Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 09:43, реферат
Каждая конкретная этническая группа имеет тот «стержень», вокруг которого она сформировалась. Если для сибиряков-старожилов, в их числе «чалдонов», важным для обозначения своей общности было сходство культурно-бытовых черт, а также представление об общности происхождения («с Дона»), то для старообрядческих групп на первом месте стояла приверженность староверию, что было даже более актуально, чем этничность (предпочтение могло отдаваться бракам с перекрещенными аборигенами, нежели с русскими сторонниками официальной церкви).
Введение
Психологические характеристики этнических групп
Этническое самосознание
Этнические стереотипы
Этнические константы
Этническая картина мира
Этническая идентичность и самосознание.
Этничность в структуре социальных идентичностей и структура этнического самосознания
Формирование этнического самосознания
Заключение
Список литературы
Понятие этнокультурной
…Некогда для неграмотного крестьянина
в любой части Азербайджана язык его отцов
был единственным и единственно возможным.
Но с появлением больших городов, средств
коммуникации и современного образования
положение усложнилось. Чтобы выйти в
большой имперский мир, недостаточно было
знания родного языка. Рост подвижности
населения усиливал «имперскую» роль
тюркского языка и в то же время умножал
число тех людей, кто вынужден был пользоваться
им, при этом, не будучи его естественным
носителем. Незнание или слабое знание
языка служило огромным барьером на пути
социального и политического продвижения,
к которому стремилось все большое число
людей - представители не тюркских этносов
– талышей, курдов, лезгин, татов и др.
Жизнь ставила их перед необходимостью
выбора (или компромисса) между родным
и тюркским языком.
Но данное явление происходило не только
с языком. То же было с религией, обычаями,
правилами повседневной жизни. Шаг за
шагом, с разной скоростью для разных социальных,
этнических, лингвистических или конфессиональных
групп, общество вытеснялось в мучительные
поиски нового «мы» и нового «они». При
этом власть сыграла огромную, решающую
роль в развитии данных процессов в том
или другом направлении.
Усиление этнической идентификации в
общественной жизни сегодня ни у кого
не вызывает сомнений. Важнейшую роль в
этих процессах играет язык. Не случайно
он занимает высокое положение по шкале
личностных ценностей. Чувство верности
ему приводит в действие силы, выступающие
за его сохранение. В ответ на интерференцию
(изменение языка под влиянием другого
языка) оно превращает стандартизированный
вариант языка в символ веры и святыню.
Этническая группа только
потому обладает
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1996.
2. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности//Вопросы психологии. - 1997. № 4. С. 75-86.
3. Науменко Л.И. Этническая идентичность. Проблемы трансформации в постсоветский период // Этническая психология и общество. - М.: Старый сад, 1997. С.76-88.
4. Пименов В.В. Этнология:
предметная область,
5. Саракуев Э., Крысько В Введение в этнопсихологию. - М.,1996.
6. Стефаненко Т. Этнопсихология. - М.: Институт психологии РАН, 1999.
7. Сусоколов А.А. Структурные факторы самоорганизации этноса // Расы и народы. Вып. 20. - М.: Наука, 1990. С.5-39.
8. Филиппов В.Р.
9. Фурсова Е.Ф. Этнографические и этнические группы: проблемы их идентификации и методов исследования. / Материалы IV научной конференции «Рябининские чтения- 2003») // Сборник научных докладов. - Петрозаводк, 2003
10. Хотинец В. Этническое самосознание. - СПб., 2000.
11. Шлягина Е.И., Данзаева Э.У. Зависимость актуального этнопсихологического статуса личности от ее характерологических черт // Этническая психология и общество. - М.: Старый сад, 1997. С. 347-355.