Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:47, контрольная работа
Развитие психологического знания изучает такая наука, как история психологии, основные направления психологии описаны в общей психологии. Следовательно, обратившись к истории психологии, можно рассмотреть, как формировалась философская мысль послужившая основой для возникновения и развития психологических знаний и основных направлений психологии. Эту систему научных знаний условно можно разделить на четыре этапа. На первом этапе представления о психике человека носили анимистический характер, наделявший каждый предмет душой. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад.
1. Основные исторические этапы развития психологической науки
Введение……………………….……………………….…………….……………3
1.1 История развития психологической мысли в эпоху античности и средневековья…………………………………..……………………….……5
1.2 История развития психологической мысли в эпоху возрождения и Новое время (XVII в.)………………………….…………………………………….8
1.3 Развитие психологической мысли в эпоху Просвещения (XVIII в.) и в первой половине XIX в………………………………………..……………10
1.4 Развитие психологической мысли в эпоху Просвещения (XVIII в.) и в первой половине XIX в……………………………………………………..12
1.5 Возникновение психологии в России……………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………….17
2. Интеллект: понятие, изучение, коэффициент интеллекта
Введение………………………………………………………………………….18
2.1 Понятие интеллекта………………………………………………………19
2.2 Структура интеллекта…………………………………………………….21
2.3 Оценка интеллекта………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованных источников…………………….……………………..
Содержание
1. Основные исторические этапы развития психологической науки
Введение……………………….……………………….……
Заключение……………………………………………………
2. Интеллект: понятие, изучение, коэффициент интеллекта
Введение…………………………………………………………
2.1 Понятие интеллекта……………………………………………………
2.2 Структура
интеллекта……………………………………………………
2.3 Оценка интеллекта…………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………….……………………..
1. Основные исторические этапы развития психологической науки
Введение
История становления психологии, как науки, представляет собой последовательность событий и философских открытий, приведших к формированию психологии, как самостоятельной науки, а также определивших основные направления психологии. Развитие психологического знания изучает такая наука, как история психологии, основные направления психологии описаны в общей психологии. Следовательно, обратившись к истории психологии, можно рассмотреть, как формировалась философская мысль послужившая основой для возникновения и развития психологических знаний и основных направлений психологии. Эту систему научных знаний условно можно разделить на четыре этапа.
На первом этапе представления о психике человека носили анимистический характер, наделявший каждый предмет душой. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад.
На втором этапе развития психологии как науки сначала в XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой.
На третьем этапе развития психологии как науки в XIX в. большую роль в превращении ее в самостоятельную отрасль знаний, сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний людей, а также, проведение непосредственных экспериментальных исследований их психики.
На четвертом (современном) этапе развития психологической науки, начиная с середины XX в., психология стала превращаться в многоотраслевую прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности людей и общества.
Рассмотрим основные этапы становления психологи, как науки, более подробно.
Психология зародилась в недрах философии, и первые представления о ее предмете связывались с понятием «душа». Практически все древние философы пытались выразить с помощью этого понятия самое главное, сущностное, начало любого предмета живой (а иногда и неживой) природы, рассматривая ее как причину жизни, дыхания, познания и т. п.
Вопрос о природе души решался философами в зависимости от принадлежности их к материалистическому или идеалистическому лагерю. Так, Демокрит (460—370 гг. до н. э.) считал, что душа – это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных. Все явления душевной жизни Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами. Так, по его мнению, душа получает ощущения от внешнего мира благодаря тому, что ее атомы приводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредственно «истекающими» от предметов. Материализм Демокрита носил наивный механистический характер.
Гораздо более сложное представление о душе развил Аристотель (384—322 гг. до н. э.). Его трактат «О душе» – первое специально психологическое сочинение, которое в течение многих веков оставалось главным руководством по психологии. Сам Аристотель по праву считается основателем психологии, как, впрочем, и целого ряда других наук. Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел), как это делали философы-идеалисты. Для определения природы души он использовал сложную философскую категорию «энтелехия», которая означает существование чего-то.
«…Душа, – писал он, – необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же (как форма) есть энтелехия; стало быть, душа есть энтелехия такого тела» [1, с. 394]. Один привлекаемый Аристотелем образ хорошо помогает понять смысл этого определения. «Если бы глаз был живым существом, – пишет Аристотель, – то душой его было бы зрение» [1, с. 395]. Итак, душа есть сущность живого тела, «осуществление» его бытия, так же как зрение – сущность и «осуществление» глаза как органа зрения.
Аристотель заложил глубокие основы естественно-научного подхода к изучению психики. Советский философ В. Ф. Асмус характеризует его как «подлинного отца будущей материалистической психологии» [2, с. 62]. Главная функция души, по Аристотелю, – реализация биологического существования организма. Нужно сказать, что такое представление закрепилось впоследствии за понятием «психика»: с точки зрения материалистического естествознания психика явилась одним из факторов эволюции животного мира. Что же касается понятия «душа», то оно все более сужалось до отражения преимущественно идеальных, «метафизических» и этических проблем существования человека. Основы такого понимания души были заложены философами-идеалистами, и прежде всего Платоном (427—347 гг. до н. э.).
Платон был учеником Сократа (470 – 399 гг.до н.э.), а Сократ не написал ни одной строчки. Он был философом, который проповедовал собственные взгляды устно, в форме бесед. Свои дни он проводил в том, что ходил по улицам Афин, сидел на рыночной площади и беседовал с людьми, людьми очень разными. Это были и простые горожане, и приезжие философы, и его собственные ученики. В двадцатилетнем возрасте Платон встретил Сократа, и эта встреча перевернула его жизнь. Он оставался с Сократом до самой его смерти, т. е. примерно 7–8 лет. Впоследствии все произведения Платона были написаны в форме диалогов, где главное действующее лицо – Сократ. Так и осталось неизвестным, какая часть идей, которые мы находим у Платона, принадлежит ему, а какая – Сократу. Скорее всего, в текстах Платона органически соединились взгляды обоих этих великих философов.
В текстах Платона мы обнаруживаем взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию; она существует наряду с телом и независимо от него. Душа – начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело – начало зримое, низменное, преходящее, тленное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда тело берет душу в свои оковы. Тело раздираемо различными желаниями и страстями. Оно заботится о пропитании, подвержено недугам, страхам, соблазнам. Войны и ссоры происходят из-за потребностей тела. Оно мешает также чистому познанию. Во взглядах на то, как душа и тело связаны с познанием, ярко проявляется идеализм Платона (он родоначальник объективного идеализма). Платон постулирует изначальное существование мира идей. Этот мир идей существует вне материи и вне индивидуального сознания. Он представляет собой совокупность абстрактных идей – идей о сущностях предметов внешнего мира. Истинное знание достигается только путем непосредственного проникновения души в мир идей.
Из своего представления о душе Платон и Сократ делают этические выводы. Поскольку душа – самое высокое, что есть в человеке, он должен заботиться о ее здоровье намного больше, чем о здоровье тела. При смерти душа расстается с телом, и в зависимости от того, какой образ жизни вел человек, его душу ждет различная судьба: она либо будет блуждать вблизи земли, отягощенная телесными элементами, либо отлетит от земли в идеальный мир.
1.2 История
развития психологической
С ХVII века начинается новая эпоха в развитии психологического знания. У истоков этой новой психологии стоит французский философ Рене Декарт (1596—1650). Декарт считается родоначальником рационалистической философии. Согласно его мнению, знание должно строиться на непосредственно очевидных данных, на непосредственной интуиции. Из нее оно должно выводиться методом логического рассуждения.
В одном из своих произведений Р. Декарт рассуждает о том, как лучше всего добраться до истины [3]. Он считает, что человек с детства впитывает в себя очень многие заблуждения, принимая на веру различные утверждения и идеи. Так что если хотеть найти истину, то для начала надо все подвергнуть сомнению. Тогда человек легко может усомниться в показаниях своих органов чувств, в правильности логических рассуждений и даже математических доказательств, потому что если Бог сделал человека несовершенным, то и его рассуждения могут содержать ошибки. Так, подвергнув все сомнению, мы можем прийти к выводу, что нет ни земли, ни неба, ни Бога, ни нашего собственного тела. Но при этом обязательно что-то останется. Что же останется? Останется наше сомнение – верный признак того, что мы мыслим. И вот тогда мы можем утверждать, что существуем, ибо «…мысля, нелепо предполагать несуществующим то, что мыслит». И дальше следует знаменитая декартовская фраза: «Мыслю, следовательно, существую» [3, с. 428].
«Что же такое мысль?» – задает себе дальше вопрос Декарт. И отвечает, что под мышлением он подразумевает «все то, что происходит в нас», все, что мы «воспринимаем непосредственно само собою». И поэтому мыслить – значит не только понимать, но и «желать», «воображать», «чувствовать» [3, с. 429].
В этих утверждениях Декарта и содержится тот основной постулат, из которого стала исходить психология конца XIX в., – постулат, утверждающий, что первое, что человек обнаруживает в себе, – это его собственное сознание. Существование сознания – главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояния и содержания сознания. Так, «новая психология», восприняв дух идей Декарта, сделала своим предметом сознание.
Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.
Немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716),отвергнув установленное Р. Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил - бесчисленных «малых перцепций» (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти. Г. Лейбниц пытался объяснить связь между психическим и физическим (физиологическим) в человеке не как взаимодействие, а как соответствие в виде созданной благодаря божественной мудрости «предустановленной гармонии».
1.3 Развитие психологической мысли в эпоху Просвещения (XVIII в.) и в первой половине XIX в.
Термин «эмпирическая психология» введен немецким философом XVIII века Христианом Вольфом (1679-1754) для обозначения направления в психологической науке, основной, принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними.
Этот принцип стал основой учения, родоначальника
эмпирической психологии английского
философа Джона Локка (1632-1704). Душу человека Д. Локк
рассматривает как пассивную, но способную
к восприятию среду, сравнивая ее с чистой
доской, на которой ничего не написано.
Под воздействием чувственных впечатлений
душа человека, пробуждаясь, наполняется
простыми идеями, начинает мыслить, т.
е. образовывать сложные идеи. Душа является
"чистой доской", письмена на которой
пишутся опытом. Выделял две формы опыта:
внешний опыт, в котором представлены
ощущения внешнего мира, и внутренний
опыт, где представлены идеи, т.е. результаты
познания деятельности собственного разума.
При этом образование сложных, или составных,
идей может идти двумя путями: либо при
помощи операций ума, таких как сравнение,
абстрагирование и обобщение, в результате
чего формируются понятия, либо достаточно
случайно, при объединении идей посредством
ассоциаций, что приводит к образованию,
например, предрассудков или страхов.
Эти построения Локка нашли свое продолжение
в интроспективной и ассоциатив