Мотивация деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 23:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение наиболее эффективных способов мотивации сотрудниковs. Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные теории мотивации деятельности и профессиональной деятельности.
2. Описать классификацию профессий
4. Рассмотреть профессиональную мотивацию и ее особенностиs.

Содержание

Введение........................................................................................................3
Глава 1. Теоретические подходы к пониманию мотивации деятельности............................................................................................................5
1.1. Основные понятия мотивации деятельности.......................................5
1.2. Теории и модели мотивации..................................................................8
Глава 2. Особенности профессиональной мотивации …..........................
2.1. Классификация профессий...................................................................
2.2. Характеристика профессиональной мотивации и ее функции.........17
Заключение..................................................................................................
Список литературы.....................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая .Кузнецова Ирина.docx

— 53.98 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по здравоохранению и социальному  развитию

Северный государственный  медицинский университет

 

Факультет клинической психологии

Кафедра гуманитарных наук

 

 

 

Курсовая работа

 

Тема: «Мотивация деятельности»

 

 

Выполнил: студент 1 группы

                               5 курса заочного отделения

                                                                  Кузнецова Ирина Сергеевна

 

                                                                                  Проверил:  Ложкина Л.И.

 

 

 

Содержание

Введение........................................................................................................3

Глава 1. Теоретические подходы  к пониманию мотивации деятельности............................................................................................................5

1.1. Основные понятия мотивации  деятельности.......................................5

1.2. Теории и модели  мотивации..................................................................8

Глава 2. Особенности профессиональной мотивации …..........................

2.1. Классификация профессий...................................................................

2.2. Характеристика профессиональной  мотивации и ее функции.........17

Заключение..................................................................................................

Список литературы.....................................................................................

Введение

Психология мотивации, в  том числе и мотивации деятельности, представляет собой одну из наиболее сложных и противоречивых областей современной психологии. Мотивация  деятельности является одним из главных  факторов, определяющих степень эффективности  самой деятельности.

Понятие мотивации в наше время обычно связывают с проблемой  управления персоналом. Важнейшей составляющей процесса управления человеческими  ресурсами в организации является мотивация деятельности, поскольку  она выступает непосредственной причиной поведения сотрудников. По мнению специалистов в области управления, эффективность современной организации  во многом определяется  мотивационными установками персонала на труд. Мотивация  способствует организации продуктивной деятельности персонала и повышению  эффективности организации в  целом.                  

Новые экономические отношения, порожденные переходным периодом, выдвигают  все новые требования к персоналу. Мотивированный персонал - это залог успешной работы и поступательного движения компании для реализации ее стратегии и упрочения положения на рынке. Поэтому мотивация персонала является универсальной темой, актуальность которой не уменьшается, несмотря на постоянное внимание теоретиков и практиков менеджмента.

Системный подход к мотивации  персонала основан на всестороннем учете психологических принципов  мотивационного процесса индивидуальной и групповой деятельности, а также  действенных методах мотивации  привлечения, удержания и эффективного труда.

Необходимо констатировать, что проблемы, связанные с развитием  мотивации в ходе профессиональной деятельности, разработаны в отечественной  психологической науке недостаточно. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, к методам ее изучения рассмотрено в работах таких ученых, как  Б.Г. Ананьев, В.Г. Асеев, М. Аргайл, В.Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, И.А. Джидарьян, К. Левин, А.Н. Леонтьев, М.Ш. Магомет-Эминов, А. Маслоу, Ж. Нюттен, С.Л. Рубинштейн, 3. Фрейд, П. Фресс, В.Э. Чудновский, П.М. Якобсон и др.). Наиболее всесторонне изучена проблема мотивации профессиональной деятельности (В. Врум, Д. Мак-Клелланд, Ф. Херцберд, Дж. Аткинсон, В.А. Ядов, А.В. Карпов, В.И. Ковалев и дрs.).

Объект: мотивация деятельности

Предмет: профессиональная деятельностьs.

Цель исследования: изучение наиболее эффективных способов мотивации  сотрудниковs.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть  основные  теории мотивации деятельности   и профессиональной деятельности.

2. Описать  классификацию  профессий

4. Рассмотреть профессиональную  мотивацию и ее особенностиs.

Для решения поставленных задач использовались следующие  методы исследования: анализ психологической и методической литературыs.

Глава 1. Теоретические  подходы к пониманию мотивации  деятельности

1.1.  Основные  понятия мотивации деятельности

Мотивация — динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку [12]. Мотивация подразумевает создание условий, когда у человека пробуждаются его собственные мотивы.

По справедливому замечанию  С.Л. Рубинштейна, «учение о мотивации  выступает как конкретизация  учения о детерминации» [13, с.367]. Согласно его определению, «мотивация человеческого поведения - это опосредствованная процессом отражения субъективная детерминация поведения человека миром» [13, с.368]. Из этой характеристики можно вывести ряд следствий. В область психологии мотивации не входятs и внутренние процессы, осуществляющиеся без опосредования психическими звеньями. Во-вторых, психологию мотивации интересуют причины и регуляторы поведения, а не само его протекание.

Мотивирование - это, в сущности, создание обогащенной стимулами  и возможностями среды, в которой  человек актуализирует свои мотивы. Термин «мотивация» представляет более  широкое понятие, чем термин «мотив».

Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих  поведение человека, его начало, направленность и активность [12]. Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В случае объяснения поведения внутренними причинами, в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения. В этом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т.п. В случае объяснения поведения внешними причинами — внешние условия и обстоятельства его деятельности. В этом случае говорят о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации.

Из всех возможных детерминаций поведения наиболее важной является понятие потребности. Ею называют состояние  нужды человека или животного  в определенных условиях, которых  им недостает для нормального  существования и развития. Потребность  как состояние личности всегда связана  с наличием у человека чувства  неудовлетворенности, связанного с  дефицитом того, что требуется (отсюда название «потребность») организму (личности) [6].

Материальные (биологические) потребности - совокупность материальных благ, имеющая вещественную форму  и выступающая в качестве главного побудительного мотива трудовой деятельности человека. Разновидностями материальных потребностей являются жилье, мебель и  оборудование, одежда и обувь, транспорт  и средства связи, продукты питания, предметы культуры, отдых и развлечения  и др., необходимые для поддержания  организма в нормальном жизнедеятельном  состоянии [16].

Духовные (социальные) потребности - совокупность духовных благ, имеющих  информационную форму и необходимых  для становления и развития личности человека. Разновидностями духовных потребностей являются получение профессионального  образования, принадлежность к национальности и социальной группе, самовыражение  и планирование служебной карьеры, научное и художественное творчество, культура и искусство, услуги массовой культуры (книги), кино, видео, театр, здравоохранение [16].

Второе после потребности  по своему мотивационному значению понятие  — цель. Целью называют тот непосредственно  осознаваемый результат, на который  в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей  актуализированную потребность. Психологически цель - это мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.

В психологии мотив –  это внутренняя устойчивая психологическая  причина поведения или поступка человека [12].  Мотив активизирует поведение, либо поддерживает и направляет его. Как отметил в свое время В. К. Вилюнас (1986), мотив всегда направлен на какое-то изменение в существующем положении вещей, мотив всегда побуждает человека прийти к какому-то состоянию, которого на данный момент нет [4].

Мотив находится “внутри” человека, имеет “персональный” характер, зависит от множества внешних  и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним  мотивов. Мотив не только побуждает  человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет  осуществлено это действие в частности  если мотив вызывает действия по устранению потребности, то у различных людей  эти действия могут быть совершенно отличны, даже если они испытывают одинаковую потребность. Мотивы поддаются осознанию - человек может воздействовать на свои мотивы, приглушая их действие или даже устраняя их из своей мотивационной совокупности [10]

В. И. Ковалев классифицировал  профессиональные мотивы по содержанию потребностей, источнику возникновения, видам деятельности, силе проявленияs. М.Г. Ярошевский выделил в профессиональной мотивации следующие виды: общепрофессиональные, романтические, непосредственные, мотивы самовоспитания, престижаs и др. В качестве классификационных основ могут рассматриваться и схемы X. Мюррея, М. Аргайла, А. Маслоу и др. П.Мs. Якобсону принадлежит заслуга разграничения мотивов по характеру общения (деловые, эмоциональные). Продолжая эту линию исследования, социальные потребности, определяющие групповую интеграцию и общение, согласно А.А. Леонтьеву, можно грубо разделить на три основные потребности, ориентированные на: объект или цель взаимодействия; интересы самого коммуникатора; интересы другого человека или общества в целом [7,16].

Рассмотренные мотивационные  образования: мотивы, потребности и  цели — являются основными составляющими мотивационной сферы человека.

В психологии рассматривают  различные виды мотивацииs:

- Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

- Внутренняя мотивация  (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

- Положительная и отрицательная  мотивация. Мотивация, основанная  на положительных стимулах, называется  положительной. Мотивация, основанная  на отрицательных стимулах, называется  отрицательной.

  • Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.

Анализ литературыs по проблеме показал, что, несмотря на разнообразие подходов, мотивация понимается большинством авторов как совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека. Мотивационная сфера или мотивация в широком смысле слова с этой точки зрения понимается как стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики.

 

1.2. Теории и  модели мотивации

Многочисленные теории мотивации  стали появляться еще в работах  древних философов. Многообразие моделей  мотивации объясняется многообразием  подходов к этому исключительно  сложному и субъективному явлению  и субъективизмом воззрений авторов  моделей.

Первыми собственно мотивационными, психологическими теориями, следует считать теорию принятия решений, теорию автомата, теории инстинктов З.Фрейда и У.Макдауголла.

В теории З.Фрейда таких инстинктов было три: инстинкт жизни, инстинкт смерти и инстинкт агрессивности. У.Макдауголл предложил набор из десяти инстинктов: инстинкт изобретательства, инстинкт строительства, инстинкт любопытства, инстинкт бегства, инстинкт стадности, инстинкт драчливости, репродуктивный (родительский) инстинкт, инстинкт отвращения, инстинкт самоунижения, инстинкт самоутверждения [3].

В начале XX в. возникли два новых направления:  поведенческая (бихевиористская) теория мотивации и теория высшей нервной деятельностиs. Наконец, последней из теорий, уже существовавших в начале нашего столетия и продолжающих разрабатываться сейчас, стала теория органических потребностей животных.

Начиная с 30-х годов XX в. появляются и выделяются специальные концепции мотивации, относимые только к человеку. Одной из первых таких концепций явилась теория мотивации, предложенная К. Левином. Вслед за ней были опубликованы работы представителей гуманистической психологии, таких, как А.Маслоу, Г.Оллпорт, К.Роджерс и др. [3]s

Традиционный  подход. Изучение мотивации персонала началось с работы Ф. Тейлора в рамках концепции научного менеджмента. Научный менеджмент предполагает систематический анализ работы сотрудников с целью повышения эффективности. Материальные вознаграждения выдаются работникам за достижение высоких результатов. В рамках концепции экономического человека считается, что чем выше зарплата, тем лучше работает сотрудник. Следствием использования данного подхода стало формирование стимулирующей системы оплаты труда, когда денежное вознаграждение работника зависит от количественных и качественных результатов его деятельности.

Информация о работе Мотивация деятельности