Национальное этническое самосознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 09:43, реферат

Краткое описание

Каждая конкретная этническая группа имеет тот «стержень», вокруг которого она сформировалась. Если для сибиряков-старожилов, в их числе «чалдонов», важным для обозначения своей общности было сходство культурно-бытовых черт, а также представление об общности происхождения («с Дона»), то для старообрядческих групп на первом месте стояла приверженность староверию, что было даже более актуально, чем этничность (предпочтение могло отдаваться бракам с перекрещенными аборигенами, нежели с русскими сторонниками официальной церкви).

Содержание

Введение
Психологические характеристики этнических групп
Этническое самосознание
Этнические стереотипы
Этнические константы
Этническая картина мира
Этническая идентичность и самосознание.
Этничность в структуре социальных идентичностей и структура этнического самосознания
Формирование этнического самосознания
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

2 Национальное этническое самосознание.docx

— 46.49 Кб (Скачать файл)

 Понятие этнокультурной идентификации  включает в себя владение родным языком.   
         …Некогда для неграмотного крестьянина в любой части Азербайджана язык его отцов был единственным и единственно возможным. Но с появлением больших городов, средств коммуникации и современного образования положение усложнилось. Чтобы выйти в большой имперский мир, недостаточно было знания родного языка. Рост подвижности населения усиливал «имперскую» роль тюркского языка и в то же время умножал число тех людей, кто вынужден был пользоваться им, при этом, не будучи его естественным носителем. Незнание или слабое знание языка служило огромным барьером на пути социального и политического продвижения, к которому стремилось все большое число людей - представители не тюркских этносов – талышей, курдов, лезгин, татов и др. Жизнь ставила их перед необходимостью выбора (или компромисса) между родным и тюркским языком.   
       Но данное явление происходило не только с языком. То же было с религией, обычаями, правилами повседневной жизни. Шаг за шагом, с разной скоростью для разных социальных, этнических, лингвистических или конфессиональных групп, общество вытеснялось в мучительные поиски нового «мы» и нового «они». При этом власть сыграла огромную, решающую роль в развитии данных процессов в том или другом направлении.   
    Усиление этнической идентификации в общественной жизни сегодня ни у кого не вызывает сомнений. Важнейшую роль в этих процессах играет язык. Не случайно он занимает высокое положение по шкале личностных ценностей. Чувство верности ему приводит в действие силы, выступающие за его сохранение. В ответ на интерференцию (изменение языка под влиянием другого языка) оно превращает стандартизированный вариант языка в символ веры и святыню.        

 Этническая группа только  потому обладает самоидентификацией, а значит самосознанием, что  существуют другие этнические  группы, по ряду признаков отличающихся  от неё. Таким образом, только «разделенность» – т. е. дифференциация и способствует групповому самовыделению, при этом граница между «нами» (образ «МЫ») и «не-нами» определяется, прежде всего, путем сравнения по таким отличительным признакам как внешность, язык или обычаи. Фиксирование при этом сходства и различия, обобщение результатов этой простейшей операции укрепляет национальное самосознание, способствует этнической консолидации.

  

Литература

 

1. Андреева Г.М. Социальная  психология. - М.: Аспект Пресс, 1996.

2. Донцов А.И., Стефаненко  Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности//Вопросы психологии. - 1997. № 4. С. 75-86.

3. Науменко Л.И. Этническая  идентичность. Проблемы трансформации  в постсоветский период // Этническая  психология и общество. - М.: Старый сад, 1997. С.76-88.

4. Пименов В.В. Этнология:  предметная область, социальные  функции, понятийный аппарат // Этнология. - М.: Наука, 1994. С. 5-14.

5. Саракуев Э., Крысько В Введение в этнопсихологию. - М.,1996.

6. Стефаненко Т. Этнопсихология. - М.: Институт психологии РАН, 1999.

7. Сусоколов А.А. Структурные факторы самоорганизации этноса // Расы и народы. Вып. 20. - М.: Наука, 1990. С.5-39.

8. Филиппов В.Р. Этнополитические  парадоксы и кризис российского  федерализма // Дневник АШПИ. - 2005. - № 21. - июль

9. Фурсова Е.Ф. Этнографические  и этнические группы: проблемы  их идентификации и методов  исследования. / Материалы IV научной конференции «Рябининские чтения- 2003») // Сборник научных докладов. - Петрозаводк, 2003

10. Хотинец В. Этническое самосознание. - СПб., 2000.

11. Шлягина Е.И., Данзаева Э.У. Зависимость актуального этнопсихологического статуса личности от ее характерологических черт // Этническая психология и общество. - М.: Старый сад, 1997. С. 347-355.


Информация о работе Национальное этническое самосознание