Мотивы учения младшего школьника и их формирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 15:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение мотивов учения младших школьников и процесс их формирования.
Задачи исследования:
1. анализ психологической и педагогической литературы по теме;
2. изучение особенностей характера детей младшего школьного возраста;
3. рассмотрение классификации мотивов и их особенностей;
4. рассмотрение и анализ путей становления и развития учебных мотивов в младшем школьном возрасте.

Содержание

Введение
Глава 1. Мотивации детей младшего школьного возраста
1.1. Характеристика и особенности младшего школьного возраста
1.2. Мотивы учения: понятие и классификация
Глава 2. Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста
2.1. Мотивация учения в младшем школьном возрасте
2.2. Пути формирования учебных мотивов в младшем школьном возрасте
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Мотивы учения младшего школьника .docx

— 79.57 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Факультет психологии

Кафедра общей психологии

Дисциплина Общая психология

Курс I, ОЗО, ВПО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Мотивы учения младшего школьника и их формирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Проверила: Сафронова Е.В.

     

      Подготовила: Голосок-Заболоцкая  Т.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа – 2013

 

Содержание

 

Введение 

Глава 1. Мотивации детей младшего школьного возраста

1.1. Характеристика и особенности младшего школьного возраста

1.2. Мотивы учения: понятие и классификация

Глава 2. Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста

2.1. Мотивация учения в младшем школьном возрасте

2.2. Пути формирования  учебных мотивов в младшем школьном возрасте

Заключение 

Литература 

 

Введение

В том, что бы ребенок хорошо и с интересом занимался в школе, заинтересованы и родители и учителя. Но, к сожалению, многие дети не хотят учиться, могли бы прекрасно заниматься, имеют способности, но не имеют желания.

В настоящее время с увеличением объема информации, которую ученики должны осваивать в школах одной из основных задач школы является задача повышения эффективности обучения. И проблема в том, что бы найти новые средства и способы, которые бы помогали бы ученикам усваивать получаемую информацию. Одним из основных средств является формирование у учеников с первых дней обучения в школе адекватной учебной мотивации.

Становление мотивов учения у школьников любого возрастного  периода является одной из основных, центральных  проблем на сегодняшний  день у современных школ.  Эта проблема в первую очередь связана с тем, что меняется содержание обучения, ставятся задачи по формированию у школьников методов самостоятельного получения знаний.

В психологии мотивация и в частности мотивация учения у младших школьников достаточно широко исследуется многими авторами, но проблема остается и ее нельзя считать решенной. Результаты исследований часто носят неоднозначный характер, в практике обучения мотивационная сторона учения школьника наименее управляема. Формирование мотивации идет стихийно, не имея специальную целенаправленную систему работы. Но не управляемая мотивационная сфера может привести к снижению уровня мотивации, мотивы теряют действенность.

Мотивация учения младших школьников исследуется в работах Л.И. Матюхиной, А.К. Марковой, М.В.Божович и др. В настоящее время в современном мире происходят изменения, как в социально-экономических условиях, так и в ценностях обществе, эти изменения соответственно приводят и к изменениям мотивации на всех возрастных этапах, поэтому изучение и формирование мотивов у детей живущих и обучающихся сегодня и особенно у детей учащихся в начальных классах, имеет большое значение, так как в младшем школьном возрасте формируются и развиваются основные мотивы учения, которые будут помогать ученикам в дальнейшем обучении. Поэтому выбранную мной тему «Мотивы учения младших школьников и их формирование» на сегодняшний день считаю актуальной.

В качестве объекта нашего исследования рассматриваются дети младшего школьного возраста.

В качестве предмета исследования выступает мотивация учения младших школьников.

Целью исследования является изучение мотивов учения младших школьников и процесс их формирования.

Задачи  исследования:

1. анализ психологической и педагогической литературы по теме;

2. изучение особенностей характера детей младшего школьного возраста;

3. рассмотрение классификации мотивов и их особенностей;

4. рассмотрение и анализ путей становления и развития учебных мотивов в младшем школьном возрасте.

Теоретические методы исследования используемы в процессе работы: анализ, синтез и интерпретация.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Мотивации детей младшего школьного возраста

    1. Характеристика и особенности младшего школьного возраста

Возраст ребенка, обучающегося в начальной школе с 1 по 4 класс, именуется младшим школьным возрастом. Младший школьный возраст в разных странах и в разные исторические периоды различный. Границы возраста определены в интервале от 6-7 до 10-11 лет, разница зависит от законодательно утвержденных сроков начального обучения, в разных регионах, странах и т.д.

Существует ряд задач, которые встают перед школой, при поступлении ребенка в первый класс:

- анализ и выявление уровня подготовки ребенка к обучению в школе, выявление только ему присущих особенностей в общении, поведении, которые будут учитываться учителями в процессе обучения;

- в том случае если при анализе и выявлении уровня подготовки ребенка к школе выявляются какие-то пробел, то необходимо постараться компенсировать эти пробелы, и максимально помочь ребенку адаптироваться в школе;

- учителям необходимо подготовить правильную тактику ведения уроков, с учетом всех индивидуальных особенностей конкретного ребенка и класса в целом.

Решая эти задачи необходимо очень глубоко проанализировать психологические особенности современных младших школьников, так как они приходят в школу с уже имеющимися определенными психологическими установками, которые соответствуют дошкольному возрастному периоду.

Характер и жизнь ребенка  в целом при поступлении в  школу коренным образом изменяется. Основным противоречием, которое является движущей силой развития школьника с первых дней обучения, является противоречие между новыми постоянно растущими требованиями, которые предъявляются к ребёнку, и уровнем развития ребенка на момент прихода в первый класс. И постепенно уровень психического развития подтягивается до уровня предъявляемых требований.

На данном этапе развитие психических функций ребенка  происходит в границах учебной деятельности, которая приходит на смену дошкольной игровой деятельности. С переходом на этот этап происходит изменение всех психических процессов ребенка.

Формирование правильного  отношения к учению у школьника  формируется не сразу. Когда ребенок приходит в первый класс он не понимает, зачем нужно учиться, позже оказывается, что учение это огромный труд, который требует волевых усилий, концентрации внимания, интеллектуальной активности и самоограничений. И если ребёнок не привыкает к новым условиям его школьной жизни, то у него возникает разочарование и появляется отрицательное отношение к учению. Для того, чтобы этого не случилось ребёнку необходимо внушать мысль, что учение это серьёзная, напряжённая работа, но в то же время очень интересная работа, так как она позволяет узнать много нового, важного, нужного.

Первоначально у ребенка  появляется интерес к процессу учебной деятельности и только позже он начинает осознавать значение этого процесса, происходит формирования интереса к содержанию учебной деятельности, к приобретению новых знаний и школьник начинает переживать чувство удовлетворения от своих достижений, а похвала учителя подкрепляет это чувство. Так происходит формирование мотивов учения у младших школьников.

Стимулом психических  процессов непосредственного познания окружающего мира, является учебная  деятельность. Любознательность, острота и свежесть восприятия, ярко выраженная эмоциональность восприятия являются отличительной чертой младших школьников. В этом возрасте ребенок воспринимает предметы при непосредственном контакте с ним, т.е. ребенку необходимо потрогать предмет, что-то сделать с ним. В ходе обучения происходят изменения в восприятии ученика, оно становится более анализирующим, принимая характер организованного наблюдения.

Внимание младших школьников так же имеет особенности, которые заключаются в ограничении возможностей в регулировании и управлении вниманием. Младшие школьники могут обратить свое внимание на работу только в том случае, если они получат хорошую отметку или похвалу учителя. У детей данного периода развития хорошо развито непроизвольное внимание, когда они видят или слышат что-то новое, интересное, красивое это тут же привлекает их внимание.

Под влияние обучения так  же попадает и память младших школьников. Ученики постепенно учатся управлять памятью. Они уже значительно быстрее, если сравнивать с дошкольным возрастом, запоминают и сохраняют полученную информацию. В этом возрастном периоде ученика легче запомнить то что они увидели или потрогали (предметы, лица и т.д),  чем то что они услышали (объяснения, определения).

Наряду с памятью и  внимание преобразуется, и воображение  ребенка. Он сопоставляет ранее полученный образ с его описанием. Воссоздающее воображение совершенствуется за счет полного и правильного отражения действительности.

В рассматриваемый нами возрастной период, дети младшего школьного возраста, происходит усвоение норм и правил поведения у человека, закладка основы нравственного поведения, формируется  направленность личности.

  Отличительными особенностями  обладает и характер младших  школьников, они импульсивны, т.е. начинают действовать моментально, не задумываясь, под влиянием импульсов. Причиной таких особенностей характера является потребность учеников в активной внешней разрядке при том, что умение регулировать свое поведение еще пока отсутствует или находится на стадии начального формирования.

Недостаточность воли, так  же является особенность этого возрастного периода. Если ученик получил плохую оценку или если его не похвалил учитель, если он потерпел какую-то для него очень важную неудачу,  то у ребенка могут опуститься руки, он теряет веру в себя и в свои силы. В этот момент ребенок может проявить упрямство, что в данном случае является формой протеста против новый твердых требований предъявляемых учителем и школой в целом.  

Дети младшего школьного  возраста очень эмоциональны, все  что они видят, что делают, о  чем думают, вызывает у них разноцветный взрыв эмоций.   Маленькие ученики  не умеют сдерживать свои эмоции, каждая новая ситуация, любая их реакция  на предмет человека или на что-то еще отражается у ребенка на лице.  Дети в этом возрасте эмоционально неустойчивы, у них часто меняется настроение, они очень бурно проявляют свою радость или горе, страх или гнев. Со временем, в процессе развития, дети  приобретают умение контролировать свои эмоции и их нежелательные проявления. 

    1. Мотивы учения: понятие и классификация

Многие психологи приходят к одному мнению, что понятие мотива  очень обобщенное, под которым  понимается направленная активность, которая побуждает к определенному  поведению человека, организует и  направляет его, придавая индивидуальный смысл и значимость. С.Л. Рубинштейн считает, что мотивация это «опосредованная процессом ее отражения субъективная детерминация поведения человека. Через свою мотивацию человек вплетен в контекст действительности».

По словам А.Н. Леонтьева «мотив - это объект, который отвечает той или иной потребности и который в той или иной форме, отражаясь субъектом, ведет его к деятельности».

По мнению Мотюхиной М.В  «мотив – это побуждение к деятельности, то, ради чего учащийся совершает ту или иную деятельность».

Огромное влияние на учебный  процесс, его характер и отношение  ребенка к обучению в школе в целом, оказывают мотивы. Ребенок будет в постоянном напряжении и негативном отношении к самому процессу обучения, если он старается учиться только по причине того что бы не получить двойку или какое либо другое наказание, например, не одобрение учителя или родителей. Такое обучение лишено всякой радости и ни к чему хорошему привести не может.

А. Н. Леонтьев делит мотивы на понимаемые, когда ребенок понимает, что учиться надо, но это не является побудителем к учебной деятельности и реально действующие мотивы. В некоторых случаях понимаемые мотивы могут стать реально действующими мотивами.

Так же мотивы могут быть осознаваемыми и не осознаваемыми, т. е. школьник может, что то хотеть или не хотеть делать при этом не осознавая мотива, который его побуждает к тому или иному действию. Такое желание или нежелание действовать согласно А. Н. Леонтьеву, является показателем положительной или отрицательной мотивации.

Считается, что побуждение к учебной деятельности возникает  у ребенка, при участии системы  различных мотивов, а не одного мотива. Эти мотивы, побуждающие к обучению, тесно переплетены между собой, при этом они дополняют друг друга.  Кроме того, все эти мотивы делятся  на основные (ведущие) и второстепенные.

Все мотивы делятся на две большие группы,  а те в свою очередь делятся на подгруппы. Итак, существует следующая классификация мотивов:

1) Познавательные мотивы, это мотивы которые взаимосвязаны с самим процессом обучения, они связаны с потребностью человека (ученика) к получению знаний, новой информации, а так же связано с удовольствием, которое получает ученик от процесса познания;

Информация о работе Мотивы учения младшего школьника и их формирование