Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 09:43, реферат
Каждая конкретная этническая группа имеет тот «стержень», вокруг которого она сформировалась. Если для сибиряков-старожилов, в их числе «чалдонов», важным для обозначения своей общности было сходство культурно-бытовых черт, а также представление об общности происхождения («с Дона»), то для старообрядческих групп на первом месте стояла приверженность староверию, что было даже более актуально, чем этничность (предпочтение могло отдаваться бракам с перекрещенными аборигенами, нежели с русскими сторонниками официальной церкви).
Введение
Психологические характеристики этнических групп
Этническое самосознание
Этнические стереотипы
Этнические константы
Этническая картина мира
Этническая идентичность и самосознание.
Этничность в структуре социальных идентичностей и структура этнического самосознания
Формирование этнического самосознания
Заключение
Список литературы
Костанайский Государственный Педагогический Институт
Кафедре «Психологии»
Реферат
На тему:
Национальное этническое самосознание
Выполнила: Русакова Н.В
География 2года
Проверила: Демисенова Ш.С
кандидат педагогических наук,
старший преподаватель кафедры психологии
Костанай 2013 г.
План
Введение
Заключение
Список литературы
Введение
Э́тнос (от греч. ἔθνος — народ) — группа людей, объединённая общими признаками, объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др. Некоторые исследователи считают существование феномена, обозначаемого термином "этнос", в лучшем случае гипотезой ввиду того, что, по их мнению, непротиворечивого определения понятия не предложено [8]
Этнические группы (ethnic group) — группа людей общей идентичности, появившаяся в результате коллективного понимания ее особой истории. Этнические группы обладают собственными культурными обычаями, нормами, убеждениями и традициями. Они обычно имеют общий язык и проводят границы между членами и нечленами. Как и в группах по рождению, принадлежность к этнической группе может приобретаться посредством брака или других социально санкционированных способов.
Антрополог Наррол (1964) подчеркнул значение общих культурных ценностей и группового понимания культурной отличительности как ключевых элементов в принадлежности к этнической группе. Барт (1970) подчеркивал организацию группы и проведение этнических границ через этнические признаки не путем изоляции, как доказывает Наррол, а социальных процессов исключения и инкорпорации. По его мнению, члены этнических групп идентифицируют друг друга с точки зрения этнических категорий и, в свою очередь, таким же образом распознаются посторонние [4].
Классификация этнических групп, предложенная Е.В. Фурсовой, опирается на их происхождение, т.е. носит качественный характер:
1. Группы, образовавшиеся в результате
ассимиляции народом
2. Группы, выделившиеся из родного
этноса в результате
3. Группы, в своем происхождении
сочетающие описанные выше
Каждая конкретная этническая группа имеет тот «стержень», вокруг которого она сформировалась. Если для сибиряков-старожилов, в их числе «чалдонов», важным для обозначения своей общности было сходство культурно-бытовых черт, а также представление об общности происхождения («с Дона»), то для старообрядческих групп на первом месте стояла приверженность староверию, что было даже более актуально, чем этничность (предпочтение могло отдаваться бракам с перекрещенными аборигенами, нежели с русскими сторонниками официальной церкви).
Ученые уже давно заметили, что этническая группа - понятие социальное. Принадлежность к определенной этнической группе и в прошлом и сегодня влияет на опыт общественной жизни человека. Различные социальные блага - богатство, престиж, власть - распределяются в обществе в зависимости от этнической принадлежности индивидов - то есть, у представителей одних национальностей есть больше возможностей приобрести и пользоваться ими, чем у других. Как уже упоминалось, практически все современные государства - гетерогенны, объединяют в себе не один народ. В большинстве обществ одна или несколько этнических групп господствуют по отношению к другим. Часто такие «притесненные» группы называют термином «меньшинства». Термин «меньшинства» не связан с количеством жителей - иногда группа «меньшинства» по численности может превышать уровень других групп, даже доминирующих с этнической точки зрения. Термин меньшинства связан с определенными исключительными свойствами - языком, религией, традициями и, в отдельных случаях, социальной принадлежностью [7].
1. Психологические характеристики этнических групп
В психологии этнических общностей различаются две стороны:
1. Наиболее устойчивая часть – психический склад (куда включаются национальный, или этнический, характер, темперамент, а также традиции и обычаи,
2. Эмоциональная сфера, куда включаются национальные, или этнические, чувства.
Несмотря на многочисленные противоречия
и споры относительно содержания
национального характера, в исследованиях
обычно наблюдается довольно большое
единодушие при описании черт национального
характера у отдельных
Национальный характер может быть рассмотрен как фиксация типических черт, которые проявляются наиболее отчетливо именно в тех случаях, когда выступают не отдельные люди, а группы. Речь здесь идет о степени выраженности той или другой черты, о специфике ее проявления. Литература фиксирует, например, специфику английского юмора (хотя чувство юмора свойственно, естественно, не только англичанам), итальянской экспансивности (хотя в не меньшей степени экспансивными являются и испанцы) и т.д.
По данным Hofstede, 1983; Gudykunst, Ting-Toomey, Chua, 1988; Hofstede, 1991; Tnandis, 1995 западные и восточные этносы различаются по следующим основным психологическим характеристикам: индивидуализм—коллективизм (в западных культурах преобладает индивидуализм, а в восточных — коллективизм); низкая и высокая контекстуальная коммуникация (большинство азиатских народов относятся к высококонтекстуальным, а западные — к низкоконтекстуальным); низкий — высокий уровень избежания неопределенности (у западных этносов — низкий уровень, а у восточных — высокий); властная дистанция (у восточных народов — высокий уровень, а у западных — низкий) и маскулинность—фемининность (к примеру, в США и Германии низкий уровень маскулинности, а в Японии — высокий) [10].
Основной сферой проявления национального характера является разного рода деятельность. Наряду с исследованием обычаев и традиций особую роль играет здесь народное искусство и язык. Относительная устойчивость черт национального характера, несмотря на изменчивость социальной среды, объясняется тем, что возникает определенная инерция, обеспечиваемая путем межпоколенной передачи опыта.
В этнических группах иногда фиксируются
и такие элементы психического склада,
как темперамент и способности.
Однако этот вопрос до сих пор не
решен однозначно: некоторые исследователи
вообще отрицают правомерность выявления
специфики темперамента и способностей
для различных этнических групп.
Причиной этого являются те многочисленные
наслоения, которые имеются в
исследованиях проблем наций. Что
касается темперамента, то высказывается
мнение, что речь должна идти лишь о
выявлении специфических
2. Этническое самосознание
Этническое (национальное) самосознание — это осознание народом себя как этнической общности, выделение из окружающего мира и оценка в нем своего места. В личности этническое самосознание связано с этническим самоопределением. По мнению В.Ю. Хотинец, этническое самосознание представляет собой относительно устойчивую систему осознанных представлений и оценок, реально существующих этнодифференцируюших и этноинтегрирующих компонентов жизнедеятельности этноса (Хотинец, 2000). Этническая идентификация подразумевает процесс отождествления личности с национальной общностью, к которой она принадлежит. Данный процесс может быть осознаваемым и мало осознаваемым. Обычно этническая идентификация сопровождается эмоциональными переживаниями. Данный феномен рассматривается как механизм формирования этнического самосознания
Основные характеристики этнического самосознания таковы:
1) имплицитное наличие в нем целостной картины мира, в том смысле, как мы ее определили выше;
2) его «правильная» передача из поколения в поколение, в процессе нормальной, выработанной данным этносом, социализации;
3) корреляция традиционного
4) соответствие традиционного
Таким образом, этническое самосознание адаптировано к историческим реалиям внешнего мира.
Когда мы говорим об этническом самосознании, то слово «сознание» употребляем условно, поскольку то, что мы под ним подразумевается, включает в себя и сознание, и бессознательное. В качестве синонимичного может использоваться термин «менталитет». Однако термин «традиционное сознание» представляется нам предпочтительным, поскольку отражает связь понятий «этническая картина мира» и «традиция».
Таким образом, этническое самосознание представляет собой система мировоззрения, основанная на этнической картине мира, передающаяся в процессе социализации и включающая в себя представления о приоритетах, нормах и моделях поведения в конкретных обстоятельствах. Через описания этих представлений, в свою очередь, может быть описана культурная традиция, присущая этносу или какой-либо его части в данный период времени. В процессе социализации и через СМИ люди получают определённое представление о символах и знаковых системах своего народа, о национальных героях и исторических событиях, т.е. о том, что единство интересов общности и групповую солидарность.
Этническая группа только потому обладает самоидентификацией, а значит самосознанием, что существуют другие этнические группы, по ряду признаков отличающихся от неё. Таким образом, только «разделенность» – т. е. дифференциация и способствует групповому самовыделению, при этом граница между «нами» (образ «МЫ») и «не-нами» определяется, прежде всего, путем сравнения по таким отличительным признакам как внешность, язык или обычаи. Фиксирование при этом сходства и различия, обобщение результатов этой простейшей операции укрепляет национальное самосознание, способствует этнической консолидации.
Рис. 1. Этническое самосознание
В результате межличностного общения со «своими» человек постепенно привыкает к восприятию определенного типа внешности, к фонетике (звучанию) родного языка и т. п. Привыкание переходит в одобрение , на основе которого формируется чувство сопринадлежности.
Сравнение неосознанно приводит к
оцениванию, и непохожесть вызывает
внешне немотивированное отвержение.
Так человек кажется нам
Подобное сравнение держится не столько на реальных отличиях, сколько на неосознанных представлениях о значимости этих различий, в которых воображаемая реальность становится «маркером» как этнической дифференциации, так и консолидации. Действительно может ли та же внешность служить весомым «определителем» членов собственной этнической группы, особенно если речь идет о крупном, миграционно подвижном народе, как, например, русские [10; 11]
С развитием этнического