Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 09:52, курсовая работа
Наша жизнь пронизана конфликтами. Межличностный конфликт играет едва ли не основную роль в процессе развития личности человека. Человек от самого рождения учится взаимодействию с окружающей средой, в том числе с людьми, проходя через многочисленные конфликтные ситуации, в которых ему приходится что-то узнавать, решать, выбирать и действовать, исходя из решения, принятого самостоятельно или под чьим-то влиянием. Сначала это происходит в семье, затем в обществе. И в этих конфликтных ситуациях формируются мировоззрение человека и способы, которыми он разрешает свои жизненные конфликты.
Введение …………………………………………………………………………3
Основная часть…………………………………………………………………..5
1 Понятие и структура межличностного конфликта…………………………5
2 Подходы к разрешению конфликта………………………………………...18
2.1 Предупреждение конфликтов……………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………...26
Глоссарий……………………………………………………………………….28
Список использованных источников………………………………………....30
Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность и часто дает возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон. Однако, использование компромисса на ранней стадии конфликта, возникшего по важному решению, может помешать диагнозу проблемы и сократить время поиска альтернатив. Как отмечают Блэйк и Мутон, «такой компромисс означает согласие только во избежание ссоры, даже если при этом происходит отказ от благоразумных действий. Такой компромисс — это удовлетворенность тем, что доступно, а не упорный поиск того, что является логичным в свете имеющихся фактов и данных» .
Решение проблемы. Данный стиль — признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто пользуется таким стилем не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения конфликтной ситуации. Обсуждая этот стиль, Блэйк и Мутон отмечают, что расхождение во взглядах рассматривается как неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. Эмоции можно устранить лишь путем прямых диалогов с лицом, имеющим отличный от вашего взгляд. Глубокий анализ и разрешение конфликта возможны, только для этого требуется зрелость и искусство работы с людьми. Такая конструктивность в разрешении конфликта (путем решения проблемы) способствует созданию атмосферы искренности, столь необходимой для успеха личности и компании в целом.
Таким образом, в сложных ситуациях, где разнообразие подходов и точная информация являются существенными для принятия здравого решения, появление конфликтующих мнений надо даже поощрять и управлять ситуацией, используя стиль решения проблемы. Другие стили тоже могут с успехом ограничивать или предотвращать конфликтные ситуации, но они не приведут к оптимальному решению вопроса, потому что не все точки зрения были изучены одинаково тщательно. Из исследований нам известно, что высокоэффективные компании в конфликтных ситуациях пользовались стилем решения проблем больше, чем малоэффективные компании. В этих высокоэффективных организациях руководители открыто обсуждали свои расхождения во взглядах, не подчеркивая разногласий, но и не делая вида, что их вовсе не существует. Они искали решение, пока, наконец, не находили его. Они также старались предотвратить или уменьшить назревание конфликта, концентрируя реальные полномочия принимать решения в тех подразделениях и уровнях управленческой иерархии, где сосредоточены наибольшие знания и информация о факторах, влияющих на решение. Хотя исследований в этой области еще не так много, ряд трудов подтверждает эффективность данного подхода к управлению конфликтной ситуацией.
Исход конфликта может быть самым разнообразным. В любом случае он имеет деструктивный или конструктивный исход. Чтобы избежать проблемных ситуаций и закончить конфликт конструктивно, можно использовать один из рекомендованных способов.
1. Дайте волю чувствам.
При этом каждый из оппонентов
должен получить возможность
озвучить все свои претензии
к участникам конфликта,
2. Похвалите оппонента. Вступая в конфликт, человек ощущает психологический дискомфорт. Ему кажется, что другие люди его не понимают и не справедливо отвергают его мнение. Чтобы предотвратить углубление ссоры, нужно сделать противнику комплимент, который подтолкнет его на примирение. Скажем, в ходе дискуссии можно заметить: «Вы такой рассудительный и мудрый человек. Я не ожидал от вас непонимания». Если оппонент, например, слишком эмоционален и даже не пытается контролировать свои эмоции, его охладит и успокоит фраза по типу: «Вы мне всегда нравились своей сдержанностью и спокойствием».
3. Позвольте вмешаться
третьему лицу. Иногда для остановки
конфликта между двумя
4. Демонстрация агрессии.
Этот способ стоит
5. Научиться слышать слова оппонентов. Одной из проблем, мешающих прекратить конфликт, является то, что люди, увлекшись выражением собственных мыслей и эмоций, не могут выслушать то, что говорят друг другу. Диалоги при конфликтных ситуациях деструктивные, бесполезные. Чтобы изменить это, необходимо, чтобы каждый из оппонентов говорил только тогда, когда другой молчит, а захотев высказать свое мнение по поводу его слов, повторял последнее, что сказал противник. Например: «Мне сложно с тобой жить, потому что ты не следишь за нашим домом, а только постоянно загрязняешь его», - говорит жена. На что муж отвечает вместо взаимных обвинений такой фразой: «Я постоянно загрязняю дом, но специфика моей работы этому способствует». Ответ жены в духе упражнения: «Твоя работа способствует этому, но мне сложно терпеть дома бардак». Подобная постройка диалога способствует пониманию претензий друг друга. А это уже является значительным шагом на встречу окончания конфликта.
6. Поменяться местами. Это упражнение - игра по ролям. Суть его в том, что люди должны войти в роль друг друга и продолжать спор в этом новой ракурсе, но отстаивать уже не свое мнение, а мнение противника, которое теперь по воле игры стало их. Так, например, если коллеги не могут определиться с путем решения производственной задачи и это становится предметом конфликта, они должны провести упражнение «Обмен местами» и с точки друг друга представить чужие идеи. Этот способ позволяет взглянуть на мнение оппонента по-новому и оценить его как имеющее право на существование.
7. Отстраниться от
настоящего времени и
Таким образом, участники межличностного конфликта становятся партнерами, и их отношение к конфликтным ситуациям изменяется. Вместо войны и перспективы затянувшейся вражды они получают возможность наконец-то разорвать замкнутый круг, причем сохранив чувство собственного достоинства. И в дальнейшем это помогает им установить и сохранить хорошие или нейтральные отношения. А это может быть очень важно, например, для бывших супругов, имеющих общих детей, которых надо продолжать совместно растить и воспитывать. Или для партнеров по бизнесу, которым необходимо сохранить предприятие, а также для сотрудников различного уровня, которым еще предстоит работать вместе. Для соседей, которым, возможно, еще долгие годы предстоит жить рядом…
2.1 Предупреждение конфликтов
Предупреждение конфликтов – это система различных способов, приемов воздействия и знаний, способствующих предотвращению открытого конфликта на стадии назревания противоречия. Технологию предупреждения конфликта могут применять как сами участники возникающего конфликта, так и третье лицо – приглашенный эксперт, медиатор, либо независимый и объективный в нарастающем противоречии человек.
Основа предупреждения конфликта заложена в смене действий какоголибо участника конфликтной ситуации. Более сложным и, как показывает практика, менее эффективным способом предупреждения является воздействие и изменение взглядов и действий оппонента. Предотвратить конфликт легче, изменив свое поведение.
Приемы, помогающие построить поведение, предупреждающее конфликт:
– латентная стадия конфликта не минутная и занимает значительный промежуток времени, за который можно заметить начало предконфликтного взаимодействия и изменить свое поведение (например, частично признать правоту собеседника, сменить тему разговора, замолчать и вернуться к разговору позже);
– на этапе разворачивания конфликта максимально точно выясните мотивы и интересы оппонента и выскажите свои, чтобы причиной конфликта не стало обычное непонимание друг друга;
– всегда помните о том, что предотвратить конфликт легче на начальной стадии и очень сложно на этапе открытого конфликта;
– проявление терпения к противоположному мнению вызовет к вам уважение у оппонента и настроит его на менее конфликтное взаимодействие;
– демонстрируйте свое понимание взглядов оппонента, когда он высказывается;
– заранее подумайте о предстоящем конфликтном взаимодействии: прогнозирование возможного хода развития противоречия поможет вам минимизировать негативные эмоции и действовать рационально;
– при потере контроля над ситуацией сведите разговор на шутку, так как продолжение разговора все равно не будет продуктивным, лучше продолжить его в другое время.
Если вы пытаетесь изменить поведение и взгляды оппонента и тем самым предупредить конфликт, помните о следующих правилах :
– мнение и действия любого человека невозможно изменить быстро;
– каждый человек уникален, его поведение детерминируется его индивидуальностью;
– не увеличивайте область противоречий с противоборствующей стороной;
– критикуя позицию оппонента, не примешивайте анализ и свое отношение к его личностным качествам;
– будьте для оппонента примером изменения поведения и уступите в некоторых позициях, это самый действенный прием по изменению действий оппонента.
Наверное, нет такого человека, которому не довелось бы оказаться в конфликтной ситуации. Что поделать, конкуренция, борьба за выживание в агрессивной рыночной среде навязывают нам жёсткие нормы общения. Умение разрешать конфликты - одно из главных и необходимых умений психолога. Психологу необходимо разъяснить членам коллектива как позитивно разрешать конфликты, сохранять нейтралитет в коллективе, правильно выстраивать свои отношения с руководством. Внешний мир, как правило, напрямую зависит от внутреннего. Спокойная, неконфликтная атмосфера на работе является прямым отражением корпоративного духа организации. И это, прежде всего, зависит от руководства. Справедливости ради следует отметить, что на западе этому уделяется большее значение, нежели у нас. Неслучайно, там, в штате крупных организаций, гостиниц и вообще "уважающих" себя фирм работает психолог, который не только осуществляет качественный отбор персонала, но и проводит тренинги, направленные на обучение персонала навыкам позитивного управления конфликтом: как внешним - с клиентами, так и внутренним - с собственными сотрудниками.
Естественно, что в жизни нельзя избежать разногласий, противоречий и конфликтов. Однако в действительности чаще всего не сами конфликты разрушительно действуют на людей и затрудняют их совместную жизнь, а следствия некоторых форм поведения в конфликтной ситуации: страх, враждебность, угрозы. Если эти переживания чрезмерно интенсивны и длительны, у людей может возникнуть и закрепиться оборонительная реакция, т.е. поведение, которое вплетается в структуру личности и искажает характер мышления, поступков и чувств. Атмосферу межличностных отношений создают сами люди. Но люди же могут изменить ее так, чтобы установился климат, благоприятствующий личностному развитию и равноправному существованию целых сообществ.
Таким образом, можно сделать вывод, что каждый человек обладает личностными качествами, своими привычками и предубеждениями, которые с неизбежностью влияют на характер контактов с другими людьми. Поэтому общение в форме столкновений является результатом индивидуальных различий между людьми и возникают тогда, когда поступки участников одной ситуации имеют антагонистическую направленность. Именно сейчас, когда рабочий и служащий не уверены, что получат зарплату; военнослужащий, что не будет уволен по сокращению штатов; выпускник ВУЗа, что найдёт работу по специальности; когда вызывает определённые трудности покупка товаров; когда человек сталкивается очень часто с раздражительностью, гневом, грубостью и недоброжелательностью и велика вероятность психических и сердечно-сосудистых заболеваний, как никогда большое значение приобретает умение терпимо относиться к окружающим. Без этого умения сейчас невозможно прожить, решить поставленные временем перед нами задачи, добиться успеха в любой деятельности. И это умение необходимо развивать, прежде всего, в самом себе, ибо мир - это отражение нас самих…
Информация о работе Межличностный конфликт и способы его разрешения