Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 18:52, курсовая работа
Цель исследования: изучение и оптимизация социальных навыков сирот дошкольного возраста.
Объектом исследования являются социальные навыки дошкольников.
Предмет исследования – особенности социальных навыков у сирот дошкольного возраста и их оптимизация
Задачи:
1. Проанализировать литературу, посвященную проблемам сиротства в современной России.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Проблема социального сиротства и ранней социализации детей в междисциплинарных научных исследованиях…………………………………5
Глава 2. Описание программы по ранней социализации детей-сирот дошкольного возраста …………………………………………………………11
Заключение ………………………………………………………………………33
Список литературы………………
Глава 2. Анализ программы по ранней социализации детей-сирот
дошкольного возраста
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы специальная (коррекционная) школа - интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VII вида № 72
Данная программа разработана для детских домов, где воспитываются дети с сенсорными нарушениями (зрительная патология в сочетании с различными психическими отклонениями).
Ранняя социализация детей-сирот дошкольного возраста, воспитывающихся в детском доме, предполагает создание основы для овладения детьми знаниями, умениями и навыками, необходимыми им в последующей самостоятельной жизни и, в частности, в процессе школьного обучения.
В дошкольном отделении в этом учебном году с сентября месяца была скомплектована только одна группа – разновозрастная.
В нее входили: 2 детей 7 лет,
3 детей 6 лет, 3 детей 5 лет, 2 детей 4 лет.
Всего 10 детей. Все дети были направлены
в школу-интернат Департаментом образования
города Москвы в соответствии с их состоянием
(F – 84,8). У всех воспитанников отмечается
общее недоразвитие речи: ОНР I уровня
– нет, ОНР II - уровня – 5 детей, ОНР
II - III уровня – 2 детей, ОНР - III
–9 детей.
В течение года в дошкольное отделение поступило 8 детей: - 2 детей из социального приюта Южный Братеево, - 2 ребенка - из санаторного детского дома №48; - 1 ребенок из дома ребенка №14, - 1 ребенок из ЦО №1862. - 2 ребенка из соц.приюта для детей и подростков ЮАО.
2. Материально-технические
условия работы дошкольного
Групповые комнаты.
Для обеспечения полноценного развития и эмоционального благополучия детей в групповых комнатах были созданы все необходимые условия для разных видов детской деятельности, а так же индивидуальной. В течение учебного года весь игровой и дидактический материал пополняется, тем самым создает основу для выбора и развития разнообразных детских интересов. Группы хорошо оснащены игровым материалом, оборудованы природные уголки. В каждой группе имеется телевизор и видеомагнитофон для просмотра детских передач и мультфильмов. Созданы условия для организации свободного времени ребенка в течение дня, которое он может использовать по своему усмотрению – заняться любимым делом или отдохнуть.
Музыкальный зал.
Для создания эмоционального
благополучия и комфортного
Физкультурный зал.
С Цель укрепления
и охраны здоровья детей, обеспечение
совершенствования функций
Методический кабинет.
В д/о функционирует методический кабинет, в котором много наглядных пособий, методической и справочной литературы, дидактических игр, есть подборка журналов «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», художественной литературы для детей, видеофильмов, мультфильмов, картотека, т.е. все необходимое для подготовки педагогов к занятиям. В методическом кабинете проводится работа с воспитателями: консультации, беседы, методические объединения, педсоветы, выставки. По результатам смотра учебных кабинетов школ Южного Административного Округа в 2009-2010 году методический кабинет дошкольного отделения сохранил за собой статус кабинета-лаборатории округа.
Логопедический кабинет.
В дошкольном отделении функционирует логопедический кабинет, в котором подобрано много различных пособий, раздаточного, наглядного, демонстрационного и дидактического материала для проведения занятий и индивидуальной работы с детьми по исправлению дефектов речи.
Сенсорная комната.
Учитывая, что дети-сироты имеют специфические особенности развития, администрацией в этом учебном году была открыта для работы с детьми сенсорная комната. В этой комнате на протяжении всего учебного года проводилась работа, направленная на развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия), развитие органов чувств, вестибулярного аппарата, коррекцию личностных особенностей, развитие положительных эмоционально-моторных реакций ребенка, на освоение и совершенствование двигательных навыков, релаксация.
Игровое и релаксационное
оборудование способствовало
На территории школы-интерната имеется игровая детская площадка для дошкольников. Она оборудована верандами, качелями, скамейками, песочницами. На площадке воспитатели проводили наблюдения, занятия, индивидуальную работу, трудовую деятельность и т.д. Инструктор по физической культуре организовывал спортивные, подвижные игры, досуги, спортивные праздники. Находящиеся на ней фруктовые и разные лиственные деревья интересны были для организации наблюдения в разные времена года.
Деятельность дошкольного отделения, как и всей школы-интерната, была направлена на реализацию задач, поставленных перед образованием города Москвы городской и окружной программами «Столичное образование-5», образовательной программой дошкольного отделения и планом работы школы-интерната на 2010-2011 учебный год.
Педагогический процесс
дошкольного отделения
Перед педагогическим коллективом ставились следующие задачи:
1. Обогащение жизненного
опыта, развитие потенциальных
2. Воспитывать
у дошкольников вежливое
1. Использование многообразие
детских игр развивающего
2. Закрепление полученных знаний, умений и навыков через игровую деятельность на занятиях и в повседневной жизни.
3. Использование знаний, умений и навыков об окружающей действительности в различных видах детской деятельности.
4. Развитие коммуникативных навыков через организацию игровой деятельности.
Все эти направления реализовались в учебной, игровой, трудовой, бытовой деятельности детей. Но ведущим средством формирования способностей, творческого воображения, коммуникативных навыков были сюжетно-ролевые, театрализованные, настольные игры.
В группе был оформлен уголок «Мир вокруг нас», в который входили настольные игры разной тематики. Также было выделено место для организации театрализованной деятельности детей. В это уголок входили: настольный театр, пальчиковый, кукольный театр, некоторые атрибуты костюмов сказочных героев.
Этот материал и
игры успешно использовали
С целью эффективности
работы по развитию игровой
деятельности были проведены
семинары – практикумы для
воспитателей на тему: «Нужно
учить детей играть», «Обучение
педагогов организации и
Для воспитателей
в методическом кабинете были
организованы выставки, подобрана
методическая литература по
этому направлению. Проведены консультации:
«Игрушка – основа детского
познания мира», «Роль воспитателя
в овладении детьми
Был проведен педсовет: «Игра как приоритетное средство развития дошкольника с ЗПР». На нем выступала зам. директора по УВР Прохорова Л.В., которая рассказала о «Требованиях к педагогам в развитии игровой деятельности»; поделилась опытом работы воспитатель Абушарифова С.А. - «Художественно-эстетическая и театрально-игровая деятельность старших дошкольников»; о «Развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста с ЗПР» рассказала воспитатель Халия Н.Н.; Романова Е.М. рассказала о «Характере взаимодействия педагога с детьми в игровой деятельности»; старший воспитатель дала рекомендации о подборе игр для каждой возрастной группы по разным видам детской деятельности.
На протяжении всего учебного года воспитатели делились друг с другом опытом работы по этому направлению, т.е. проводились внутри дошкольного отделения открытые занятия: дефектолог Солдаткина О.В. - «Использование игровых приемов при ознакомлении с окружающим миром», «Использование коррекционно-развивающих игр на занятиях по РЭМП»; Романова Е.М. – использование дидактических игр на занятиях по конструированию»; Халия Н.Н. – социализация дошкольников через сюжетно-ролевую игру; музыкальный руководитель Матвеева Н.Г. показала занятие «Московская золотая осень» (театрально-игровая деятельность) и другие.
Для самообразования
воспитателей была приобретена
методическая литература: «Игра
и ее педагогическое значение»
Жуковская Р.И., «Разбуди в ребенке
волшебника» Кравцова Е.Е., «Игра
дошкольника» Л.С. Новоселова. Материал
и рекомендации этих пособий
были изучены и использованы
в воспитательно-
Для решения второй поставленной задачи: «Воспитывать у дошкольников вежливое отношение к взрослым и сверстникам, культуру поведения в соответствии с общепринятыми правилами через организацию разных видов детской деятельности» мы выделили следующие направления:
1. Создание предметно-
2. Использовать игровую
деятельность как средство
3. Разработать конспекты
занятий по воспитанию
4. Чтение художественной
литературы, в которой показаны
взаимоотношения между детьми, их
поведение в различных
5. Подобрка и систематизация практического материала по воспитанию у дошкольников культуры поведения и дружеских взаимоотношений между ними.
Известно, что через игру дети познают окружающий мир, учатся договариваться, вместе играть, соблюдая правила игры. Поэтому в игровой групповой уголок воспитатели поместили дидактические и развивающие игры, в которые дети играют в свободное от занятий время: «Пазлы», конструкторы «Лего», «Старинный терем», мелкий строитель, дидактические игры разной направленности» «Узнай и назови», «Цветы», «Профессии», «В зоопарке» и другие.
Для улучшения
воспитательно-образовательной
Информация о работе Оптимизация социальных навыков у детей сирот сирот дошкольного возраста