Образ «Я» и характер профессиональной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 23:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение влияния склада характера на профессиональное самоопределение старшеклассников.
Задачи:
1) дать определение понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение»;
2) рассмотреть психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников;
3) дать психологическую характеристику юношеского возраста;
4) изучить личностную предрасположенность к профессии в юношеском возрасте.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..........
Глава 1. Психологический анализ влияния склада характера на профессиональное самоопределение старшеклассников………………….
1.1. Характерные особенности юношеского возраста. Роль самоопределения в этот период……………………………………..........
1.2. Профессиональное самоопределение…………………………..........
1.3. Особенности влияния склада характера на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте…………………………...........
Глава 2. Эмпирическая часть……………………..........................................
2.1. Комплекс психодиагностических методик для исследования влияния склада характера на профессиональное самоопределение старшеклассников…………………………………………………............
2.2. Проведение и анализ результатов экспериментального исследования……………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………………………
Приложения………………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

2 семестр.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

Альмира Х. – выбрала профессию – бухгалтер. Но по результатам исследования выявлена личностная предрасположенность к профессиям типа «человек – человек», к областям профессиональной деятельности профессиональной деятельности «медицина», «строительство», «транспорт». Следовательно, выбранная профессия не соответствует личностной предрасположенности испытуемого.

Данные по результатам  проведения методики «Карта интересов» отражены в таблице 2.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализ проблемы профессионального  самоопределения в юношеском  возрасте позволяют прийти к следующим выводам.

Профессиональное самоопределение  во многом зависит от внешних условий развития личности в юношеском возрасте. Кроме того, выбор профессии в юношеском возрасте в значительной мере определяется личностными качествами и проявлениями, которые определяют не только мотивационную сторону профессионального самоопределения, но и способы и средства овладения той или иной профессией и дальнейшую деятельность в ней.

Процесс профессионального  самоопределения представляет собой  существенный фактор становления личности в юношеском возрасте, поскольку затрагивает развитие интеллекта и познавательных функций, способствует становлению самосознания личности, формированию адекватной самооценки. Исходя из этого, можно сказать, что воздействие профессионального самоопределения на личность в юношеском возрасте имеет комплексный характер.

Профессиональное самоопределение  в юношеском возрасте тесно связано с моральным самоопределением и находится под влиянием социальной среды, окружающей молодого человека. Помимо этого профессиональный выбор в юношеском возрасте происходит в условиях недостаточной информированности о круге выбираемых профессий и базируется, в основном, на знании своих индивидуально-психологических особенностей.

Результатом профессионального самоопределения для самого молодого человека является относительно определённый, положительно эмоционально окрашенный и реалистичный план, как минимум, ближайших шагов на профессиональном пути Профессиональное самоопределение постоянно подверженною влиянию разнообразных внешних и внутренних факторов. Регулирование со стороны ряда факторов может быть успешным, если развитие профессионального самоопределения осуществляется и фиксируется в деятельности, специально задаваемой обществом через системы профориентации. В такой деятельности молодой человек не просто испытывает определенное воздействие на себя общества, а развивается как личность, у него формируются профессионально важные качества.

Гипотеза исследования подтвердилась: у большинства испытуемых имеет место противоречие между желаемой в будущем профессии и личностной предрасположенностью к ней, профессиональное самоопределение обусловливается личностными качествами.

 

Библиография

 

  1. Андреенкова В.П. Проблемы социализации личности
  2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.
  4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности.
  5. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи.
  6. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире.
  7. Кузнецова И.В. Психологический анализ принятия решений о выборе профессии
  8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.
  9. Петровский А.В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии // Вопросы психологии.
  10. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве времени детства.

 

 

Приложение 1

Анкета для учащихся

Ниже приводится ряд  вопросов относительно ваших профессиональных намерений и планов на будущее. Просьба  как можно добросовестнее и точнее ответить на предложенные вопросы: напишите свой вариант ответа или отметьте (подчеркните, обведите кружочком и др.) ответ, совпадающий с Вашим мнением.

 

  1. Ф.И.О.
  2. Дата рождения (число, месяц, год)
  3. Чем бы Вы хотели заниматься после окончания школы?

а) учиться дальше, где;

б) работать;

в) работать и учиться;

г) еще не решил(а);

д) другой вариант ответа

  1. Выбрали ли Вы себе профессию?

а) да (укажите какую);

б) нет

  1. Выбирая специальность, чем Вы руководствовались или будете руководствоваться?

а) престижная профессия;

б) интересная;

в) высокооплачиваемая;

г) полезная;

д) востребованная на рынке труда

  1. Кто (что) может оказать решающее влияние на Ваш окончательный выбор профессии?

а) родители или другие родственники;

б) учителя;

в) друзья;

г) состояние здоровья;

д) материальное положение  в семье;

е) преемственность профессии в семье;

ж) собственное мнение;

з) другое

  1. Хотели бы Вы получить помощь специалиста по выбору профессии?

а) да, мне это необходимо;

б) нет

  1. Напишите, какие вопросы Вы хотели бы обсудить со специалистом по выбору профессии

 

Благодарим за ответы!

 

Приложение 2

Методика «Дифференциально-диагностический  опросник» (ДДО) Е.А.Климова

Текст опросника

Предположим, что после  соответствующего обучения вы сможете  выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?

1а. Ухаживать за  животными.

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать).

 

2а. Помогать больным.

2б. Составлять таблицы,  схемы, программы для вычислительных  машин.

 

3а. Следить за качеством  книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок.

3б. Следить за состоянием, развитием растений.

 

4а. Обрабатывать материалы  (дерево, ткань, металл, пластмассу  и т.п.).

4б. Доводить товары  до потребителя, рекламировать,  продавать.

 

5а. Обсуждать научно-популярные  книги, статьи.

5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты).

 

6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы).

6б. Тренировать товарищей (или младших) для выполнения и закрепления каких-либо навыков (трудовых, учебных, спортивных).

 

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты).

7б. Управлять какой-либо  машиной (грузовым, подъемным или  транспортным средством) – подъемным  краном, трактором, тепловозом и  др.

 

8а. Сообщать, разъяснять  людям нужные им сведения (в  справочном бюро, на экскурсии и т.д.).

8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в  подготовке пьес, концертов).

 

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище.

9б. Искать и исправлять  ошибки в текстах, таблицах, рисунках.

 

10а. Лечить животных.

10б. Выполнять вычисления, расчеты.

 

11а. Выводить новые  сорта растений.

11б. Конструировать, проектировать  новые виды промышленных изделий  (машины, одежду, дома, продукты питания  и т. п.).

 

12а. Разбирать споры,  ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять.

12б. Разбираться в  чертежах, схемах, таблицах (проверять,  уточнять, приводить в порядок).

 

13а. Наблюдать, изучать  работу кружков художественной  самодеятельности.

13б. Наблюдать, изучать  жизнь микробов.

 

14а. Обслуживать, налаживать  медицинские приборы, аппараты.

14б. Оказывать людям  медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

 

15а. Художественно  описывать, изображать события  (наблюдаемые и представляемые).

15б. Составлять точные  описания-отчеты о наблюдаемых  явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

 

16а. Делать лабораторные  анализы в больнице.

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.

 

17а. Красить или  расписывать стены помещений,  поверхность изделий.

17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов.

 

18а. Организовывать  культпоходы сверстников или  младших в театры, музеи, экскурсии,  туристические походы и т.п.

18б. Играть на сцене,  принимать участие в концертах.

 

19а. Изготовлять по  чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания.

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты.

 

20а. Вести борьбу  с болезнями растений, с вредителями  леса, сада.

20б. Работать на  клавишных машинах (пишущей машинке,  телетайпе, наборной машине и  др.).

 

 

 

Название  типов профессий по столбцам:

I. «Человек-природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;

II. «Человек-техника» – все технические профессии;

III. «Человек-человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;

IV. «Человек-знак» – все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в т.ч. музыкальные специальности;

V. «Человек-художественный  образ» – все творческие специальности.

 

Лист  ответов

I

II

III

IV

V

 

 

 

 

 

 

 

10а

   

10б

 

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

 

16б

 

17а

 

17б

18а

 

18б

 

19а

 

19б

 

20а

   

20б

 

 

 

 


Информация о работе Образ «Я» и характер профессиональной деятельности