Опрос общественного мнения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 11:51, курсовая работа

Краткое описание

Психологическая совместимость является структурным компонентом макросистем, отражающих целостные социально-психологические явления: «сплоченность», «социально-психологический (морально-психологический) климат», «коллективизм». В качестве подсистем рассматриваются структурные компоненты (уровни) психологической совместимости: социальная, социально-психологическая, личностная и психофизиологическая совместимость.

Психологическая совместимость – это возможность длительного общения людей, на которое не влияют или положительно влияют устойчивые черты характера обоих.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы психологической совместимости
1.1. Темперамент – как показатель психологической совместимости
1.2. Классификации психологической совместимости
1.3 Несовместимость психологических особенностей личностей. Конфликты в межличностных отношениях

Глава 2. Опрос общественного мнения
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

псих. совместим. 2.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

Разнообразные сочетания  этих потребностей, реализующиеся в  специфических моделях межличностного поведения, имеют своим следствием три типа совместимости:

А) взаимообменную – относится  к взаимному проявлению любви, контроля и включенности;

Б) инициаторную – основывается на принципе комплементарности, т.е. дополнительности: в этом случае один из членов команды выступает в качестве субъекта инициативы, а другие являются ее объектом;

В) реципрокную – характеризуется  степенью, в которой проявление каждым субъектом контроля, включенности или любви отвечает желаниям других людей относительно соответствующей потребностной сферы.

Наряду с теоретической  моделью У. Шутцем разработаны весьма популярные за рубежом специальные  измерительные шкалы, позволяющие  проводить исследования сравнительного и прогностического плана.

Подход У. Шутца стимулировал множество разработок в области  межличностной совместимости и  применительно к ней до сих  пор является наиболее ярким примером эмпирико – прикладного воплощения научных идей.

Другая классификация исследований в области психологической совместимости разработана Н.Н. и А.Н. Обозовыми. Они написали следующие три подхода к изучению этого феномена:

1. структурный – в соответствии с ним совместимость рассматривается как сходство или различие индивидно – личностных характеристик партнеров;

2. функциональный – совместимость рассматривается как результат согласования внутригрупповых функций, или ролей, партнеров;

3. адаптивный – в этом случае речь идет не столь о самой совместимости, сколько о ее последствиях в виде развертывающихся между партнерами межличностных отношений.

Безусловно полезным моментом в построении схемы является включение в нее функционального, т.е. по существу деятельностного аспекта  совместимости. Также психологическая совместимость членов команды зависит от типов групповой деятельности:

- инструментальный (деловая,  трудовая сфера командной активности)

- эмоциональный или  экспрессивный (сфера внутри командного  общения)

Психологическую совместимость  можно рассматривать как многомерный феномен.

Можно выделить четыре плана (измерения) совместимости:

1. совместимость, основанная на  сыгранности, сработанности членов  команды – обусловлена длительным, иногда многолетним их взаимодействием;

2. операционально-ролевая совместимость – в ее основе лежит хорошее понимание партнерами замыслов и действий друг друга в различных игровых эпизодах безотносительно к продолжительности предварительных совместных дел;

3. совместимость в личностных  чертах – основывается на взаимном  соответствии личностных черт членов команды;

4. совместимость в деловом общении  – проявляется в удовлетворенности  партнеров межличностными отношениями,  складывающимися между ними в  ситуациях деятельности.

Одно из значительных проявлений психологической  совместимости характеризуется сходством жизненных целей и интересов членов команды.

Субъективная «удовлетворённость – неудовлетворённость» партнёров  по общению друг другом как критерий определения их психологической  совместимости

Полнота анализа межличностных  отношений требует исследования их негативных форм, основанных на субъективном восприятии в системе «удовлетворённость – неудовлетворённость». Так, негативной формой дружеских взаимоотношений является вражда. Она предполагает негативные эмоциональные установки по отношению к партнеру: ненависть, антипатию, неприятие. Отношения вражды проявляются в отсутствии доверия, скупости в контактах и передаче информации партнеру: нарушение его планов, препятствие в деятельности, намеренное занижение его самооценки, статуса, намеренная дезорганизация сознания и самосознания партнера. В целом отношения вражды проявляются во всевозможных попытках дестабилизации, разрушения, нивелировки личности партнера и его жизнедеятельности.

Следует отметить, что  отношения вражды, как и дружбы, возникают при условии субъективного отношения друг к другу равных партнеров. В случае превосходства одного из них или при односторонней неприязни не отмечается типично враждебного поведения, стремления нанести партнеру ощутимый вред. Субъективный фактор «удовлетворённость – неудовлетворённость» проявляется при общении партнёров и может сопровождаться определёнными трудностями, которые служат критерием определения «совместимости – несовместимости».

Трудности общения могут  быть рассмотрены с позиций различных отраслей психологии: общей, возрастной и педагогической, социальной, психологии труда, юридической и медицинской психологии индивидуальных различий.

Во время общения  у его участников наблюдаются  различные состояния, которые проявляют  те или иные психические свойства личности.

Поскольку общение –  это взаимодействие по крайней мере двух людей, то субъективные трудности  его протекания могут быть порождены  одним участником или сразу обоими. Их следствием, обычно, оказывается  полное или частичное недостижение цели, неудовлетворение побуждающего мотива или же неполучение желаемого результата в той деятельности, которую общение обслуживало.

Психологическими причинами  такового могут быть: нереальные цели, неадекватные оценка партнера, его  способностей и интересов, неверное представление своих собственных возможностей и непонимание характера оценки и отношения партнера, употребление не подходящих к данному случаю способов обращения с партнером.

Анализируя трудности, связанные с возрастом общающихся, надо обязательно учитывать психологические характеристики каждой возрастной группы и делать поправку на то, как они проявляются у ребенка, подростка, юноши, девочки, девушки, взрослых мужчины и женщины, у пожилых и стариков. Особого внимания заслуживает зависимость между типичным для каждого возраста уровнем развития психических процессов и свойств личности. Кроме того, учитывается влияние таких личностных характеристик, как способность к эмпатии, децентрации, рефлексии, идентификации, к постижению другого человека при помощи интуиции.

 

С позиций педагогической психологии выделяются иные трудности  общения, которые можно объединить в три основные группы: информационные, регуляционные, аффективные.

 

1. Информационные трудности  проявляются в неумении сообщить  что-либо, выразить свое мнение, уточнить, добавить, продолжить ответ, завершить мысль, дать начало предложения, помочь начать говорить, «задать тон», сформулировать «узкие» вопросы, требующие односложных, предсказуемых ответов, и «широкие», проблемные творческие вопросы.

2. Регуляционные трудности  связаны с неумением стимулировать  активность воспитанников.

3. Трудности реализации  аффективных функций проявляются  в неумении одобрять высказывания  учащихся, соглашаться с ними, подчеркивать  правильность языкового оформления, безошибочность высказываний, похвалить за хорошее поведение, активную работу, выразить несогласие с отдельными мнением, недовольство по поводу допущенной ошибки, отрицательно реагировать на нарушение дисциплины.

 

В отдельную группу можно  выделить трудности общения, в которых преобладает социально-психологический фактор. Такие трудности общения часто испытывают руководители. В качестве ключевых выделяются три группы трудностей общения в управленческой среде.

Первую группу составляют трудности, связанные с процессом вхождения личности в группу. Они могут характеризоваться следующими личностными особенностями руководителей: неприятие другого человека, отсутствие интереса к нему, замкнутость, внутренняя скованность, несдержанность.

Во вторую группу входят трудности общения, связанные с развитием отношений, групповых процессов, с группообразованием, сохранением группового единства. Для руководителей характерно: стремление занять во взаимодействии позицию эксперта, судьи; негибкость ролевого поведения; неприятие помощи со стороны партнеров; стремление помогать партнеру без «запроса» с его стороны; центрация на содержание собственного «Я»; отношение к другому человеку в рамках «должного», а не реального; декларация псевдообщности: партнерам приписываются позиции, цели на основе переноса прежнего опыта взаимодействия, нормативных предписаний и т.п., в результате чего понятие «Мы» используется не как результат формирования психологической общности, а декларативно, в чем проявляется отсутствие отношения к партнерам в целом к группе как к реальным субъектам.

В третью группу включаются трудности общения, связанные с  отсутствием, несформированностью  средств групповой деятельности: неумение точно и ясно выразить свои мысли, трудности в аргументировании, неумении вести обсуждение, дискуссию и т.п.

К трудностям, имеющим  социально-психологическое происхождение, относятся и возникающие между  взаимодействующими людьми барьеры, связанные  с различной социальной и этнической принадлежностью, членством во враждующих группировках или в группах, значительно различающихся по своей направленности. Одна из этих трудностей может возникать из-за плохого владения специфическим языком, характерным для общности, с представителем которой приходится вступать в контакты. Имеется в виду не разговорный язык, а язык давно работающих вместе профессионалов или язык, сложившийся в данной общности.

Особый вид трудностей общения может быть проанализирован  с позиций психологии труда. Как  известно, во многих видах деятельности не обойтись без личностного взаимодействия, при этом непосредственным участникам какого-либо совместного производственного процесса необходимо по-настоящему сотрудничать. Для этого они должны знать свои права и понимать обязанности друг друга, причем знание, имеющееся у одного участника, не должно чрезмерно отличаться от знаний других участников деятельности.

Особый интерес представляют трудности, рассматриваемые в свете  индивидуально-личностных различий. Различные  психологические исследования показали, что общение по-разному деформируется личностными особенностями его участников, в частности, эгоцентризм. Из-за сильной центрированности на себе, своей персоне, собственной точке зрения, мыслях, целях, переживаниях индивид оказывается не способным воспринимать другого субъекта, его мнение и представление. Эгоцентрическая направленность личности проявляется, как в эмоциональном, так и в поведенческом плане.

Установлено, что в  характерах людей, испытывающих трудности  в общении, обнаруживается комплекс лабильных, сенситивных, астеноневротических черт, что свидетельствует о присущей им чрезмерной впечатлительности. Имея потребность в дружеском общении, они не могут реализовать ее вследствие своей исключительной робости и застенчивости.

Специфические трудности  общения характерны для лиц с  ярко выраженной тревожностью. Еще один вид трудностей общения связан с застенчивостью – личностным свойством, возникающим в определенных ситуациях межличностного неформального общения и проявляющимися в нервно-психическом напряжении и психологическом дискомфорте. Сюда же можно отнести такие личностные качества, как отчужденность, одиночество, чрезмерную сенситивность, истероидность, невротизацию.

Трудности общения могут  быть рассмотрены и с позиций  медицинской психологии. Особую форму  трудностей при общении с окружающими испытывают люди, страдающие логоневрозами. Исследования показали, что у каждого из них свой комплекс неполноценности, который, начинаясь с глубокой неудовлетворенности притязаний в сфере коммуникаций, деформирует отношение личности логоневротика к другим сторонам его бытия. Свои специфические трудности общения есть и у больных с другими нарушениями в психике, а также страдающих различными соматическими заболеваниями.

Таим образом, все факторы  вызывающие неудовлетворённость в  общении могут быть критериями восприятия партнёра по общению как удобного либо неудобного собеседника. Другими словами, собеседника будет оцениваться в системе «совместимость – несовместимость».  

Соционика на данный момент является одной из самых популярных и известных теорий психологической совместимости. В ее основе лежит учение К. Юнга о психологических типах. Юнг считал, что всех людей можно разделить по 4 признакам: экстраверсия – интроверсия, ощущение – интуитивность, чувство – логика и рациональность – иррациональность. Рассмотрим подробнее каждую из этих четырех шкал.

Экстраверсия – интроверсия. Вопреки суждениям глянцевых  журналов, экстраверты – это не те, кто много болтают, а интроверты далеко не всегда замкнутые одиночки. Экстраверсией К. Юнг считал расположение интереса и основного внимания человека на внешний мир. Экстраверт много обращает внимания на то, что происходит вокруг него. В то время как основной интерес интроверта направлен в мир внутренний. Интроверты не обязательно замкнуты в себе, и не все экстраверты болтливы. Побывав на одной и той же выставке с экстравертом и интровертом, Вы четко заметите разницу между ними. Экстраверт будет рассказывать Вам о картинах и экспонатах, а интроверт – о своем ощущение от них.

Чувство – логика. Чувство  – субъективное переживание человека, оценочное суждение (хорошо, плохо, красиво, безобразно). Логика – это стремление к интеллектуальному пониманию проблемы, установление логических взаимосвязей явления. По К. Юнгу каждый человек склонен скорее к чему-то одному: к чувственному, субъективному восприятию мира или к логическому, более объективному.

Ощущение - интуитивность. Под ощущением понимается способность  человека воспринимать мир непосредственно  через пять органов чувств (осязание, обоняние, вкус, слух, зрение). Человек, полагающийся на ощущение, гедонист и эстет. Он знает о том, какие цвета сочетаются, а какие – нет, какая специя идет к рыбе, а какая – к мясу и т.п. Также ощущение означает способность концентрироваться на деталях, а не на картине в целом. Интуитивность противоположна ощущению. Человек, полагающийся на интуицию, воспринимает картину в целом, пренебрегая мелкими деталями. Он способен по наитию за короткое время вникнуть в суть проблемы, принять правильное решение. Для интуитов характерна некоторая оторванность от реальности.

Информация о работе Опрос общественного мнения