Основные исторические этапы развития психологии как науки. Интеллект: понятие,изучение, коэффициент интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:47, контрольная работа

Краткое описание

Развитие психологического знания изучает такая наука, как история психологии, основные направления психологии описаны в общей психологии. Следовательно, обратившись к истории психологии, можно рассмотреть, как формировалась философская мысль послужившая основой для возникновения и развития психологических знаний и основных направлений психологии. Эту систему научных знаний условно можно разделить на четыре этапа. На первом этапе представления о психике человека носили анимистический характер, наделявший каждый предмет душой. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад.

Содержание

1. Основные исторические этапы развития психологической науки
Введение……………………….……………………….…………….……………3
1.1 История развития психологической мысли в эпоху античности и средневековья…………………………………..……………………….……5
1.2 История развития психологической мысли в эпоху возрождения и Новое время (XVII в.)………………………….…………………………………….8
1.3 Развитие психологической мысли в эпоху Просвещения (XVIII в.) и в первой половине XIX в………………………………………..……………10
1.4 Развитие психологической мысли в эпоху Просвещения (XVIII в.) и в первой половине XIX в……………………………………………………..12
1.5 Возникновение психологии в России……………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………….17
2. Интеллект: понятие, изучение, коэффициент интеллекта
Введение………………………………………………………………………….18
2.1 Понятие интеллекта………………………………………………………19
2.2 Структура интеллекта…………………………………………………….21
2.3 Оценка интеллекта………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованных источников…………………….……………………..

Вложенные файлы: 1 файл

психология к-р.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

          Таким образом, в настоящее время существуют как минимум три трактовки понятия интеллекта:

- Биологическая трактовка: «способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации».

- Педагогическая трактовка: «способность к обучению, обучаемость».

- Структурный подход, сформулированный А. Бине: интеллект как «способность адаптации средств к цели». С точки зрения структурного подхода, интеллект – это совокупность тех или иных способностей [10, с 88].

          Совокупность познавательных процессов человека определяет его интеллект. «Интеллект – это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами» (Векслер), т.е. интеллект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде.

2.2 Структура интеллекта.

      Независимо от того, на каком подходе — концептуальном или эмпирическом, базируются авторы интеллектуальных концепций, в целом их можно разделить на две группы. Авторы, относящиеся к первой группе, рассматривают структуру интеллекта как набор независимых, хотя и по-разному организованных умственных способностей; авторы, составляющие вторую группу, предпочтение отдают иерархическим моделям.

      Классическим примером многофакторной теории интеллекта является модель Л. Терстоуна, выделившего семь так называемых первичных умственных способностей, проявляющихся независимо друг от друга и отвечающих за конкретные группы интеллектуальных операций. Это следующие способности: к пониманию значений слов; к быстрому нахождению соответствующих заданному критерию слов; к оперированию в уме пространственными отношениями; к легкому оперированию цифровым материалом; к логическому рассуждению; к запоминанию и воспроизведению информации; к восприятию зрительных образов. Развивая идеи Л. Терстоуна, Дж. Гилфорд создает структурную модель интеллекта, в которой каждый фактор характеризуется сочетанием одного из пяти типов умственных операций (опознание и понимание предъявленного материала, поиск в одном направлении при наличии единственного верного ответа, поиск в разных направлениях при наличии нескольких в равной мере правильных ответов, оценка правильности или логичности заданной ситуации, запоминание и воспроизведение информации), четырех форм содержания материала (конкретный, символический, семантический, поведенческий) и пяти разновидностей конечного результата интеллектуальной деятельности (единичные объекты, классы объектов, отношения, системы, трансформация материала, импликации или предвидение результата), что приводит к наличию не менее 120 отдельных интеллектуальных способностей. В продолжение этих идеи разработаны концепция Дж, Кэрролла, включающая 24 фактора, «берлинская модель структуры интеллекта» А. Якра, основанная на использовании 191 теста, и др.

      Заметим, что такой подход хотя и интересен с теоретической точки зрения, но не конструктивен с практической и существенно осложняет решение проблемы измерения интеллекта.

      Другая группа концепций базируется на идее наличия общего фактора интеллекта («general factor»), определяющего в конечном итоге специфику и продуктивность всей интеллектуальной деятельности человека. Классическим примером такого подхода является двухфакторная теория интеллекта Ч. Спирмена, полагавшего, что фактор «G» представляет собой особую «умственную энергию», различия в уровне которой и определяют индивидуальные способности устанавливать связи и отношения между элементами собственных знаний и элементами содержания тестовой задачи.

      Кроме общего фактора Спирмен включил в свою модель специфический фактор «S», который был впоследствии дифференцирован на группы арифметических, механических и лингвистических способностей.

      Наиболее последовательным сторонником и продолжателем идеи Спирмена был его ученик Дж. Равен, который разработал собственный тест прогрессивных матриц, остающийся до сих пор одним из лучших методов «чистого» измерения общего интеллекта, главным показателем которого считается способность к научению на основе обобщения (концептуализации) собственного опыта в условиях отсутствия внешних указаний.

     Исследования интеллекта Р. Кэттелла позволили выделить в общем факторе два компонента: «кристаллизованный интеллект» (crystallized), основанный на использовании имеющегося у субъекта опыта, и «текущий интеллект» (fluid), проявляющийся в задачах, требующих приспособления к новым условиям и ситуациям, обусловленный при этом наследственными факторами. Кроме базовых интеллектуальных способностей в структуру интеллекта Кэттелл включал способность манипулировать образами при решении дивергентных задач (фактор визуализации), способность сохранять и воспроизводить информацию (фактор памяти) и способность поддерживать высокий темп реагирования (фактор скорости).

     В дальнейшем идея общего интеллекта была взята на вооружение психологами, занимающимися практическим изучением интеллекта на основе разработки соответствующего психодиагностического инструментария — интеллектуальных шкал (Д. Векслер, Р. Амтхауэр). Иерархическая модель интеллекта в этих концепциях включала три уровня: 1) общий интеллект; 2) специфические (групповые) факторы интеллекта (у Векслера — это вербальный и невербальный; у Амтхауэра — вербальный, математический и пространственный); 3) частные интеллектуальные способности, соответствующие психологическому содержанию отдельных субтестов интеллектуальных шкал, так же как общий запас знаний, эрудиция, способности к аналитико-синтетической деятельности, к обобщению, комбинаторная способность, способности к абстрактному мышлению и к наглядно-действенному мышлению и др.

      Таким образом, ответ на вопрос о содержании или структуре интеллекта является не более определенным, чем о его сущности, а истолкование результатов практического исследования интеллекта зависит от конкретной концепции, в рамках которой разработан применяемый инструментарий.

      Какую бы концепцию, раскрывающую сущность интеллекта, мы ни предпочли, как только мы обращаемся к личности (субъекту) как носителю интеллекта, закономерно встает вопрос: как можно не только описать интеллектуальную составляющую структуры личности, но и измерить ее.

 

 

 

2.3 Оценка интеллекта

 

     Идея измерения интеллекта получила свое наиболее полное воплощение в понятии коэффициент интеллекта (IQ), введенном В. Штерном в 1912 г. и понимаемом как количественный показатель уровня интеллектуального развития. Первоначально этот показатель рассматривался как соотношение двух показателей: умственного (интеллектуального) возраста, сформулированного А. Бине и определяемого через степень сложности тестовых заданий, доступных испытуемому, и хронологического возраста. Формула коэффициента интеллекта, впервые использованная в шкале Бине — Симона, имеет следующий вид:

 

 

         Однако многочисленные исследования интеллектуального развития людей различных возрастов, выявившие нелинейный характер возрастных изменений интеллекта, а также развитие математико-статистического аппарата психологических исследований вынудили психологов отказаться от такого способа измерения и ввести стандартные показатели IQ, основанные на статистическом месте, которое занимает индивид в своей возрастной группе. Впервые такой способ определения коэффициента интеллекта был использован Д. Векслером. Им же была предложена полученная по американской выборке качественная классификация уровней развития интеллекта, основанная на частоте встречаемости определенного IQ (см. табл. 1),[ 6, c.53]

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. Классификация уровней интеллектуального развития по Д. Векслеру

 

Величина IQ

Уровень интеллектуального  развития

% встречаемости в выборке(n=1770чел.)

130 и выше

Весьма высокий интеллект

2,2

120-129

Высокий интеллект

6,7

110-119

Хорошая норма (интеллект намного  выше среднего)

16,1

90-109

Средний уровень интеллекта

50,0

80-89

Сниженная норма интеллекта

16,1

70-79

Пограничный уровень развития

6,7

69 и ниже

Умственный дефект (слабоумие)

2,2


 

 

 В 1939 году Д. Векслером  были  предложены шкалы интеллекта, которые были стандартизированы на выборках людей от 7 до 69 лет. В этих шкалах задания, в отличие от теста Бине, были одинаковыми для всех возрастов. Основой для оценки служило число правильных ответов, которое давал испытуемый. Оно сравнивалось со средним числом правильных ответов для лиц соответствующей возрастной группы, что позволяло достаточно просто перейти к IQ. Наибольшую известность получили варианты шкалы Векслера для детей до 16 лет и лиц от 16 до 64 лет.

 Баллы IQ распределяются в каждой популяции симметрично по отношению к среднему (100 баллов) и кривая распределения имеет форму колокола (нормальное распределение). Такого рода распределения характерны для большинства биологических показателей, и психогенетики приложили немалые усилия для разделения дисперсии IQ на средовые и генетические составляющие для установления коэффициента наследуемости. Однако следует заметить, что сами характеристики распределения IQ ничего особенного не открывают, т.к. тест задумывался именно так, чтобы система подсчета согласовывалась с законами нормального распределения (среднее 100 и стандартное отклонение 15 баллов).

  Заметим, что большинство психологов, использующих в своей работе показатели IQ, для их интерпретации пользуются именно этой таблицей. Однако, как справедливо отмечает А. Анастази, ввиду все более широкого применения стандартных IQ важно помнить, что они сравнимы лишь при использовании тех же самых или близких по значению статистических показателей кривой распределения.

      Кроме того, поскольку интеллект вряд ли можно рассматривать как единую и однообразную способность, а следует учитывать его сложное строение, то информация лишь об общем уровне его развития далеко не достаточна, чтобы можно было адекватно использовать знание об интеллектуальном развитии человека для практической работы с ним.

      В связи с этим при применении любых измерительных процедур рекомендуется не ограничиваться лишь определением и интерпретацией IQ, а дополнить их анализом соотношения различных сторон интеллекта, например, вербального и невербального, практического и теоретического, математического, технического и т.д. Важным моментом является и сравнение результативности по субтестам, изучающим отдельные, частные интеллектуальные способности, их соотношение, а также анализ правильности ответов на конкретные задания каждого субтеста, учитывая специфику их расположения. Наконец, дополнив количественную характеристику интеллекта анализом качественных показателей ответов и поведения испытуемого в процессе тестирования, можно получить

достаточно полную картину  характера интеллектуального развития личности.

 

 

 

 

 

        Заключение

 
          Интеллект в широком понимании представляет собой совокупность всех познавательных функций индивида. В более узком понимании интеллект представляют как мышление, высший познавательный процесс.  
Процесс развития интеллекта начинается с механического накопления знаний и доходит до автоматизации когнитивных процессов, превращая знания в умения посредством субъективного опыта принятия и применения накопленных знаний. Следовательно, развитие интеллекта — это когнитивный процесс, который включает в себя все те изменения, которые происходят в когнитивных структурах течение всей жизни человека. 
В результате такого комплексного процесса развития происходит переработка информации, полученной посредством всех видов обучения, ежедневной деятельности человека и взаимодействия с окружающей его средой. 

В новых условиях, переживаемых нашим обществом, изучение интеллекта и психологических механизмов умственного  развития становится одним из приоритетных научных направлений. Во-первых, интеллектуальные способности людей являются существенным резервом человеческой цивилизации. Их актуализация может резко повысить качество любых общественных реформ. Во-вторых, одним из решающих факторов экономического развития в современных условиях оказывается интеллектуальное производство, а важнейшей формой собственности – интеллектуальная. В-третьих, интеллектуальное творчество, будучи неотъемлемой стороной человеческой духовности и условием личной свободы людей, выступает в качестве социального механизма, противостоящего регрессивным линиям в развитии общества. В-четвертых, только работа интеллекта может обеспечить возможность появления нового знания.

 

Список использованных источников

1. Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 1. М., 1975.

2. Асмус В. Ф. «Трактат о душе» (вводная статья в кн.: Аристотель) // Соч. Т. 1. М., 1975.

3. Декарт Р. Начала философии. Избр. произведения. М., 1950.

4. Дружинина В.Н., Ушакова Д.В.. Когнитивная психология. Учебник для вузов. - М.: ПЕР СЭ, 2002, 480 с. 

5. Ждан А.Н История психологии: от античности к современности: Учебник для вузов.- М., 5-е издание, 2004,576с.

6. Карпова Л.В. Общая психология. Учебник. М.,2005, с.232.

7. Пиаже Ж. Избранные психологические произведения. – М.: Наука, 1969. – 380 с.

8. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2-х т., Ростов-на-Дону, 2006.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб: Питер 2002. – 720с.

Информация о работе Основные исторические этапы развития психологии как науки. Интеллект: понятие,изучение, коэффициент интеллекта