Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 23:24, курсовая работа
Цель работы: изучение влияния склада характера на профессиональное самоопределение старшеклассников.
Задачи:
1) дать определение понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение»;
2) рассмотреть психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников;
3) дать психологическую характеристику юношеского возраста;
4) изучить личностную предрасположенность к профессии в юношеском возрасте.
Введение……………………………………………………………………..........
Глава 1. Психологический анализ влияния склада характера на профессиональное самоопределение старшеклассников………………….
1.1. Характерные особенности юношеского возраста. Роль самоопределения в этот период……………………………………..........
1.2. Профессиональное самоопределение…………………………..........
1.3. Особенности влияния склада характера на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте…………………………...........
Глава 2. Эмпирическая часть……………………..........................................
2.1. Комплекс психодиагностических методик для исследования влияния склада характера на профессиональное самоопределение старшеклассников…………………………………………………............
2.2. Проведение и анализ результатов экспериментального исследования……………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………………………
Приложения………………………………………………………………………
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Московский государственный
имени В.П.Горячкина
Курсовая работа
по «Общей психологии»
Тема: «образ «Я» и характер профессиональной деятельности»
Москва 2013
Введение………………………………………………………… |
2 |
Глава 1. Психологический анализ влияния
склада характера на профессиональное
самоопределение |
3 |
1.1. Характерные особенности
юношеского возраста. Роль самоопределения
в этот период……………………………………... |
3 |
1.2. Профессиональное
самоопределение…………………………..... |
7 |
1.3. Особенности влияния
склада характера на |
12 |
Глава 2. Эмпирическая часть……………………................. |
18 |
2.1. Комплекс психодиагностических методик
для исследования влияния склада характера
на профессиональное самоопределение
старшеклассников…………………………………… |
18 |
2.2. Проведение и анализ
результатов экспериментального исследования……………………………………………… |
23 |
Заключение…………………………………………………… |
30 |
Список использованной литературы…………………………………………… |
32 |
Приложения…………………………………………………… |
33 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблемы профессионального самоопределения и профессиональной ориентации в настоящее время достаточно актуальны. Правильный выбор профессии важен с позиции определения жизненных планов человека, а также с позиции развития общества в целом.
Профессиональное
Сущностью профессионального
самоопределения является нахождение
личностных смыслов в выбираемой,
осваиваемой или уже
Цель работы: изучение влияния склада характера на профессиональное самоопределение старшеклассников.
Задачи:
Гипотеза заключается в предложении о том, что у многих юношей и девушек существует противоречие между желаемой в будущем профессии и личностной предрасположенностью к ней.
Объектом исследования является профессиональное самоопределение в юношеском возрасте.
Предметом исследования является влияние склада характера на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте.
ГЛАВА 1
Психологический анализ влияния характера на профессиональное самоопределение старшеклассников.
1.1. Характерные особенности юношеского возраста. Роль самоопределения в этот период
Каждый знает, что юность — определенный этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью. Переход от детства к взрослости обычно подразделяется на два этапа: подростковый возраст (отрочество) и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному, например, в отечественной психиатрии возраст от 14 до 18 лет называется подростковым, в психологии же 16-18-летних считают юношами.
Хронологический возраст, а точнее – предполагаемый им уровень развития индивида, прямо или косвенно отражает его общественное положение, характер деятельности, диапазон социальных ролей и т.п. Половозрастное разделение труда во многом определяет социальное положение, самосознание и уровень притязаний членов соответствующей возрастной группы.
Слово юность обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического, в частности полового, созревания, а с другой – достижение социальной зрелости.
Физическое, в частности половое, созревание заметно ускорилось, заставляя «снижать» границы юношеского возраста. Напротив, усложнение общественно-трудовой деятельности, в которой должен участвовать человек, повлекло за собой удлинение необходимых сроков обучения. Новые поколения молодежи значительно позже, чем их ровесники в прошлом, начинают самостоятельную трудовую жизнь, дольше сидят за партами разного размера. Отсюда – удлинение периода «ролевого моратория» (когда юноша «примеряет» различные взрослые роли, но еще не идентифицируется с ними окончательно) и изменение соответствующих социально-психологических стереотипов.
Удлинение юности имеет
свои личностные предпосылки: расширение
сферы сознательного
Социальное самоопределение
(все равно, идет ли речь о выборе
профессии или
В среднем школьном (юношеском) возрасте (от 10-11 до 14-15 лет) ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственной учебной деятельности подростка. Присущая детям этого возраста деятельность включает в себя такие ее виды, как учебная, общественно-организационная, спортивная, художественная, трудовая. При выполнении этих видов полезной деятельности у подростков возникает осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе, становиться общественно значимым. Он учится строить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений, рефлексии собственного поведения, умения оценивать возможности своего «Я». Это наиболее сложный переходный возраст от детства к взрослости, когда возникает центральное психическое, личностное новообразование человека – «чувство взрослости».
Специфическая социальная активность юноши заключается в большой восприимчивости, сенситивности к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. Один из ведущих исследователей подростничества Д.И. Фельдштейн подчеркивает, что социальное созревание человека, структурирование его самопознания и самоопределения как активно действующего субъекта определяется трансформацией общей позиции «Я» по отношению к обществу на две приходящие на смену друг другу позиции «Я в обществе» и «Я и общество».При этом существенно, что подростничество, как и другие возрастные периоды, неоднородно, стадиально. В этом периоде Д.И. Фельдштейн выделяет три стадии: локально-капризную (10-11 лет), когда обострена потребность в признании взрослых; право-значимую (12-13 лет), характеризующуюся потребностью в общественном признании, в социально одобряемой полезной деятельности, что выражается в речевой форме «я тоже имею право, я могу, я должна»; «утверждающе-действенную» (14-15 лет), когда доминирует готовность проявить себя, применить «свои силы».
Если для младшего школьного возраста ведущей является учебная деятельность (вхождение в нее, принятие роли субъекта этой деятельности, формирование учебных мотивов, овладение ее предметным содержанием и структурой и т.д.), то для школьника среднего возраста (подростка) в качестве ведущей выступает общественно полезная деятельность в разнообразных формах, в русле которой и интимно-личное общение со сверстниками, и очень важное общение с представителями другого пола. При этом учебная деятельность становится как бы осуществляемой активностью - она «обеспечивает» индивидуализацию подростка. В особенностях выбора средств, способов учебной деятельности он утверждает себя. Одновременная адаптация к одной новой общности, индивидуализация в другой, уже знакомой, и последующая интеграция в нее – это сложно переплетенные социально-психологические процессы, наиболее значимые для подростка. Найти себя в себе и в других – основная осознаваемая или интуитивно реализуемая потребность этого возраста.
Его главная ценность – система отношений со сверстниками, взрослыми, подражание осознаваемому или бессознательно следуемому идеалу, устремленность в будущее (недооценка настоящего). Отстаивая свою самостоятельность, подросток формирует и развивает на основе рефлексии свое самосознание, образ «Я», соотношение реального и идеального «Я». На основе интеллектуализации психических процессов происходит их качественное изменение по линии все большей произвольности, опосредованности.
Показательно для
Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.
Предполагается, что основной
характеристикой
По мнению Л.И. Божович,
потребность в самоопределении
Л.И. Божович подчеркивает, что существенной характеристикой юношеского возраста является устремление в будущее. Следовательно, процесс самоопределения включает в себя не только создание субъективного отношения к себе в настоящем, но и определение себя в будущем. Это положение имеет большое значение для понимания профессионального самоопределения в юношеском возрасте, которое заключается в определении себя как будущего профессионала.
1.2. Профессиональное самоопределение
Вопросы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения молодежи в последние годы приобрели особую актуальность.
Выявление особенностей проявления принципа детерминизма в процессе профессионального самоопределения предполагает анализ взаимодействия двух систем. С одной стороны, это личность как сложнейшая саморегулирующаяся система, с другой – система общественного ориентирования молодежи в решении вопроса о сознательном выборе профессии.
Процесс профессионального
самоопределения обусловлен возникновением,
расширением и углублением
Для младших подростков выбор профессии есть главным образом форма воплощения мечты о своем героическом будущем. Их интересует не конкретное содержание профессии, а та роль, которую она позволяет играть. Отсюда частая смена профессиональных намерений, огромное влияние внешнего образца. У подростков мотивационный центр выбора чаще всего расположен в области стремлений, не связанных прямо с самой профессиональной деятельностью, например, стремление стать самостоятельным. Подростки, как об этом свидетельствуют материалы, собранные Н.И. Крыловым, не переживают задачу выбора профессии как проблему, определяющую их помыслы, их активность. «…Выбор профессии в подростковом возрасте, – по справедливому замечанию Л. И. Божович, – может оказаться психологически даже и не выбором, а актом подражания товарищам, родителям или решением, принятым под непосредственным влиянием внешних обстоятельств или случайно возникшего интереса» .
Информация о работе Образ «Я» и характер профессиональной деятельности