Основные виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими цере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 18:13, контрольная работа

Краткое описание

Детский церебральный паралич (ДЦП) обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за произвольными движениями.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3
Глава I.Общая характеристика детского - церебрального паралича
1.1.Общая характеристика……………………………………………………………5
1.2.Особенности психики………………………………………………….................5
1.3.Виды нарушений опорно-двигательного аппарата…………………………..8
Глава II.Особенности двигательной сферы при различных формах нарушения опорно-двигательного аппарата детей
2.1.Характеристика заболеваний опорно-двигательного аппарата…………….9
2.2Коррекционно-педагогическая помощь детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата……………………………………………………………………18
Глава III. Основы комплексной физической реабилитации дошкольников с детским церебральным параличом
3.1.Традиционные методы и средства, используемые в комплексной физической реабилитации дошкольников с детским церебральным параличом…………………21
3.2.Использование современных технологий в комплексной реабилитации дошкольников с детским церебральным параличом…………………………………30.
3.3.Социальная реабилитация детей с нарушение опорно-двигательного аппарата в деятельности социальных служб………………………………………..40.
Заключение………………………………………………………………………………42
Список литературы…………………………………………………………………...43
Программа реабилитации и адаптации детей ДЦП…………………………..45

Вложенные файлы: 1 файл

дефектология готовая.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Российский государственный  профессионально-педагогический университет»

 

Институт психологии

 

 

 

Контрольная работа

 

 по дисциплине «Дефектология»

по  теме: Основные виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом, в условиях массовой общеобразовательной школы и в специальных учреждениях. Разработать программу реабилитации и адаптации детей   ДЦП

 

 

 

                                                                                                                                                                                 Студент: Шарапова О.В. (Комарова)

Группа: Ир-111СДПСО

Вариант № 5

                                                              Преподаватель________________

 

                                         

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

 

 

Содержание 

 

Введение ……………………………………………………………………….3

Глава I.Общая характеристика детского - церебрального паралича

1.1.Общая характеристика……………………………………………………………5

1.2.Особенности психики………………………………………………….................5

 1.3.Виды нарушений опорно-двигательного аппарата…………………………..8

 Глава II.Особенности двигательной сферы при различных формах нарушения опорно-двигательного аппарата детей 
    2.1.Характеристика заболеваний опорно-двигательного аппарата…………….9 
    2.2Коррекционно-педагогическая помощь детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата……………………………………………………………………18

Глава III. Основы комплексной физической реабилитации дошкольников с детским церебральным параличом

3.1.Традиционные методы и средства, используемые в комплексной физической реабилитации дошкольников с детским церебральным параличом…………………21

3.2.Использование современных технологий в комплексной реабилитации дошкольников с детским церебральным параличом…………………………………30.

 3.3.Социальная реабилитация детей с нарушение опорно-двигательного аппарата в деятельности социальных служб………………………………………..40.

Заключение………………………………………………………………………………42

Список литературы…………………………………………………………………...43

Программа реабилитации и адаптации детей   ДЦП…………………………..45

 

 

 

 

Введение

 

Детский церебральный паралич (ДЦП) обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за произвольными движениями.

В настоящее время  проблема ДЦП приобретает не только медицинскую, но и социально-психологическую значимость, так как психомоторные нарушения, двигательная ограниченность, повышенная раздражительность мешают таким детям адаптироваться к жизни в обществе, усваивать школьную программу. При неблагоприятных обстоятельствах такие дети не могут реализовать свои способности, не имеютвозможности стать полноправными членами общества. Поэтому особо актуальной является проблема коррекции негативных проявлений детского церебрального паралича.

Проблема ДЦП рассмотрена в работах: Архиповой Е.Ф. (1989), Бадалян Л.О., Журбы Л.Т., Тимониной О.В. (1989), Даниловой Л.А. (1997), Лалаевой Р.И. (1990), Мастюковой Е.М. (2005), Шипициной Л.М., Мамайчук Л.М. (2001) и др.

Ортопедические заболевания  занимают особое место в детской патологии, влияя на характер детской и подростковой инвалидности. Нарушения функций стопы и осанки - сложнейшая медицинская и социальная проблема. Внимание к ней не ослабевает на протяжении многих веков. Число детей и подростков с ортопедическими патологиями продолжает расти. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила первое десятилетие 21 века периодом улучшения качества диагностики и лечения болезней костно-мышечной системы. Болезни опорно-двигательного аппарата (ОДА) занимают одно из первых мест среди заболеваний, особенно у подростков 15- 18 лет. 
   Стопа, как ведущий компонент рессорной системы организма при ее патологическом формировании и в сочетании с другими вредными факторами, отрицательно влияет на позвоночник, приводит к  нарушениям осанки, сколиозу, утомляемости и болям в ногах, снижению физической и умственной работоспособности, ухудшению течения сопутствующих ортопедических заболеваний, развитию соматической патологии. 
  Сочетанные нарушения рессорной системы организма снижают показатели годности к военной службе. Рост числа допризывников, направленных на дополнительное обследование, указывает на недостаточную эффективность лечебно- оздоровительных мероприятий в детских лечебно- профилактических учреждениях, отсутствие должной профилактики и ранней диагностики заболеваний опорно-двигательного аппарата. 
   Профилактика мероприятия с первых месяцев жизни ребенка до завершения подросткового возраста является основой в борьбе с распространением этого недуга и предупреждений обусловленной им тяжести инвалидности. 
Значение санитарно- гигиенических требований к статической нагрузке, детской мебели, условиям обучения ребенка является залогом успешной профилактики нарушений осанки, плоскостопия, сколиоза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава  I.Общая характеристика детского - церебрального паралича.

1.1.Общая характеристика

Детский церебральный паралич (ДЦП) за последние годы один из наиболее распространенных заболеваний нервной  системы у детей. Частота его  появления достигает в среднем 6 на 100 новорожденных. В современной статистике только в Москве насчитывается около 4 тысяч детей страдающих церебральным параличом. Детский церебральный паралич возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. При этом наиболее тяжело страдают «молодые» отделы мозга. ДЦП проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. Таким образом, при ДЦП страдают важные для человека функции: движения, психика и речь. Ведущими в клинической картине ДЦП являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами.

У детей с церебральным параличом задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: с трудом и опозданием формируется  функция держания головы, навыки сидения  стояния ходьбы [2].

1.1.Особенности психики.

Жизнь ребенка страдающего  ДЦП с раннего возраста принципиально  отличается от образа жизни его сверстников. Родители, обеспокоенные его двигательными  дефектами, задержкой его психического и речевого развития, стараются сделать  все возможные для восстановления его здоровья. Дети с ДЦП – это постоянные пациенты различных специалистов: ортопедов, неврологов, терапевтов, логопедов. Они систематически получают медицинскую терапию, физиотерапевтическое лечение, массаж.

Большую часть времени проводят на занятиях лечебной физической культуры с упражнениями на специальных тренажерах при необходимости проходят лечение, подобный ритм жизни, постоянное ощущение боли, тревоги чувств и безысходности, исходящее от родителей, приходят к проявлению тревоги беспокойства и страха у самых маленьких пациентов.

Дети начинают волноваться  вместе с родителями, еще не осознавая  полностью степени утраты собственного здоровья. Дети испытывают дефицит  ласки со стороны родителей. Родители полностью погружены в проблемы здоровья своего ребенка, и обычная родительская ласка отходит на второй план. Ребенок является единственной целью жизни родителей и соответственно центральной фигурой в семье. Ему уделяется чрезмерное внимание. Родители стремятся выполнять все его желания и ограждают «забором» от других людей.

Подобное воспитание предполагает формированию черт социальной и эмоциональной незрелости и  робости. При столкновении с трудностями  он не может отстоять свои права.

Семья с детьми-инвалидами особая категория, относящихся к «группе риска». Известно что психических расстройств в семьях с детьми, имеющими ограничение возможности выше, чем в семьях, не имеющих детей-инвалидов в 2,5 раза. Распад семей с детьми-инвалидами происходит значительно чаще семьи в процессе воспитания, становление социальной интеграции ребенка-инвалида сталкиваются с большим числом трудностей. Порой сами близкие люди ребенка-инвалида пребывают в состоянии хронического стресса вызванного его болезнью, обучения профессионального обучения, профессионального становления. В целом переживают за его будущее. Все это затрудняет социальную интеграцию ребенка имеющие ограниченные возможности в среду его здоровых сверстников. В такой ситуации социальный работник оказывает воздействие семье в решении всех этих проблем[20].

При этом его работа ведется  в тесном сотрудничестве с социальными  партнерами из здравоохранения, образования, культуры соцзащиты и.д.

Социальные услуги оказываются  детям-инвалидам в соответствии и индивидуальной программой реабилитации (ИПР). ИПР – это перечень реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способности инвалида к бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний с учетом прогнозируемого уровня его саматического состояния, психофизической выносливости. Социального статуса и реальных возможностей социально – средовой инфраструктуры. В ИПР определяются виды, формы рекомендуемых ребенку-инвалиду реабилитационных мероприятий, их объемы, сроки проведения и исполнители. ИПР составляется и реализуется только при согласии инвалида либо его законного представителя и выдается в виде единой форме (карты) установленного образца. При реализации ИПР обеспечиваются последовательность комплексность и непрерывность в осуществлении реабилитационных мероприятий, динамическое наблюдение и контроль за эффективностью, проведенных мероприятий. ИПР разрабатывается учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы [15].

Социальный работник опирается на новейшие технологии, исследования и обратную связь от объекта реализации.

Сотрудники учреждений социальной защиты стремятся к тому, что каждый ребенок с ограниченными  возможностями смог реализовать  себя в соответствии со своими способностями интересами навыками и потребностями. Взаимодействие родителей и сотрудников имеет огромное значение. Но для обеих сторон оно редко складывается просто и без трений

Возможно это, прежде всего, зависит от того, что они  относятся к подопечным с различных  позиций: родители движимы любовью к ребенку, своим уникальным опытом и своей интуиции.

Социальные услуги, предоставляемые  детям с ограниченными возможностями  социальными службами:

- социально-бытовые: социальная  услуга, направленная на поддержание  и обеспечение жизнедеятельности клиентов в быту.

- социально-психологические:  социальная услуга, направленная  на содействие клиентам в улучшении  их психологического состояния,  восстановлении способности к  адаптации в среде жизнедеятельности.

- социально-педагогические: социальная услуга, направленная на организацию досуга клиентов, оказание им содействия в семейном воспитании детей и решении других социально – педагогических проблем жизнедеятельности.

- социально-медицинские:  социальная услуга, представляемая  клиентам в целях поддержания и улучшения состояния их здоровья, социально медицинской реабилитации путем организации лечебно-оздоровительных мероприятий, предоставления медикаментов и медицинской техники, консультирования, содействия в своевременном получении квалифицированной медицинской помощи, в решении других социально-медицинских проблем жизнедеятельности.

-социально-правовые: социальная  услуга, предоставляемая клиентам  для поддержания или изменения  их правового статуса, оказания  юридической помощи, защиты законных прав и интересов, содействия в решении других социально-правовых проблем жизнедеятельности[16].

1.3.Виды нарушений опорно-двигательного аппарата.

Врожденные и приобретенные  заболевания и повреждения опорно-двигательного  аппарата наблюдается у 5-7% детей. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Существуют следующие виды патологий.

1.Заболевания нервной  системы: детский церебральный  паралич, полеомелит.

2.Врожденная патология  опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра, кривошея, косолапость и другие деформации стоп, аномалии развития и дефекты конечностей, аномалии развития пальцев кисти, артрогрипоз (врожденное уродство).

3.Преобретенные заболевания  и повреждения опорно-двигательного аппарата травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей; палиавртрит, заболевание конечностей, системные заболевания скелета.

У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата ведущим  является двигательный дефект (недоразвитие нарушение или утрата двигательных функций). Основную массу среди них составляют дети с церебральным параличом (89%). У этих детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, поэтому большинство из них нуждается не только в лечебной и социальной помощи, но и в психолого-педагогической и логопедической коррекции. Другие категории детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, как правило, не имеют нарушений познавательной деятельности и не требуют социального обучения и воспитания. Но все дети нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности. В их социальной адаптации определяются два направления. Первое имеет целью приспособить к ребенку окружающую среду. Для этого существуют специальные технические средства передвижения (коляски, костыли, трости, велосипеды), предметы обихода (тарелки, ложки, особые выключатели электроприборов), пандусы, съезды на тротуарах. Второй способ адаптации ребенка двигательным дефектом – приспособить его самого к обычным условиям социальной среды.

Информация о работе Основные виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими цере