Межличностный конфликт и способы его разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 09:52, курсовая работа

Краткое описание

Наша жизнь пронизана конфликтами. Межличностный конфликт играет едва ли не основную роль в процессе развития личности человека. Человек от самого рождения учится взаимодействию с окружающей средой, в том числе с людьми, проходя через многочисленные конфликтные ситуации, в которых ему приходится что-то узнавать, решать, выбирать и действовать, исходя из решения, принятого самостоятельно или под чьим-то влиянием. Сначала это происходит в семье, затем в обществе. И в этих конфликтных ситуациях формируются мировоззрение человека и способы, которыми он разрешает свои жизненные конфликты.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Основная часть…………………………………………………………………..5
1 Понятие и структура межличностного конфликта…………………………5
2 Подходы к разрешению конфликта………………………………………...18
2.1 Предупреждение конфликтов……………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………...26
Глоссарий……………………………………………………………………….28
Список использованных источников………………………………………....30

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность и часто дает возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон. Однако, использование компромисса на ранней стадии конфликта, возникшего по важному решению, может помешать диагнозу проблемы и сократить время поиска альтернатив. Как отмечают Блэйк и Мутон, «такой компромисс означает согласие только во избежание ссоры, даже если при этом происходит отказ от благоразумных действий. Такой компромисс — это удовлетворенность тем, что доступно, а не упорный поиск того, что является логичным в свете имеющихся фактов и данных» . 

Решение проблемы. Данный стиль — признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто пользуется таким стилем не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения конфликтной ситуации. Обсуждая этот стиль, Блэйк и Мутон отмечают, что расхождение во взглядах рассматривается как неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. Эмоции можно устранить лишь путем прямых диалогов с лицом, имеющим отличный от вашего взгляд. Глубокий анализ и разрешение конфликта возможны, только для этого требуется зрелость и искусство работы с людьми. Такая конструктивность в разрешении конфликта (путем решения проблемы) способствует созданию атмосферы искренности, столь необходимой для успеха личности и компании в целом.

Таким образом, в сложных  ситуациях, где разнообразие подходов и точная информация являются существенными для принятия здравого решения, появление конфликтующих мнений надо даже поощрять и управлять ситуацией, используя стиль решения проблемы. Другие стили тоже могут с успехом ограничивать или предотвращать конфликтные ситуации, но они не приведут к оптимальному решению вопроса, потому что не все точки зрения были изучены одинаково тщательно. Из исследований нам известно, что высокоэффективные компании в конфликтных ситуациях пользовались стилем решения проблем больше, чем малоэффективные компании. В этих высокоэффективных организациях руководители открыто обсуждали свои расхождения во взглядах, не подчеркивая разногласий, но и не делая вида, что их вовсе не существует. Они искали решение, пока, наконец, не находили его. Они также старались предотвратить или уменьшить назревание конфликта, концентрируя реальные полномочия принимать решения в тех подразделениях и уровнях управленческой иерархии, где сосредоточены наибольшие знания и информация о факторах, влияющих на решение. Хотя исследований в этой области еще не так много, ряд трудов подтверждает эффективность данного подхода к управлению конфликтной ситуацией.

Исход конфликта может  быть самым разнообразным. В любом  случае он имеет деструктивный или  конструктивный исход. Чтобы избежать проблемных ситуаций и закончить конфликт конструктивно, можно использовать один из рекомендованных способов.

1. Дайте волю чувствам. При этом каждый из оппонентов  должен получить возможность  озвучить все свои претензии  к участникам конфликта, высказать  свое мнение по поводу сложившейся ситуации, а главное, описать все негативные чувства и эмоции, которые он испытывает ввиду сложившейся конфликтной ситуации. Это позволит скинуть то напряжение, которое возникает вследствие ссоры. Высказавшись, каждый из участников конфликта приближается к решению общей конфликтной ситуации.

2. Похвалите оппонента.  Вступая в конфликт, человек ощущает  психологический дискомфорт. Ему  кажется, что другие люди его  не понимают и не справедливо  отвергают его мнение. Чтобы предотвратить  углубление ссоры, нужно сделать противнику комплимент, который подтолкнет его на примирение. Скажем, в ходе дискуссии можно заметить: «Вы такой рассудительный и мудрый человек. Я не ожидал от вас непонимания». Если оппонент, например, слишком эмоционален и даже не пытается контролировать свои эмоции, его охладит и успокоит фраза по типу: «Вы мне всегда нравились своей сдержанностью и спокойствием».

3. Позвольте вмешаться  третьему лицу. Иногда для остановки  конфликта между двумя личностями  необходима помощь третьего человека, который является авторитетным для всех участников конфликтной ситуации и имеет достаточно доверия с их сторон, чтобы помочь в устранении конфликта. Он может выслушать всех, а потом объяснить оппонентам, в чем суть конфликта и что каждый из них ожидает от другого. Ведь даже эти, элементарные на первый  взгляд, вещи конфликтующим бывает сложно уяснить.

4. Демонстрация агрессии. Этот способ стоит использовать  в присутствии человека, который  будет независимым и незаинтересованным  в преобладании каждой из сторон. Задача наблюдателя – регулировать степень проявления агрессии и недовольства оппонентами конфликтной ситуации. Проводится метод так: каждый из участников конфликта по очереди в полной мере, высказывает свое недовольство своим противником или противниками; при этом допускается применение нецензурной лексики, разрешается крик и грубые слова, но есть одно правило – оппоненты говорят строго по очереди.  Таким образом, каждый из них получает возможность высказать, освободиться от угнетающего чувства раздражения и услышать претензии других участников конфликта, понять степень их агрессии в данной ситуации.

5. Научиться слышать  слова оппонентов. Одной из проблем, мешающих прекратить конфликт, является то, что люди, увлекшись выражением собственных мыслей и эмоций, не могут выслушать то, что говорят друг другу. Диалоги при конфликтных ситуациях деструктивные, бесполезные. Чтобы изменить это, необходимо, чтобы каждый из оппонентов говорил только тогда, когда другой молчит, а захотев высказать свое мнение по поводу его слов, повторял последнее, что сказал противник. Например: «Мне сложно с тобой жить, потому что ты не следишь за нашим домом, а только постоянно загрязняешь его», - говорит жена. На что муж отвечает вместо взаимных обвинений такой фразой: «Я постоянно загрязняю дом, но специфика моей работы этому способствует». Ответ жены в духе упражнения: «Твоя работа способствует этому, но мне сложно терпеть дома бардак». Подобная постройка диалога способствует пониманию претензий друг друга. А это уже является значительным шагом на встречу окончания конфликта.

6. Поменяться местами. Это упражнение - игра по ролям. Суть его в том, что люди должны войти в роль друг друга и продолжать спор в этом новой ракурсе, но отстаивать уже не свое мнение, а мнение противника, которое теперь по воле игры стало их. Так, например, если коллеги не могут определиться с путем решения производственной задачи и это становится предметом конфликта, они должны провести упражнение «Обмен местами» и с точки друг друга представить чужие идеи. Этот способ позволяет взглянуть на мнение оппонента по-новому и оценить его как имеющее право на существование.

7. Отстраниться от  настоящего времени и перенестись  в будущее. То есть, взглянуть  на сложившийся конфликт в  более масштабном и динамичном  плане. Что будет через несколько недель, если мы сейчас не придем к одному решению? Как повлияет конфликт на нашу жизнь в целом? Что изменится, если мы останемся противниками? Важно, чтобы этими вопросами задались все участники конфликтной ситуации. Это позволит оценить важность тех отношений, которые имеют люди, и понять, насколько не нужным или нужным для них является конфликт, который они создали. Обратите внимание, что во многих случаях помощь непричастного к конфликту человека стимулирует его решение. В первую очередь так складывается, потому что посторонний человек является объективным и может оценить ситуацию. Кроме того, он исполняет регулирующую роль, принуждая или приглашая оппонентов к сотрудничеству в устранении конфликта. Но самым лавным условием для решения конфликтной ситуации, является стремление всех сторон конфликта решить проблему. Без этого преодолеть конфликт очень сложно. 4

Таким образом, участники  межличностного конфликта становятся партнерами, и их отношение к конфликтным  ситуациям изменяется. Вместо войны и перспективы затянувшейся вражды они получают возможность наконец-то разорвать замкнутый круг, причем сохранив чувство собственного достоинства. И в дальнейшем это помогает им установить и сохранить хорошие или нейтральные отношения. А это может быть очень важно, например, для бывших супругов, имеющих общих детей, которых надо продолжать совместно растить и воспитывать. Или для партнеров по бизнесу, которым необходимо сохранить предприятие, а также для сотрудников различного уровня, которым еще предстоит работать вместе. Для соседей, которым, возможно, еще долгие годы предстоит жить рядом…

2.1 Предупреждение конфликтов

Предупреждение  конфликтов – это система различных способов, приемов воздействия и знаний, способствующих предотвращению открытого конфликта на стадии назревания противоречия. Технологию предупреждения конфликта могут применять как сами участники возникающего конфликта, так и третье лицо – приглашенный эксперт, медиатор, либо независимый и объективный в нарастающем противоречии человек.

Основа предупреждения конфликта заложена в смене действий какоголибо участника конфликтной  ситуации. Более сложным и, как  показывает практика, менее эффективным  способом предупреждения является воздействие  и изменение взглядов и действий оппонента. Предотвратить конфликт легче, изменив свое поведение.

Приемы, помогающие построить  поведение, предупреждающее конфликт:

– латентная стадия конфликта не минутная и занимает значительный промежуток времени, за который можно заметить начало предконфликтного взаимодействия и изменить свое поведение (например, частично признать правоту собеседника, сменить тему разговора, замолчать и вернуться к разговору позже);

– на этапе разворачивания конфликта максимально точно выясните мотивы и интересы оппонента и выскажите свои, чтобы причиной конфликта не стало обычное непонимание друг друга;

– всегда помните о том, что предотвратить конфликт легче на начальной стадии и очень сложно на этапе открытого конфликта;

– проявление терпения к противоположному мнению вызовет к вам уважение у оппонента и настроит его на менее конфликтное взаимодействие;

– демонстрируйте свое понимание взглядов оппонента, когда он высказывается;

– заранее подумайте о предстоящем конфликтном взаимодействии: прогнозирование возможного хода развития противоречия поможет вам минимизировать негативные эмоции и действовать рационально;

– при потере контроля над ситуацией сведите разговор на шутку, так как продолжение разговора все равно не будет продуктивным, лучше продолжить его в другое время.

Если вы пытаетесь изменить поведение и взгляды оппонента и тем самым предупредить конфликт, помните о следующих правилах :

– мнение и действия любого человека невозможно изменить быстро;

– каждый человек уникален, его поведение детерминируется его индивидуальностью;

– не увеличивайте область противоречий с противоборствующей стороной;

– критикуя позицию оппонента, не примешивайте анализ и свое отношение к его личностным качествам;

– будьте для оппонента примером изменения поведения и уступите в некоторых позициях, это самый действенный прием по изменению действий оппонента.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Наверное, нет такого человека, которому не довелось бы оказаться  в конфликтной ситуации. Что поделать, конкуренция, борьба за выживание в  агрессивной рыночной среде навязывают нам жёсткие нормы общения. Умение разрешать конфликты - одно из главных и необходимых умений психолога. Психологу необходимо разъяснить членам коллектива как позитивно разрешать конфликты, сохранять нейтралитет в коллективе, правильно выстраивать свои отношения с руководством. Внешний мир, как правило, напрямую зависит от внутреннего. Спокойная, неконфликтная атмосфера на работе является прямым отражением корпоративного духа организации. И это, прежде всего, зависит от руководства. Справедливости ради следует отметить, что на западе этому уделяется большее значение, нежели у нас. Неслучайно, там, в штате крупных организаций, гостиниц и вообще "уважающих" себя фирм работает психолог, который не только осуществляет качественный отбор персонала, но и проводит тренинги, направленные на обучение персонала навыкам позитивного управления конфликтом: как внешним - с клиентами, так и внутренним - с собственными сотрудниками.

Естественно, что в  жизни нельзя избежать разногласий, противоречий и конфликтов. Однако в действительности чаще всего не сами конфликты разрушительно действуют на людей и затрудняют их совместную жизнь, а следствия некоторых форм поведения в конфликтной ситуации: страх, враждебность, угрозы. Если эти переживания чрезмерно интенсивны и длительны, у людей может возникнуть и закрепиться оборонительная реакция, т.е. поведение, которое вплетается в структуру личности и искажает характер мышления, поступков и чувств. Атмосферу межличностных отношений создают сами люди. Но люди же могут изменить ее так, чтобы установился климат, благоприятствующий личностному развитию и равноправному существованию целых сообществ.

Таким образом, можно  сделать вывод, что каждый человек  обладает личностными качествами, своими привычками и предубеждениями, которые  с неизбежностью влияют на характер контактов с другими людьми. Поэтому общение в форме столкновений является результатом индивидуальных различий между людьми и возникают тогда, когда поступки участников одной ситуации имеют антагонистическую направленность. Именно сейчас, когда рабочий и служащий не уверены, что получат зарплату; военнослужащий, что не будет уволен по сокращению штатов; выпускник ВУЗа, что найдёт работу по специальности; когда вызывает определённые трудности покупка товаров; когда человек сталкивается очень часто с раздражительностью, гневом, грубостью и недоброжелательностью и велика вероятность психических и сердечно-сосудистых заболеваний, как никогда большое значение приобретает умение терпимо относиться к окружающим. Без этого умения сейчас невозможно прожить, решить поставленные временем перед нами задачи, добиться успеха в любой деятельности. И это умение необходимо развивать, прежде всего, в самом себе, ибо мир - это отражение нас самих…

Информация о работе Межличностный конфликт и способы его разрешения