого и дошкольного
возраста.
Предмет исследования –
Практическая
значимость работы заключается
в том, что полученные результаты могут
быть использованы в работе практического
психолога, воспитателей, учителей и родителей .
1. Психодиагностика
новорожденного. Шкала Апгар
Психодиагностика
новорожденного
Первый год жизни – период самых
интенсивных и быстрых изменений в психике
ребенка. В 3 – 4 месяца младенец воспринимает
окружающий мир и близких взрослых совершенно
не так, как в 9 – 10 месяцев. Такие быстрые
качественные изменения дают основания
для подразделения младенческого возраста
на два периода развития – первое и второе
полугодия жизни.
В первом полугодии (от 1 до 6
месяцев) ведущей деятельностью младенца
является непосредственно-эмоциональное,
или ситуативно-личностное, общение младенца
со взрослым, в результате которого происходит
интенсивное развитие личности и всех
психических процессов ребенка. Самая
существенная черта ситуативно-личностного
общения – удовлетворение потребности
ребенка в доброжелательном внимании
взрослых. Ведущим мотивом общения в этот
период жизни детей является личностный
мотив. Ребенок выделяет во взрослом лишь
отношение к себе, не дифференцируя в нем
отдельные “составляющие” (умения, знания
и т.д.). Такое общение реализуется с помощью
экспрессивно-мимических средств (взгляды,
улыбки, выразительные движения, вокализации).
Других средств общения у ребенка еще
нет. Потребность во внимании взрослого
и личностные мотивы общения в более поздних
возрастах не исчезают, но перестают быть
единственными и ведущими. К концу этого
периода возникают первые активные действия
младенца, направленные на предмет.
Во втором полугодии жизни (от
6 до 12 месяцев) формируется и становится
ведущей предметно-манипулятивная деятельность.
В этом возрасте основные интересы малыша
сосредоточены на предметах и действиях
с ними. В связи с этим перестраивается
общение ребенка со взрослым. Прежнее
ситуативно-личностное, эмоциональное
общение отодвигается на второй план.
На первый выходит общение, опосредованное
предметами. Общение со взрослым приобретает
ситуативно-деловой характер. Интерес
ребенка сосредоточивается на таких качествах
взрослого, как умении разнообразно действовать
с предметами, демонстрировать их новые
свойства, организовывать совместные
игры и занятия. Взрослый становится не
только источником доброжелательного
внимания, но и помощником, партнером по
совместной предметной деятельности,
образцом для подражания, ценителем умений
ребенка. Центральным мотивом общения
становится деловой. Средствами такого
общения являются предметные действия,
позы, жесты; постепенно ребенок овладевает
речью, которая со временем становится
основным средством общения.
Действия детей с предметами
постепенно усложняются. Они проходят
путь от неспецифических манипуляций,
когда ребенок одинаково действует с любыми
предметами, через специфические манипуляции,
учитывающие лишь физические свойства
предметов, к манипуляциям, основанным
на исторически сложившихся способах
употребления предметов. Овладение первыми
культурно-фиксированными действиями
с предметами означает переход ребенка
на следующий этап развития. (Смирнова Е. О.,
ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 3 ЛЕТ)
В раннем детстве контроль за
соответствием нормам психического развития
необходим в целях раннего выявления возможных
отклонений, планирования индивидуальных
мер коррекции и профилактики, направленных
на выравнивание отдельных сторон психического
развития. Важность такой работы связана
с исключительным значением ранних этапов
психического онтогенеза для развития
личности. Благодаря быстрым темпам развития
в период раннего детства незамеченные
или показавшиеся незначительными отклонения
от нормального развития подчас приводят
к выраженным сдвигам в более зрелом возрасте.
В раннем детстве, с другой стороны, имеются
более широкие возможности коррекции
за счет большой «пластичности», чувствителыюсти
к воздействиям, направленным на оптимизацию
психического развития ребенка. Детская психодиагностика
и профориентация/ Ред.-сост. Л. Д. Столяренко.
Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов
н/Д: «Феникс», 1999. - 384 с.
Существует очень много работ,
относящихся к проблемам диагностики
детской психики. Рассмотрим некоторые
шкалы развития младенцев.
Проведя серию лонгитюдных
исследований нормального развития младенцев
и дошкольников, А. Гезелл и его коллеги
подготовили таблицы развития, охватывающие
четыре основные сферы поведения:
-моторику,
-язык,
-адаптивное поведение,
-личностно-социальное поведение.
Они обеспечивают стандартизированную
процедуру для наблюдения и оценки хода
развития поведения ребенка в обыденной
жизни. Хотя некоторые из разделов этих
таблиц можно рассматривать в качестве
тестов, все же большинство из них основаны
только на наблюдении. В исследованиях
Гезелла данные, полученные посредством
прямого наблюдения за реагированием детей на обычные игрушки и
другие стимульные объекты, дополнялись
информацией, сообщаемой матерью ребенка.
А. Анастази отмечает недостаточную
стандартизованность этих таблиц развития,
но указывает на их полезность в качестве
дополнения к медицинским обследованиям,
осуществляемым педиатрами и другими
детскими специалистами, выявляющими
причины ненормальности поведения в ранний
период жизни.
В работах Д. Лешли, практического
психолога из Англии, показано преимущество
различных методов наблюдения за детьми
- от простого присмотра без каких-либо
заметок до структурного наблюдения, подробно
распланированного заранее и проводимого
с определенной целью. Для того чтобы метод
наблюдения был более качественным и давал
информацию о развитии, Д. Лешли вводит
особый методический прием - создание
определенной схемы наблюдения и заполнение
карточек развития. Цель такой карточки
развития - создание четкого представления
о ребенке на данный отрезок времени. Продолжая
через месяц наблюдение по заданной схеме,
можно судить о ходе развития младенца.
Содержание карточек развития включает
следующие стороны:
а) физическое развитие (ребенок
может переворачиваться со спины на живот,
поднимает головку, тянет в рот погремушку,
может сидеть без поддержки короткое время
и т. д.);
б) общение и развитие речи (понимает
обращенную к нему речь, прислушивается,
затихает и т. д.);
в) социальное развитие и игра
(включается в общение со взрослыми, гулит,
вокализирует, отдает игрушку взрослому
и т. д.);
г) самостоятельность и независимость
(сколько времени ребенок в период бодрствования
может занимать сам себя);
д) поведение (непоседлив, концентрируется
на 1 - 2 минуты, пытается преодолеть трудности,
легко включается в игру и т. д.).
Вторая методическая особенность
процесса наблюдения названа Д. Лешли
"методом повременных проб", обозначающим
регулярность наблюдения по заранее отмеченным
временным отрезкам, в рамках которых
предусмотрены собственно наблюдение
и заполнение карточек развития. Одним
из возможных подходов является наблюдение
одного ребенка в течение полных 30 минут
с записью впечатлений через 30-секундные
интервалы. Такая процедура дает возможность
осмыслить то, что делает ребенок, и правильно
фиксировать это.
Есть два основных способа оценивать
информацию, которую дают карточки развития.
Во - первых, можно сравнивать показатели
ребенка со средними показателями детей
данного возраста. Такое сравнение покажет,
отстает ли ребенок, находится ли на среднем
уровне или же хорошо развит для своего
возраста. Другой способ интерпретации
информации - сравнение ее с результатами,
полученными ребенком в более раннем возрасте.
Эти два способа сравнения не исключают
друг друга и используются не только психологами,
но и логопедами, психоневрологами, педиатрами
и другими специалистами.
В своей книге "Работать с
маленькими детьми" Д. Лешли указывает,
что, кроме карточек развития для работы
со здоровыми младенцами, есть множество
таких же карточек развития для работы
с детьми, имеющими дефекты развития.
Еще одним примером
использования метода наблюдения
являются исследования Бейли и ее
коллег. Шкалы развития младенцев Бейли
предусматривают три вспомогательных
средства оценки развития ребенка в возрасте
от двух месяцев до двух с половиной лет:
шкалу умственного развития, шкалу моторного
развития, запись поведения младенца.
Шкала умственного развития
выявляет такие функции, как восприятие,
память, обучаемость, решение проблем,
вокализация, зачатки словесного общения
и простейшее абстрактное мышление.
Шкала моторного развития измеряет
макромоторные способности, такие, как
умение сидеть, стоять, ходить и подниматься
по ступенькам, а также умение двигать
руками и пальцами. В младенческом возрасте
развитие двигательных функций, манипулирование
с предметами играют важную роль в развитии
умственных процессов. Записи поведения
предназначены для оценки различных аспектов
развития личности ребенка, таких, как
эмоциональное и социальное поведение,
объем внимания, настойчивость и целеустремленность.
Н. Бейли указывает, что эти
шкалы, как и все, предназначенные для
тестирования младенцев, должны использоваться
главным образом для оценки текущего уровня
развития, а не для предсказания последующего
развития способностей. На развитие способностей
в столь раннем возрасте оказывает влияние
такое огромное число различных факторов,
что предсказание на длительный период
времени оказывается малоценным. Однако
шкалы очень полезны для раннего распознавания
сенсорных и неврологических нарушений,
эмоциональных расстройств и отрицательных
влияний окружающей среды.
Гуревич К.М. Психологическая
диагностика. Учебное пособие. М., 1997.
1.2Шкала Апгар
Шкала́ Апга́р — система быстрой оценки
состояния новорождённого.
На 27-м ежегодном конгрессе анестезиологов
(1952) американская врач-анестезиолог Вирджиния
Апгар впервые официально представила разработанную
ею систему оценки состояния новорождённого
на первых минутах жизни. Это простой метод
для начальной оценки состояния ребёнка
с целью выявления необходимости реанимационных процедур.
Шкала предполагает суммарный анализ
пяти критериев, каждый из которых оценивается
целочисленно в баллах от нуля до двух
включительно. Результат оценки может
быть в диапазоне от 0 до 10.
Шкала Апгар является одним из трёх параметров,
наряду с весом и ростом, которые сообщают родителям новорождённого.
(сделать
ссылку на википедию)
Технология тестирования
по шкале Апгар.
После рождения ребенка осматривают
и присваивают 0, 1 или 2 балла по каждому
из признаков шкалы. Балл 2 считается высшим,
балл 1 – признак выражен слабо, 0 баллов
– признак отсутствует.
Подсчет баллов обычно проводят на первой
и пятой минуте жизни. Поэтому оценок по
шкале Апгар всегда две, например: 9/9 баллов.
Максимальный общий счет баллов равен
10, но новорожденные редко набирают столько
в первую минуту жизни.
Результат от 7 до 10 считается отличным
показателем состояния младенца, стабильным
– при 7–8 баллах. Новорожденным, набравшим
4–6 баллов, могут потребоваться некоторые
реанимационные процедуры. А тем, чей результат
ниже 4, требуется экстренная медицинская
помощь для спасения жизни.
Для оценки состояния здоровья
недоношенных детей их жизнеспособность
определяется по шкале Апгар трижды:
спустя 1 минуту после рождения;
через 10–15 минут;
через 2 часа после рождения.
5 признаков жизнеспособности
новорожденного
Признак № 1: работа сердца.
Сердце новорожденных совершает до 130–140
ударов в минуту. Поэтому частота сердцебиений свыше 100 в минуту оценивается
в 2 балла. Если пульс менее 100 ударов в
минуту – 1 балл, отсутствие пульса – 0
баллов. На работу сердца может повлиять
нехватка кислорода во внутриутробном
периоде или во время родов.