Межличностные отношения дошкольников. Рисунок семьи
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2015 в 20:48, контрольная работа
Краткое описание
Контроль за психическим развитием ребенка с целью своевременного выявления нарушений в онтогенезе дает возможность организовать работу по коррекции, компенсации и предупреждению вторичных отклонений в развитии. Ранняя диагностика детей чрезвычайно сложная и в то же время крайне необходима. В настоящее время доказано, что, чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более эффективной могут оказаться коррекция и компенсация нарушений, а в некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных отклонений развития.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3 Раздел 1. Психодиагностика новорожденного. Шкала Апгар 1.1 Психодиагностика новорожденного 1.2 Шкала Апгар Раздел 2. Межличностные отношения дошкольников. Рисунок семьи 2.1 Межличностные отношения дошкольников 2.2 Рисунок семьи ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
После выполнения задания София
с удовольствием рассказала о своем рисунке:
1. «Скажи, пожалуйста, кого
ты тут нарисовала?» - «Мою семью».
2. «Что вы делаете
на рисунке?» - «Папа собирается
на работу, а мы едем в поход».
3. «Весело ли вам?»
- «Да».
4. «Кто из нарисованных
людей самый счастливый?» - «Я». -
«Почему?» - «Я еду в поход».
5. «Кто из нарисованных
людей самый несчастливый?» - «Папа».
- «Почему?» - «Папа не любит ходить
на работу»
Затем было предложено решить
несколько ситуаций:
1. «Представь, что у
тебя есть два билета в цирк.
С кем бы ты хотела пойти
вместе?» - «С Дашей». - «Почему?» - «Т.к.
она меня любит, всегда со мной
играет и просит Женю, поиграть
со мной»
2. «Представь, что вся
твоя семья идет в гости, но
один из вас заболел и должен
остаться дома. Кто он?» - «Я ».
- «Почему?»-«Я однажды заболела и не поехала
в гости»
3. «Ты строишь дом
из деталей конструктора, и у
тебя не все получается. Кого
ты позовешь на помощь?» —
«Женю».
4. «Представь, что у тебя
есть четыре билета на интересное
кино. Кого ты оставишь дома?»
- «Женю, т.к. она может заболеть».
5. «Представь себе, что
ты оказалась на необитаемом
острове. С кем ты хотела на
нем жить?» — «С Дашей».
Все фигуры прорисованы тщательно,
декорированы. Можно полагать, что в семье
хорошие эмоциональные отношения. Первой
девочка нарисовала сестру Дашу. Себе
и Даше она нарисовала большое сердце.
Можно полагать, что Даша наиболее любимый
ребенком член семьи. На такую интерпретацию
наталкивает и анализ решений ситуаций,
из которого выявляется предпочтение
сестры Даши.
Судя по размеру, мама авторитетнее
для ребенка чем остальные члены семьи.
Мама-человек, контролирующий ситуацию,
управляет ею, «держит в руках».
Себя девочка изобразила в центре.
Ребенок ощущает себя нужным и необходимым
в семье. София нарисовала себя очень маленькой
и не дорисовала себе руки. Это может быть связано с ощущением,
что окружающие подавляют ее активность,
чрезмерно ее контролируют. На такой вывод
наталкивает ответ Софии во время анкетирования:
«Родители мне купят игрушку, если я буду
хорошей девочкой».
Цветовая гамма рисунка яркая,
солнечная, ребенок воспринимает свою
семью как гармоничную и счастливую.
Рекомендации:
- беседа с родителями
о принятии ребенка таким, каким
он есть, проводить больше времени
с ребенком, играть с ним, рисовать,
читать.
Некоторые родители убеждены,
что маленький ребенок во всем должен
вести себя сознательно, как взрослый.
Они контролируют и ограничивают поведение
ребенка, не предоставляют ему самостоятельности.
Любые указания родителей не должны выходить
за рамки здравого смысла и обязаны учитывать
потребности детей в безопасности, независимости
и творческой активности.
ПРОТОКОЛ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО
ОБСЛЕДОВАНИЯ
ЛИЧНОСТИ ИСПЫТУЕМОГО №2
Проективная методика
«Рисунок семьи»
Имя испытуемого:
Милана
Возраст: 5 лет
ГУО «Ратомский ясли-сад», группа старшего
возраста
Дата проведения
обследования: 10.11.2014г
Фамилия экспериментатора:
Андриевская Н.А.
Цель: на основе выполнения изображения,
ответов на вопросы, оценить особенности
восприятия и переживаний ребенком отношений
в семье.
Интерпретация:
На листе с лева направо девочка
нарисовала папу, двоюродных сестер Лизу
и Иришу, себя и маму.
После выполнения задания Милана
рассказала о своем рисунке:
1. «Скажи, пожалуйста, кого
ты тут нарисовала?» - «Семью».
2. «Что вы делаете
на рисунке?» - «Все пришли забирать
меня из детского сада».
3. «Весело ли вам?»
- «Да, потому что мы идем в
парк».
4. «Кто из нарисованных
людей самый счастливый?» - «Я». -
«Почему?» - «Я люблю ходить в
парк, кататься на аттракционах».
5. «Кто из нарисованных
людей самый несчастливый?» - «Папа».
Затем было предложено решить
несколько ситуаций:
1. «Представь, что у
тебя есть два билета в цирк.
С кем бы ты хотела пойти
вместе?» - «С мамой». - «Почему?» - «Я
с мамой хожу в парк. Но не
очень часто, потому что у мамы
нет денег».
2. «Представь, что вся
твоя семья идет в гости, но
один из вас заболел и должен
остаться дома. Кто он?» - «Папа».
- «Почему?» - «Он любит оставаться
дома один».
3. «Ты строишь дом
из деталей конструктора, и у
тебя не все получается. Кого
ты позовешь на помощь?» —
«Маму. Она всегда мне помогает».
4. «Представь, что у тебя
есть четыре билета на интересное
кино. Кого ты оставишь дома?»
- «Папу. Он любит много спать».
5. «Представь себе, что
ты оказалась на необитаемом
острове. С кем ты хотела на
нем жить?» — «С Иришей, потому
что она взрослая, а Лиза еще
не такая взрослая».
Первыми девочка изобразила
двоюродных сестер Лизу и Иришу. Можно
полагать, что это любимые ребенком члены
семьи. Это подтверждает и анализ решения
ситуаций, где девочка предпочтение отдает
сестре Ирише, указывая причину: «Лиза
еще не такая взрослая». После рисования
падающего снега, после долгой паузы Милана
нарисовала маму, затем папу. Себя девочка
нарисовала в самом конце, после того,
как ей был задан вопрос: «Почему ты не
нарисовала себя», девочка ответила, что
забыла и тут же дорисовала. Можно полагать,
что ребенок испытывает психический дискомфорт
в семье. Рисуя папу, девочка комментировала:
«Папа вредный, он ничего мне не разрешает,
не играет со мной. Он не слушается маму,
когда она говорит ему тепло одеваться».
На рисунке девочка старалась всех (кроме
папы) «утеплить», рисовала им теплые воротнички
и шапочки. Можно судить, об эмоциональной
разобщенности в семье. На такую интерпретацию
наталкивает и анализ решения ситуаций
(папа останется дома; он любит быть один;
он мне ничего не позволяет). Ребенок дополнил
рисунок двоюродными сестрами, которые
с ней не проживают. Это говорит о том,
что таким образом девочка пытается заполнить
вакуум в чувствах, недополученных в семье.
Судя по размеру, мама самый
авторитетный для ребенка член семьи.
Мама постоянно рядом, всегда придет на
помощь, на маму можно положиться.
Рекомендации для родителей:
-больше проводить время
с ребенком, играть с ним, читать,
рисовать, спрашивать о его делах,
переживать его проблемы;
-поддерживать ребенка
в его начинаниях, показывать
свое одобрение и восхищение,
быть внимательным к нему.
Заключение
1.Ранний возраст является уникальным
и определяющим для всего последующего
умственного, физического, речевого и
эмоционального развития ребенка. Это
период становления функциональных систем,
формирования высших корковых функций
в результате взаимодействия ребенка
с окружающей средой, что особенно интенсивно
происходит в первые три года жизни. В
этот период совершенствуются способности
мозга принимать сигналы из внешнего мира,
перерабатывать и хранить информацию,
формируются процессы восприятия, наглядно-действенного
и наглядно-образного мышления, памяти,
внимания, что создает базу для дальнейшего
психического развития. Поэтому отклонения
в моторном, психическом, речевом и эмоциональном
развитии, которые проявляются уже в раннем
возрасте, отрицательно влияющих на дальнейшее
развитие ребенка, вызывая трудности в
овладении чтением, письмом и счетом, является
причиной появления вторичных психологических
наслоений и школьной дезадаптации. Самое
раннее вмешательство с целью выявления
и преодоления отклонений в развитии детей
раннего возраста и предупреждения их
последствий является сегодня актуальным
и побуждает к разработке и систематизации
диагностических методик и дидактических
материалов для работы с детьми раннего
возраста.
2.Методика "Рисунка семьи"
доступна и удобна в применении в условиях
психологического консультирования. Эта
методика значима, так как дает представление
о субъективной оценке ребенком своей
семьи, своего места в ней, о его отношениях
с другими членами семьи. В рисунках дети
могут выразить то, что им трудно бывает
высказать словами, язык рисунка более
открыто и искренне передает смысл изображенного,
чем вербальный язык.
Вследствие привлекательности
и естественности задания эта методика
способствует установлению хорошего эмоционального
контакта психолога с ребенком, снимает
напряжение, возникающее в ситуации обследования.
Особенно продуктивно применение рисунка
семьи в старшем и младшем дошкольном
возрасте, так как полученные с помощью
этого результаты мало зависят от способности
ребенка вербализовать свои переживания,
от его способности к инстроспекции, от
способности "вжиться" в воображаемую
ситуацию.
Приложение 1 Рисунок
семьи
Цель применения теста: выявление
особенностей внутрисемейных отношений.
Задачи: на основе выполнения
изображения, ответов на вопросы оценить
особенности восприятия и переживаний
ребенком отношений в семье.
Инструкция 1: "Нарисуй свою
семью". При этом не рекомендуется объяснять,
что означает слово "семья", а если
возникают вопросы "что нарисовать?
", следует лишь еще раз повторить инструкцию.
При индивидуальном обследовании время
выполнения задания обычно длится 30 минут.
При групповом выполнении теста время
чаще ограничивают в пределах 15-30 минут.
Инструкция 2: "Нарисуй свою
семью, где все заняты обычным делом".
Инструкция 3: "Нарисуй свою
семью, как ты ее себе представляешь".
Инструкция 4: " Нарисуй свою
семью, где каждый член семьи изображен
в виде фантастического существа".
Инструкция 5: "Нарисуй свою
семью в виде метафоры, некоего образа,
символа ,который выражает особенности
вашей семьи".
При индивидуальном тестировании
следует отмечать в протоколе следующее:
а) последовательность рисования
деталей;
б) паузы более 15 секунд;
в) стирание деталей;
г) спонтанные комментарии ребенка;
д) эмоциональные реакции и
их связь с изображаемым содержанием.
После выполнения задания следует
стремиться получить максимум дополнительной
информации (вербальным путем).
Обычно задаются вопросы:
1. Скажи, кто тут нарисован?
2. Где они находятся?
3. Что они делают? Кто
это придумал?
4. Им весело или скучно?
Почему?
5. Кто из нарисованных
людей самый счастливый? Почему?
6. Кто из них самый
несчастный? Почему?
Гребень Н.Ф.
Психологические тесты для профессионалов.
– Мн.: Соврем. школа, 2007. – 496с.