Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 15:16, курсовая работа
Актуальность темы обусловлена тем, что процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.
Объектом исследования является взаимодействие людей между собой посредством перцептивной стороны общения.
Предмет исследования - социальная перцепция, как социально-психологический аспект взаимодействия.
Целью работы является изучение структуры и механизмов социальной перцепции.
1. Введение.............................................................................................................3
2. Понятие социальной перцепции.......................................................................4
3. Перцептивный процесс......................................................................................5
4. Перцептивные крючки.......................................................................................6
4.1. Мимика и глаза................................................................................................6
4.2. Жесты и позы человека...................................................................................7
4.3. Голос и речь человека.....................................................................................7
5. Функции социальной перцепции. .....................................................................8
6. Механизмы социального познания...................................................................8
6.1. Социальная рефлексия.....................................................................................8
6.2. Аттракция...........................................................................................................9
6.3. Иллюзорные корреляции.................................................................................9
6.4. Ошибка ложного согласия................................................................................9
6.5. Стереотипизация...............................................................................................9
6.6. Идентификация................................................................................................10
7. Самоподача и проблема открытости.................................................................10
8. Заключение..........................................................................................................13
9. Список используемой литературы...............
— интимная дистанция — 0 — 30 см;
— личная дистанция — 30 — 120 см;
— социальная дистанция — 120 — 360 см;
— публичная
— 360 см и более.
Голос и речь человека.
С
одной стороны, каждый человек
обладает уникальным, неповторимым
набором голосовых и речевых
особенностей: интонация в сочетании
с громкостью и длиной фраз,
характерные паузы и
Громкость голоса отражает то, насколько человек владеет пространством общения. Субъективно громкий голос ассоциируется с такими чертами человека, как уверенность, социальная смелость, компетентность.
Паузы
— еще один показатель
Темп
речи связывается с
Функции
социальной перцепции.
Существуют основные функции социальной перцепции, а именно: познание себя, познание партнера по общению, организация совместной деятельности на основе взаимопонимания и установление определенных эмоциональных взаимоотношений. Взаимопонимание это социально - психическое явление, центром которого является эмпатия.
Эмпатия - способность к сопереживанию, желание поставить себя на место другого человека и точно определить его эмоциональное состояние на основе поступков, мимических реакций, жестов.
Эмпатия
основана на умении правильно представлять
себе, что происходит в душе другого
человека, что он переживает, как
оценивает окружающий мир. Известно,
что эмпатия тем выше, чем лучше
человек способен представить себе,
как одно и то же событие будет
воспринято разными людьми, и насколько
он допускает право на существование
этих точек зрения. Большое значение
имеет и личный опыт разнообразных
душевных переживаний, потому что трудно
вообразить чувство другого, которое
сам никогда не испытывал. Таким
образом, в определенном смысле эмпатия
— это способность делать вывод
по аналогии, хотя подобное определение
не дает исчерпывающего ответа на вопрос
природе этого феномена.
Механизмы
социального познания.
Социальная рефлексия.
Социальная
рефлексия — это внутреннее
представительство другого во
внутреннем мире человека. Вот
что пишет об этом Е.
Аттракция.
В
данном контексте этот термин
означает механизм понимания
партнера по общению на основе
глубокого чувства к нему. Причем
не важно, какого знака это
чувство: легче понять друга
и врага, чем чужого и чуждого
вам человека. Аттракция не гарантирует
формирования «объективного»
Иллюзорные корреляции.
Увы,
люди склонны придавать
Ошибка ложного согласия.
Принцип
прост: если другой поступает
так же, как поступил бы я
в данной ситуации, — его поведение
нормально, если склонен к
Стереотипизация.
Стереотип — это устойчивый образ или устойчивое представление о каких-либо явлениях, людях, событиях, свойственное представителям той или иной социальной группы. Стереотипизация — процесс формирования впечатления о воспринимаемом человеке на основе выработанных группой стереотипов.
Разные социальные группы, реальные (нация) или идеальные (профессиональная группа) вырабатывают стереотипы, устойчивые объяснения определенных фактов, привычные интерпретации вещей. Это вполне логично, так как стереотипизация — необходимый и полезный инструмент социального познания мира. Он позволяет быстро и на определенном уровне достаточно надежно категоризовать, упрощать социальное окружение человека. Сделать его понятным, а следовательно, прогнозируемым.
Рождение социальных стереотипов связано с определенными социальными ситуациями. В каждой конкретной ситуации тот или иной образ хорошо выполнял перечисленные выше функции и потому закрепился в виде стереотипа. Но социальная ситуация жизни группы и входящих в нее людей меняется значительно быстрее, чем порожденные ими стереотипы. В результате стереотип начинает жить собственной жизнью, влияя на развитие отношений данной группы с другими, данного человека — с другими людьми.
При
своем рождении групповые
Идентификация.
Идентификация
— уподобление себя другому.
Это попытка понять состояние,
настроение человека, его отношение
к миру и себе, поставив себя
на его место, слившись с
его «Я». При этом неизбежен
пусть временный, но отказ от
собственного «Я». При
Самоподача и проблема открытости
Самоподача — это предъявление
себя другим. Поведение и внешние признаки
наблюдаемого человека являются текстом,
с помощью которого он транслирует некоторый
авторский замысел: свое состояние, чувства,
отношения, мнения и другое. Эффективность
прочтения этого текста зависит не только
от проницательности и перцептивной умелости
наблюдателя, но и от того, насколько предложенный
наблюдаемым текст соответствует замыслу.
Самоподача может
быть искренней
и манипулятивной.
В
первом случае человек
Под искренностью К. Роджерс понимал естественность и спонтанность реакций на слова и чувства собеседника.
Все
эти три компонента самоподачи
вместе в гуманистической
«Открытость, — отмечает Е. Мелибруда, — это прежде всего умение быть честным и естественным в отношениях с людьми. Подобное поведение хотя и не является гарантией абсолютного взаимопонимания, но все же помогает другим лучше понимать вас». И очень важное продолжение: «Чтобы открытость и искренность были взаимными, нужно уметь еще так реагировать на проявления откровенности со стороны партнера, чтобы он чувствовал, что его принимают и поддерживают».
Самораскрытие
— это искусство. Это особое
отношение к себе, другому и
тому отношению, которое
Так,
Р. Бернс предостерегает
Манипулятивная
самоподача — это управление
вниманием наблюдателя,
В
повседневной жизни многие
Кроме
того, есть целые области социальной
жизни, где на грамотно
Становится
очевидным, что тип самоподачи
зависит от изначальных целей
общения, общих социальных
Заключение.