Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 05:06, реферат
В любой области, связанной с воздействием на человека - от политики до средств массовой коммуникации, от педагогики до психотерапии, существует растущая опасность замаскированных и интенсивных форм манипулирования и психологического насилия.
В наше время огромной проблемой общества являются тоталитарные секты. Большинство ложно-христианских сект направлены на современную молодежь, на ее гибкую, не окрепшую психику. Целенаправленно идет пагубное воздействие на «душу», используя, своего рода, молодежные собрания, группы, музыкальные прославления, что, на языке молодых, называется «тусовкой».
Введение
1.Понятие деструктивного авторитарного культа
2.Традиционные манипулятивные технологии сектантов при ведении беседы
2.1.Тактики вербовки
2.2.Обращение в полного приверженца
2.3.Поддержание верности новообращенных
3.Типичные проблемы жертв культового контроля сознания
4.Психологическое консультирование пострадавших от авторитарных культов и сект
Заключение
Список литературы
Фазы исцеления
Процесс выздоровления от влияния авторитарных культов и сект может охватывать любой отрезок времени по длительности и в основном разбивается на три главных фазы. Вот эти три фазы:
Первая фаза - Осознание и уход
Первая фаза различается по длительности и часто зависит от метода выхода. Эта фаза характеризуется переживаниями, которые предупреждают членов об опасности группы, и постоянно имеет своим результатом выход члена из группы.Ключом к эффективному выходу является "прыжковый старт" професса критического мышления в мозгу. Этот процесс слишком долго сдерживался, потому что группа говорила последователям, что задавать вопросы и сомневаться в группе - значит предавать Бога (или что-то в этом роде). Ценой сомнений, говорили они, является вечная смерть. Это очень мощный страх, который трудно преодолеть.Осознание коварной природы культа и решение покинуть его к одним приходит медленно, к другим - быстро. Например, тот, кого насильственно депрограммировали, осознает происходящее и покидает культ очень быстро по сравнению с тем, кто выходит добровольно после нескольких месяцев или лет "внушенных дьяволом" сомнений.Даже после ухода некоторые экс-культисты не уверены в том, что они приняли верное решение, и "плавают" между старой культовой сущностью и новой освобожденной индивидуальностью или докультовым "я". (Смотрите "Плавание", стр. ). Чем больше информации и поддержки получают культисты в течение этой фазы, тем лучше они оснащены для того, чтобы справиться с болью и потерей второй фазы.
Вторая фаза
- Понимание и способность
Вторая фаза полна спадами и подъемами, ощущением того, что вы только что вернулись с Марса, пробуждением новой свободы и открытиями, и она также полна яростью и болью. Она включает в себя необходимость согласиться с тем, что тебя изнасиловали эмоционально и духовно. А для многих она означает согласие с тем, что они также были изнасилованы физически.Для многих кажется невероятным, что из-за того, что они хотели служить Богу и своей стране, хотели пммогать людям и желали сделать мир лучшим местом, - из-за всего этого идеализма (или самоотверженности) их использовали так жестоко. Это тот аспект опыта, с которым очень трудно примириться. "Что же я такое сделал, чтобы со мной так обращались?" - это вопрос, который звучит глубоко в сердце любого экс-культиста. Ответ на этот вопрос коренится в понимании того, как работает методика контроля сознания.Следовательно, неудивительно, что ярость и гнев. Которые ощущает экс-культист, являются непреодолимыми и пугающими. И это тем более так, поскольку многие склонны подавлять или отвергать полное выражение своих эмоций. Однако понимание и способность почувствовать эмоции недеструктивным образом, я полагаю, является решающим для выздоровления.Эта вторая фаза может быть необычайным путешествием через боль и утрату к знанию и совершенному владению ситуацией. Она различается по длительности и зависит от того, насколько экс-культист способен пережить утрату и насколько он дисциплинирован в обучении, мышлении и работе в направлении досконального понимания пережитого.
Как научиться вновь доверять
Одна из действительно
наиболее трудно дающихся составных
частей в работе с данным опытом
заключается в самом том факте,
что это очень большой труд.
Экс-культист должен научиться вновь
доверять жизни, а обучение доверию
требует научиться подвергать проверке
реальность. Поскольку культовые
фобии и доктрины часто касаются
многих аспектов жизни, таких, как семья,
правительство, образование, религия,
взаимоотношения и экономика, экс-культист
часто считает необходимым
Третья фаза - Перестройка и мечты
Заключение
Человеческая голова, т.е. сознание, никогда не была одинокой крепостью, она всегда была частью группового укрепления. Сознание отдельного человека пока еще очень слабо перед натиском любого группового образования, достаточно организованного и целенаправленного. В одной аудитории на вопрос, насколько же психологически податлив человек, я как-то ответил: «Если отдельному собеседнику надо сто раз сказать своему партнеру, что он свинья, чтобы тот захрюкал, то группе из ста человек достаточно один раз сказать отдельному своему члену, что солнце восходит на западе, чтобы тот поверил в это раз и навсегда».
Деструктивные культы интенсивно используют
данное обстоятельство, стремясь сразу
заполучить потенциальных адептов
на свои коллективные мероприятия: семинары,
собрания, службы и т.п. Эмиссары группы
Шри Чинмоя приглашают людей на бесплатные
медитации или концерты «духовной
музыки», центры «дианетики» и «хаббард-
Список литературы:
1. Волков Е. Н. Консультирование жертв интенсивного манипулирования психикой: основные принципы, особенности практики // Журнал практического психолога. М.: Фолиум. 1997. № 1. С. 102-109.
2.Е.Н. Волков Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах © Журнал практического психолога. М., 1996. No 3.
3.Хассен С. Освобождение от психологического насилия: деструктивные культы, контроль сознания, методы помощи . –СПб.: Прайм-Еврознак, 2001.– 400 с.
4.А. Г. Сафронов Психология религии Киев Ника-Центр 2002
5.Форд, Венди. РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОСТРАДАВШИХ ОТ ГРУППОВОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ И ОТ АВТОРИТАРНЫХ ЛИДЕРОВ Нижний Новгород, 1997
Информация о работе Методы противодействия влиянию авторитарных культов и сект