Организация работы по преодолению тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 16:05, контрольная работа

Краткое описание

Типовое положение о деятельности ДОУ (ст. 12 Федерального закона «Об образовании» от 12 июня 1995 г.) главной задачей определяет следующее: всемерное участие в уходе за детьми, их гармоничном развитии и воспитании, с учётом национальных и региональных особенностей. Гармоничное развитие личности ребёнка возможно при наличии здоровья, определяемого Всемирной Организацией Здравоохранения как состояние физического, психического и социального благополучия ребёнка.

Содержание

Введение
1. Психолого – педагогическая характеристика
тревожности.
2. Определение понятия «тревожности»
3. Классификация видов тревожности.
4. Причины появления и развития тревожности.
5. Особенности поведения тревожных детей.
Психолого – педагогическая работа с тревожными детьми.
6. Значение игр для преодоления эмоциональных трудностей
дошкольников.
7. Методы и приёмы коррекционной работы с тревожными детьми.

Заключение.
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

тревожность к.р..docx

— 65.27 Кб (Скачать файл)

Важным здесь является   обучающий,  развивающий  и  корректирующий  характер

игры.

      Под влиянием наследственных программ  игра  способствует  отработке  и накоплению  соответствующего  индивидуального   опыта  путем  упражнения    в сенсорной  и  моторной  сферах   налаживания   сенсомоторных  взаимодействий,

Формированию вида специфических  комплексов поведения, приобретению  навыков в общении, широкому ознакомлению с окружающим миром. Игра носит обучающий и развивающий характер, т.к. ребенок  играет  не  только  с  детьми,  но  и   с родителями. Родители обучают детей многим навыкам, которые  будут  нужны  во взрослом   состоянии.   Игра   позволяет    практиковаться  в   выполнении двигательных актов и общественных взаимодействий, которые  будут  необходимы в жизни, она  служит  тренировкой   и  обогащает  информацию  об  окружающей среде. Игра  влияет на  развитие самых важных сторон поведения   индивида.

      Развивающий  эффект игры  обеспечивается  ее  двуплановостью.  С одной стороны играющий  выполняет  реальную  деятельность,  осуществление  которой требует действий, связанных с  решением  вполне  реальных  задач,  с  другой стороны  -  ряд  моментов  этой  деятельности   носит   условный   характер, позволяющей  отвлечься  от  реальной  ситуации,  с  ее  ответственностью   и многочисленными обстоятельствами.

      В структурном  плане игра отличается тремя характерными  особенностями, которые  можно  учитывать  при  использовании  игр   в   диагностической   и коррекционной работе:

     1. В игре  имеется упорядоченная последовательность  взаимодействий.

     2. Имеется  подвох  (это  значит,  что  взаимодействие  происходит  не

        двойном  уровне и один из этих уровней скрыт от другого).

     3. Имеется выигрыш.

 

      Развивающий  характер игры  отражен  во  взглядах  К.  Гросса,  который считал игру формой самоусовершенствования молодых существ, его теория  носит название «Теория предупреждения». К  этой  же  мысли склонялся   В.  Штерн, который назвал игру  «Зарей» серьезного инстинкта.   Точка зрения  на   врожденный  характер   детской игры  высказывал  и

поддерживал З. Фрейд, и позднее  его  ученики.  Он  считал  игру  выражением глубинных инстинктов  и относил ее  в сферу бессознательного.  Точка зрения подтверждает то,  что  большинство  детских  игр  -  осуществляется  на  три основные темы: «Хищник-жертва»  (Один  прячется,  убегает,  другой  догоняет, ищет,  ловит)   «Брачные   партнеры»   (разыгрываются   ритуалы   знакомств, ухаживания, строительство гнезд, нор),  «Родители-дети»  (один  делает  вид, что кормит, согревает, носит, чистит другого).

      Все эти  важнейшие моменты   эволюции  всех  млекопитающих  отражены  в детских играх, что подтверждает наследственно закрепленный характер  игр,  а следовательно,  определяет  наличие  возрастных   и   критических   периодов игрового  поведения,  соответствующих  уровню   развития   нервной   системы ребенка,   его   мозга.   Отсюда   неуклонно   следует   вывод:   отсутствие соответствующих условий   для  осуществления игровой деятельности  ребенка может отрицательно отражаться на его дальнейшем развитии. Когда дети  мешают

товарищам по играм, предметов  с  которыми  может  играть  или   ограничивают игры даже с самим собой, они вырастают трусливыми, неудачно ведут  себя  при контактах с другими. Им  трудно образовать  пару, жить в мире с другими.  Им трудно ухаживать за потомством.

      С другой  стороны игра детей - качественное  приобретение  исторического развития человека.

      Способствуя  накоплению и  приобретению  жизненного опыта,  она  в  тожевремя является социальной, что также необходимо учитывать в  диагностической и коррекционной работе.

      Многое  в играх детей  общее с  миром животных: основные игры детей –это игры в догонялки, прятки, пап и мам, кормление кукол, уход за ними,  борьба, коллективная борьба против «чужих» (игры в войну). Копаться в песке,  делать «секреты», собирать безделушки, прятать их  так, чтоб их никто не нашел.  Но среди многочисленных вариантов, тем, общих с животными,  дети  играют  в  не меньшей  степени и  в  чисто  человеческие  игры,  в  которые  со  щенком  и котенком не поиграешь, - они подражают работе взрослых, играют в  специально

придуманные  родителями  и  воспитателями  игры,  развивающие   эрудицию   и творчество, это целая область экспериментов.

      Детская игра заключается  в  воспроизведении  действий  и  взрослых  и отношений между ними и направлены на ориентировку и познание  предметное   и социальной  действительности,  одно  из  средств  физического,  умственного, нравственного воспитания детей.

      Важным  для  организации   диагностической  и  коллекционной    работы практического психолога является положение  Эльконина,  о том,  что  каждому возрастному   периоду    соответствует    четко    фиксированная    «Ведущая деятельность». В дошкольном  возрасте   это  непосредственное  эмоциональное общение от рождения до года, предметно – манипулирующая деятельность от  года до трех лет, и сюжетно-ролевая игра от трех  до  семи  лет.  Именно  детская игра, соответствующая возрастному периоду,  как   ведущий  вид  деятельности

дошкольников, определяет  развитие его мышления, памяти, внимания.   По А. Н. Леонтьеву значение ведущей деятельности то, что  развитие ее обуславливает    главнейшие   изменения   в  психических    процессах     и психологических  особенностях   личности   на   данной   возрастной   стадии развития.  Неотработанность  автоматизма в критические периоды развития, неадекватность,  искажение   восприятие  информации  откладывает   отпечаток

прежде всего  в нарушении игровой деятельности, что нарушает  взаимодействие со сверстниками, исключает ребенка  из  детского  коллектива   и  необратимо сказывается  на  развитии  личности.   Наличие   соответствующего   игрового поведения  говорит  о  психическом   и  интеллектуальном  здоровье  ребенка. Нарушение же отрицательно сказывается на развитии личности в целом.

        Правильно  сформированное игровое поведение   должно  соответствовать определенной структуре. В большинстве случаев игра сопряжена с перестройкой стереотипных  действий,  наблюдаемых  у  взрослых,  эти  перестройки   можно подразделить на шесть типов.

     1. В игре  может быть изменена последовательность  действий.

     2.  Отдельные   акты,  входящие   в   последовательность   могут   быть

        преувеличены.

     3. Некоторые  акты, входящие в  последовательность,  могут  многократно

        повторяться.

     4. Нормальная  последовательность может оставаться  незавершенной,  т.е.

        закончиться  раньше, чем обычно, в результате  перехода к посторонним

        действиям.

     5.  Некоторые   движения  могут   быть   преувеличены   и   многократно

        повторены.

     6. Отдельные  движения, входящие в последовательность   могут  остаться

        незавершенными.

      Кроме того, могут перемешиваться  акты, обычно связанные с совершенно разной мотивацией.

      При постановке  диагноза  при  психодиагностической   работе  с  детьми необходимо отмечать, насколько выражены эти типы в их  игровой  деятельности и соответствия их возрастному  периоду развития.

      Многие  исследователи структурных  и  функциональных  особенностей  игры

считают необходимым  выраженность   в нормальной  игровом поведении таких

особенностей  как:

      - ненаправленность  действий;

      - импульсивность;

      - эффективная  связь с окружающими;

      - робость,  боязливость, застенчивость.

      Именно  эти  черты  при  определенных  условиях   приводят   к   игре.

Невыраженность  их приводит к нарушениям игрового  поведения   и отставания

развития.

      Таким образом  анализируя научную литературу,  по  изучению  игрового поведения  детей,  можно  отметить,  что  исследователи   придают   огромное значение   игровому  поведению  детей  как   основе   развития   у   ребенка сенсорной,  моторной   и   интеллектуальной  деятельности.   Все   отмечают качественное отличие  и высокую социализацию детских игр в сравнении   с играми животных.

      Наличие   в   мозгу   центров   игрового   поведения    указывает   на наследственный характер игры, которую можно оценить как  сложные  врожденные инстинктивные  программы,  дополненные   индивидуальным   опытом.   Процесс созревания  нервной   системы   ребенка   лишь   активизирует   какой   либо наследственно - закрепленный тип игрового поведения.  Это  позволило  Пиаже, Эльконину, Выгодскому,  Леонтьеву и другим  психологам  выделить  игру  как особый вид  деятельности   в  дошкольном  возрасте,  указать  на  возрастное усложнение форм   игры  и  наличие  определенных  возрастных  и  критических периодов в развитии игрового поведения детей.

Ранние формы игрового поведения детей  настолько прочно  закреплены, что на них трудно влиять воспитательными воздействиями. Игры более  позднего периода социализированы и легко поддаются  корректировке.

      Сохраняя  биологические основы, игра детей уже в раннем  периоде  несет огромные возможности для вариантов деятельности, для  развития  творческого, абстрактного  освоения мира.

 В развитии игровой деятельности можно  выделить несколько этапов формирования:

     1. Включение  игрового поведения под влиянием  внутренней наследственной

        программы   развития   и   факторов   воздействия,   необходимость,

        обогащенная  внешняя предметная (сторона) среда;

     2. Включение  и обработка  врожденных игровых   программ   под  влиянием

        общения  в семье. Особое значение  парное  взаимодействие;

     3. Включение  врожденных игровых программ  и обработка  их  в  условиях

        коллективного  взаимодействия (в детских коллективах), детский  сад,

        школа.  На  этом  этапе  отрабатываются  формы   взаимодействия   в

        коллективах, подчинение  своих интересов интересам коллектива  и

        общества.

      Организуя  детскую  игру,  психолог  может   наблюдать  ее  соответствие

возрастному периоду, видеть уровень отработанности  игровых навыков,  может

установить степень отставания, задержки, удлинения  игрового периода.

      Л. С.  Выгодский писал об  игре,  как об  основном  условие   развития ребенка, при котором он может проявить способности, открывающей уровень  его ближайшего  развития.  Однако  создавать зону ближайшего развития  может  лишь  конкретная  игровая  деятельность.  В  тех случаях,  когда  ведущая  деятельность  не  сформирована,  она   не   сможет способствовать  становлению   психических   свойств   и   качеств   ребенка, приобретению знаний, умений  навыков.

      Те дети, у которых игровая деятельность  не  сформирована,  обычно  не испытывают потребности в переходе  к новой ведущей деятельности  -  учебной. Если  критический  период,   почему -  либо  пропущен,  то  последствия  этого обычно необратимы. Например, подвижные игры дают  возможность   развивать  и совершенствовать движение детей, оказывают  большое  влияние  и  на  нервно- психическое развитие ребенка, формирование  важных  качеств  личности,  они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы.  В  этих  играх развивается сообразительность, смелость, быстрота реакции.

      По мнению  П.  Ф.  Лесгафта,  они  выступают  за  своеобразные  законы, выполнение которых обязательно для всех участников  игры.  Осознание  правил ведет  к  тому,  что  дети  становятся  более  организованными,   приучаются оценивать свои действия и действия партнеров,  помогать друг другу.

      Подвижная игра,  как и любая другая   направлена   на   достижения определенных  целей воспитания и обучения.

 

 

     

 

                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

  • Тревожность – переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи. В психологии различают тревожность как эмоциональное состояние (ситуативная тревожность) и как устойчивую черту (личностная тревожность), индивидуальную и психологическую особенность, проявляющуюся в повышенной склонности к переживаниям тревоги и беспокойства без достаточных оснований.
  • Преодоление личностной тревожности, в том числе и дошкольной, требует специальной психотерапевтической работы, ориентированной на источник тревожности. Одним из направлений данной работы является игротерапия.
  • Игровая терапия — психотерапевтический метод, основанный на принципах динамики психического развития и направленный на облегчение эмоционального стресса у детей с помощью разнообразных выразительных и дающих пищу воображению игровых материалов.
  • Основные виды и формы игротерапии
  1. Если в качестве критерия выдвинуть теоретический подход, то можно выделить виды: игротерапию в психоанализе; игротерапию, центрированную на клиенте; игротерапию построения отношений; примитивную игротерапию; игротерапию в отечественной психологической практике.
  1. По функциям взрослого в игре различают: недирективную игротерапию; директивную игротерапию.
  2. По форме организации деятельности различают: индивидуальную игротерапию; групповую игротерапию.
  3. По структуре используемого в игротерапии материала: игротерапию с неструктурированным материалом: игротерапию со структурированным материалом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

     1. Диагностика  и коррекция психического развития  дошкольников.:  Учеб.

        Пособие  /Я. Л. Коменский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др. :под ред

        Я.  Л. Коменского, Е. А. Панько.- МН.: УНIВЕРСIТЭЦКАЕ, 1997 г. – 237

        с.

     2. Кряжева Н. Л.

         Развитие  эмоционального  мира  детей.   Популярное   пособие   для

         родителей и педагогов. – Ярославль:  Академия  развития,  1996.-208

Информация о работе Организация работы по преодолению тревожности у детей старшего дошкольного возраста