Основные виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими цере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 18:13, контрольная работа

Краткое описание

Детский церебральный паралич (ДЦП) обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за произвольными движениями.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3
Глава I.Общая характеристика детского - церебрального паралича
1.1.Общая характеристика……………………………………………………………5
1.2.Особенности психики………………………………………………….................5
1.3.Виды нарушений опорно-двигательного аппарата…………………………..8
Глава II.Особенности двигательной сферы при различных формах нарушения опорно-двигательного аппарата детей
2.1.Характеристика заболеваний опорно-двигательного аппарата…………….9
2.2Коррекционно-педагогическая помощь детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата……………………………………………………………………18
Глава III. Основы комплексной физической реабилитации дошкольников с детским церебральным параличом
3.1.Традиционные методы и средства, используемые в комплексной физической реабилитации дошкольников с детским церебральным параличом…………………21
3.2.Использование современных технологий в комплексной реабилитации дошкольников с детским церебральным параличом…………………………………30.
3.3.Социальная реабилитация детей с нарушение опорно-двигательного аппарата в деятельности социальных служб………………………………………..40.
Заключение………………………………………………………………………………42
Список литературы…………………………………………………………………...43
Программа реабилитации и адаптации детей ДЦП…………………………..45

Вложенные файлы: 1 файл

дефектология готовая.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

Во время занятий  и приема пищи следует обращать внимание на посадку ребенка. Он может быть правильной только в том случае, если мебель соответствует росту и пропорциям тела. Для предупреждения развития неправильной осанки обязательно нужно проводить профилактику плоскостопия, так как уплощение стопы нарушает опорную функцию нижних конечностей, что сопровождается изменением кости скелета таза и позвоночника. Режим ребенка должен быть построен таким образом, что бы рационально сочетались подвижные и малоподвижные занятия. Большое внимание следует уделять укреплению мышечного аппарата ребенка. В возрасте 1,5 – 2 месяца рекомендуется начинать массаж. Упражнение со сгибанием и разгибанием конечностей надо начинать в возрасте 3 -4 месяца, когда физиологическое напряжение мышц – сгибателей и мышц – разгибателей рук становится одинаковым.

С детьми 3 лет и старше проводят гимнастические упражнения. Подвижные игры, утреннюю гимнастику, совершают прогулки. Одежда во время подвижных игр должна быть свободной и не стеснять движений. Физическая нагрузка строго дозируется, чередуется с отдыхом. Во время занятий с детьми за столом необходимо обращать внимание на освещенность комнаты. При недостаточном освещении дети сутулятся, принимают неправильные позы. Формированию правильной осанки способствуют закаливающие процедуры. Они укрепляют здоровье ребенка, повышают его жизненный тонус. При сутулости полезно заниматься плаванием. Огромное значение имеет достаточный сон, который дает отдых нервной системе, мышцам, уменьшает нагрузку на позвоночник, суставы ребенка.

Отсюда следует, что  нарушения ОДА надо исправлять с  раннего детства, и в дальнейшем корректировать их. Нарушения ОДА является серьезным заболеванием, и требуют большого внимания, так как эти заболевания, на сегодняшний день, встречаются очень часто у детей младшего школьного возраста.

 
2.2. Коррекционно-педагогичекая помощь детям с нарушениями ОДА.

      Не маловажное значение в коррекции нарушений имеют индивидуальные и возрастные особенности.

    Двигательные нарушения в той или иной степени выраженности наблюдается у всех детей с отклонениями в развитии, особенно впервые годы их жизни. Малыш хотя и передвигается самостоятельно, ходьба его длительное время может быть недостаточно устойчивой. Родители в этих случаях длительное время водят его за руку, ограничивают его двигательную активность. Это приводит к тому, что у ребенка крайне медленно обогащается двигательный опыт, что еще больше задерживает совершенствование у него функций равновесия.

Родителям следует всячески содействовать самостоятельности  и активности ребенка в ходьбе и других моторных навыках. Им необходимо помогать моторному развитию ребенка. Прежде всего, важное значение в развитии и моторики имеет проведение специальных упражнений в равновесии. Для тренировки равновесия используется также следующие приемы: взрослый слегка подталкивает ребенка, который сидит на стуле, стоит на коленях или четвереньках, не используя рук для поддержки.Большое значение в формировании имеет тренировка развития в ходьбе.   

Все упражнения на равновесие проводятся в интересной для ребенка  игровой форме с применением  различных предметов и игрушек. Формирование равновесия не только увеличивает двигательный опыт ребенка, оно также способствует развитию мышечных ощущений, на основе которых формируются контроль над произвольными движениями.Поскольку мышечные ощущения у детей с отклонениями в развитии впервые годы жизни слабые, большую часть упражнений по развитию движений желательно проводить перед зеркалом. У детей с отклонениями в развитии впервые годы жизни часто наблюдается неправильная установка стоп, плоскостопие. Для развития правильной опорности стопы и укреплению ее свода полезна ходьба по ребристой доске, вдоль каната (босиком). Также полезна ходьба по гимнастической лестнице. 
Для развития зрительно- моторной координации и моторики рук большое значение имеют специальные игры, при которых ребенок должен покатить мяч и попасть в воротики или бросить его в ящик, в корзину.

Малыша следует также  обучить специальным приемам  сенсорного обследования и узнавания  предметов с обязательным подключением рук, то есть ребенок ощупывает предмет и узнает его на ощупь, каждой рукой.

Система помощи предусматривает  раннюю диагностику и ранее начало систематической лечебно- педагогической работы с детьми, страдающими ЦП. В основе такой системы лежат  ранее выявление еще в родильном  доме или детской поликлинике среди новорожденных всех детей с церебральной патологией и оказание им специальной помощи.

В нашей стране имеется  сеть специализированных учреждений министерств  образования здравоохранения и  социального развития: поликлиники, неврологические отделения и психоневрологические больницы, специализированные санатории, ясли – сады, школы – интернаты для детей с нарушениями ОДА, дома ребенка, интернаты (Министерство здравоохранения и социального развития) и различные реабилитационные учреждения. Амбулаторное лечение проводится на базе детской поликлиники врачами (невропатологом, педиатром, ортопедом), которые руководят лечением ребенка в домашних условиях.

В этих учреждениях осуществляется не только восстановительное лечение, но и предоставляется квалифицированная помощь специалистов – логопедов, дефектологов, психиатров, по коррекции нарушений. Детей, родители которых по каким – либо причинам не могут обеспечить им лечение и воспитание в домашних условиях, государство берет под временную или постоянную опеку.

Важным является максимальное всестороннее развитие ребенка в  соответствии с его возможностями. В школах – интернатах для детей  с нарушениями ОДА обучаются  самостоятельно передвигающихся и  обслуживающие себя дети с сохранным  интеллектом. Дети, не передвигающиеся и не обслуживающие себя самостоятельно, обучаются на дому по обычной вспомогательной или индивидуальной программе.

Профориентация детей  проводится в течение всего периода  обучения с целью подготовки к  будущей профессии, более всего  соответствующей психофизическим возможностям и интересам подростка.

В специальных школах около 70 % школьников подвержены различным  нарушениям осанки. Неправильная осанка влияет не только на эстетическую сторону  телосложения, но и влечет за собой  множество различных заболеваний. Коррекция осанки продолжается на протяжении всего периода обучения умственно отсталого ребенка и не только на уроках физической культуры, но и на других уроках, в быту, играх, на отдыхе. Упражнения на осанку должны быть обязательным элементом в физкультминутках, физкультпаузах, гимнастике до уроков.

Подвижность в суставах – необходимое качество для нормального  функционирования ОДА. Развитием подвижности  в суставах характеризуется гибкость – способность человека выполнять  упражнения с большей амплитудой.

При коррекции плоскостопия используют средства, способствующие укреплению мышечного и суставно-связочного аппарата. Возможности для коррекции  психомоторных нарушений, совершенствования  двигательных способностей учащихся достаточно велики. На данный момент работа над коррекцией нарушений идет по восходящей. Появляются новые методы, упражнения. Родители стали лучше следить за своими детьми, избегая появлений нарушений (заболеваний) ОДА, появляется литература. 

На данный момент работа над коррекцией нарушений опорно-двигательного аппарата улучшается, появляются новые методы лечения, разнообразные упражнения. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата должна быть не только на уроках физкультуры, но и на других уроках, в быту, играх, на отдыхе. Родители, на данный момент, стали больше уделять внимания детям, избегая появления нарушений(заболеваний) опорно-двигательного аппарата.

 

 

Глава III. Основы комплексной физической реабилитации дошкольников с детским церебральным параличом

 

2.1.Традиционные методы и средства, используемые в комплексной физической реабилитации дошкольников с детским церебральным параличом

 

У детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата и детским церебральным параличом (ДЦП) из-за двигательных нарушений  недоразвитыми оказываются костная, мышечная, эндокринная, сенсорные системы, что приводит к дефициту естественных потребностей ребенка в движении, игре, эмоциях, общении. Кроме того, в двигательной сфере наблюдается отставание в физическом развитии и физической подготовленности.

Методы физиотерапии широко используются на всех этапах лечения и реабилитации детей, больных ДЦП, с целью восстановления функций головного и спинного мозга, периферической нервной системы, опорно-двигательного аппарата, их психоэмоционального развития, укрепления общего состояния. Они относятся к числу методов, которые дают в комплексе со специальной гимнастикой, массажем, медикаментозной терапией, логопедической, ортопедической, психопедагогической коррекцией отчетливый лечебный эффект, иногда проявляющийся даже при относительно коротких курсах лечения.

Основанием для назначения физических методов лечения при ДЦП являются те патологические изменения структуры  и функции головного мозга, которые  возникают при данном заболевании. Органические изменения в центральной нервной системе приводят к стойким параличам и последующей атрофии мышц, нарушению двигательных функций, расстройству речи, интеллекта и т. д. Как правило, возникает дефицит афферентно-эфферентной импульсации. Вместе с тем, наряду с погибшими нервными клетками в передней центральной извилине головного мозга, экстрапирамидных образованиях, мозжечке и других структурах, ведающих функциями движения, координации, мышечного тонуса, речи, имеются полностью сохранившиеся нервные клетки и нервные клетки, пострадавшие только частично. Используемые при ДЦП физические факторы воздействия направлены на оживление и усиление функции нервных клеток, которые берут на себя функцию погибших клеток, на создание благоприятных условий для восстановления сохранившихся, но функционально угнетенных участков центральной нервной системы, реализацию ее пластических и компенсаторных возможностей. Они применяются также с целью воздействия на пострадавшие двигательные пути, мышцы, суставы.

Физические факторы, влияние которых используется с лечебными и профилактическими целями, делятся на естественные, имеющиеся в природе и используемые обычно в курортных условиях (например, солнечные лучи, лечебные грязи, естественные минеральные воды и др.), и преформированные, т. е. созданные искусственным путем, которые применяются в физиотерапевтических кабинетах. Это электро-, магнито- и световоздействия, ультразвуковая терапия, некоторые виды тепло- и водолечения.

Все физические факторы — комплексные  раздражители. Воздействуя на организм, они вызывают в нем сложные адаптационные реакции с общими и местными компонентами.

Наиболее универсальным в механизме  действия многих физических факторов является тепловой эффект, который  проявляется в той или иной степени при реализации реакции  на воздействие. Происходит усиление регионального кровотока, местных микроциркуляторных и метаболических процессов. Так проявляется неспецифический компонент действия физического фактора. Однако каждый физический фактор оказывает свое, присущее только ему специфическое действие. Оно определяется особенностями физического фактора и избирательностью поглощения его теми или иными тканями организма, которая зависит от их физико-химических свойств и глубины расположения. Процессы, характерные для действия каждого фактора, формируются на клеточно-молекулярном уровне. Специфичность воздействия физического фактора на организм связана также с соотношением частоты электромагнитных колебаний функционирующей ткани и физического фактора. В случае резонансного совпадения этих частот устанавливаются наиболее благоприятные условия для реализации его терапевтических возможностей.

Независимо от места приложения и вида физического фактора ответная реакция организма всегда формируется  через нейрогуморальные и гормональные механизмы регуляции основных функций организма.

Особенность отечественной физиотерапии заключается в использовании  физических факторов малой интенсивности. Известно, что все функциональные системы организма работают на очень  низком энергетическом уровне. Малые  дозы поглощенной энергии физического фактора стимулируют, а большие дозы, напротив, угнетают деятельность функциональных систем. Поэтому более выраженный терапевтический эффект наблюдается при слабой интенсивности используемого физического фактора по сравнению с физическим фактором средней и большой интенсивности. Эффективность малых доз воздействия особенно наглядна при проведении процедур на области проекции функционально активных зон -эндокринные железы, вегетативные узлы, иммунокомпетентные органы.

Назначая курс процедур, учитывают фактор привыкания организма к повторяющимся однотипным воздействиям, ведущий к снижению их терапевтической эффективности. Поэтому в процессе лечения меняют параметры физического воздействия, используемые методики, сам способ физического воздействия. Это положение особенно актуально при лечении больных ДЦП, которое продолжается годами.

При физическом воздействии  могут преобладать местные, сегментарные или общие реакции организма. Для общего воздействия используют лечебные методы, оказывающие влияние  на функциональное состояние клеток головного мозга и расположенные  в нем жизненно важные центры, и рефлекторно-сегмен-тарные методики. В лечебный комплекс включают также воздействие на мышцы и связочно-суставной аппарат.

Выбор адекватного метода физиотерапии больному ДЦП определяется особенностями физического фактора, клинической симптоматикой, общим состоянием больного, сопутствующими заболеваниями.

Перед проведением физиотерапевтической процедуры необходимо успокоить  ребенка (вплоть до назначения седативных препаратов легко возбудимым детям), дать ему отдохнуть. Дозу воздействия  постепенно увеличивают как во время  процедуры, так и в ходе курса  лечения. При использовании аппаратной физиотерапии в ряде случаев первую процедуру следует проводить без включения аппарата с тем, чтобы не испугать ребенка и не вызвать у него негативного отношения к последующим процедурам.

Для лечения детей  чаще применяют импульсные режимы физического воздействия. Это позволяет уменьшить энергетическую нагрузку на растущий организм и использовать преимущественно специфический компонент действия фактора. Получившие в последнее время распространение процедуры магнито- и лазеротерапии отличаются высокой эффективностью, легко переносятся детьми и поэтому нашли широкое применение в лечебной практике.

Информация о работе Основные виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими цере