Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 18:52, курсовая работа
Цель исследования: изучение и оптимизация социальных навыков сирот дошкольного возраста.
Объектом исследования являются социальные навыки дошкольников.
Предмет исследования – особенности социальных навыков у сирот дошкольного возраста и их оптимизация
Задачи:
1. Проанализировать литературу, посвященную проблемам сиротства в современной России.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Проблема социального сиротства и ранней социализации детей в междисциплинарных научных исследованиях…………………………………5
Глава 2. Описание программы по ранней социализации детей-сирот дошкольного возраста …………………………………………………………11
Заключение ………………………………………………………………………33
Список литературы………………
Для самообразования
Итогом проделанной работы был проведенный педсовет на тему: «Формирование у дошкольников представлений о правилах поведения». На этом педсовете были заслушаны выступления воспитателя Романовой Е.М., которая рассказала о «Развитии взаимодействия и общения дошкольников со сверстниками», Халия Н.Н. поделилась опытом работы по «Формированию социальных навыков и социального поведения в младшем дошкольном возрасте», воспитатель Абушарифова С.А. рассказала о «Усвоении навыков и привычек культурного поведения в старшем дошкольном возрасте», музыкальный руководитель Матвеева Н.Г. – «Взаимодействие детей на занятиях по музыкальному воспитанию».
На базе дошкольного
отделения в феврале месяце
было проведено окружное
В течение всего учебного года воспитание и обучение детей осуществлялось в двух формах: повседневной жизни и в процессе обязательных регулярных занятий.
В сентябре, январе, мае месяце проводилось обследование детей с целью выявления качественных изменений в развитии ребенка в результате воспитательно-образовательного процесса, организованного специалистами д/о. На основе результатов обследования формировались подгруппы, и адаптировался программный материал. Чтобы выработать положительную мотивацию к познанию окружающего мира, стимулировать познавательную активность детей, воспитатель отмечал даже незначительное продвижение ребенка.
В течение учебного года на протяжении трех этапов / сентябрь, январь, май/ проводилось диагностическое обследование знаний детей по всем видам деятельности. Все результаты сопоставлялись с первоначальными данными и фиксировались в диагностических картах групп. В конце года они были обобщены в цифровые показатели.
Работа по ранней социальной адаптации осуществляется на основе общих принципов, на которых базируется вся коррекционно-педагогическая деятельность специалистов детского дома. Ее основная задача заключается в следующем: способствовать обогащению и расширению предметных и социально-нравственных представлений детей об окружающем мире и общественном труде, профессиях взрослых; привлекать воспитанников к разнообразным видам деятельности в зависимости от возраста, степени и характера нарушения зрения, интеллектуальных возможностей.
Следует подчеркнуть, что реализация названных задач представляет собой целостный процесс и органично связана с другими направлениями коррекционно-образовательной деятельности педагогов. Ранняя социализация может быть успешной только в случае сочетания специального обучения и сопровождения с детской деятельностью, в процессе которой ребенок закрепляет усвоенные умения и навыки3.
Обучение и социальное развитие ребенка-сироты дошкольного возраста включают в себя:
- формирование основ социальной
ориентировки, что предполагает, прежде
всего, расширение социально-
- развитие коммуникативных навыков;
- формирование адекватного отношения ребенка к самому себе, сверстникам и взрослым;
- обучение культурно-
- ознакомление с трудом
взрослых, осознание необходимости
трудовой деятельности для
Отражением того, чем ребенок овладел в результате обучения, своеобразным преобразователем полученных знаний, ставших основой для дальнейшего совершенствования, является деятельность ребенка. Поэтому в коррекционно-педагогическом процессе широко используются разнообразные виды детской деятельности: игра, труд, самостоятельная художественная деятельность, общение со сверстниками и взрослыми в различных условиях.
Для составления перспективной программы преодоления трудностей социализации воспитанников группы в целом и каждого ребенка в отдельности обязательно проводится психолого-педагогическая диагностика, включающая в себя исследование уровня социально-бытовой ориентировки, развития коммуникативных навыков, овладения сюжетно-ролевой игрой. Содержание диагностических критериев характеризует специфические особенности развития детей, воспитывающихся в условиях социальной депривации, и позволяет педагогам своевременно обратить внимание на ту или иную проблему в развитии4.
Исследование уровня социально-бытовой адаптации включает в себя 4 раздела:
- осознание собственного
«я» (называние своего имени, умение
говорить от первого лица, осознание
половой принадлежности, узнавание
своего отражения на
- взаимоотношения со
- взаимоотношения с взрослыми (обращение к взрослому, проявление инициативы при контактах с взрослым, эмоциональность в общений);
- ознакомление с трудом взрослых.
Исследование коммуникативных навыков у детей-сирот дошкольного
возраста направлено на выявление развития вербальных и невербальных
средств общения.
Исследование развития сюжетно-ролевой игры у детей-сирот предусматривает:
- овладение игровыми действиями;
- степень инициативности;
- использование атрибутов в игре;
- характер взаимодействия в процессе игры;
- интерес к игрушке (с
учетом продолжительности
В результате анализа программ обучения и воспитания, оценки качества знаний детей об окружающем мире, выделен круг предметных представлений, формирование которых должно быть обязательным для детей, воспитывающихся в детском доме. Этот перечень, выделенный в разделы в зависимости от дидактической темы и возраста детей, может стать своеобразным ориентиром для воспитателей и тифлопедагогов при планировании работы по ранней социальной адаптации, устранив дублирование учебного материала.
Одним из важнейших разделов коррекционно-педагогической работы является формирование коммуникативных навыков и представлений ребенка о самом себе.
Обследование детей показало, что большинство из них в возрасте 3-4 лет не знают своей фамилии, говорят о себе в 3-м лице, не узнают в зеркале свое отражение, собственное изображение на фотографии. Полученные данные обусловили необходимость пересмотра содержания и форм педагогической работы по данному разделу.
Например, могут быть использованы этюды на моделирование настроения, эмблем и символов с изображением проявлений эмоций, «проигрывание» совместно с детьми диалогов, позволяющих раскрыть каждому ребенку многообразие интонаций в речи, отражающих характер человеческих отношений. Накопление этих знаний происходит на занятиях тифлопедагога, который включает работу по разделу «Учим детей общению» в индивидуальные и подгрупповые занятия 2-3 раза в неделю. Закрепление усвоенных навыков и умений осуществляется во всех доступных видах деятельности.
Воспитанникам детского дома необходимо часто выезжать за его пределы, участвовать в концертах, соревнованиях, посещать театры, концертные залы, музеи. Это помогает детям более внимательно относиться к поведению сверстников и своему собственному поведению, адекватно оценивать свои умения, соблюдать общепринятые правила.
Огромное внимание необходимо уделять организации самостоятельной деятельности детей в детском доме: создание условий для возникновения и развертывания сюжета разнообразных игр, трудовой деятельности, учитывающие зрительные и интеллектуальные возможности детей, их потребности и интересы. Во всех группах должны быть отдельные зоны (пространства), в которых каждый ребенок может найти себе интересное занятие.
Педагоги проводят специальную работу, направленную на обогащение сюжета творческих игр. Так, в младшей группе, из-за недостатка у детей социального опыта и затруднений в подражательных действиях, вызванных нарушением зрения, взрослый как бы «ведет» игру, показывая и проделывая вместе с каждым из детей, разнообразные игровые действия, предусмотренные темой (сюжетом) игры.
Например, при работе над темой «Семья», воспитатели учат детей купать куклу, вытирать ее, заворачивать и т. д. При этом особое внимание обращается на речевое сопровождение действий, необходимость ласкового, заботливого отношения к кукле. После этого дошкольники охотнее включаются в игру, обращаются к кукле, как к одушевленному существу.
Для расширения сюжета игр детей активно знакомят профессиями сотрудников, работающих в детском доме и условиями их деятельности. Так, сначала предусматривается знакомство с определенными помещениями детского дома (младшая группа - помещение группы, офтальмологический кабинет, медицинский кабинет, физкультурный зал). Дети учатся узнавать эти помещения, называть их, «тем более подробно знакомятся с профессиями взрослых. К концу обучения в детском доме, дети хорошо знают названия и месторасположение всех помещений, могут рассказать о профессиях взрослых, заботящихся о них, активно применяют полученные знания в самостоятельных творческих играх.
Театрализованные игры используются не только как средство для развития воображения детей, пробуждения их фантазии, но и как путь закрепления, тренировки приобретенных коммуникативных функций. Дети под руководством взрослых готовят и показывают мини-спектакли на сказочные сюжеты для гостей детского дома, детей других групп.
Учитывая особенности детей, тексты для спектаклей подбираются несложные, доступные, обязательно используются элементы ритмопластики и музыкального сопровождения.
Успешность социализации во многом зависит от степени сформированности у детей культурно-гигиенических и трудовых умений и навыков. Поэтому, на основе длительных наблюдений, имеющихся программных требований и с учетом возможностей большинства воспитанников детского дома, разработан примерный перечень умений и навыков детей, формируемых у них на каждом году обучения.
При планировании и реализации задач трудового воспитания активно используются подгрупповые и индивидуальные формы работы. Это, прежде всего, связано с нарушением мелкой моторики и координации движений у большинства детей. Поэтому задания и поручения выполняются детьми с помощью взрослого, а автоматизация полученных навыков требует большего количества повторений, чем в норме.
Особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в условиях детского дома.
Состояние современной окружающей среды невозможно представить себе без существования транспорта и дорог. Скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах города возрастает. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения количество пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях будет увеличиваться. В связи с этим продиктована необходимость формирования у детей навыков безопасного поведения и воспитания законопослушного гражданина.
Вопросы формирования потребности в ежедневной двигательной деятельности, основ здорового образа жизни отражены во всех действующих программах воспитания и обучения детей. Наряду с содержанием работы по закаливанию, формированию культурно-гигиенических навыков и основных движений в этих программах ставится задача обучения воспитанника заботе о своем здоровье и безопасности.
В течение всего периода нахождения воспитанника в учреждении его сопровождает постоянный контроль сотрудников, вследствие чего приобретение опыта для самостоятельной жизни в открытом социуме осуществляется не в полной мере. Воспитание дошкольников осуществляется на основе общих дидактических принципов: доступность, систематичность, сознательность, наглядность, связь теории с практикой, прочность усвоения знаний, умений навыков.
Возрастные особенности и отклонения в развитии личности воспитанника определяют цель работы воспитателя: способствовать созданию условий, направленных на коррекцию отклонений в развитии личности ребенка и подготовку детей к жизни в отрытом социуме.
Подчеркивая актуальность заявленной темы необходимо отметить, что формирование уверенности в себе, умение принимать правильное решение в трудной жизненной ситуации и знание основ безопасности жизнедеятельности, способствуют благополучной социализации воспитанника в обществе.
Информация о работе Оптимизация социальных навыков у детей сирот сирот дошкольного возраста