Многообразие проблем имиджелогии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 14:11, реферат

Краткое описание

Имиджелогия как научно-технологическая дисциплина пользуется спросом во многих сферах человеческой жизнедеятельности. К ней проявляют интерес родители, педагоги, предприниматели, государственные служащие, менеджеры, врачи, артисты, работники сервиса и т.д. Огромна её роль в политической жизни. Когда в нашем отечестве «белый PR» восторжествует над «чёрным PR-ом», политические и государственные деятели будут заинтересованы в том, чтобы приобрести эффект личного обаяния. И они обратятся к имиджелогии.
Разработкой имиджелогии занимаются немало исследователей. В ней появились такие направления, как инструментальная имиджелогия, персональная имиджелогия, национальная имиджелогия и т.д. Если вспомнить представленные в первой главе подразделения имиджелогии по социальным сферам и отраслям, то это подтверждает факт прикладного разнообразия имиджелогии. О некоторых из этих направлений поговорим в этой главе.

Содержание

Имидж-стратегия (Футин В.Н.)
Имидж политической власти (Орлова Е.А.)
Имидж корпорации (Метаева В.А.)
Имидж семьи (Сидоренко С.В.)
Имидж телеведущего (Нуждина О.А.)
Имидж-информация в Интернете (дайджест) (Горин М.А.)
Компьютерные программы для управления салоном красоты (Горин М.А.)
Компьютерная программа для моделирования имиджа (Горин М.А.)
Имидж телефонного общения (Афонина Л.П.)

Вложенные файлы: 1 файл

имиждеология.docx

— 252.54 Кб (Скачать файл)

Человек, выступающий перед  такой обширной аудиторией, облекался  огромной ответственностью: на него смотрит  и его слушает почти вся  страна, его слова могут оказать  мощное воздействие на сознание людей, на их взгляды, понимание ими тех  или иных явлений жизни. Поэтому  особое значение придавалось человеческим и профессиональным качествам диктора, его способности вызвать полное доверие и уважение у зрителей. Многие из основоположников дикторской профессии отличались неповторимой творческой индивидуальностью, своей  особой манерой выступления в  «масштабе кадра», умением вести  доверительный разговор со зрителями. Их знала вся страна, их любили. Валентина  Леонтьева, вспоминая о том времени, писала: 

 

«В 50-е годы люди воспринимали диктора, как хозяина дома, приглашающего  телезрителей в гости. Весь вечер  диктор проводит с телезрителями. Каждая из нас, дикторов, была монополистом телевизионного вечера. К нам привыкали, нас знали, нас ждали и потому могли полюбить. Теперь ждут программу «Время», телеобозревателя, политобозревателя. Но никто уже не спросит «Сегодня Ниночка или Валечка?» Этот вопрос остался приметой телевидения 50-х». 

 

В те годы при отборе кандидатуры  для выступления в «масштабе  кадра» меньше всего имелась в  виду «телегеничность», т.е. способность выглядеть «красиво» в кадре. В одной из книг тех лет написано: «Телевизионная передача – не парад модных моделей и не конкурс красоты, её успех или неуспех зависит в первую очередь от знаний, профессиональной подготовки, таланта и индивидуальности, внутренних человеческих качеств выступающего в кадре». Режиссёры телепрограмм не задумывались тогда, как помочь диктору раскрыть свою индивидуальность, их заботило в первую очередь, как он способствует раскрытию общего замысла передачи. В то время было крайне мало книг о телевидении, в которых специально рассматривалась бы технология создания «внешне привлекательного образа» ведущих телепередачи. Поэтому умение телеведущего создать свой имидж, чтобы проявить свои лучшие индивидуально-личностные и профессиональные качества, было делом самого диктора.

В связи с этим уместно  привести строки из книги В. Леонтьевой «Объяснение в любви», где она  рассказывает о своей поездке  в Монако на телевизионный фестиваль. Каждый ведущий должен был представить  свою телевизионную «визитную карточку», раскрывающую его индивидуальную манеру работы на телеэкране. 

 

«Для ведущих ряда телевизионных  фирм эта встреча превратилась в  конкурс туалетов, косметики, причёсок и экзотики мест действия... Пробиться  к личности, человеческой индивидуальности через изощрённейшие ухищрения модельеров, массажистов, парикмахеров, телевизионных операторов, демонстрировавших абсолютную победу над возрастом женщин, было немыслимо. Да и улыбки их были как совершенная броня. О, такая улыбка – это высочайшее искусство!.. В ней и лёгкая утомлённость от наслаждения жизнью, красивой, элегантной, и изоляция от бурь и ураганов, проносящихся над миром, и, наконец, утверждение собственной популярности... Высокий профессионализм, конечно». 

 

В «визитной карточке»  Валентины Леонтьевой был показан  отрывок из передачи «От всей души», имевший в нашей стране масштабный успех, но он в виде отрывочного контекста  «даже самому доброжелательному  профессиональному взгляду не мог  дать элементарной информации о характере  передачи и о функциях ведущей». Именно этим автор книги и объясняет  свой неуспех как телеведущей  на фестивале в Монако.

Это мнение прекрасно иллюстрирует мысль о том, что на телеэкране мало быть великолепным профессионалом, творческой индивидуальностью. Чтобы  иметь гарантированный привлекательный  имидж телеведущего, этого недостаточно. Необходимо уметь создавать с  помощью различных режиссёрских и технических средств антураж  привлекательности, который органично  вмонтирован в конкретную сценическую  ситуацию. В этом и состоит одна из главных особенностей создания имиджа телеведущего.

С развитием телевидения  всё чаще возникал вопрос о том, стоит  ли использовать диктора в передачах, в которых он не компетентен, о  замене его специалистом, выступающим  по своей теме. Подобная постановка вопроса объясняется весьма прозаично: на телеэкране нельзя изображать знание предмета. Его нужно основательно знать, иначе пропадает зрительское  доверие, ибо на телеэкране всё видно  и всё слышно, а потому малейшая неуверенность в голосе телеведущего или напряжённость в его лице воспринимается телезрителями как сигнал, что человек взялся не за своё дело.

На телевидение пришли учёные, специальные обозреватели, деятели искусств, педагоги, журналисты. Они не только готовили материал для  программ, но и вели передачи. Нередко  самостоятельно, но чаще при активном участии телеведущих, выступающих  в коммуникационном взаимодействии со зрительской аудиторией. Так появился новый профессионал на телеэкране – универсальный телеведущий, которого зрители воспринимали как необходимого соучастника той или иной телепередачи.

Особенности телевидения  сегодняшнего дня: многоканальность, использование  различных способов телевизионного общения, жанровое разнообразие телепрограмм, возможность творческого воплощения самых невероятных проектов, наличие  большого количества выразительных  средств и способов их осуществить. Однако при всём этом по-прежнему успех  у зрителей той или иной программы  во многом определяется обаянием личности телеведущего. По мнению П.С. Гуревича, зрителю интересна «личность, нестандартный  человек, индивид, захваченный идеей, человек, обладающий даром общения».

Каким же должен быть сегодня  на экране облик ведущего? По мнению кинорежиссёра Эльдара Рязанова, ведущему сегодня предъявляются  такие профессиональные требования, как знание информационного продукта, наличие собственного мнения, умение держаться перед камерой и  находить контакт с аудиторией. «Ведущий, – утверждает Э.А. Рязанов, – чем-то сродни актёру, исполняющему роль самого себя. И чем вы естественнее и органичнее, тем теснее будет ваш контакт со зрителем».

Итак, телевидение обладает особым характером общения, главная  роль в котором отводится ведущему. Он должен быть наделён даром коммуникабельности: создавать контакт со зрителями, вызывать у них ощущение того, что он видит аудиторию, умеет улавливать её настроение и ожидания. На одном из занятий в Лиге профессиональных имиджмейкеров на вопрос о том, что же является главной составляющей имиджа, известная телеведущая Л. Вербицкая ответила: «Умение общаться с людьми, доброжелательность и искренность». Затем добавила: «Мне импонируют слова президента Лиги В.М. Шепеля: телеведущий должен не только уметь «светиться людям», но и быть неотразимо обаятельной личностью».

Ещё одно важное качество телеведущего: он должен быть обязательно заинтересован  в том, что делает, и делает он это не потому, что так надо, а потому, что это ему нравится, он получает огромное удовольствие от своей работы. Если это качество присутствует, то он всегда будет интересен зрителям. Н. Анненков, народный артист СССР, говорил: «У телевидения есть особое свойство – это разоблачать неискренность».

Телеведущий в первую очередь  сам должен профессионально ответственно подходить к созданию личного  имиджа на экране. «Грустно, когда внешний  облик, телесность остаётся единственным и самодостаточным средством персонификации», – пишет П.С. Гуревич. Грустно и тогда, когда для глубокого и интересного внутреннего содержания личности не находится достойной формы выражения. 

 

ЭТАЛОНЫ СМОТРИБЕЛЬНОСТИ  

 

Особенность телевидения  в том, что визуальное изображение  превалирует над звуковым сопровождением, впечатления зрительные над впечатлениями  звуковыми. Действительно, при появлении  телеведущего прежде всего воспринимаются его внешние данные. Оскар Уайльд писал: «По внешнему виду не судят только самые непроницательные люди». Первое впечатление, как известно, самое яркое и запоминающееся. Через призму этого впечатления зритель потом оценивает всю информацию, передаваемую ведущим. В книге «Имиджелогия. Секреты личного обаяния» В.М. Шепель пишет: «Благоприятные внешние данные являются тем природным достоянием, которым следует умело распорядиться. Как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности... Вне всякого сомнения, красивым людям легче создать эффект личного обаяния. На кино- или телеэкране наш взор выхватывает и запечатляет в памяти образы внешне привлекательных людей. Не однажды проводя эксперименты, психологи убеждались, что из десяти случаев, по меньшей мере, в восьми наше первоначальное впечатление о других складывается по их внешности».

Каковы же эталоны внешней  привлекательности или, как говорят  имиджмейкеры, смотрибельности телеведущего? Многие специалисты по этому вопросу выделяют следующие эталонные качества:

      • Ø       Здоровый вид.
      • Ø       Гармония черт лица.
      • Ø       Красивые волосы.
      • Ø       Стройная и пропорциональная фигура.
      • Ø       Белые и ровные зубы.
      • Ø       Приятно звучащий голос.
      • Ø       Выразительность жестов.
      • Ø       Живой ум.
      • Ø       Доверительность.

Сразу оговоримся, что последовательность представленных качеств весьма условна. Вместе с тем в ней имеется  своя логика – логика зрительского восприятия. В самом деле, когда мы включаем телевизор и видим на экране телеведущего, то прежде всего нам бросаются в глаза такие конкретные атрибуты его внешнего вида, как лицо, причёска, одежда, руки. Часто незаметно для себя мы вслушиваемся в голос ведущего и невольно соотносим тональность и тембр его голоса с состоянием лица, энергетикой движения тела и рук. Таким образом, при создании имиджа и в целях повышения эффекта своей смотрибельности на экране телеведущему следует иметь в виду эту логику зрительского восприятия телевидения, а потому придавать должное значение выше названным качествам.

Обратимся к перечисленным  качествам телеведущего.

Здоровый вид. Это первое по значимости качество внешне привлекательного образа телеведущего. Его внешний вид должен излучать здоровье и оптимизм.

Телевидение требует от ведущего большого напряжения эмоциональных, умственных и физических сил. Поэтому забота о здоровье – обязательное условие успеха работы на телеэкране. Здоровые люди наиболее работоспособны, предрасположены к творчеству, им свойственны общительность и чувство юмора. Нездоровый, уставший человек не сможет выглядеть на экране эффектно: глаза, поза, мимика обязательно выдадут его подавленное внутреннее состояние.

Если принять во внимание, что современные люди не только повышенно  метеочувствительны, но и телечувствительны, то не трудно предположить, насколько важен для многих из них эффект наглядного излучения здоровья и оптимизма с телеэкрана.

Гармония черт лица. Это качество имеет особое значение для всех телеведущих, но особенно для работающих в информационных программах, выпусках новостей, где поза статична и неподвижна и основное внимание телезрителей приковано к лицу. Этих телеведущих часто показывают крупным планом. Поэтому следует строже подходить к отбору теледикторов по физическим параметрам лица, работающих в названных жанрах.

Что касается ведущих авторских, шоу и других программ, то здесь  обязательное условие – отсутствие явно выраженных недостатков на лице. Однако во всех случаях при работе на телеэкране полезно ориентироваться в своих физиогномических характеристиках и, используя визаж, подбор причёсок, эффект аксессуаров, проводить необходимые корректировки лица.

Красивые волосы. Это весьма желательная составляющая имиджа телеведущего. Но если природа не оказалась щедра, недостаток можно компенсировать хорошо уложенной прической, которая, соответствуя типу лица, «работает» на ведущего.

Конечно, если волосы красивы  и послушны, то создать причёску несложно, ведь сейчас на телестудиях  работают стилисты-парикмахеры. Но если есть проблемы с волосами, можно  воспользоваться помощью постижёра, который не только подберёт парик, исходя из возраста клиента, особенностей его  лица и рабочей необходимости, но и научит, как его правильно  носить.

Стройная и  пропорциональная фигура. Далеко не все наделены хорошей фигурой. Но это не должно быть предметом особых переживаний. Наличие стройной и пропорциональной фигуры желательное, но не категоричное требование к работе телеведущего. Поэтому честолюбивому телеведущему следует уделять больше времени поддержанию своей физической формы, заниматься шейпингом, верховой ездой, игрой в теннис, чтобы эффектно смотреться на экране.

Между тем любую фигуру можно научиться подавать достойно, делая её дефекты и недостатки менее заметными. Имиджелогия предлагает человеку, который хочет выглядеть красиво, способы и приёмы, как этого достичь. Например, выбирать соответствующие ракурсы своего представления на телеэкране, подбирать одежду, использовать такие отвлекающие средства, как демонстрационные стенды, «закадровое» сопровождение текста, присутствие рядом с телеведущим других людей. Как пример приведём передачи о погоде. Даже беглый взгляд на разные каналы ТВ убеждает в том, насколько эффективно использовать указанные средства в затенении не лучших телесных данных телеведущих.

Белые, ровные зубы. Это категорическое требование. Если у телеведущего больные дёсны, а зубы не здоровы, это обязательно будет видно на экране, особенно если передача идёт крупным планом. Белые ровные зубы дают возможность телеведущему красиво улыбаться. Вспомним пресловутый «эффект смайла», широко используемый в американской и японской практике деловых людей и средствах массовой информации. А люди, как известно, тянутся к тем, кто излучает улыбку, за которой им видится оптимизм и радость человека. Писатель и журналист Н.И. Новиков писал: «Улыбка всегда хороша, ибо она приоткрывает простой внутренний мир человека».

Информация о работе Многообразие проблем имиджелогии