Нейро- лингвистическое программирование: Навыки лидера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 20:01, доклад

Краткое описание

Многие слышали про НЛП, но не все представляют себе, что же это такое, и почему данное направление психологии приобретает все большую популярность.Используя принципы НЛП можно описать любую человеческую активность весьма детальным образом, что позволяет производить легко и быстро глубокие и устойчивые изменения этой активности. Вот некоторые из вещей, которые можно научиться делать:
1. Излечивать фобию и другие неприятные ощущения
2. Добиться успеха в разных сферах жизни
3. Устранять нежелательные привычки - курение, пьянство, переедание, бессонницу
4. Производить изменения в отношениях, имеющих место в супружеских парах, семьях и организациях, чтобы они функционировали более продуктивно

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
1.Немного истории……………………………………………………………………..4
2.Нейро- лингвистическое программирование: Навыки лидера……………………5
2.1.Системные навыки…………………………………………………………………6
2.2.Коммуникативные навыки………………………………………………………..10
2.3.Внутренние качества………………………………………………………………14
3.Лидерские ступени…………………………………………………………………..18
4.Стили лидерства……………………………………………………………………..19
Заключение…………………………………………………………………………......21
5.Список использованной литературы……………………………………………….22

Вложенные файлы: 1 файл

доклад.docx

— 62.96 Кб (Скачать файл)

 

 

 Чувствительность  к изменениям.

Ещё до того как  увидеть цель, необходимо постоянно  сканировать пространство вокруг себя и быть готовым к малейшим изменениям. Лидер должен обладать необходимым  набором сенсоров, которые постоянно  в действии. Лидер должен видеть, слышать и чувствовать всё, что  находится в отдалённом доступе, а тем более в зоне ближайшей  досягаемости. Несмотря на то, что информационное пространство современного мира загружено терабайтами и терабайтами информации, лидер должен уметь отличать и выбирать золотые крупицы нужной информации, которая касается непосредственно его, его команды, компании, рынка. Если вы не будете первым, кто среагирует на новый сигнал о важных изменениях, то это сделают другие, и вы рискуете проиграть уже на старте. Любые новые тенденции в мире, даже взмах крыла бабочки, может вызвать бурю на другой стороне океана возможностей. В прошлом события, происходившие на другом материке, даже в другой соседней стране, мало касались кого-то лично и тем более вели к каким-либо ключевым изменениям у себя дома. То теперь реальностью настоящего времени является глобализация, в свете которой стоит только на одном конце света поднять на цент стоимость нефти, моментально начинает резонировать весь мир. Поэтому лидеру стоит быть особенно чувствительным и улавливать любые, даже очень слабые сигналы, приходящие извне.  

Но особенно чутко стоит относиться к сигналам, приходящим изнутри системы. Если до вас доходят слухи, что в вашей  компании некоторые сотрудники не довольны уровнем социального обеспечения, то стоит на это, по меньшей мере, обратить внимание, иначе через некоторое  время часть сотрудников может  оказаться в компании конкурентов, предлагающих лучший соцпакет. На сегодняшний день, по сравнению с 70-ми годами ХХ века, средний срок работы в компании топ-менеджеров сократился с 25 до 7 лет и продолжает сокращаться. Поэтому, вовремя не уловив важный сигнал, мы рискуем распрощаться с большой частью наших квалифицированных работников. При этом необязательно развивать внутри команды целый аппарат, целью которого является ревизия сотрудников, так как это может только подрывать доверие и авторитет лидера. Такой лидер современности, как Генри Форд, периодически лично общался с рядовыми сотрудниками, выяснял их потребности, искренне интересовался их нуждами. Говорят, что Генри Форд знал чуть ли не каждого сотрудника по имени. Такой подход позволял создавать огромный задел доверия рядовых членов команды и помогал собирать уникальную информацию, позволяющую быстро реагировать на любые ситуации, складывающиеся в коллективе.  

 

Гибкость (выход  за рамки).

Лидер в каждый момент времени должен обладать большим  набором стратегий и выборов. Это позволяет для каждой конкретной ситуации иметь возможность поступить  наиболее эффективно, подобрав к её решению необходимый ключик. Когда  для выхода из ситуации есть только одна стратегия, то это шаблон; когда  две — это дилемма. Выбор начинается, когда в запасе есть три и больше альтернативных вариантов действия. Как правило, у человека есть совершенно ограниченный набор стратегий, что  не позволяет поступать ему гибко, а значит, его эффективность снижается. Если человек привык толкать дверь  от себя, то, даже несмотря на предупреждение, висящее на двери большими красными буквами «открывается на себя», он будет толкать дверь сильнее и сильнее, пока не решит, что дверь закрыта. Лидер, обладающий ограниченным набором стратегий, становится легко читаемым и предсказуемым, а следовательно, легко управляемым.  

Одной из разновидностей гибкости ума и поступков является умение выйти за рамки системы. Например, опыт гениальных полководцев показывает, что на первый взгляд совершенно неблагоразумный поступок, противоречащий всем правилам боевого искусства, приводит к желаемому результату. В 1812 году отдать Москву французам для всех было очевидным поражением Русской армии перед войсками Наполеона. Кутузов перевернул эту парадигму, при помощи своей внутренней гибкости создав совершенно неожиданную, новую стратегию, где  сдача Москвы как раз оказалась поражением Наполеона.  

Сталинградская  битва золотыми буквами вписана  в историю гениальных военных  действий. Российская армия во главе  с маршалом Рокоссовским впервые  окружила 6-ю армию Фридриха Паулюса, насчитывающую на тот момент 330 тысяч  солдат. Считалось, что такое количество войск, какое было у Паулюса на тот момент, окружить и уничтожить невозможно. Таких прецедентов в  истории никогда не было. Рокоссовский принял решение об окружении войска, которое никто никогда не окружал, и победил Паулюса, который сдался в плен вместе с большей частью своей армии.  

В качестве рекомендации по развитию этого навыка полезно, ставя  перед собой цель, представить  несколько путей её достижения и  выбрать из минимум трёх альтернативных путей, на ваш взгляд, самый оптимальный. Помните, что самый прямой путь не всегда самый короткий. Может оказаться так, что даже, казалось бы, в самой понятной ситуации найдется такая тропинка, которая окажется более интересной, чем уже много раз хоженая.  

 

Целеустремлённость, настойчивость.

Качество, которое  позволяет, столкнувшись с трудностями, не останавливаться, а двигаться  дальше, используя весь свой лидерский  потенциал. Это не значит, что, обладая  навыком целеустремлённости, мы перестаём  быть гибкими. Настойчивость и целеустремлённость позволяет, постоянно удерживая  перед глазами цель, выбирать для  её достижения различные маршруты, таким образом, проявляя гибкость на уровне достижения цели, но не отказываясь от неё. Конечно, на пути достижения цели могут неизбежно возникнуть препятствия и сложности, но известно, что непреодолимых преград не существует, а есть недостаточное количество ресурсов на данный момент. А это значит, что достаточно собрать необходимые ресурсы и, проявляя  настойчивость, двигаться дальше, пока результат не будет достигнут. Ведь перепрыгнуть пропасть на 98% и на 100% — не одно и то же.  

Важно не путать целеустремлённость с упрямством или  упёртостью. Упрямство — это достижение цели любой ценой, во что бы то ни стало. Например, бывают ситуации, когда проще отказаться от своей цели, поскольку цель стала уже не актуальна. Вы продолжительное время вкладываете силы и средства в разработку новейшего продукта, который хотите выпустить на рынок, но ваши прямые конкуренты опередили вас на несколько месяцев и выпустили альтернативный продукт. При этом их продукт оказался на порядок качественнее и по цене ниже, чем предлагаемая вами. Ваши действия? Конечно, можно вложить остаток сил и средств на завершение работы по данному продукту и выпустить на рынок товар, уступающий вашим конкурентам по всем параметрам, предварительно создав вашему новому бренду замечательную рекламу и раскрутив его по всем каналам телевидения. Но возможен и другой путь: на основе ваших разработок переориентироваться на разработку ещё более современного продукта, которого нет у конкурентов, тем самым отказавшись от старой цели и сориентировавшись на новую. Выбор за вами, но в этом и будет разница между упрямством и целеустремленностью.  

Для выработки  этого качества очень важно принять  убеждение, которым обладают все  лидеры,  и помнить о нём  на протяжении всего пути: «Не бывает поражений — есть только обратная связь, нет неудач — есть опыт!»  Следуя этой идее, столкнувшись с любой  ситуацией, мы воспринимаем её как некоторый  этап, как ступеньку к достижению цели, а не как негативное событие. А значит, приближаемся к ней ещё  на один шаг с новыми знаниями, идеями, опытом.  

 

    1. Коммуникативные навыки.

Умение мотивировать, вдохновлять, убеждать.

Коммуникабельность.





 
 
 
Следующая группа навыков, которые  помогают эффективно взаимодействовать с другими людьми и без которых лидер просто не мыслим, — это коммуникация. Она является той субстанцией, которая склеивает воедино лидера и команду. Это навыки, которые из окружающих делают приверженцев, из  приверженцев — последователей, а из последователей — членов команды.  

 

Умение мотивировать, вдохновлять, убеждать.

Все три проявления являются важнейшей составляющей лидерства  и определяют различные методы воздействия  на окружающих. При всей общности этих понятий каждое из них несёт свой уникальный смысл. Умение мотивировать заключается в создании импульса, стимулирующего как самого себя (если мотивация направлена внутрь), так  и других, если лидер мотивирует команду, группу, окружение. Обычно выделяют два типа мотивации: мотивация приближения  и мотивация избегания или, другими  словами, мотивация «К» и мотивация  «ОТ». Оба способа мотивации весьма эффективны в разных ситуациях и  с разными типами людей. Одни стараются  избежать наказания или других неприятных последствий, другие стараются приблизить момент получения бонуса, результата, премии. Для более эффективной  мотивации группы эти типы полезно  чередовать, создавая вместе мощную комбинацию из двух сил: притяжения и подталкивания.  

Убеждение —  это навык, позволяющий при помощи слов, эмоций, аргументов или поступков  убедить человека в своей правоте, переместив его из собственной позиции  в позицию, нужную лидеру. Можно выделить два основных стиля убеждения  — это логическая аргументация и  эмоциональное давление. И тот, и  другой способы весьма эффективны, а их комбинация даёт потрясающие  результаты! Навык логического убеждения  строится на разрушении аргументов оппонента, которые, как правило, конструируются при помощи различных речевых  связок. Например: «Если А, следовательно, В» или «А — то же самое, как В». Для работы с такими убеждениями используются такие приёмы, как возможность поставить под сомнение ту или иную часть убеждения А или В, придать им иной смысл и т.д. Либо же ставить под сомнение саму связку: «из А вовсе не следует В», «В совершенно не значит А» и т.д. Разрушив старую связку оппонента, мы создаём новую, сделав её более убедительной. 

Эмоциональный способ работы с возражениями —  это работа с высокой степенью собственной убеждённости, когда  собственными эмоциями и проявлениями мы показываем, что наша позиция  абсолютно верна, и по-другому  просто не может быть. «Это так просто потому, что это так». Обычно такой  стиль убеждения даже не требует  серьёзного подкрепления аргументацией, скорее, это стиль психологического давления. Например, объяснение может  быть таким: «Я в это верю — значит, это правда» или «Я так вижу, слышу, чувствую и всё». Для противостояния такой убеждённости со своей стороны  полезнее собственная включённость, чем любые рассудительные аргументы. Конечно, стоит отметить, что так  же, как и с мотивацией, каждый стиль убеждения лучше или  хуже работает с соответствующим  типом людей. 

Слова «вдохновление» в русском языке не существует, но семантика этого нового слова очень точно отражает суть. Вдохновение — это особый способ мотивации, позволяющий не просто задать импульс и вызвать у людей желание к действию. Это отдельный навык, который создаёт устойчивую и долгосрочную мотивацию. Так происходит за счёт создания красочного образа будущего, в котором хочется оказаться каждому. Будущее должно быть настолько красочным и притягательным, что хочется попасть в него и погрузиться туда с головой. И конечно, люди могут хотеть принять в его создании непосредственное участие, чтобы быть в этом мире активным творцом, ведь мотивация сопричастности к чему-либо одна из самых мощных. Способ, который мощнейшим образом позволяет вдохновлять людей, — это вдохновление через видение. Лидер, обладающий хорошим видением, с большей лёгкостью сможет вдохновлять людей, двигаться к его образу будущего, поскольку оно находится перед глазами и столь же осязаемо, как то, что находится в непосредственной близости от нас. 

Развитию  каждого из этих качеств посвящено  огромное количество литературы, поскольку  они являются движущей силой любого процесса. Коротко остановимся на описании некоторых приёмов. Чтобы  эффективно замотивировать человека на какое-либо действие, важно определить, какой тип мотивации «От» или «К» для него более подходящий. В нашей культуре чаще встречается мотивация избегания. Но это не значит, что её нужно использовать в первую очередь. Некоторые люди, чаще мотивируемые «К», очень не любят противоположный стиль. И если его начать мотивировать при помощи угроз и санкций, то человек может вообще потерять к вам и вашему делу интерес. Ели же вы как лидер имеете дело с группой, то здесь полезно использовать разнообразные способы мотивации. Причём полезно начинать и заканчивать с позитивной мотивации, а в середине давать мотивацию «ОТ». Тогда те, кто ориентируется на мотивацию «+», воспримут мотивацию «–» менее болезненно, так как сработает эффект краёв. При этом важно понимать, какие ценности наиболее разделяемы человеком: деньги, статус, позитивная поддержка, время, внимание и т.д. И конечно, важно использовать их в речи. 

Помимо этого, для мотивации, убеждения и вдохновления очень важно состояние самого лидера. Больше половины информации считывается через невербальные послания. Если лидер сам убеждён в том, о чём он говорит, его голос и тело это подчёркивают, то уровень доверия и значимости слов такого лидера сильно возрастает. Если лидер сам вдохновлён тем, что он говорит, то и люди начнут вдохновляться и присоединяться ко всему выше сказанному. Если внутри есть состояние уверенности и убеждённости, то первый шаг к успеху уже сделан. Поэтому одна из важнейших тренировок, просто необходимая лидеру, — это освоение ораторских навыков, т.е. умение красиво и складно говорить и доносить свои мысли до собеседника или аудитории.  

 

Коммуникабельность.

В современном  мире ценность этого качества бесспорна. Быть коммуникабельным важно не только в контексте лидерства, но и в  любых других контекстах. Человек  — существо социальное, и умение эффективно общаться с себе подобными — залог успеха. В последнее время всё большее распространение получают социальные сети, развитию которых активно способствует Интернет со всеми входящими туда службами знакомств, чатами, форумами и другими «коммуникативными» приложениями. Но, несмотря на это, умение лично выстраивать коммуникацию и устанавливать контакты с другими людьми требует отдельных навыков, необходимых лидеру. Выделим несколько значимых элементов, без владения которых считать человека коммуникабельным практически невозможно. Это умение быстро устанавливать контакт, располагать собеседника к себе, слушать и слышать, умение задавать вопросы и получать информацию. 

Самый эффективный  способ быстрого установления контакта — это подстройка. Подстройка под собеседника позволяет это делать легко и изящно, это его копирование или создание большей похожести, ведь так приятно пообщаться с человеком, близким вам по духу, в чем-то похожим на вас. Как доказали психологи, бессознательно до 90% информации о человеке передаётся невербально и только 10% уделяется содержанию. Поэтому невербальной составляющей коммуникации полезно уделить особое внимание. Одной из мощнейших подстроек является подстройка по внутреннему ритму. Достаточно отследить по ряду невербальных признаков, в каком ритме находится человек или группа людей (ритм человека проявляется во всём: в лёгком покачивании головой, дыхании, постукивании пальцев), и затем, определив этот ритм, начать повторять его сначала внутри себя, а после при помощи внешних проявлений. Таким образом, даже не сказав ещё и нескольких слов, вы можете заметь, что контакт уже установлен.  

Создание доверия. Продолжая расширять поле невербального контакта, дальнейшая подстройка может происходить по большему числу параметров (темп, интонации голоса, поза, жестикуляция и т.д.), что позволяет ещё больше расположить к вам собеседника и углубить состояние бессознательного доверия. Критерием того, что хороший контакт установлен, будет феномен двойного ведения, когда уже сложно сказать, кто под кого подстраивается: то ли вы под собеседника, то ли он под вас. Просто вы начинаете синхронно выполнять некоторые действия. В процессе такой состройки появляется ощущение большего расположения друг к другу, быстро находится общая тема для разговора. 

Информация о работе Нейро- лингвистическое программирование: Навыки лидера