Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 15:47, курсовая работа
Целью исследования является изучение мотивов учения младших школьников и процесс их формирования.
Задачи исследования:
1. анализ психологической и педагогической литературы по теме;
2. изучение особенностей характера детей младшего школьного возраста;
3. рассмотрение классификации мотивов и их особенностей;
4. рассмотрение и анализ путей становления и развития учебных мотивов в младшем школьном возрасте.
Введение
Глава 1. Мотивации детей младшего школьного возраста
1.1. Характеристика и особенности младшего школьного возраста
1.2. Мотивы учения: понятие и классификация
Глава 2. Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста
2.1. Мотивация учения в младшем школьном возрасте
2.2. Пути формирования учебных мотивов в младшем школьном возрасте
Заключение
Литература
Важную роль в становлении мотивации учебной деятельности играют также методы проблемно-развивающего обучения. Рассмотрим некоторые из этих методов.
Сам процесс осуществления деятельности порождает формирование потребностей и мотивов этой деятельности. Если школьник не интересуется и не включается в учебную деятельность, то, сколько бы, он ни слышал от взрослых о важности учения, о его долге и обязанностях, как бы хорошо не понимал всю справедливость этих слов, то у него никогда не сформируется положительная устойчивая мотивация учения. И только действие, заинтересовавшее ученика и вызвавшее у него бурю эмоций приводит к возникновению и укреплению потребностей и мотивов к этой деятельности.
Для того что бы дети заинтересовались и начали действовать, необходимо создать стимул для их мышления. Для некоторых детей, информация которую учитель просто показывает или просто рассказывает не имеет никакого интереса. И вот в таком случае необходимо создавать учебно-проблемные ситуации, что бы стимулировать мышление учеников.
Например, в младших классах создание учебно-проблемных ситуаций нужно начинать не с вопроса, а с какого-нибудь практического задания или задачи, и только после этого задать проблемный вопрос. Такая учебно-проблемная ситуация, должна стать толчком для интенсивной работы мышления.
Создание учебно-проблемных задач помогает поддерживать интерес учеников к содержанию учебных материалов и тем самым помогать становлению положительных и устойчивых мотив учения.
Влияние, которые оказывают на мотивы учения коллективные форм учебной деятельности. Коллективная или групповая деятельность школьников во время уроков, стала в последнее время чаще применяться в школах. Такие формы обучения делают учебную деятельность более интенсивной и эффективной, так как в процессе обучения задействованы все ученики, и это играют важную роль в формировании положительных мотивов учения. Разные формы групповой деятельности помогают разделить эту учебную деятельность так, чтобы она пыла по силам каждому из учеников.
Оценка и ее значение в формировании мотивов учения. Если учебная деятельность ученика не подкрепляется интересом и потребностью к познанию, а направлена только на получение положительной оценки, то такая деятельность становится не эффективной. И это в конце концов приводит к тому, что оценка теряет мотивирующий эффект, и учебный процесс перестает иметь значение для школьника.
Что бы положительная мотивация к учению все же сформировалась необходимо, не только констатировать оценки, но и проанализировать данную работу, подчеркнуть все положительные стороны работы, а так же выявить причины имеющихся недостатков. Такой правильный и качественный анализ поможет сформировать у школьника адекватную самооценку его работы.
Развитие у школьников умения самостоятельно оценивать и контролировать свою работу, зависит от использования разных форм взаимопроверки и взаимооценки, а так же учения размышлять над своей деятельностью. Различные исследования доказывают, что при использовании всех этих методов, у школьника формируется правильное отношение к оценке, которая является важной, но не главной в работе.
Подводя итог этой главы, можно сделать следующие выводы, что искусство формирование мотивов заключается в сочетании осознаваемых мотивов и действующих мотивов и одновременно в способности придать высокое значение положительному результату учебного процесса, чтобы иметь возможность перейти на уровень более высоких внутренних мотивов, которые и управляют развитием и жизнью человека. Правильное формирование мотивации очень важный момент в жизни человека, так как он помогает формированию его активной социально значимой позиции.
Заключение
Мотивация оказывает огромное влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Младшие школьники побуждаются к учению целым комплексом многоуровневой системой мотивов, которые выступают в единстве и взаимозависимости.
Успех формирования мотивации напрямую зависит от целостного подхода т.е. формирование мотивации не может идти по частям сначала сформируем понимание значимости знаний, затем долг и ответственность и т. д.
Мотивация младших школьников изменяется с общей познавательной и социальной направленности дошкольника в позицию школьника, который стремится посещать школу, далее позиция школьника заменяется более зрелыми учебно-познавательными мотивами и формами социальных мотивов.
В работе были исследованы мотивы учения младших школьников, их динамическая характеристика, пути формирования. Анализ психологической и педагогической литературы помог изучить характеристику и особенности детей младшего школьного возраста (Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, А. К. Марковой); рассмотреть типологию мотивации и особенности ее формирования (М.В. Матюхина, Т.С.Михальчик, А.Н.Леонтьев); рассмотреть специфику развития мотивов учения и пути формирования (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, А.Б. Орлов, Л.M. Фридман).
В заключении хотелось бы сказать, что младший школьный возраст имеет большие резервы формирования мотивации учения, этот возраст является важным этапом развития личности человека, и от того как мы взрослые: родители, воспитатели, учителя сможем помочь в развитии и формировании личности, зависит дальнейшая судьба наших детей.
Литература
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1968.
2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2003.
3. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. – 2002. – № 3-4.
4. Данилов М.А. Умственное воспитание // Сов. Педагогика. – 2004. – № 12.
5. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: НИИОПП, 2006, с. 27.
6. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. – М., 2007. с.152
7. Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с
8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Просвещение, 1982
9. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1979.
10. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1984.
11. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.
12. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2, 1979г.
13. Немов Р.С. Психология. Учебник.
– М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995
Щукина Г.И, Активация познавательной
деятельности учащихся в учебном процессе.
– М.: Просвещение, 1979.
14. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973, с. 249.
15. Чикишева О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста / О. В. Чикишева // Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.).
16. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Просвещение,1971.
17. Яновская М. Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. М., 1974.
18. Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника. М., 1966
Информация о работе Мотивы учения младшего школьника и их формирование