Оптимизация социальных навыков у детей сирот сирот дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение и оптимизация социальных навыков сирот дошкольного возраста.
Объектом исследования являются социальные навыки дошкольников.
Предмет исследования – особенности социальных навыков у сирот дошкольного возраста и их оптимизация
Задачи:
1. Проанализировать литературу, посвященную проблемам сиротства в современной России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Проблема социального сиротства и ранней социализации детей в междисциплинарных научных исследованиях…………………………………5
Глава 2. Описание программы по ранней социализации детей-сирот дошкольного возраста …………………………………………………………11
Заключение ………………………………………………………………………33
Список литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа ..docx

— 114.94 Кб (Скачать файл)

         Для самообразования воспитателей  и планирования занятий была  приобретена  методическая  литература: «Воспитание культуры поведения  у детей дошкольного возраста»  С.В.Петерина, «Поговорим о воспитанности» Б.В. Бушелева, «Психология детского коллектива. Система личных взаимоотношений» Я.Л. Коломинский. 

 Итогом проделанной   работы  был  проведенный  педсовет  на тему: «Формирование у дошкольников  представлений о правилах  поведения». На этом педсовете  были  заслушаны  выступления  воспитателя  Романовой  Е.М., которая  рассказала о «Развитии  взаимодействия  и общения дошкольников со сверстниками», Халия Н.Н. поделилась опытом работы по «Формированию социальных навыков и социального поведения в младшем дошкольном возрасте», воспитатель Абушарифова С.А. рассказала о «Усвоении навыков и привычек культурного поведения в старшем дошкольном возрасте», музыкальный руководитель Матвеева Н.Г. – «Взаимодействие детей на занятиях по музыкальному воспитанию».

 На базе дошкольного  отделения в феврале месяце  было проведено окружное методическое  объединение по теме «Использование  современных технологий в воспитательно-образовательной  работе с детьми дошкольного  возраста с ЗПР». Были показаны  открытые занятия воспитателем  Халия Н.Н. по изобразительной деятельности и дефектологом Солдаткиной О.В. («Использование сенсорной комнаты в воспитании и обучении детей дошкольного возраста»).  Дефектолог Солдаткина О.В.  получила высокую оценку за  методически грамотно проведенное занятие.

В течение всего учебного года воспитание  и обучение детей  осуществлялось в двух формах: повседневной жизни и в процессе обязательных регулярных занятий.

В сентябре, январе, мае месяце проводилось обследование детей с целью выявления качественных изменений в развитии ребенка в результате воспитательно-образовательного процесса, организованного специалистами д/о. На основе результатов обследования формировались подгруппы,  и  адаптировался программный материал. Чтобы выработать положительную мотивацию к познанию окружающего  мира, стимулировать познавательную активность детей, воспитатель отмечал даже незначительное  продвижение ребенка.

 В  течение  учебного  года на  протяжении трех  этапов / сентябрь, январь, май/ проводилось  диагностическое  обследование  знаний детей по всем видам  деятельности. Все  результаты  сопоставлялись  с  первоначальными  данными  и  фиксировались  в  диагностических  картах  групп. В  конце  года  они  были  обобщены  в  цифровые  показатели. 

 

Работа по ранней социальной адаптации осуществляется на основе общих принципов, на которых базируется вся коррекционно-педагогическая деятельность специалистов детского дома. Ее основная задача заключается в следующем: способствовать обогащению и расширению предметных и социально-нравственных представлений детей об окружающем мире и общественном труде, профессиях взрослых; привлекать воспитанников к разнообразным видам деятельности в зависимости от возраста, степени и характера нарушения зрения, интеллектуальных возможностей.

Следует подчеркнуть, что реализация названных задач представляет собой целостный процесс и органично связана с другими направлениями коррекционно-образовательной деятельности педагогов. Ранняя социализация может быть успешной только в случае сочетания специального обучения и сопровождения с детской деятельностью, в процессе которой ребенок закрепляет усвоенные умения и навыки3.

Обучение и социальное развитие ребенка-сироты дошкольного возраста включают в себя:

- формирование основ социальной  ориентировки, что предполагает, прежде  всего, расширение социально-нравственных  представлений воспитанников об  обществе и ближайшем социальном окружении;

- развитие коммуникативных  навыков;

- формирование адекватного  отношения ребенка к самому  себе, сверстникам и взрослым;

- обучение культурно-гигиеническим  навыкам, навыкам самообслуживания, т. е. создание основы для проявления  самостоятельности в дальней  шей жизни;

- ознакомление с трудом  взрослых, осознание необходимости  трудовой деятельности для материального  обеспечения потребностей человека

Отражением того, чем ребенок овладел в результате обучения, своеобразным преобразователем полученных знаний, ставших основой для дальнейшего совершенствования, является деятельность ребенка. Поэтому в коррекционно-педагогическом процессе широко используются разнообразные виды детской деятельности: игра, труд, самостоятельная художественная деятельность, общение со сверстниками и взрослыми в различных условиях.

Для составления перспективной программы преодоления трудностей социализации воспитанников группы в целом и каждого ребенка в отдельности обязательно проводится психолого-педагогическая диагностика, включающая в себя исследование уровня социально-бытовой ориентировки, развития коммуникативных навыков, овладения сюжетно-ролевой игрой. Содержание диагностических критериев характеризует специфические особенности развития детей, воспитывающихся в условиях социальной депривации, и позволяет педагогам своевременно обратить внимание на ту или иную проблему в развитии4.

Исследование уровня социально-бытовой адаптации включает в себя 4 раздела:

- осознание собственного  «я» (называние своего имени, умение  говорить от первого лица, осознание  половой принадлежности, узнавание  своего отражения на фотографии, знание схемы тела, сформированность чувства собственности, оценка своих поступков);

- взаимоотношения со сверстниками (использование имен в общении  со сверстниками, характер контактов  с ними в игре и быту, эмпатия);

- взаимоотношения с взрослыми (обращение к взрослому, проявление  инициативы при контактах с  взрослым, эмоциональность в общений);

- ознакомление с трудом  взрослых.

Исследование коммуникативных навыков у детей-сирот дошкольного

возраста направлено на выявление развития вербальных и невербальных

средств общения.

Исследование развития сюжетно-ролевой игры у детей-сирот предусматривает:

- овладение игровыми действиями;

- степень инициативности;

- использование атрибутов  в игре;

- характер взаимодействия  в процессе игры;

- интерес к игрушке (с  учетом продолжительности игровых  действий).

В результате анализа программ обучения и воспитания, оценки качества знаний детей об окружающем мире, выделен круг предметных представлений, формирование которых должно быть обязательным для детей, воспитывающихся в детском доме. Этот перечень, выделенный в разделы в зависимости от дидактической темы и возраста детей, может стать своеобразным ориентиром для воспитателей и тифлопедагогов при планировании работы по ранней социальной адаптации, устранив дублирование учебного материала.

Одним из важнейших разделов коррекционно-педагогической работы является формирование коммуникативных навыков и представлений ребенка о самом себе.

Обследование детей показало, что большинство из них в возрасте 3-4 лет не знают своей фамилии, говорят о себе в 3-м лице, не узнают в зеркале свое отражение, собственное изображение на фотографии. Полученные данные обусловили необходимость пересмотра содержания и форм педагогической работы по данному разделу.

Например, могут быть использованы этюды на моделирование настроения, эмблем и символов с изображением проявлений эмоций, «проигрывание» совместно с детьми диалогов, позволяющих раскрыть каждому ребенку многообразие интонаций в речи, отражающих характер человеческих отношений. Накопление этих знаний происходит на занятиях тифлопедагога, который включает работу по разделу «Учим детей общению» в индивидуальные и подгрупповые занятия 2-3 раза в неделю. Закрепление усвоенных навыков и умений осуществляется во всех доступных видах деятельности.

Воспитанникам детского дома необходимо часто выезжать за его пределы, участвовать в концертах, соревнованиях, посещать театры, концертные залы, музеи. Это помогает детям более внимательно относиться к поведению сверстников и своему собственному поведению, адекватно оценивать свои умения, соблюдать общепринятые правила.

Огромное внимание необходимо уделять организации самостоятельной деятельности детей в детском доме: создание условий для возникновения и развертывания сюжета разнообразных игр, трудовой деятельности, учитывающие зрительные и интеллектуальные возможности детей, их потребности и интересы. Во всех группах должны быть отдельные зоны (пространства), в которых каждый ребенок может найти себе интересное занятие.

Педагоги проводят специальную работу, направленную на обогащение сюжета творческих игр. Так, в младшей группе, из-за недостатка у детей социального опыта и затруднений в подражательных действиях, вызванных нарушением зрения, взрослый как бы «ведет» игру, показывая и проделывая вместе с каждым из детей, разнообразные игровые действия, предусмотренные темой (сюжетом) игры.

Например, при работе над темой «Семья», воспитатели учат детей купать куклу, вытирать ее, заворачивать и т. д. При этом особое внимание обращается на речевое сопровождение действий, необходимость ласкового, заботливого отношения к кукле. После этого дошкольники охотнее включаются в игру, обращаются к кукле, как к одушевленному существу.

Для расширения сюжета игр детей активно знакомят профессиями сотрудников, работающих в детском доме и условиями их деятельности. Так, сначала предусматривается знакомство с определенными помещениями детского дома (младшая группа - помещение группы, офтальмологический кабинет, медицинский кабинет, физкультурный зал). Дети учатся узнавать эти помещения, называть их, «тем более подробно знакомятся с профессиями взрослых. К концу обучения в детском доме, дети хорошо знают названия и месторасположение всех помещений, могут рассказать о профессиях взрослых, заботящихся о них, активно применяют полученные знания в самостоятельных творческих играх.

Театрализованные игры используются не только как средство для развития воображения детей, пробуждения их фантазии, но и как путь закрепления, тренировки приобретенных коммуникативных функций. Дети под руководством взрослых готовят и показывают мини-спектакли на сказочные сюжеты для гостей детского дома, детей других групп.

Учитывая особенности детей, тексты для спектаклей подбираются несложные, доступные, обязательно используются элементы ритмопластики и музыкального сопровождения.

Успешность социализации во многом зависит от степени сформированности у детей культурно-гигиенических и трудовых умений и навыков. Поэтому, на основе длительных наблюдений, имеющихся программных требований и с учетом возможностей большинства воспитанников детского дома, разработан примерный перечень умений и навыков детей, формируемых у них на каждом году обучения.

При планировании и реализации задач трудового воспитания активно используются подгрупповые и индивидуальные формы работы. Это, прежде всего, связано с нарушением мелкой моторики и координации движений у большинства детей. Поэтому задания и поручения выполняются детьми с помощью взрослого, а автоматизация полученных навыков требует большего количества повторений, чем в норме.

Особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в условиях детского дома.

Состояние современной окружающей среды невозможно представить себе без существования транспорта и дорог. Скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах города возрастает. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения количество пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях будет увеличиваться. В связи с этим продиктована необходимость формирования у детей навыков безопасного поведения и воспитания законопослушного гражданина.

Вопросы формирования потребности в ежедневной двигательной деятельности, основ здорового образа жизни отражены во всех действующих программах воспитания и обучения детей. Наряду с содержанием работы по закаливанию, формированию культурно-гигиенических навыков и основных движений в этих программах ставится задача обучения воспитанника заботе о своем здоровье и безопасности.

В течение всего периода нахождения воспитанника в учреждении его сопровождает постоянный контроль сотрудников, вследствие чего приобретение опыта для самостоятельной жизни в открытом социуме осуществляется не в полной мере. Воспитание дошкольников осуществляется на основе общих дидактических принципов: доступность, систематичность, сознательность, наглядность, связь теории с практикой, прочность усвоения знаний, умений навыков.

Возрастные особенности и отклонения в развитии личности воспитанника определяют цель работы воспитателя: способствовать созданию условий, направленных на коррекцию отклонений в развитии личности ребенка и подготовку детей к жизни в отрытом социуме.

Подчеркивая актуальность заявленной темы необходимо отметить, что формирование уверенности в себе, умение принимать правильное решение в трудной жизненной ситуации и знание основ безопасности жизнедеятельности, способствуют благополучной социализации воспитанника в обществе.

Информация о работе Оптимизация социальных навыков у детей сирот сирот дошкольного возраста