Методы противодействия влиянию авторитарных культов и сект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 05:06, реферат

Краткое описание

В любой области, связанной с воздействием на человека - от политики до средств массовой коммуникации, от педагогики до психотерапии, существует растущая опасность замаскированных и интенсивных форм манипулирования и психологического насилия.
В наше время огромной проблемой общества являются тоталитарные секты. Большинство ложно-христианских сект направлены на современную молодежь, на ее гибкую, не окрепшую психику. Целенаправленно идет пагубное воздействие на «душу», используя, своего рода, молодежные собрания, группы, музыкальные прославления, что, на языке молодых, называется «тусовкой».

Содержание

Введение
1.Понятие деструктивного авторитарного культа
2.Традиционные манипулятивные технологии сектантов при ведении беседы
2.1.Тактики вербовки
2.2.Обращение в полного приверженца
2.3.Поддержание верности новообращенных
3.Типичные проблемы жертв культового контроля сознания
4.Психологическое консультирование пострадавших от авторитарных культов и сект
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад по психологии религии Методы противодействия влиянию авторитарных культов и сект.docx

— 47.01 Кб (Скачать файл)

Убедить обращенного  придерживаться сурового стиля жизни, который отражает культовые ценности. Многие культы содержат своего рода общежития («монастыри», «ашрамы» и т.п.), где вся деятельность концентрируется вокруг культовых целей. На культистов часто оказывается давление посредством обещаний более высокого статуса с целью заставить их жить в этих домах, например: «Гуру любит всех своих детей, но он особенно любит тех, кто присоединяется к его монашескому дому и посвящает ему всю свою жизнь.»

Результаты: Строгое следование культовому стилю жизни служит подчинению и усилению преданности обращенного верованиям культа. Кроме того, энергичные программы добывания средств, вербовки и другой ориентированной на культ деятельности истощает обращенных, не оставляя времени или энергии на то, чтобы подвергать сомнению культовые верования.

Обучение и чрезмерное использование методик, вызывающих транс, таких, как медитация, молитва, монотонное пение, самогипноз и говорение на языках.

Результаты: Подобные методики могут иметь своим результатом: подавление мыслей, чувств и сомнений; ослабленную интеллектуальную и критическую способность; подчас психопатологию.

Обратите внимание: Эти методики сами по себе не вредны при умеренном, уместном и строго контролируемом (профессиональным врачом или психологом) применении. Они причиняют вред в деструктивных культах потому, что используются для подавления самостоятельного здравого мышления, а не для понимания и «проработки» умственных затруднений.

Публичное заявление  о верности, такое как: поощрение новых обращенных вербовать других (некоторые культы предлагают более высокий статус и другое вознаграждение преуспевающим вербовщикам), делать торжественные заявления на публичных встречах, подписывать заявления о верности.

Результаты: Публичное заявление усиливает преданность обращенных культу и заставляет уходящих казаться предающими доверие.

Повторяющиеся угрозы санкций за уход, такие как: «Если ты уйдешь, твоя жизнь развалится на куски»; или «твоя душа сгниет»; или «ты отправишься в ад»; или «пострадают твои родственники»; или «твоя жизнь будет в опасности».

Результат: Обращенные боятся покинуть культ.

Обещание немедленного осуществления, мира, спасения, например, говоря обращенным, что если они «только чуть-чуть сильнее постараются, отдадут немного больше» себя, они достигнут любого обещанного культом вознаграждения.

Результаты: Обращенные постоянно стремятся достичь утопических идеалов и обвиняют себя самих за то, что стараются недостаточно усердно.

Ограниченный доступ к внешним источникам информации или его отсутствие.

Результат: Нет противоположных точек зрения, чтобы стимулировать критическое мышление о культе. Укрепление представления, что сомнения относительно группы отражают недостатки сомневающегося, но не группы.

Отсутствие некультовых  связей и эмоциональной поддержки.

Результаты: Обращенные становятся зависимыми от культа в дружбе, близости и эмоциональной поддержке; чувства отчуждения, враждебности и паранойи в отношении некультового мира все более усиливаются.

Контроль сексуальной  близости и интимных отношений внутри культа; например, лидер может диктовать, стоит ли, когда и на ком жениться, нужно ли и когда иметь сексуальные отношения, детей, стерилизацию, аборты.

Результаты: У обращенных может развиться искаженный, обезличенный взгляд на сексуальность и половые сношения. Лидеры защищены от возможности того, что близкие друзья поделятся сомнениями относительно группы и укрепят их.

Постоянная исповедь и самоопорочивание.

Результаты: Обращенные испытывают стыд, затем облегчение, затем чувствуют себя в долгу перед культом за спасение от их «дурной натуры».

Чрезмерные финансовые обязательства, часто требующие передачи в пользу культа наследства, банковских счетов, платежных чеков и другого материального имущества (дома, машины, аудио и видеотехника и т.п.).

Результаты: Культисты остаются фактически без гроша и в финансовом плане зависят от группы. Также, если было пожертвовано много денег, обращенные могут оправдывать свои вложения, закрывая глаза на деструктивные элементы группы.

 

3.Типичные проблемы жертв культового контроля  сознания

Эти проблемы можно разделить на четыре основные  группы: психические, психосоматические, соматические и  социальные.  Психические негативные последствия: 

• Крайнее нарушение личностной идентичности (радикальные изменения личности).

• Диссоциирующие («плавающие») состояния, возвращающие по механизму триггера к воспоминаниям о  культовой жизни. 

• Приступы паники и тревожности. 

• Депрессия. 

• Расстройства, связанные с посттравматическим стрессом (ПТСР). 

• Замедленное психологическое развитие, потеря психологической силы. 

• Чувство вины. 

• Страх. 

• Потеря доверия: боязнь близости и  обязательств, что  приводит к проблемам  в отношениях с окружающими  и  с трудоустройством. 

• Духовное насилие. 

• Потеря свободной воли и контроля над своей жизнью. 

• Развитие зависимости и возвращение к поведению, подобному детскому (регресс в инфантильность). 

• Потеря спонтанности, непосредственности, непринужденности и чувства юмора. 

• Неспособность поддерживать дружественные отношения вне культа или наслаждаться гибкими, непринужденными связями.  

• Недобровольное - де-факто рабство или эксплуатация. 

• Потеря автономии, ослабление способности самостоятельно принимать решения и делать критические замечания (особенно в группах, в которых участники полагаются на вышестоящих или лидера при принятии этических и практических решений, например, стоит ли  жениться, оставить работу, ходить в колледж, посетить  родителей и т.п., а также тогда, когда ограничен или отсутствует доступ к источникам информации).

Социальные проблемы:

• Преследование и угрозы со стороны  последователей  культа. 

• Потеря друзей, семьи. 

• Финансовый ущерб: вследствие финансовой зависимо­ сти от культа его приверженцы  могут быть лишены ме­ дицинской  или какой-либо иной срочной помощи.  Кроме того, они часто не имеют  денег для того, чтобы  покинуть секты. И даже если с чьей-либо помощью  им  удается уйти, у них не хватает  средств для адаптации в  некультовом  мире. Многие богатые адепты передали  культам огромные суммы денег.

 

4.Психологическое  консультирование пострадавших  от авторитарных культов и сект

Консультирование о реформировании мышления (далее - КРМ; Е.Волков употреблял  этот термин как более предпочтительный синоним "консультирования о выходе", о чем) в узком смысле слова - это интенсивная информационная терапия участника деструктивного культа, проводимая группой консультантов из 3-4 человек при содействии близких и родственников непрерывно в течение 3-5 суток по 12-16 часов в день. Цель такого консультирования, как уже подчеркивалось в вводной статье, не заключается в обязательном уходе консультируемого из культа. Конечной целью является восстановление у культиста индивидуального умения разумно и критически мыслить и усиление основанного на информированности свободного волеизъявления. Этот процесс можно было бы точнее обозначить как консультирование об информации (или информирование), позволяющей более полно и критично оценить степень и средства влияния данной группы на личность.

Сами авторы этого подхода пишут  о нем, что он “является добровольным, интенсивным, ограниченным по времени, договорным образовательным процессом, который придает особое значение сообщению информации членам эксплуататорски  манипулятивных групп, обычно называемых культами”. Он “отличается от депрограммирования, которое получило большое освещение  в средствах массовой информации в конце 1970-х годов и в 1980-е  годы, здесь первое является добровольным процессом, в то время как последнее  обычно ассоциируется с временным  ограничением культиста”.

Консультирования о насилии  над сознанием обычно начинаются по инициативе родителей или мужа (жены) члена группы. Что влечет за собой такое консультирование? Кратко, родитель или муж (жена), обеспокоенные  участием близкого в культе, договариваются о встрече наедине или о  телефонной консультации с консультантом  “по реформированию мышления” или  с "командой" таких консультантов. Если thought reform consultant считает случай подходящим и клиент соглашается, они  будут действовать. Во-первых, родители или супруг(а) должны узнать о культовом  манипулировании (особенно о том, которое  использует группа, привлекшая их близкого человека) и о моделях общения, которые могут помешать их отношениям с культистом. Если необходимо, они могут участвовать в семейных консультациях с психотерапевтами или, в некоторых случаях, с консультантом “по реформированию мышления”. Затем консультант и клиент примут решение о том, как эффективнее всего убедить культиста поговорить с консультантом “по реформированию мышления”.

Когда семья представляет консультанта по психологическому насилию культисту, консультант обычно будет представлять участие в культе как семейную проблему, каким оно действительно  является. Консультант “по реформированию мышления” просит культиста принять  участие в просмотре (прочтении, прослушивании) информации, которая  может помочь ему и его семье  лучше понять и справиться со своими проблемами. Если культист соглашается, что случается в большинстве  случаев, консультант “по реформированию мышления” может потратить один или несколько дней, обсуждая культы и психологическое манипулирование, проводя обзор письменных материалов, просматривая и обсуждая видеофильмы  и обсуждая значение этой информации для культиста и семьи. Консультант  “по реформированию мышления”, хотя и не прячет свои взгляды относительно культов, стремится не оказывать  на культиста, который решает, как  реагировать на эту информацию, давление и не манипулировать им.

Консультант “по реформированию мышления”  уважает окончательное решение  культиста, заключается ли оно в  том, чтобы остаться в группе, или  в том, чтобы уйти. Если культист покидает группу, консультант обеспечивает его информацией о том, как  продолжать образовательный процесс, начатый во время консультирования “о реформировании мышления”, и где  получить помощь для того, чтобы  справиться с послекультовыми проблемами. (Смотрите у К. Джиамбалво детальное  описание того, что происходит во время  консультирований о выходе и как  могут подготовиться члены семьи). Большинство консультантов “по  реформированию мышления” полагают, что когда культист дает им достаточное  время для представления их информации - обычно около трех дней - человек  решает уйти из культа примерно в 90% случаев. Если культист не дает консультантам  достаточного времени, но слушает их информацию до определенной степени, неофициальные  оценки отмечают, что около 60% решат  в конечном счете покинуть группу. Однако, не существует способа предсказать  заранее, даст ли конкретный культист (1) достаточно времени консультанту и (2), если даст, будет ли он среди  тех 90%, которые уходят, или среди  тех 10%, которые остаются в группе.

Хотя существуют различные подходы  к консультированию о выходе, все  они отвечают потребностям семьи  или пострадавшего члена семьи  и стремятся помочь культистам, обеспечивая  их информацией, о которой они  не знают. Подход, предлагаемый К. Джиамбалво, можно назвать сосредоточенным на информации консультированием о выходе. Он связан, но, тем не менее, отличается от сосредоточенного на процессе консультирования о выходе, или от того, что С. Хассен называет "стратегической терапией воздействия", и от подходов, которые выдвигают на первый план определенные теологические моменты, прежде всего то или иное религиозное переобращение. Основное различие первых двух подходов состоит в том, что С. Хассен (по-моему, единственный из ведущих специалистов по exit counseling, приезжавший в 1992 г. в Россию со своим семинаром) допускает более активную и целенаправленную роль консультанта в подведении клиента к выходу из культа, в том числе и за счет некоторых технических приемов. Подробности этих различий могут увеличить объем данной статьи в несколько раз, но, думаю, что главная идея ясна - чем меньше принуждения и чем больше неманипулятивного побуждения в процессе КРМ, тем эффект чище и надежнее.

 

Форд, Венди были описаны факторы исцеления от авторитарных культов и секс, а также реабилитация пострадавших от воздействия атворитарынх культов и сект в виде фаз исцеления от влияния авторитарных культов и сект

Факторы исцеления

Существуют несколько факторов,которые  вляют на исцеление человек от воздействия авторитарных культов  и сект:

  • Насколько эмоционально развитым и психологически здоровым был человек до вербовки
  • Насколько резкой была грань между бывшим "я" и культовым "я"
  • Виды переживаний внутри культа, такие, как сексуальное, относящееся к питанию, физическое, эмоциональное, психическое и ритуальное насилие
  • Тип и качество выхода, было ли это:
  • Исключение из группы
  • Насильственное воздействие путем депрограммирования
  • Ненасильственное воздействие консультирования о выходе
  • Добровольный уход
  • Поддержка других экс-культистов, особенно из этой же группы
  • Поддержка и одобрение семьи и друзей
  • Профессиональная помощь, полученная после ухода, такая как:
  • Индивидуальное и групповое консультирование
  • Стационарное учреждение, предназначенное для излечения, т.е. реабилитационный центр
  • Медицинское внимание
  • Государственные социальные службы
  • Юридические службы, особенно опека над детьми
  • Службы по обеспечению карьеры и размещению рабочих мест
  • Время для исцеления и проработки сложных вопросов до принятия на себя важных обязательств, таких как учеба и/или карьера
  • Умственная дисциплина для восстановления (или развития) способностей к критическому мышлению, даже тогда, когда это дается с трудом
  • Мужество перед лицом боли утраты и невозможности отделаться от самого процесса страдания даже тогда, когда это становится болезненным

Информация о работе Методы противодействия влиянию авторитарных культов и сект