Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 09:43, реферат
Каждая конкретная этническая группа имеет тот «стержень», вокруг которого она сформировалась. Если для сибиряков-старожилов, в их числе «чалдонов», важным для обозначения своей общности было сходство культурно-бытовых черт, а также представление об общности происхождения («с Дона»), то для старообрядческих групп на первом месте стояла приверженность староверию, что было даже более актуально, чем этничность (предпочтение могло отдаваться бракам с перекрещенными аборигенами, нежели с русскими сторонниками официальной церкви).
Введение
Психологические характеристики этнических групп
Этническое самосознание
Этнические стереотипы
Этнические константы
Этническая картина мира
Этническая идентичность и самосознание.
Этничность в структуре социальных идентичностей и структура этнического самосознания
Формирование этнического самосознания
Заключение
Список литературы
3. Этнические стереотипы
Этнические группы не являются изолированными, они более или менее общаются между собой. На это взаимодействие сильное влияние оказывают так называемые «этнические стереотипы». У одной этнической группы есть свой созданный определенный образ других групп. Эти имиджи формируются благодаря так называемому процессу «стереотипизации». Признавая себя как члена определенной этнической группы, мы формируем психическую общность, опирающуюся на «чувство-мы». «Чувство-мы» - это осознание особенностей своей группы, отличия ее от других групп. Образ другой группы очень упрощается и сужается, он формируется, основываясь на опыте общения с этой группой, происходившего в прошлом. Этот образ и создает этнический стереотип.
Этнический стереотип - характерное явление обыденного сознания, выражающееся в относительно устойчивых представлениях о моральных, умственных, физических и других качествах, присущих представителям различных этнических групп.
Может быть неоднородным по структуре. Состоит из:
· констатации особенностей своей или чужой этнической группы,
· эмоционально-окрашенной оценки этих особенностей,
· определенного типа поведения по отношению к представителям того или иного народа.
Виды этнических стереотипов:
· Позитивные ("немцы — трудолюбивые")
· негативные ("русские — ленивые"),
· автостереотипы (стереотипы в отношении своей этнической группы),
· гетеростереотипы (стереотипы в отношении других этнических групп).
Особенности этнических стереотипов:
· отражают не действительность, а упрощенную и искаженную "этикетку" действительности;
· предельно устойчивы, но все же изменяемы;
· не могут быть истинными, но могут основываться на близких к действительности представлениях;
· могут быть в значительной степени ложными и служить основанием для новых еще более ложных стереотипов.
Интересы заведомо разделяются членами этнической группы.
Стереотип всегда субъективный. Этот стереотип влияет на межгрупповые отношения и формирует этнические симпатии и антипатии. По констатации отличий от других групп часто переходят к их оценке. Таким образом, проявляется этноцентризм - склонность к осознанию всех жизненных явлений с позиции своей этнической группы, считаемой эталоном. Мы оцениваем других, смотря сквозь призму своей группы и используя принятые в ней критерии [5; 6].
В процессе адаптации этноса к окружающей природно-социальной среде формируются бессознательные комплексы - этнические константы
4. Этнические константы
Этнические константы
5. Этническая картина мира
Одной из функций этнической культуры является психологическая защита индивида. Каждый человек чувствует опасность, исходящую извне. Мир пробуждает ощущение тревоги.
Процветание этноса зависит от того, сколь хорошо функционируют психологические защитные механизмы этноса, сколь они развиты, адекватны, гибки. Так, в критической ситуации этнос с хорошо налаженным механизмом психологической защиты может бессознательно воспроизвести целый комплекс реакций, эмоций, поступков, которые в прошлом, в похожей ситуации, дали возможность пережить ее с наименьшими потерями. Это особенно бросается в глаза у народов с трудной исторической судьбой, но в целом относится ко всем. Защитные механизмы этноса можно разделить на специфические и неспецифические.
Специфические защитные механизмы направлены на преодоление конкретной угрозы извне. Для этого угроза должна быть маркирована и вписана в иерархию бытия. Точно так же вписывается в иерархию бытия и получает свое название и способ защиты — ритуальное или реальное действие. В качестве неспецифических защитных механизмов можно рассматривать саму "этническую картину мира".
Что представляет собой этнической картины мира, присущая тому или иному народу? Прежде всего, очевидно, что — это некоторое связное представление о бытии, присущее членам данного этноса. Это представление выражается через философию, литературу, мифологию (в том числе и современную), идеологию и т.п. Оно обнаруживает себя через поступки людей, а также через их объяснения своих поступков. Оно, собственно, и служит базой для объяснения людьми своих действий и своих намерений. Но при этом важно подчеркнуть, что картина мира осознается членами этноса лишь частично и фрагментарно. Фактом сознания является не ее содержание, а ее наличие и целостность. В этом смысле она является неким фантомом. Человеку скорее кажется, что он имеет некоторую упорядоченную систему представлений, тем более представлений общих с его социокультурным окружением, чем он имеет ее в действительности. Имеет он нечто совсем иное: ощущение наличия такой целостной, упорядоченной и гармоничной системой. Это закономерно. Ведь основная функция этнической культуры — это функция психологической защиты. В действительности же разрозненные элементы картины мира присутствуют в сознании человека в качестве фрагментов, не вполне стыкующихся между собой. Это становится ясно при попытке облечь картину мира в слова.
Однако это не означает, что опираясь на осознаваемые фрагменты, картину мира нельзя реконструировать как логическую целостность, мифологему реальности, стройную и взаимосвязанную. Но при попытке такой реконструкции окажется, что исходные пункты этой мифологемы, на которых, собственно, и держится весь каркас реконструкции, абсолютно необъяснимы изнутри ее самой и в них содержатся значительные внутренние противоречия. Более того, несмотря на то, что присутствующая в данной картине мира внутренняя логика может восприниматься членами этноса как нормативная, на деле она оказывается таковой лишь отчасти. В один и тот же период различные группы внутри этноса могут иметь разные картины мира, у которых имеется общий каркас, но различаются сами здания (схемы), и логика поведения, исходящая из одного источника, на практике проявляется совершенно различным, порой даже противоположным образом.
Кроме того, этническая картина мира сильно меняется с течением времени, причем люди не всегда осознают культурные разрывы, которые могут быть очевидны для исследователя. Неизменными оказываются лишь логически необъяснимые, принятые в этнической картине мира за аксиому, блоки, которые внешне могут выражаться в самой разнообразной форме. На их основе этнос выстраивает новые и новые картины мира — такие, которые обладают наибольшими адаптивными свойствами в данный период его существования [6].
Таким образом, очевидна особая актуальность
проблемы психологии этнических групп
в нашей стране на современном
этапе ее развития. В условиях радикальных
социальных преобразований, распада
СССР резко обострились национальные
конфликты. Вскрыть социально-
Часто термины «этническое самосознание» и национальное самосознание используются как синонимы. Этническая идентичность – ядро этнического самосознания.
Жизнь человека происходит
в разных сферах общественной
жизнедеятельности. Вступая в
контакт с другими людьми или группами,
каждый человек при этом себя идентифицирует
с определенными социальными, экономическими,
политическими, культурными и прочими
группами, т. е. выступает как представитель
той или иной общности. При этом активность
человека и его ответственность во многом
зависят от уровня его самосознания, т.
е. от того, насколько он понимает свою
ответственность перед группой или общностью,
представителем которой он является.
В сложной системе общественных связей
и отношений ярко выделяется именно национальная
(этническая) принадлежность человека,
которая притом является первичной по
отношению к другим. То есть, прежде чем
выступать как представитель различных
социальных, экономических, политических
и т. п. общностей, человек в первую очередь
является представителем того или иного
этноса. Этот статус человек приобретает
при рождении.
Кушнер описывал
Козлов В.И. выдвинул
этническое самосознание на
Бромлей Ю.В. Этническое самосознание в узком смысле – самоотнесение себя к тому или иному этносу, т. е. этническая идентичность = этническому самосознанию; в широком – не только самоотнесение, но и осознание всего комплекса этнической культуры, т.е. осмысление человеком культурного окружения.
Психологи выделяют следующие аспекты этнического самосознания:
Основными
В социологии изучаются
Как правило, социальные
Самоидентификации делят на:
• социальные (общественные, универсальные) -самоидентификации, связанные с социальным статусом, например, самоидентификации с видовым, политико-правовым или этническим статусом: "Я — человек", "Я — россиянин, гражданин России", "Я — русский" и т.п.;
• индивидуальные (уникальные) –самоидентификации, возникшие в результате неповторимых личных обстоятельств, например, "Я — работяга", "Я — грешник", "Я — счастливчик" и т.п.
Социологам интересны
Все социальные идентичности — это результат социализации, инкультурации и индивидуальной истории. Они оформляются последовательно на протяжении всей жизни человека. Идентичности, понимаемые в узком смысле, являются элементами сознания. Идентичности, понимаемые в широком смысле, объединяют в себе как осознаваемые, так и бессознательные составляющие.
В процессе
социализации и через СМИ люди
получают определённое
Этническое самосознание –
сложное социально-
Этническое самосознание – это идентификация,
т. е. отнесение человеком себя к той или
иной национальности, его представление
о своем народе, его характерных чертах,
культуре, языке, территории проживания,
историческом прошлом, т. е. образ «мы».
Все эти представления эмоционально отражены,
к ним вырабатывается определенное отношение,
например, чувство гордости, сопереживания,
способные стимулировать поступки людей.
Некоторые исследователи выделяют четыре
«этнических источника», питающих национальное
самосознание: «родовой», «психологический»,
«культурный» и «социальный».
Этническое самосознание выражается
в познавательной, эмоциональной и прочих
формах. Познавательная сторона включает
в себя, во-первых, осознание человеком
этнической принадлежности; во-вторых,
осознание им своего социального положения;
в-третьих, осознание санкционированных
этнической общностью традиций, норм –
моделей поведения, осознание своих жизненных
интересов и насущных потребностей. Эмоциональная
сторона этнического самосознания включает
чувство национальной гордости, чувство
собственного достоинства за вклад в приумножение богатства своей
Структура этнического самосознания
не до конца определена. Туда входят:
- национальная идентификация;
- представления о типичных чертах своей
общности, ее свойствах как целого;
- представления об общности исторического
прошлого народа;
- представления о территориальной общности
(«родной земле»);
- представления о государственной общности
при определенных конкретно-исторических
условиях. Самостоятельным элементом
является отношение к материальным и духовным
ценностям нации, ее достижениям.