Межличностные отношения дошкольников. Рисунок семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2015 в 20:48, контрольная работа

Краткое описание

Контроль за психическим развитием ребенка с целью своевременного выявления нарушений в онтогенезе дает возможность организовать работу по коррекции, компенсации и предупреждению вторичных отклонений в развитии. Ранняя диагностика детей чрезвычайно сложная и в то же время крайне необходима. В настоящее время доказано, что, чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более эффективной могут оказаться коррекция и компенсация нарушений, а в некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных отклонений развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Раздел 1. Психодиагностика новорожденного. Шкала Апгар
1.1 Психодиагностика новорожденного
1.2 Шкала Апгар
Раздел 2. Межличностные отношения дошкольников. Рисунок семьи
2.1 Межличностные отношения дошкольников
2.2 Рисунок семьи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 46.70 Кб (Скачать файл)

Признак № 2: частота дыхания. 
Новорожденный может совершать до 40–45 дыхательных движений в минуту. Это оценка в 2 балла. При таком дыхании первый детский крик очень громкий. Если дыхание медленное и нерегулярное, а крик похож на стон, по этому показателю оценка 1 балл. Отсутствие дыхательных движений и крика у новорожденного – 0 баллов.

Признак № 3: мышечный тонус. 
2 балла врачи дают новорожденным, поза которых выглядит так: голова приведена к груди, руки согнуты в локтевых суставах, кисти сжаты в кулачках, ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах, в положении на боку голова слегка запрокинута. Это характеризует повышенный тонус мышц-сгибателей, то есть норму для младенца. 
Если же у ребенка ручки и ножки лишь слегка согнуты, движения медленные и редкие, ставится 1 балл. Отсутствие активных движений и слабый мышечный тонус означают 0 баллов.

Признак № 4: рефлексы. 
Первые врожденные рефлексы, проявляемые уверенно, дают ребенку 2 балла. Это первый крик, первый вдох, сосательный и глотательные рефлексы. Когда они вызываются у ребенка неуверенно, ставится 1 балл по шкале Апгар, при полном отсутствии рефлексов – 0 баллов.

Признак № 5: цвет кожных покровов. 
Кожа у новорожденного бывает от бледной до розовой. Розовая оценивается в 2 балла. За синюшный оттенок ручек и ножек ребенок получает 1 балл. А вот полностью бледный или синюшный цвет кожи означает 0 баллов.

Таблица оценки состояния здоровья новорожденных по шкале Апгар

Клинический признак

0

1

2

Частота сердцебиений

Отсутствует

Менее 100 сердцебиений в 1 минуту 

100 и более сердцебиений  в 1 минуту

Дыхание

Отсутствует

Нерегулярное, крик слабый 

Нормальное, крик громкий

Мышечный тонус

Отсутствует, конечности свисают

Снижен, некоторое сгибание конечностей

Выражены активные движения

Рефлекторная возбудимость (реакция на носовой катетер или на раздражение подошв)

Не реагирует

Реакция слабо выражена (гримаса, движение)

Реакция в виде движения, кашля, чихания, громкого крика 

Окраска кожи

Бледность

Розовая окраска тела и синюшная окраска конечностей 

Розовая окраска всего тела и конечностей


 

 

Низкая оценка по шкале Апгар: причины и последствия.

Причинами оценки от 0 до 4 баллов могут являться:

-кислородная недостаточность ребенка во время беременности и в родах;

-хроническая гипоксия;

-физиологическая незрелость ребенка (вялость, пассивность, ребенок не реагирует на грязный подгузник, подолгу спит, требует есть реже, чем через каждые 3–4 часа).

При низкой оценке по шкале Апгар на первой минуте жизни малыша очень важна прибавка двух и более баллов к пятой минуте жизни новорожденного. Это свидетельствует о благоприятной динамике. Но даже при этом ребенку с низкой оценкой в роддоме будет уделяться особое внимание врачей. Вполне возможно, что возникнет необходимость в лечении и последующем медицинском наблюдении.

Несмотря на широкое применение, оценка по шкале Апгар – довольно субъективная. Ведь каждый ребенок индивидуален. И тот, кто негромко кричал и получил меньшее количество баллов, спустя пару месяцев может обогнать в развитии обладателя 9–10 баллов. 
Это доказывают и исследования, показавшие отсутствие зависимости между низкой оценкой по шкале Апгар и дальнейшим развитием малыша. Поэтому не следует воспринимать баллы при рождении как окончательную оценку состояния здоровья их ребенка. http://www.medweb.ru/articles/shkala-apgar-otsenka-zhiznesposobnosti-novorozhdennogo Эксперт: Олеся Бутузова, врач-педиатр 
Автор: Елена Нерсесян-Брыткова

 

 

 

 

 

 

2. Межличностные  отношения дошкольников. Рисунок  семьи

2.1 Межличностные  отношения дошкольников

...Отношение к другим  людям составляет основную ткань  человеческой жизни. По словам  С. Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей. Тема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и пр.), имеют свои истоки .

Е. О. СМИРНОВА В. М. ХОЛМОГОРОВА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. Москва ГУМАНИТАРНЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ВЛАДОС 2005

Наиболее распространенным подходом к пониманию межличностных отношений дошкольников является социометрический. Межличностные отношения рассматриваются при этом как избирательные предпочтения детей в группе сверстников. В многочисленных исследованиях (Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, В.Р. Кисловская, А.В. Кривчук, B.C. Мухина и др.) было показано, что на протяжении дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) стремительно увеличивается структурированность детского коллектива — одни дети становятся все более предпочитаемыми большинством в группе, другие все прочнее занимают положение отверженных. Содержание и обоснование выборов, которые делают дети, изменяется от внешних качеств до личностных характеристик. Было установлено также, что эмоциональное самочувствие детей и общее отношение к детскому саду во многом зависят от характера отношений ребенка со сверстниками. Основным предметом этих исследований была группа детей, но не личность отдельного ребенка. Межличностные отношения рассматривались и оценивались в основном количественно (по количеству выборов, их устойчивости и обоснованности). Сверстник выступал как предмет эмоциональной, осознанной или деловой оценки (Т.А. Репина). Субъективней образ другого человека, представления ребенка о сверстнике, качественные особенности других людей оставались за рамками данных исследований.

В исследованиях социокогнитивного направления межличностные отношения трактовались как понимание качеств других людей и способность интерпретировать и разрешать конфликтные ситуации. В исследованиях, выполненных на детях дошкольного возраста (Р.А. Максимова, Г.А. Золотнякова.В.М. Сенченко и др.), выяснялись возрастные особенности восприятия дошкольниками других людей, понимания эмоционального состояния человека, способы решения проблемных ситуаций. Главным предметом этих исследований было восприятие, понимание и познание ребенком других людей и отношений между ними.  Другой человек рассматривался как предмет познания. Характерно, что эти исследования проводились в лабораторных условиях вне реального контекста общения и отношений детей. Анализировалось преимущественно восприятие ребенком изображений других людей или конфликтных ситуаций, а не реальное, практически-действенное отношение к ним.

Значительное количество экспериментальных исследований было посвящено реальным контактам детей и их влиянию на становление детских отношений. Среди этих исследований можно выделить два основных теоретических подхода:

— концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений (А.В. Петровский);

— концепция генезиса общения, где взаимоотношения детей рассматривались как продукт деятельности общения (М.И. Лисина).

В теории деятельностного опосредствования главным предметом рассмотрения является группа, коллектив. Совместная деятельность при этом является системообразующим признаком коллектива. Группа осуществляет свою цель через конкретный предмет деятельности и тем самым изменяет себя, свою структуру и систему межличностных отношений. Характер и направление этих изменений зависят от содержания деятельности и ценностей, принятых группой. Совместная деятельность с точки зрения этого подхода определяет межличностные отношения, поскольку она порождает их, влияет на их содержание и опосредствует вхождение ребенка в общность. Именно в совместной деятельности и в общении межличностные отношения реализуются и преобразуются.

В концепции М.И. Лисиной общение выступает как особая коммуникативная деятельность, направленная на формирование взаимоотношений. Аналогичным образом понимают соотношение этих понятий и другие авторы (Г.М. Андреева, К.А. Абульханова-Славская, Т.А.Репина, ЯЛ.Коломинский).

Исследования, выполненные под руководством М.И, Лисиной, показали, что примерно к 4 годам сверстник становится более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. Общение со сверстником отличает ряд специфических особенностей, среди которых богатство и разнообразие коммуникативных действий, чрезвычайная эмоциональная насыщенность, нестандартность и нерегламентированность коммуникативных актов. В то же время отмечается нечувствительность к воздействиям сверстника, преобладание инициативных действий над ответными.

Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте проходит через ряд этапов. На первом из них (2—4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, которое основано на подражании и эмоциональном заражении ребенка. На втором этапе (4—6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. Сотрудничество, в отличие от соучастия, предполагает распределение игровых ролей и функций, а значит, и учет действий и воздействий партнера. Содержанием общения становится совместная (главным образом, игровая) деятельность. На этом же этапе возникает другая и во многом противоположная потребность в уважении и признании сверстника. На третьем этапе (в 6—7 лет) общение со сверстником приобретает черты внеситуативности — содержание общения отвлекается от наглядной ситуации, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми.

Избирательные привязанности и предпочтения детей возникают на основе общения. Дети предпочитают тех сверстников, которые адекватно удовлетворяют их потребности в общении. Причем главной из них остается потребность в доброжелательном внимании и уважении сверстника.

Таким образом, в современной психологии существуют различные подходы к пониманию межличностных отношений, каждый из которых имеет свой предмет изучения:

-социометрический (избирательные  предпочтения детей);

-социокогнитивный (познание и оценка другого и решение социальных проблем);

-деятельностный (отношения как результат общения и совместной деятельности детей).

Выявление и исследование межличностных отношений связано со значительными методическими трудностями, поскольку отношение, в отличие от общения, не может быть непосредственно наблюдаемо.

В психологии существуют определенные методы и методики, позволяющие выявить особенности межличностных отношений дошкольников. Эти методы можно условно разделить на объективные и субъективные. К объективным методам относятся те, которые позволяют зафиксировать внешнюю воспринимаемую картину взаимодействия детей в группе сверстников. Подобная картина так или иначе отражает характер их взаимоотношений. При этом психолог или педагог констатирует особенности поведения отдельных детей, их симпатии или антипатии и воссоздает более или менее объективную картину взаимоотношений дошкольников. В отличие от этого, субъективные методы направлены на выявление внутренних глубинных характеристик отношения к другим детям, которые всегда связаны с особенностями его личности и самосознания. Поэтому субъективные методы в большинстве случаев имеют проективный характер. Сталкиваясь с «неопределенным» неструктурированным стимульным материалом (картинки, высказывания, незаконченные предложения и пр.), ребенок, сам того не ведая, наделяет изображаемых или описываемых персонажей собственными мыслями, чувствами, переживаниями, т. е. проецирует (переносит) свое Я.

Е. О. СМИРНОВА В. М. ХОЛМОГОРОВА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. ДИАГНОСТИКА, ПРОБЛЕМЫ, КОРРЕКЦИЯ

 

2.2 Рисунок семьи

По рисункам человека можно определить склад его личности, понять его отношение к разным сторонам действительности. Рисунки позволяют оценивать психологическое состояние и уровень умственного развития, диагностировать психические заболевания. Во всем мире рисуночные тесты стали главным инструментом практических психологов.

Применение рисуночных тестов для выявления личностных особенностей человека основано на принципе проекции, т.е. на вынесении вовне своих переживаний, представлений, стремлений и т.п. Рисуя тот или иной объект, человек невольно, а иногда и сознательно передает свое отношение к нему. Вряд ли он забудет нарисовать то, что кажется ему наиболее важным и значимым; а вот тому, что он считает второстепенным, будет уделено гораздо меньше внимания. Если какая-то тема его особенно волнует, то при ее изображении проявятся признаки тревоги.

Задача психолога состоит в том, чтобы расшифровать рисунок, понять, что говорит ему обследуемый.

Для диагностического использования рисунков очень важно, что они отражают, в первую очередь, не сознательные установки человека, а его бессознательные импульсы и переживания. Именно поэтому рисуночные тесты так трудно «подделать», представив в них себя не таким, какой ты есть в действительности.

Достоинством рисуночных методов является их естественность, близость к обычным видам человеческой деятельности. В отличие от большинства других тестов, рисуночные методики могут проводиться многократно и часто, не утрачивая своего диагностического значения. Они применимы к клиентам самого разного возраста – от дошкольного до взрослого включительно. Это позволяет использовать их для контроля динамики состояния и для наблюдения за ходом психического развития в течение длительного периода.

Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с: ил.

ПРОТОКОЛ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

ЛИЧНОСТИ ИСПЫТУЕМОГО №1

Проективная методика «Рисунок семьи»

Имя испытуемого: София

Возраст: 5 лет         ГУО Ратомский ясли-сад, группа старшего возраста

Дата проведения обследования: 10.11.2014г

Фамилия экспериментатора: Андриевская Н.А.

Цель: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы, оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.

Интерпретация:

Перед тем, как приступить к рисованию, София рассказала о том, что хочет стать художником, что все в семье любят рисовать: и папа, и мама, и сестры.

На листе с лева направо девочка нарисовала сестер Дашу и Женю, затем изобразила себя, комментируя: «Я самая маленькая», потом нарисовала маму и папу.

Информация о работе Межличностные отношения дошкольников. Рисунок семьи