Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 18:52, курсовая работа
Цель исследования: изучение и оптимизация социальных навыков сирот дошкольного возраста.
Объектом исследования являются социальные навыки дошкольников.
Предмет исследования – особенности социальных навыков у сирот дошкольного возраста и их оптимизация
Задачи:
1. Проанализировать литературу, посвященную проблемам сиротства в современной России.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Проблема социального сиротства и ранней социализации детей в междисциплинарных научных исследованиях…………………………………5
Глава 2. Описание программы по ранней социализации детей-сирот дошкольного возраста …………………………………………………………11
Заключение ………………………………………………………………………33
Список литературы………………
22. Мажар Н.Е. Гуманистическая парадигма профессиональной подготовки специалистов // Индивидуальность как субъект и объект современной жизни. Смоленск: СГУ, 1996. - С. 57-60.
23. Лазарева В. Индивидуальная карта воспитанника детского дома или школы-интерната/ В. Лазарева // Директор школы.-2006.-№8.-С.80-85.
24. Митяев Л. Л. О воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. // Педагогическое наследие A.C. Макаренко и современные проблемы модернизации образования. Материалы всероссийской научно-практической конференции. М., 2004. С. 90-93.
25. Мухина B.C. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях // Воспитание и развитие детей в детском доме: Хрестоматия: Ред.-сост. Н.П. Иванова. М.: АПО, 1996. -С.29-39.
Приложение
Профессиональная деятельность по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в условиях детского дома включает в себя семь основных этапов: составление диагностического анамнеза, работа с методической литературой, проведение первичной диагностики, ознакомление с основными правилами безопасности жизнедеятельности, проведение вторичной диагностики, реализация основного этапа, проведение заключительной диагностики.
I этап – составление диагностического анамнеза, включающего в себя диагностику детей, изучение их диагнозов и особенностей психофизического развития. В результате большая часть группы – это дети с отсутствием социального опыта (70%). Это связано с тем, что с рождения они находились в социальных учреждениях закрытого типа. Соответственно, полноценное развитие ребенка является полностью нарушенным и требует особого внимания в работе с данной категорией детей.
Первая группа детей (20%) относится к зоне наименьшего риска по отношению к остальным воспитанникам, но не предполагает меньшего внимания со стороны воспитателей и педагогов-специалистов.
Третья группа детей (10%) – самая немногочисленная, но требует пристального внимания, неспосредственного взаимодействия с педагогами-специалистами и точного выполнениями их рекомендаций.
II этап – работа с методической литературой включает в себя изучение:
- нормативно-правовых
- методических разработок
программ и проектов по
- современных принципов
обучения и современных
Результатом деятельности II этапа стала разработанная диагностика «Что может быть опасно для тебя?» с целью определения уровень знаний детей по основам безопасной жизнедеятельности.
III этап – проведение первичной диагностики, включающей в себя разработанный материал. Ребенку предлагался набор предметов (свеча, машина, светофор и т.д.), из которых нужно было выбрать предметы, представляющие опасность. По результатам деятельности можно сделать вывод о том, что у воспитанников отсутствует чувство настороженности по отношению к незнакомым людям. Дети полностью доверяют всем окружающим, называют их «мамой», легко вступают в контакт с любым человеком, пришедшим в детский дом или стоящего за забором.
Используя данные первичной диагностики и общую характеристику группы, рекомендации педагога-психолога были определены проблемные моменты:
- отсутствие у детей настороженности по отношению к чужим (незнакомым) людям;
- отсутствие страха по отношению к опасным предметам (зажигалки, спички, острые предметы и т.д.);
- незнание элементарных
основ безопасности
Решение задач, направленных на устранение проблемных моментов, а именно:
1.Научить воспитанников
бдительности и
2.Научить воспитанников
осторожности в обращении с
опасными предметами и
3.Познакомить воспитанников
с элементарными основами
IV этап – ознакомление с основными правилами безопасности жизнедеятельности.
1. С целью научения
воспитанников бдительности и
дисциплинированности по
Дополнительно в работе использовались методы сказкотерапии, которые, учитывая ограниченные возможности здоровья воспитанников, способствует более качественному усвоению материала. Ярким примером являются такие сказки, как «Лиса и заяц», «Три поросенка», «Красная шапочка».
2. С целью научения
воспитанников осторожности в
обращении с опасными
В процессе формирования чувство принадлежности к коллективу отдельное внимание было уделено нравственным аспектам воспитания, таким как «чувство прекрасного» (например, выращивание цветов), «чувство толерантности» (по отношению друг к другу), «чувство бережного отношения к природе».
3. С целью ознакомления
воспитанников с элементарными
основами безопасности
- работа по изучению правил дорожного движения;
- тематические экскурсии, на которых дети узнали такие понятия, как «улица», «перекресток», «переход», «тротуар», «светофор и его работа»;
- ознакомление с разными видами транспорта;
- сюжетно-ролевые игры «Поедем на автобусе», «Экскурсия по городу» и т. д.;
- ознакомление с правилами
поведения в общественном
Совместно с сотрудниками МЧС велась работа по ознакомлению детей с пожарной безопасностью как во время учебного процесса, так и в период летней оздоровительной кампании.
В целом, в среднем возрасте дети нашей группы начали получать основы правильного поведения, учиться оценивать ситуацию, стремиться быть в безопасности.
V этап – проведение вторичной диагностики. Повышению процентного соотношения детей с высоким уровнем знаний основ безопаности жизнедеятельности (с 20% до 40%) способствовали спланированные и проведенные мероприятия. Это может говорить о том, что несмотря на небольшой социальный опыт при условии регулярной и систематической работы психофизическое состояние ребенка позволяет воспринимать и усваивать учебный материал.
Положительную динамику можно наблюдать в следующих ситуациях: дети начали задавать вопрос «Это опасно?», предостерегать друг друга от опасных действий, стали более осмотрительными. В пезультате воспитанники смогли самостоятельно организовать игру по правилам дорожного движения, ответить на такие вопросы, как «Где они проживают?», «Как их зовут?», «Как зовут воспитателей?».
Снижению процентного соотношения детей с низким уровнем знаний основ безопасности жизнедеятельности (с 30% до 20%) также способствовала планомерно организованная работа, но ограниченный возможности здоровья воспитанников заставляют еще более детально продумывать свою профессиональную деятельность.
В целом результаты вторичной диагностики позволяют сделать вывод о положительной динамике в развитии воспитанников по основным вопросам безопасности жизнедеятельности.
VI этап – реализация основного этапа. Результаты вторичной диагностики позволили увидеть положительную динамику и скорректировать план дельнейшей профессиональной деятельности посредством включения в коррекционно-образовательную программу детского дома блока по основам безопасности жизнедеятельности, адаптированного для детей с ограниченными возможностями здоровья
VII этап – заключительный. В связи с тем, что с воспитанниками детского дома проводилась целенаправленная и систематическая работа, способствующая развитию психических процессов и расширению их кругозора, в результате моей профессиональной деятельности мы имеем следующие показатели:
- 60% детей самостоятельны, адекватны, могут объяснить ситуацию, сделать правильный выбор.
- 30% детей менее самостоятельны и нуждаются в подсказках взрослых, остаются ведомыми.
- 10% детей полностью зависимы от взрослых.
Для того, чтобы наглядно проследить результаты профессиональной деятельности была составлена сравнительная характеристика диагностических показателей (рис. 1).
Рис.1. Сравнительная характеристика диагностических показателей
Таким образом, в ходе систематической, целенаправленной и планомерной работы произошли качественные и количественные изменения, показателей уровня воспитанности безопасного поведения дошкольников. В результате уже в старшем возрасте воспитанники смогли самостоятельно использовать в игре дорожные знаки и сигналы светофора; после прочтения художественного произведения объяснить, какой герой был в опасности; вести себя адекватно в присутствии «чужих» людей и за территорией детского дома. Активное участие воспитанников в мероприятиях, направленных на изучение основных правил безопасности жизнедеятельности, способствовало доступному усвоению материала.
Исходный уровень
социальной адаптации детей
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
Уровень социальной адаптации детей после проведения эксперимента
|
|
|
| ||
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
Информация о работе Оптимизация социальных навыков у детей сирот сирот дошкольного возраста