Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 15:47, курсовая работа
Целью исследования является изучение мотивов учения младших школьников и процесс их формирования.
Задачи исследования:
1. анализ психологической и педагогической литературы по теме;
2. изучение особенностей характера детей младшего школьного возраста;
3. рассмотрение классификации мотивов и их особенностей;
4. рассмотрение и анализ путей становления и развития учебных мотивов в младшем школьном возрасте.
Введение
Глава 1. Мотивации детей младшего школьного возраста
1.1. Характеристика и особенности младшего школьного возраста
1.2. Мотивы учения: понятие и классификация
Глава 2. Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста
2.1. Мотивация учения в младшем школьном возрасте
2.2. Пути формирования учебных мотивов в младшем школьном возрасте
Заключение
Литература
Эта группа мотивов делится на следующие подгруппы:
- широкие познавательные мотивы, это мотивы которые направляют ученика на получение новой информации. Эту подгруппу мотивов можно так же различать по уровням. Уровни определяются в зависимости от того какой информацией или же знания в какой области наиболее заинтересовали школьника, например, это могут быть сведения о каких то интересных новых фактах или явлениях или же это интерес каким то закономерностям в учебной деятельности или же к теоретическим принципам и т. д.;
- учебно-познавательные мотивы, это мотивы которые побуждают ученика самостоятельно получать интересующую его информацию, самостоятельно регулировать и рационально организовывать свою учебную деятельность, кроме того эти мотивы побуждаю школьника искать новые способы получения необходимой ему этой информации;
- мотивы самообразования, эта подгруппа мотивов является побудителем в процессе совершенствования тех способов, которые помогают ученику в получении необходимых и интересующих его знаний. Мотивы этой подгруппы являются основой стремления человека быть компетентным и соответствовать времени, они делают учеников более активными и инициативными и помогают преодолевать трудности, возникающие в процессе обучения.
2) Социальные мотивы – эта группа мотивов, в котором процесс обучения, является лишь средством достижения других целей. В данном случает, школьник совершенно не интересуется учебным процессом, и учебная деятельность является лишь способом достижения определенной цели, например, получение хорошей оценки, утверждения в кругу товарищей, похвала родителей, или пример из моей жизни моя дочь прилагает усилия в учебе, что бы в конце года на выпускной (они учится в третьем классе) мы подарили ей планшет.
По мнению Л.И.Божович эта группа мотивов занимает основную позицию в сравнению с другими мотивами. Мотивы этой группы способны побудить ученика к деятельности, даже при полном отсутствии у него интереса к обучению и получению знаний.
Мотивы этой группы также делится на подгруппы:
- широкие социальные мотивы, эта подгруппа мотивов побуждает школьников стремиться получать новые знания, для того что бы в будущем стать полезными своему обществу и стране в целом, люди движущей силой которых являются мотивы этой подгруппы очень ответственны и понимают необходимость обучения и получения нужной стране и обществу профессии;
- узкие социальные мотивы (или позиционные мотивы), эти мотивы побуждают школьника занять определенную позицию в интересном только ему кругу товарищей, ему важно одобрение с их стороны его действий. Мотивы этой подгруппы очень тесно связаны с потребностью ученика в общении, он получает удовольствие от общения и налаживания отношений с другими людьми. Примером таких мотивов можно считать «мотивацию благополучия», эта мотивация заключается в стремлении получать только одобрение со стороны окружающих: учителей родителей, одноклассников. Еще одним примером этой подгруппы мотивов может служить «престижная мотивация», суть данной мотивации заключается в желании ученика быть всегда, везде и во всем первым.
- социальные мотивы, эти мотивы являются основой самосовершенствования и самовоспитания школьника. По-другому их можно назвать мотивы социального сотрудничества, они побуждают ученика не только общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и искать другие более эффективные способы сотрудничества со школьными товарищами, учителями, а так же совершенствовать эти способы.
Чтобы развитие школьника происходила гармонично необходимо сочетание и познавательных и социальных мотивов. Каждая из указанных групп мотивов может иметь направленность, как на коллектив, так и на самого себя, т.е. на удовлетворение своих личных, эгоистичных потребностей.
Познавательные мотивы, обеспечивающие направленность школьника на коллектив возникает только в том случае, если школьник переживает не только за свои успехи, но и за успехи всего класса. Если же у ученика хорошо сформированы познавательные мотивы, он хорошо справляется с учебным процессом, но его успехи направлены только на самого себя и на удовлетворение только своих потребностей, не задумываясь о коллективе в котором он существует (его класс и товарищи с которыми он обучается), то побуждающие его к действию, познавательные мотивы будут иметь чисто индивидуальную направленность, т.е. направленность только на себя «любимого».
Широки социальные мотивы в частности и социальные мотивы в целом являются основой коллективной направленности, и это не плохо. Но если у ученика, социальные мотивы сформировались только в направлении удовлетворения своих индивидуальных целей, таких как быть признанным лидером в кругу своих товарищей, получении престижной профессии и соответственно в дальнейшем получении работы с высоким заработком. То такие социальные мотивы, впоследствии, могут привести в дальнейшем неправильному развитию личности и индивидуальной эгоистичной направленности.
Из этого можно сделать вывод, что развитие личности и ее направленность зависят не от количества сформированных мотивов, а от их качества.
Кроме того, существуют психологические характеристики познавательных и социальных мотивов. Можно выделить следующие две группы:
Содержательные характеристики, это вид характеристик, который непосредственно связан с содержанием учебной деятельности, которую осуществляет ученик:
1. Личностный смысл учения, т.е. учение для школьника имеет определенный индивидуальный (личностный) смысл. В данном случае мотив не только побуждает к учению, но и имеет определенный личностный смысл для конкретного ученика;
2. Действенность мотива, т. е. мотив, оказывает реальное воздействие на процесс обучения и поведение школьника в целом. Этот вид характеристика очень тесно связан с первым видом характеристики – личностным смыслом, так как, имея личностный смысл, мотив соответственной будет действенным;
3. Общая структура мотивации и место, которое мотив занимает в нем. Мотивы могут быть доминирующим, а могут быть второстепенными. И конечно же очень важно, что бы такие мотивы, как широкие социальные мотивы или по-другому мотивы долга, мотивы самовоспитания и самообразования были доминирующими;
4. Самостоятельное появление и проявление мотивов. В процессе обучения мотив может появиться самостоятельно как внутренний или же мотив может возникнуть только при помощи взрослого, как внешний. Т.е. у ученика сформирован учебно-познавательный мотив, побуждающий ученика самостоятельно получать интересующую его информацию, но этот мотив становится активным только в том случае, если учитель создаст нужную ситуацию для активизации этого мотива. Таким образом, можно сказать, что мотив может быть внутренним, т.е. он работает (побуждает) самостоятельно без напоминания или же внешним, действие которого включается при напоминании взрослого;
5. Осознание мотива и его уровень. Мотивы не всегда осознаются школьниками. Учителю необходимо помогать ученикам осознавать доминирующие, направленные на общество мотивы;
6. Распространение мотива на учебный процесс и степень этого распространения:
– локализация неясная (аморфная), связана с общем интересом к обучению, в данном случае требуется внешний побудитель;
– локализация широкая, связана с удовольствие, которое ученик получает от самого процесса обучения. Школьник добывает дополнительную интересующую информации, помимо учебной программы, он очень любознателен, но глубина познания отсутствует;
– стержневые интересы, т.е. интересы ученика, сосредоточены в одном или двух предметах, эти предметы могут быть как смежные так и далекие друг от друга. Так возникают склонности ученика в том или ином направлении, которые и влияют на выбор дальнейшей профессии, это играет большую роль в развитии личности.
Следующая группа характеристик – динамические характеристики это характеристики мотивов, которые выражаются в особенностях форм их проявления.
1. Устойчивость мотивов, смысл этой характеристики заключается в том, что один или несколько мотивом имеют постоянство проявляться в большинстве учебных ситуаций и очень важно для развития личности, чтобы социально ценные мотивы стали устойчивым.
Существуют различные уровни устойчивости: интерес может зависеть от ситуации, т.е. если какая либо учебная ситуация интересна школьнику, то он соответственно проявляет к ней интерес, но интерес пропадает сразу же как только ситуация заканчивается. Этот вид устойчивости не постоянен, требует постоянной стимуляции и не играет особой роли в развитии личности.
Интерес может стать сравнительно устойчивым, когда связан с определенными учебными предметами.
Если же школьник учится с желанием, то такой интерес достаточно устойчив.
2) Эмоциональная окраска, модальность (отрицательная и положительная мотивы учения). Положительная мотивация – это мотивация, которая связана с обязанностью школьника учиться, достигать успехов в учебе, получать новые знания и уметь добывать эти знания самостоятельно. Отрицательная мотивация – это мотивация, побуждающая школьника к учению, только из-за боязни неприятных моментов связанных с обучением, таких как плохие отметки, недовольство родителей и т.д.
3) Сила, выраженность и быстрота возникновения мотивов смысл этой характеристики заключается в том, как долго ученик может сидеть над работой или делать домашнюю или классную работу, будучи движимым этим видом мотива.
И познавательные и социальные мотивы имеет и содержательные и динамические характеристики.
Глава 2. Формирование мотивации учения младшего школьника
2.1. Мотивация учения в младшем школьном возрасте
Основной особенностью этапа развития ребенка младшего школьного возраста, является то, что он вступает в новую очень важную для него и для окружающих его людей деятельность. Дошкольник к моменту поступления в первый класс имеет уже сильную, сформированную мотивацию к обучению. Специалисты психологи считают эту мотивацию внутренней позицией ученика. Эта позиция связана с потребностью школьника ходить в школу, носить форму и портфель, а так же он выходит на новый совершенно другой уровень общения со сверстниками. Потребность, которая возникает у дошкольника, является субъективной готовностью к школе, объективная же готовность, заключается в том уровне знаний и навыков, которыми обладает ребенок, когда приходит в первый класс.
Уровень субъективной готовности у дошкольника может снизиться это связано с тем, что более старшие товарищи, которые уже пошли в первый класс рассказывают как сложно в школе и какие трудности у них возникают. Или же у детском саду в подготовительной группе у ребенка уже проходят уроки, которые частично удовлетворяют и соответственно снижают потребность в учении. Из-за огромного потока информации, роста культуры, осведомленность дошкольников увеличивается, соответственно уровень объективной готовности так же повышается. И в связи с тем, что уровень объективной готовности повышается, а уровень объективной понижается, процесс становления мотивов учения у дошкольников меняется, он становится не простым.
Стороны мотивации учеников младших классов могут быть положительные и отрицательные.
Положительными сторонами мотивации можно назвать следующие: общее хорошее отношение ребёнка к школе, широта его интересов, любознательность. Широта интересов учеников младших классов заключается в том, что школьников интересуют различная дополнительная информация, не входящая в программу обучения, так же она может проявляться в различных творческих играх, которые не берутся во внимание, учитывая потребности маленьких школьников. Любознательность это форма проявления умственной активности ученика. Открытость, доверчивость, непосредственность, вера в авторитет учителя, которыми в достатке обладает ученик младших классов, обладание этими качествами являются важными условиями закрепления социальных мотивов: мотивов долга, ответственности, что бы быть полезным обществу.
Кроме положительных сторон существуют и отрицательные стороны мотивации, эти стороны становятся препятствием в учении. Существуют следующие отрицательные стороны мотивации:
Указанные выше отрицательные стороны мотивации являются основой зарождения поверхностного, чисто формального отношения к обучению.
Анализируя мотивы учения от 1 до 3 класса можно выявить следующие закономерности, что школьников в перовом классе, т.е. в начале обучения интересуют такие атрибуты школьной жизни, как школьная форма, ношение портфеля, которые не связаны с самим процессом учения, но дальше со временем появляется интерес к результатам учебного деятельности, школьнику уже интересно, что он пишет, какие буквы и цифры, и как они у него получаются, и по результату полученных отметок становится ясно хорошо написано или плохо, и уже позже появляется интерес к содержанию учебного процесса, к способам добывания интересующих знаний.
Информация о работе Мотивы учения младшего школьника и их формирование