Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 18:13, контрольная работа
Детский церебральный паралич (ДЦП) обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за произвольными движениями.
Введение ……………………………………………………………………….3
Глава I.Общая характеристика детского - церебрального паралича
1.1.Общая характеристика……………………………………………………………5
1.2.Особенности психики………………………………………………….................5
1.3.Виды нарушений опорно-двигательного аппарата…………………………..8
Глава II.Особенности двигательной сферы при различных формах нарушения опорно-двигательного аппарата детей
2.1.Характеристика заболеваний опорно-двигательного аппарата…………….9
2.2Коррекционно-педагогическая помощь детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата……………………………………………………………………18
Глава III. Основы комплексной физической реабилитации дошкольников с детским церебральным параличом
3.1.Традиционные методы и средства, используемые в комплексной физической реабилитации дошкольников с детским церебральным параличом…………………21
3.2.Использование современных технологий в комплексной реабилитации дошкольников с детским церебральным параличом…………………………………30.
3.3.Социальная реабилитация детей с нарушение опорно-двигательного аппарата в деятельности социальных служб………………………………………..40.
Заключение………………………………………………………………………………42
Список литературы…………………………………………………………………...43
Программа реабилитации и адаптации детей ДЦП…………………………..45
Су-Джок терапию можно успешно использовать для лечения ДЦП, для чего необходимо знать зоны соответствия на стопах и кистях. Например, при контрактурах суставов ног (на стопу) для массажа можно брать 3-й и 4-й палец руки зоны 1-2-3-4 по тормозному методу (1-2 минуты)
Цветотерапия - немедикаментозный метод лечения, основанный на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов: воздействие цветом происходит на орган зрения, а через него и через зрительный ализатор - на нервную систему. Воздействие определенного цвета снимает энергетическую блокаду, являющуюся причиной функционального расстройства.
В современной медицине сочетают цветотерапию и биоритмотерапию, которая стимулирует зрительный анлизатор светом различной длины волн. Для процедуры пациент одевает специальные очки с лампочками, перед которыми ставятся светофильтры соответствующего цвета или просто смотрит на свет, который излучает аппарат (напр., экран монитора).
При подборе характеристик метода применяемого к пациенту - частоты переключения и мощности воздействия цвета, учитывается клиническая картина заболевания, психостатус пациента (возбужденное или депрессивное состояние), конституционный тип пациента, возраст. Частотные характеристики ритмов цветостимуляции выставляются по результатам электроэнцефалограммы и консультации невропатолога.
При подборе цвета учитывается то, что:
- красный - стимулирует сенсорные центры; повышает иммунитет; стимулирует надпочечники, симпатическую нервную систему; учащает сердцебиение, дыхание, повышает обмен веществ, выносливость.
- оранжевый - повышает
уровень нейроэндокринной
- желтый - активизирует
двигательные центры; стимулирует
работу желудочно-кишечного
- зеленый - активизирует вегетативную нервную систему; компенсирует энергетические потери; снижает спазм гладких мышц, сосудов, бронхов; ослабляет напряжение, успокаивает; устраняет застойные явления, бессонницу; рекомендован при дизуриях, эректильной дисфункции;
- синий - воздействует на парасимпатическую нервную систему, гипофиз; обладает антисептическим, бактерицидным и антиканцерогенным действием; понижает артериальное давление; тонизирует капилляры.
В настоящее время цветоимпульсная терапия (по другому - цветоритмотерапия, визуальная цветостимуляция) эффективно используется во многих областях медицины: неврологии, терапии, офтальмологии, психиатрии, педиатрии, рефлексологии.
3.3.Социальная
реабилитация детей с
Социальная реабилитация
лиц с ограниченными возможност
Ребенок с диагнозом детский церебральный паралич при отсутствии приспособлений упражнений и лечении может испытывать серьезные затруднения с передвижением. Такое положение усугубляет неумение или не желание других людей общаться, с таким ребенком приводит к его социальной депривации уже в детском возрасте затормозить выработку навыков необходимых для общения с окружающими.
В процессе социальной реабилитации решаются 3 задачи: адаптация, автоматизация и активизации личности.
Заключение
Анализ современных
подходов к организации
Обобщенная система работы может включать следующие аспекты:
1. Физическая реабилитация.
2. Обучение навыкам саморегуляции.
3. Развитие познавательных качеств и коммуникативных навыков.
4. Коррекция негативных эмоций.
5. Развитие дефицитных функций в системе диагноза.
Физическая реабилитация детей с ДЦП должна быть направлена на развитие телесных ощущений, выработку координации движений,
их согласованность, развитие умения произвольно расслаблять скелетную и дыхательную мускулатуру.
Нервная система этих детей устроена так, что и эмоциональные, и физические перегрузки способствуют еще большему развитию ненаправленной раздражительности, являющейся симптомом усталости. Дети с церебральным параличом нуждаются в ранней комплексной лечебно-коррекционной работе. Наряду с лечебной физкультурой и массажем в большинстве случаев необходимы специальные ортопедические мероприятия (специальные укладки, этапные гипсовые повязки, различные приспособления для удержания головы, сидения, стояния и ходьбы: рамы-каталки, утяжеленная тележка, ходунки, палочки для ходьбы и др.).
Список литературы
1.Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. М., 1989.
2.Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. М., 1989.
3.Данилова Л.А. Методика коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. М., 1997.
4.Лалаева Р.И. Методика психолингвистического изучения нарушений речи у аномальных детей. СПб., 1990.
5.Мастюкова Е.М. Речевые нарушения у учащихся с гиперкинетической формой церебрального паралича и медицинское обоснование логопедических мероприятий // Дефектология. 1999. № 3.
6.Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. М., 1991.
7.Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. М., 1995.
8.Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Что является наиболее важным в воспитании в семье ребенка с детским церебральным параличом? // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. № 2.
9.Шипицина Л.М., Мамайчук Л.М. Детский церебральный паралич. СПб., 2001.
10.Филатова, О. Профессиональная компетентность : [медико-психол.-соц. реабилитация детей с нарушениями ОДА] // Соц. защита. – 2006. - № 11. – С. 13-16 (Социономия).
11.Физические факторы в лечении детских церебральных параличей. Под ред. Н.А. Усаковой и Р.Г. Красильниковой. – М.: Советский спорт, 2006. – 192 с.Хольц Р. Помощь детям с церебральным параличом. Под ред. Е.В. Клочковой. – М.: Теревинф, 2007. – 336 с.
12.Чеснокова, Л. С. Иппотерапия в процессе психолого-педагогической реабилитации детей с церебральным параличом // Коррекц. педагогика. – 2007. - № 1. – С. 16-23.
14.Шамарин Т.Г., Белова Г.И. Возможности восстановительного лечения детских церебральных параличей. — Калуга, 2006. – 312 с..
15.Шалоник, А. С. Искусственная локальная гипотермия в комплексной реабилитации детей с ДЦП / А. С. Шалоник, А. В. Степанченко, Н. В. Месилова // Дет. и подростковая реабилитация. – 2006. - № 1. – С. 52-53.
16.Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. – СПб., Изд-во «Дидактика Плюс», 2004. – 272 с.
Программа реабилитации и адаптации детей ДЦП
У больных с церебральным параличом отмечается недостаток силы восприятия, и его можно устранить в какой-то степени посредством реализации программы упражнений. Дефекты восприятия в основном восполняются программой упражнений для развития зрительных и тактильных ощущений.
Программа коррекционной работы направлена на снижение примитивных рефлексов, повышение двигательной силы, развитие способности удерживать равновесие тела, выполнение ритмических движений.
Общими и обязательными принципами для всех методик ЛФК являются: 1) регулярность, систематичность и непрерывность применения лечебной гимнастики, 2) строгая индивидуализация упражнений ЛФК в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом ребенка, его психическим развитием, 4) постепенное, строго дозированное увеличение физической нагрузки.
1. Упражнения для растягивания мышц: снятие напряжения в мышцах, профилактика тератогенеза, расширение диапазона движения.
2. Упражнения для развития
чувствительности мышц; для выработки
силы, дающей возможность
3. Упражнения для улучшения
функционального состояния
4. Упражнения взаимного
влияния для укрепления
5. Упражнение на выносливость, для поддержания эффективности функционирования органов.
6. Тренировка на расслабление,
для устранения спазмов,
7. Тренировка ходьбой
(для обучения нормальной
8. Тренировка органов чувств: упражнения для стимулирования органов чувств через повышение чувствительности мышц.
9. Упражнения на подъем
по наклонной плоскости для
улучшения равновесия и
10. Упражнения на сопротивление:
постепенно увеличивающаяся
Больные с церебральным
параличом могут развивать
Специальная физкультура
путем использования
Используя запланированный комплекс упражнений, направленный на развитие ощущений, можно улучшить состояние двигательной сферы ребенка с дефектом нервной системы.
При участии больных с церебральным параличом в спортивных играх, необходимо применять игры, соответствующие их двигательной силе, или упрощать правила общеизвестных игр и условия их проведения. Например, если больные с церебральным параличом играют в футбол, следует отрегулировать величину ворот или расставить детей на местах игрового поля, где требуется меньше движений. Многие виды спорта предъявляют различные требования к степени двигательной активности, поэтому следует пересмотреть правила и используемый инвентарь. Важно тщательно учитывать индивидуальную двигательную активность каждого больного с церебральным параличом.
Двигательные функции при каждой форме церебрального паралича: спастической диплегии, атонической и астатической форм — отличаются своеобразием. Если при спастической диплегии сравнительно легче осваиваются упражнения, требующие непрерывного движения, то при астатической форме более подходящими являются кратковременные упражнения, дающие возможность чаще отдыхать между упражнениями. Если отдых и затрудняет развитие техники упражнений, он одновременно дает возможность предотвратить непроизвольные мышечные спазмы. Атоническая форма выдвигает несколько другую проблему. Больные с этой формой паралича особенно страдают при упражнениях на поддержание равновесия. Основная трудность выполнения упражнений для больных с церебральным параличом заключается в том, что каждый из них имеет свою двигательную силу, что важно учитывать при выборе вида упражнений. Больным с церебральным параличом следует чаще давать возможность отдыхать, продолжительность и частоту отдыха — варьировать, следя за степенью сопротивления при выполнении упражнений.