Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 23:36, курсовая работа
Цель исследования данной курсовой работы — отобразить место и роль педагогической психологии в системе современных научных знаний.
Для достижения поставленной цели предстоит решить ряд поставленных задач:
1. Рассмотреть научное знание и его строение;
2. 2. Выделить объект-предметную областьпедагогической психологии в качестве самостоятельной сферы исследования;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ОТРАСЛЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ 5
1.1. Научное знание и его строение 5
1.2. Выделение объект-предметной области педагогической психологии в качестве самостоятельной сферы исследования 9
2. ОБЩЕНАУЧНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 13
2.1. Педагогическая психология среди других человековедческих наук 13
2.2. Общепсихологический контекст формирования педагогической психологии 16
3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 21
3.3. Структура педагогической психологии 21
3.2. Предмет педагогической психологии 24
3.2. Задачи педагогической психологии 25
3.3. Объект и задачи педагогической психологии 27
3.3. Методы исследования 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 39
Тема: Место и роль педагогической психологии в системе современных научных знаний
СОДЕРЖАНИЕ
Еще 15—20 лет тому назад остро дискутировался вопрос о необходимости и целесообразности открытия специальных факультетов подготовки учителей начальных классов в пединститутах. Многие утверждали, что для этой работы вполне достаточно подготовки педучилища. И спор не был случайным. Довлела традиция, по которой считалось, что начальное обучение—это лишь обучение грамоте (чтению и письму), решению несложных арифметических задач, что это-де обучение, мало чем связанное с развитием современных наук. Научно-технический и социально-экономический прогресс коренным образом изменили положение дел. Среднее образование в нашей стране стало всеобщим и обязательным. Да и личность самого младшего школьника стала иной. Обнаружилась возможность и необходимость существенно изменить программу, продолжительность и возрастные границы начального обучения. Все это придало особое значение начальному обучению в общей системе народного образования, обучения и воспитания подрастающих поколений.
Термином педагогическая психология обозначаются две существенно разные науки. Одна из них является ветвью психологии. Это базовая наука, призванная изучать природу и закономерности процесса учения и воспитания. Но под названием «педагогическая психология» развивается также и прикладная наука, цель которой - использовать достижения всех ветвей психологии для совершенствования педагогической практики.
В настоящее время в нашей стране постепенно растет штат практических психологов, которые и должны знакомить педагогов и родителей с достижениями психологической науки. (За рубежом эта прикладная область психологии часто называется школьной психологией.) Профессиональная педагогическая деятельность предполагает хорошее знание учителем современной психологии, умение использовать ее достижения в своей повседневной работе. Это означает, что подготовка преподавателя должна включать изучение прикладного курса педагогической психологии.
Педагогическая психология представляет собой междисциплинарную самостоятельную отрасль знания, основывающегося на знании общей, возрастной, социальной психологии, психологии личности, теоретической и практической педагогики. Она имеет собственную историю становления и развития, анализ которой позволяет понять сущность и специфику предмета ее исследования.
Цель исследования данной курсовой работы — отобразить место и роль педагогической психологии в системе современных научных знаний.
Для достижения поставленной цели предстоит решить ряд поставленных задач:
Объектом исследования в нашей курсовой работе выступает педагогическая психология.
Предметом — место педагогической психологии в системе современных научных знаний.
Педагогическая психология — это одна из отраслей научного знания. Поэтому к ней применимы те логические средства анализа, которые используются в методологии науки.
Наука представляет собой сферу деятельности, направленной на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. В силу этого любое научное знание может быть рассмотрено как средство установления взаимосвязи между «явлением» и «сущностью» (рис. 1 Приложение 1).
Явления, как известно, — это то или иное обнаружение окружающих нас вещей, их внешней формы и признаков. Отличительная особенность явления — способность человека воспринимать его свойства с помощью органов чувств. В этом плане сущность представляет собой полную противоположность явлению — это скрытые от внешнего наблюдения связи и отношения. Она выражает внутреннее содержание явления как результат его познания. Сущность и явления внутренне взаимосвязаны: любое явление несет в себе определенную сущность, любая сущность проявляет себя в том или ином явлении.[1, с. 8]
Вместе с тем переход от явлений к сущности не осуществляется «автоматически», путем лишь количественного накопления определенных представлений о каком-либо объекте. Для этого используется специальный механизм научного познания — теоретическое отражение действительности.
Каждый ученый, стараясь проникнуть в сущность, всегда имеет дело с определенным кругом явлений. Совокупность явлений, изучаемых той или иной наукой, образует «объект исследования», который определяется как часть объективной реальности, противостоящая исследователю в процессе познания.
Любой объект многогранен и практически бесконечен в своих проявлениях и свойствах. Ученый, начиная изучать какой-либо объект, всегда выделяет в нем какую-то одну сторону рассмотрения, которая становится «заместителем» или «представителем» всего многостороннего объекта и, в свою очередь, фиксируется в знаковой форме. Выделение и закрепление данной «предметной» стороны исследования происходит посредством введения специальных средств — категорий.[23, с. 192]
Согласно философской традиции, категории — это наиболее общие, предельные понятия, не выводимые из других и в сводимые к другим. Такие, например, как «количество», «качество», «форма», «содержание» и т. д. Они действительны для любых проявлений исследовательской активности, к каким бы объектам она не устремлялась.
Когда же объектом этой активности становится отдельный момент бытия, аппарат философских категорий, продолжая определять движение исследовательской мысли в целом, становится недостаточным. В этом случае предмет научного знания выстраивается благодаря функционированию специальных научных категорий. Именно они, развиваясь исторически, позволяют осмыслить изучаемое явление не только глобально, на философском уровне, но и в его специфических характеристиках, отличающих определенную область знания от всех остальных. В итоге любая отрасль науки отличается от другой своим предметом, т. е. той системой основных категорий и понятий, которые она использует для раскрытия сущности объекта.
Предмет исследования выступает как определенная сторона объекта, выделение и закрепление которой происходит посредством введения специальных исследовательских средств — категорий и понятий. В итоге проникновение в сущность явлений обеспечивается за счет согласованного взаимодействия двух типов реальности: объектной — представленной многообразием выбранных для исследования явлений, и предметной — представленной совокупностью некоторых понятийно-категориальных средств.[1, с. 11]
Эти две реальности взаимозависимы. С одной стороны, сам выбор объекта исследования во многом определяется предметом изучения. С другой стороны, вовлечение новых объектов в сферу анализа само по себе способно существенно изменить представления о содержании категорий и понятий. Итогом взаимодействия этих двух сфер и служит научное знание — иерархизированная система замещений объекта знаками, включенными в определенные системы оперирования, в которых эти системы замещения существуют реально, как объекты особого рода.
Как видим, соотношение между «объектом», «предметом» и «научным знанием» представляет собой достаточно сложно организованную связь. Такая связь может быть названа функциональной.
Функция — отношение двух (группы) объектов, в котором изменению одного из них сопутствует изменение другого.
Для более наглядного представления данного типа связи можно воспользоваться широко известной из школьного курса математики схемой функциональной зависимости. Ее структуру образуют три достаточно самостоятельных элемента:
Графически это может быть представлено следующим образом (рис. 2, Приложение 2).
Аналогичным образом в структуре науки можно выделить:
Характер отношений между «объектом», «предметом» и «научным знанием» позволяет предположить, что и соотношение между этими элементами можно уподобить функциональным связям в математике.
Допустимость данной аналогии становится еще очевиднее, если мы вспомним тот факт, что в самом языке науки имеются такие термины, как «независимая переменная» и «зависимая переменная». С помощью данных терминов описывается структура эксперимента как метода научного исследования. Там «независимая переменная» — это тот фактор объекта исследования, которым исследователь планомерно манипулирует. «Зависимая переменная» — те предметные характеристики объекта, изменения которых регистрируются, обрабатываются и обобщаются.[1, с. 14]
Тем самым в ходе эксперимента
как одного из методов получения
научного знания выявляются причинно-следственные
и другие связи и отношения
между «независимой» и «
Зависимая переменная = ПСС (независимая переменная),
где ПСС — причинно-следственная связь.
В этом случае строение научного знания можно графически изобразить следующим образом (рис. 3, Приложение 2).
Системы предметных представлений об объекте систематизируются в виде научных теорий, выражаемых посредством определенного языка. Основу любого научного представления образуют знаковые средства, которые в совокупности формируют так называемый «язык науки». Термин «язык» не имеет точно установившегося значения. Как правило, под языком понимают систему общественно фиксированных знаков, служащую для общения людей между собой и для отражения объективной реальности. К языку, таким образом, наряду со словами обычного разговорного языка относятся математические символы и формулы, языки программирования и др.[1, с. 14]
Подобно любому другому языковому средству, любая наука имеет свой тончайше устроенный аппарат, в формах которого постигается содержание исследуемой действительности. Одной из особенностей языка науки является наличие в нем терминов и понятий.
Термин — слово или словосочетание, выражающее название определенного объекта или понятия в рамках какой-либо специальной области науки, техники, искусства. Термин указывает на то или иное качество, выделяющее данный объект из общего разряда явлений. Термины чаще всего используются для описания объекта исследования, т. е. они призваны указывать на то, о чем говорится в том или ином теоретическом положении.
Понятие — это мысль, отражающая в обобщенной форме связи и отношения между явлениями посредством фиксации общих и специфических признаков и свойств. Понятие призвано зафиксировать то, что говорится об объекте.
Например, одно из положений педагогической психологии гласит: обучаемость — это индивидуальные показатели скорости и качества усвоения школьником знаний, умений и навыков в процессе обучения. Здесь «школьник в процессе обучения» — это педагогический термин, указывающий на принадлежность субъекта рассмотрения к образовательной системе. «Индивидуальные показатели усвоения знаний, умений и навыков» — это психологическое понятие.
Аналогичную структуру имеет
практически любое
Проделанный анализ показывает,
что в самом объекте
Применительно к педагогической психологии это означает, что ее изучение предполагает четкое выделение объекта, предмета исследования и особенностей самого научного знания. Вопрос этот далеко не простой, о чем говорит хотя бы тот факт, что исторически педагогическая психология оформилась в тесном сотрудничестве и напряженной борьбе с еще двумя отраслями научного знания: психологической педагогикой и экспериментальной педагогикой.
Для более точного различения этих трех направлений в развитии науки полезно обратиться к мнениям тех авторитетов, которые стояли у их истоков. Как самостоятельная отрасль научного знания педагогическая психология обязана своим рождением, прежде всего, отечественному ученому Петру Федоровичу Каптереву. Общепризнанно, что именно им впервые была написана и, начиная с 1874 г., публиковалась в журнале «Народная школа» работа под таким названием. В 1877 г. книга «Педагогическая психология» вышла отдельным изданием.
Есть все основания считать, что тем самым автор — известный теоретик педагогики — пытался найти пути к разрешению кризиса в развитии самой педагогической науки.
П. Ф. Каптерев в одной из своих работ отмечал: «Не только у нас, но и у западных европейских народов сочинения по педагогике по большей части лишены научного характера, в них весьма слаб выяснительный, рациональный элемент… Педагогика… должна применять к воспитанию законы науки о человеке…» [13, с. 60–61].
Информация о работе Место и роль педагогической психологии в системе современных научных знаний