Механизмы социального познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 15:16, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена тем, что процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.
Объектом исследования является взаимодействие людей между собой посредством перцептивной стороны общения.
Предмет исследования - социальная перцепция, как социально-психологический аспект взаимодействия.
Целью работы является изучение структуры и механизмов социальной перцепции.

Содержание

1. Введение.............................................................................................................3
2. Понятие социальной перцепции.......................................................................4
3. Перцептивный процесс......................................................................................5
4. Перцептивные крючки.......................................................................................6
4.1. Мимика и глаза................................................................................................6
4.2. Жесты и позы человека...................................................................................7
4.3. Голос и речь человека.....................................................................................7
5. Функции социальной перцепции. .....................................................................8
6. Механизмы социального познания...................................................................8
6.1. Социальная рефлексия.....................................................................................8
6.2. Аттракция...........................................................................................................9
6.3. Иллюзорные корреляции.................................................................................9
6.4. Ошибка ложного согласия................................................................................9
6.5. Стереотипизация...............................................................................................9
6.6. Идентификация................................................................................................10
7. Самоподача и проблема открытости.................................................................10
8. Заключение..........................................................................................................13
9. Список используемой литературы...............

Вложенные файлы: 1 файл

Соц перцепция.docx

— 36.16 Кб (Скачать файл)

   Содержание: 

1. Введение.............................................................................................................3

2. Понятие социальной  перцепции.......................................................................4

3. Перцептивный процесс......................................................................................5

4. Перцептивные крючки.......................................................................................6

4.1. Мимика и глаза................................................................................................6

4.2. Жесты и позы человека...................................................................................7

4.3. Голос и речь человека.....................................................................................7

5. Функции социальной перцепции. .....................................................................8

6. Механизмы социального познания...................................................................8

6.1. Социальная рефлексия.....................................................................................8

6.2. Аттракция...........................................................................................................9

6.3. Иллюзорные корреляции.................................................................................9

6.4. Ошибка ложного согласия................................................................................9

6.5. Стереотипизация...............................................................................................9

6.6. Идентификация................................................................................................10

7. Самоподача и проблема открытости.................................................................10

8. Заключение..........................................................................................................13

9. Список используемой литературы.....................................................................14 
 
 
 
 
 

    Введение.

    Социальная  психология - наука, изучающая механизмы  и закономерности поведения и  деятельности людей, обусловленные  их включенностью в социальные группы и общности, а также психологические  особенности этих групп и общностей

    Психология  обычно понимается как наука о  человеческом поведении, а социальная психология - как раздел этой науки, имеющий дело с человеческим взаимодействием. Первостепенной задачей науки полагается установление общих законов путем  систематического наблюдения. Социальными  психологами такие общие законы разрабатываются для описания и  объяснения человеческого взаимодействия.

    Само  сочетание слов "социальная психология" указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув  на стыке наук - психологии и социологии, социальная психология до сих пор  сохраняет свой особый статус, который  приводит к тому, что каждая из "родительских" дисциплин довольно охотно включает ее в себя в качестве составной  части. Такая неоднозначность положения  научной дисциплины имеет много  различных причин. Главной из них  является объективное существование  такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии. С одной стороны, любое общественное явление имеет свой "психологический" аспект, поскольку общественные закономерности проявляются не иначе как через  деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и  волей.

    С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения и взаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания.

    Актуальность  темы обусловлена тем, что процесс  восприятия одним человеком другого  выступает как обязательная составная  часть общения и условно может  быть назван перцептивной стороной общения.

    Объектом  исследования является взаимодействие людей между собой посредством перцептивной стороны общения.

    Предмет исследования - социальная перцепция, как социально-психологический аспект взаимодействия.

    Целью работы является изучение структуры  и механизмов социальной перцепции.  
 
 

   Понятие социальной перцепции.

    Возникновение и успешное развитие межличностного общения возможно лишь в том случае, если между его участниками существует взаимопонимание. То, в какой мере люди отражают черты и чувства  друг друга, воспринимают и понимают других, а через них и самих  себя, во многом определяет процесс  общения, отношения, складывающиеся между  партнерами, и способы, с помощью  которых они осуществляют совместную деятельность. Таким образом, процесс  познания и понимания одним человеком  другого выступает как обязательная составная часть общения, условно  она может быть названа перцептивной стороной общения.

    Социальная  перцепция — одно из наиболее сложных  и важных понятий социальной психологии. Можно даже утверждать, что оно  является одним самых значительных вкладов социальной психологии в  современную и перспективную  психологию Человека.

     Его  близость к общепсихологическому  понятию «перцепция» ограничивается  названием, самыми общими житейскими  смыслами и тем, что и то  и другое имеет отношение к  механизмам и феноменам восприятия  человеком различных явлений.  На этом сходство исчерпывается.  Перцепция — теоретическое понятие,  характеризующее искусственно выделенный  фрагмент целостного процесса  познания и субъективного осмысления  человеком Мира. Социальная перцепция  — сложное, многосоставное понятие,  пытающееся объяснить уникальное  явление познания и понимания  людьми друг друга.

     Понятие социальная перцепция было впервые введено Дж. Брунером в 1947 году, когда был разработан новый взгляд на восприятие человека человеком.

    Социальная  перцепция - процесс, который возникает  при взаимоотношении людей друг с другом и включает восприятие, изучение, понимание и оценку людьми социальных объектов: других людей, самих  себя, групп или социальных общностей.

    Понятие «социальная перцепция» включает все  то, что в общепсихологическом  подходе принято обозначать различными терминами и изучать отдельно, пытаясь затем из кусочков слепить  целостную картину психического мира человека:  

     —  собственный процесс восприятия  наблюдаемого поведения; 

    — интерпретацию  воспринимаемых в терминах причин поведения  и ожидаемых последствий;

    — эмоциональную  оценку;

    — построение стратегии собственного поведения.  
 
 

    Перцептивный  процесс. 

    Процесс социальной перцепции является сложной  и разветвленной системой формирования в сознании человека образов общественных объектов в результате таких методов  постижения людьми друг друга как  восприятие, познание, понимание и  изучение. Термин "восприятие" не является наиболее точным при определении  формирования представления наблюдателя  о своем собеседнике, так как  это более специфический процесс. В социальной психологии иногда применяется  такая формулировка как "познание другого человека" (А.А. Бодалев) в  качестве более точного понятия  для характеристики процесса восприятия человека человеком.

    Процесс  включает в себя взаимоотношения  между субъектом восприятия и  объектом восприятия.

    Субъектом восприятия называется индивид или  группа, осуществляющие познание и  преобразование действительности. Когда  субъектом восприятия выступает  индивид, он может воспринимать и  познавать свою собственную группу, постороннюю группу, другого индивида, который является членом или своей  или иной группы. Когда субъектом  восприятия выступает группа, то тогда  процесс социальной перцепции становится еще более запутанным и сложным, так как группа осуществляет познание, как самой себя, так и своих  членов, а также может оценивать  членов другой группы и саму иную группу в целом.

    Специфика познания человеком другого человека заключается в том, что субъект  и объект восприятия воспринимают не только физические характеристики друг друга, но и поведенческие, а также  в процессе взаимодействия происходит формирование суждений о намерениях, способностях, эмоциях и мыслях собеседника. Кроме того создается представление  о тех отношениях, которые связывают  субъекта и объекта восприятия. Это  придает еще более значительный смысл последовательности дополнительных факторов, которые не играют столь  важной роли при восприятии физических объектов. Если субъект восприятия активно участвует в общении, то это означает намерение лица установить согласованные действия с партнером  с учетом его желаний намерений, ожиданий и прошлого опыта. Таким  образом, социальная перцепция зависит  от эмоций, намерений, мнений, установок, пристрастий и предубеждений.

    Социальную  перцепцию определяют как восприятие внешних признаков человека, сопоставление  их с его личностными характеристиками, толкование и прогнозирование на этом основании его действий и  поступков. Таким образом, в социальной перцепции непременно присутствует оценка другого человека, и вырабатывание  в зависимости от этой оценки и  произведенного объектом впечатления  определенного отношения в эмоциональном  и поведенческом аспекте. Этот процесс  познания одним человеком другого, оценивание его и формирование определенного  отношения является неотъемлемой частью человеческого общения и может быть условно назван перцептивной стороной общения. 

    Перцептивные  крючки. 

    В момент восприятия наблюдаемый предстает  для наблюдателя в качестве некоторой  совокупности социально значимых признаков, с помощью которых в той  или иной культуре традиционно транслируются  психологические свойства и состояния. Признаки, или, как их еще принято  называть, «перцептивные крючки», которые  для данного человека являются известным  социальным шифром. Значение большинства  из них расшифровали для него родители и другие близкие люди, некоторые  — он сам, иные он присвоил в процессе общения с образцами своей  культуры. Эти «крючки» частично интернациональны: их трактовка практически одинакова  в различных культурах и сообществах. В своей основе это те признаки, которые расшифровывают нам базовые  эмоции человека: радость, страх, боль и т.д. Остальные, а их большинство, имеют «местное значение»: рождены  определенной этнической, социальной или даже профессиональной группой. Для их правильной интерпретации  важно знать культуру той или  иной группы, лучше — быть включенным в нее с рождения.

    Человеческое  лицо — наиглавнейший источник информации о воспринимаемом человеке. При этом из всех параметров для нас важнейшими являются мимика и глаза. Микродвижения мимических мышц лица способны передать широкую гамму чувств и переживаний. Наиболее важную и «честную» информацию мимика дает о состояниях человека: он весел, печален, зол, тревожен. В плане же трансляции устойчивых черт личности ее возможности весьма ограничены.

     О  глазах как «зеркале души» сказано достаточно. Отметим лишь, что сами по себе глаза (с материалистической точки зрения) невыразительны. Таковыми их делают все те же микродвижения мимических окологлазных мышц. Но делают это виртуозно, и столь же виртуозна наша способность воспринимать и интерпретировать эти движения. Вот только некоторые, культурно закрепленные интерпретации.

    Прямой  взгляд. Исследования показывают, что  человек способен без дискомфорта  воспринимать прямой взгляд партнера по общению не более трех секунд. «Право на длительный прямой взгляд»  в культуре соотнесено со статусом и властью человека: чем они  больше, тем дольше человек может  смотреть «в лоб». Субъективно прямой взгляд воспринимается:

     —  как вызов;

    — как  предложение к сокращению личностной дистанции в общении.

     Отказ  от контакта глазами. Субъективно  расценивается наблюдателем как  наказание или способ манипуляции. 

    «Невидящие  глаза». Субъективно воспринимаются как показатель агрессивных намерений, угроза или защитная (как правило, тоже агрессивная) реакция. 

Жесты и позы человека.

     В послевоенные годы довольно популярным направлением исследований в социальной психологии было создание каталогов жестов и поз, типичных для той или иной культуры.

    Вот некоторые  примеры экспрессивных жестов, имеющих  универсальную трактовку в европейской  культуре:

     —  пальцы, сведенные кончиками вместе, — стыд, покорность, смирение;

    — палец, зажатый ладонью другой руки, —  самоободрение;

    — различные  «почесывания» головы — нерешительность, неготовность.

     О  позах как средстве выражения  экспрессии написано в последние  годы очень много. Подчеркнем  лишь, что лучше всего изучен  набор поведенческих реакций  (поз, жестов), которые выражают  отношение к партнеру по следующим  параметрам: избегание — приближение,  открытость — закрытость, доминирование  — подчинение. Например, о близости  или формальности контактов говорит  физическая дистанция общения.  Американский антрополог и психолог  Э. Холл для своей культуры  разработал некоторые физические  нормативы дистанции, соответствующие  отношениям различного типа:

Информация о работе Механизмы социального познания