Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 14:56, реферат
Организации существуют для достижения стоящих перед ними целей. Степень
реализации этих целей показывает насколько эффективно действует
организация, т.е. насколько эффективно используются организационные
ресурсы.
1. Введение
2. Методы оценки персонала при найме.
3. Технология оценки персонала.
4. Выбор метода оценки персонала.
5. Заключение.
6. Список использованной литературы.
- Анализ конкретных ситуаций (кейсы) -
моделирование конкретной производственной
ситуации.
«Кейс» - деловая задача, проблемная ситуация.
Это изложение в повествовательной и/
или табличной форме набора фактов о конкретной
ситуации на реальном предприятии.
Аттестуемый должен определить проблему,
выбрать релевантную (значимую) информацию,
структурировать ее для четкой характеристики
рассматриваемой проблемы, сформулировать
возможные пути ее решения, выбрать и обосновать
конкретное решение.
- Анализ достижения целей - сравнение плановых ключевых показателей деятельности с фактическими. Оценка результатов проводится совместно руководителем и работником на основе индивидуальных стандартов реализации целей, однако руководитель обладает решающим голосом при проведении итогов.
- Оценка на основе моделей компетенций - модели компетенции описывают интеллектуальные и деловые качества работника, навыки межличностной коммуникации, необходимые для успешной профессиональной деятельности в рамках корпоративной культуры организации. Разрыв между необходимым и существующим уровнем компетенции – основание для разработки индивидуальных планов профессионального развития. Выполнение этих планов (конкретные результаты профессиональной деятельности) и является предметом оценки, самооценки и независимой экспертизы.
- Самооценка - самоанализ работника по заданным критериям.
Выбор того или иного
метода осуществляется в зависимости
от целей и задач, а также от
специфики бизнес-процессов и
категории оцениваемых
В РФ наибольшее распространение получили следующие источники найма на работу: люди, случайно зашедшие в поисках работы; объявления в газетах; средние школы, колледжи, техникумы; профессионально-технические училища, высшие учебные заведения, службы по трудоустройству; частные агентства по найму; объявления по радио и телевидению; профсоюзы и др.
Прежде чем начать отбор сотрудников вне организации, администрации следует предложить своим работникам найти кандидатов среди знакомых или родственников, желающих подать заявление о приеме на работу.
Альтернативой найму новых работников может быть сверхурочная работа, когда организации необходимо увеличить объем выпускаемой продукции. При этом отпадает необходимость в дополнительных затратах на наем и прием на работу новых работников. А сама сверхурочная работа может обеспечить имеющихся работников дополнительным доходом, хотя здесь возникают проблемы усталости, увеличения производственного травматизма. Длительные или частные сверхурочные работы приводят к росту затрат на персонал и снижению производительности труда.
Глава2.
Технология оценки персонала.
Задача управляющих персоналом, осуществляющей оценку кандидатов при приеме на работу, состоит в сущности в том, чтобы отобрать такого работника, который в состоянии достичь ожидаемого организацией результата. Фактически оценка при приеме — это одна из форм предварительного контроля качества человеческих ресурсов организации.
Несмотря на то, что существует большое количество разных подходов к оценке, все они страдают общим недостатком — субъективностью, решение во многом зависит от того, кто использует метод, или того, кого он привлекает в качестве эксперта.
- объективно — вне
зависимости от какого-либо
- надежно — относительно
свободно от влияния
- достоверно в отношении
деятельности — оцениваться
- с возможностью прогноза — оценка должна давать данные о том, к каким видам деятельности и на каком уровне человек способен потенциально;
- комплексно — оценивается
не только каждый из членов
организации, но и связи и
отношения внутри организации,
а также возможности
- процесс оценивания
и критерии оценки должны быть
доступны не узкому кругу
- проведение оценочных
мероприятий должно не дезорган
Этапы программы оценки
1) подготовка проекта
(определение целей, объемов, сроков и т.п.);
2) анализ деятельности сотрудников и
формулирование критериев оценки;
3) конструирование процедур оценки;
4) обучение экспертов организации;
5) реализация программы оценки персонала;
6) анализ результатов и оформление материалов
для передачи заказчику.
1-й этап
Набор сотрудников |
|
|
|
|
|
2-й этап
Закладывается содержательная основа оценки
|
|
|
3-й этап
Организационный план
составляется в соответствии с целями, задачами,
количеством участников, сроками и условиями
проведения программы оценки персонала.
Методы, используемые при оценке:
1) специальные упражнения / моделирование
типичных деловых ситуаций;
2) интервью;
3) групповые упражнения;
4) психологические тесты;
5) организационно - управленческие игры.
4-й этап
Перед включением
экспертов (из числа
5-й этап
Программа оценки
персонала начинается с
важно
снятие напряжения, которое неизбежно
возникает в ситуации оценки, вступление
в контакт с испытуемыми.
Применяемые методы должны уточнять и
дополнять друг друга.
Заканчивать работу следует общей встречей.
Её цель - подведение итогов дня, символическое
завершение работы, снятие напряжения
и выход из контакта.
6-й этап
Обработка результатов:
- обработка психодиагностических данных;
- индивидуальная оценка по результатам
специальных упражнений;
- коллективное обсуждение итогов групповой
работы;
- сопоставление результатов оценки каждого
участника;
- итоговое обсуждение;
- составление индивидуальных заключений;
|
|
|
|
|
|
- специальный анализ кадрового
состояния организации;
- оценка уровня профессиональной обеспеченности
организации (количество и качество сотрудников);
- оценка степени готовности организации
к изменениям;
- выявление существующих в организации
типов корпоративной культуры;
- построение прогноза развития организации
и оценка степени реализуемости поставленных
целей;
- подготовка рекомендаций по конкретным
кадровым программам (набору, развитию
персонала и тд.).
Выбор метода оценки персонала
Использование тех или иных методов оценки имеет свои плюсы и минусы в зависимости от ее цели (критерия). К числу основных критериев относят:
Например, если необходима высокая степень вовлечения самого работника в процесс оценки, то наилучшими методами являются групповые дискуссии, тесты мастерства, а также испытания в центрах оценки. Но при этом почти не учитывается мнение непосредственного руководства, которое тоже немаловажно. Выяснение же только мнения руководства без применения других методов не требует практически времени и денежных средств, но точность оценки довольно низкая. Постоянное наблюдение с целью оценки деловых качеств достаточно эффективно, но требует больших затрат времени. Поэтому на практике всегда применяются комбинированные методы. В качестве примера в табл. 1 показана зависимость некоторых методов оценки (всего до 50 методов), определяемая по трехбалльной шкале (высший балл — 3, низший — 1), которая разработана на французской фирме «Аэроспасьяль».
Таблица 1
Методы оценки персонала |
Критерии выбора метода оценки (балл) | |||
Степень вовлечения в процесс оценки |
Затраты времени и денежных средств |
Степень достоверности полученных данных | ||
работника |
непосредственного руководства | |||
Экспертная оценка |
1 |
2 |
2 |
1 |
Оценка персонала в комплексных центрах |
3 |
1 |
3 |
3 |
Групповые дискуссии |
3 |
1 |
2 |
2 |
Собеседование с преподавателем учебного центра |
3 |
1 |
3 |
2 |
Мнение руководства |
1 |
3 |
1 |
1 |
Наблюдение в процессе работы |
2 |
1 |
3 |
2 |
Специальное анкетирование |
3 |
3 |
2 |
3 |
Тесты мастерства |
3 |
1 |
3 |
3 |
Многие методы оценки персонала являются весьма дорогостоящими. Поэтому применяется как бы многократный отбор кадров на последующие ступени оценки. Оценка результатов труда важна для подавляющего большинства работников. Оценка деловых и личных качеств охватывает максимум 50% персонала (это работники, у которых выявлены наилучшие результаты труда). Значительно меньшее число работников попадает в центры оценки (на основе уже выявленных способностей и роли на фирме), причем рабочих здесь уже практически нет (за исключением будущих лидеров кружков качества).
Групповая оценка
Далеко не всегда объектом оценки является отдельно взятый работник — напротив, им все чаще становится группа. Во многом это связано с тем, что зачастую очень трудно выделить личный вклад работника, особенно при использовании современных бригадных или иных коллективных форм организации труда, когда все участники выполняют неоднородные виды работ (от простых до сложных). Не всегда можно определить индивидуальные результаты некоторых групп специалистов и при оценке по соответствию целям. К тому же при групповой оценке лучше видны взаимодействие, общая творческая атмосфера.
Результаты этой оценки служат базой для разработки программ развития не отдельных (лучших) работников, а их групп. Так, коллектив инженеров-конструкторов или исследователей может стать основой будущей инновационной проектной структуры по разработке нового продукта (технологии). То же самое относится и к групповым формам повышения квалификации участников бригад, особенно если уже достигнуты достаточная степень взаимозаменяемости и примерно равный уровень мастерства работников.