Место и роль педагогической психологии в системе современных научных знаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 23:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования данной курсовой работы — отобразить место и роль педагогической психологии в системе современных научных знаний.
Для достижения поставленной цели предстоит решить ряд поставленных задач:
1. Рассмотреть научное знание и его строение;
2. 2. Выделить объект-предметную областьпедагогической психологии в качестве самостоятельной сферы исследования;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ОТРАСЛЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ 5
1.1. Научное знание и его строение 5
1.2. Выделение объект-предметной области педагогической психологии в качестве самостоятельной сферы исследования 9
2. ОБЩЕНАУЧНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 13
2.1. Педагогическая психология среди других человековедческих наук 13
2.2. Общепсихологический контекст формирования педагогической психологии 16
3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 21
3.3. Структура педагогической психологии 21
3.2. Предмет педагогической психологии 24
3.2. Задачи педагогической психологии 25
3.3. Объект и задачи педагогической психологии 27
3.3. Методы исследования 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 39

Вложенные файлы: 1 файл

Курс пед псих 01.doc

— 316.50 Кб (Скачать файл)

Две стороны процесса усвоения (присвоения) социального опыта определяют две основные ветви педагогической психологии – психологию учения и психологию воспитания. При этом фундаментальное направление психологии учения акцентирует усилия на самом процессе усвоения как системе особым образом организованных действий, пытаясь постичь его природу, динамику, закономерности, разработать средства диагностики качества усвоения в рамках существование систем обучения. Прикладные исследования в этой области связаны с разработкой, апробацией и оценкой новых систем организации учебной деятельности – проблемного обучения, развивающего обучения, программированного обучения, эвристической педагогики и т.п. Многие психологи активно участвуют в разработке концептуальных моделей общего образования, являются авторами и соавторами новых программ и учебников, руководителями инновационных школ. Усилия психология воспитания сфокусированы на изучении процесса усвоения нравственных норм и принципов, формировании мировоззрения, убеждений и ценностей, происходящего в процессе учения.

Специфичность предмета педагогической психологии предъявляет особые требования к соблюдению норм профессиональной этики и требует разработки и особо взвешенного применения методов исследования. В психолого-педагогических исследованиях широко применяются как общепсихологические методы – различные типы наблюдения, психологическое и педагогическое тестирование, естественный, констатирующий, формирующий эксперимент, моделирование, а также такие специфические для педагогической психологии методы, как генетический метод исследования психического развития и экспериментальное обучение.

Большой вклад в развитие отечественной  педагогической психологии внесли К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев, А.П.Нечаев, А.Ф.Лазурский, Л.С.Выготский, П.П.Блонский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов. Наиболее выдающимся достижением следует считать создание теоретической концепции развивающего обучения в школе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова и ее масштабную экспериментальную проверку, что привело к коренному изменению образовательной ситуации в стране – фактическому введению поливариантности и модификации «традиционной» системы.

Своеобразие современного этапа педагогической психологии заключается еще и  в возрастающей массовости профессии  психолога в системе общего образования. Наиболее актуальной проблемой является разработка практического обеспечения психологического анализа учебной деятельности и планирования индивидуальной траектории развития ученика, овладение которым позволит педагогическому психологу стать полноправным и ценным участником педагогического коллектива. Помимо этого, требуется активизация усилий в изучении особенностей процесса обучения не только школьников и студентов, но и других групп учащихся, в том числе в рамках непрерывного, корпоративного образования, а также профессиональной подготовки и переподготовке (что особенно актуально в связи с темпами роста безработицы). Наконец, не теряет своей актуальности необходимость разработки психологии учителя как одного из субъектов учебной деятельности.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Бархаев Б.П., Педагогическая психология: Учебное пособие / Авт.-сост. Б.П. Бархаев.  — СПб.: издательский дом «Питер», 2006.  — 448 с.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М,.1968.-С. 247-292.
  3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1979.
  4. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие для студентов пед. Ин-тов. Под ред. Проф. А.В. Петровского. М., «Просвещение», 1973. – 288 с., с ил.
  5. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчнк, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В.Гамезо и др. — М.: Просвещение, 1984. — 256с.
  6. Волков К. Н. Психологи о педагогических проблемах. М., 1981. Березовик Н. Я; Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллектив. Минск, 1975.
  7. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. СПб., 1992.
  8. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. Теория развивающего обучения.- М.,1996.- С.366-394.
  9. Залесский Т.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. – М., 1994.                                    
  10. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Принцип развития в психологии / Под ред. Л. И. Анцыферовой. - М., 1978. - С. 253.
  11. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр. и перераб.  — М.: Логос, 2002.  — 384 с.
  12. Ильин Е. Н. Искусство общения (Педагогический опыт: поиск, проблемы, находки). М.,1982.
  13. Каптеров П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Избранные педагогические сочинения. М., 1982.
  14. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972.
  15. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. ЛГУ, 1967. Леонтьев А. Н. Педагогическое общение. М., 1979 («Педагогика и психология», № 12).
  16. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Вып. 3 / Под ред. М.В. Гамезо. М., 1982. Гл. XX.
  17. Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя. М., 1980. Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976.
  18. Минияров В.М. Педагогическая психология. Учебник / Отв. Ред. Д. п. н., проф. Б.С. Тетерин. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «Модек», 2005. 316 с.
  19. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. М., 1995.
  20. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. М., 1996. Т. 1.
  21. Петровский В.А. Психология воспитания. - М., 1995.
  22. Репкин В.В. Что такое развивающее обучение? (Начальный этап развивающего обучения русскому языку в средней школе). - Харьков; Томск., 1992.
  23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1989. -Т. 1.- С. 192-193.
  24. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 1995 –С.332-342.
  25. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995.
  26. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2000.  — 544 с.
  27. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.  —  288 с.
  28. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998.
  29. Талызина Н.Ф., Карпов Ю.В. Педагогическая психология // Психология интеллекта. - М., 1987.
  30. Щербаков А. И. Совершенствование системы психологического образования будущего учителя. — Вопр. психологии, 1981, № 5.
  31. Эльконин Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения // Избранные психологические труды. - М., 1989. -С. 177-199.

 

 

 

Приложение 1

 

 

Рис. 1. Соотношение «явлений» и «сущности» в процессе познания

 

 

 

Приложение 2

Рис. 2. Строение функциональной зависимости в математике

 

 

Рис. 3. Модель строения научного знания

 

Рис. 4. Объект-предметное строение педагогической психологии


Информация о работе Место и роль педагогической психологии в системе современных научных знаний