Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:47, контрольная работа
Развитие психологического знания изучает такая наука, как история психологии, основные направления психологии описаны в общей психологии. Следовательно, обратившись к истории психологии, можно рассмотреть, как формировалась философская мысль послужившая основой для возникновения и развития психологических знаний и основных направлений психологии. Эту систему научных знаний условно можно разделить на четыре этапа. На первом этапе представления о психике человека носили анимистический характер, наделявший каждый предмет душой. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад.
1. Основные исторические этапы развития психологической науки
Введение……………………….……………………….…………….……………3
1.1 История развития психологической мысли в эпоху античности и средневековья…………………………………..……………………….……5
1.2 История развития психологической мысли в эпоху возрождения и Новое время (XVII в.)………………………….…………………………………….8
1.3 Развитие психологической мысли в эпоху Просвещения (XVIII в.) и в первой половине XIX в………………………………………..……………10
1.4 Развитие психологической мысли в эпоху Просвещения (XVIII в.) и в первой половине XIX в……………………………………………………..12
1.5 Возникновение психологии в России……………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………….17
2. Интеллект: понятие, изучение, коэффициент интеллекта
Введение………………………………………………………………………….18
2.1 Понятие интеллекта………………………………………………………19
2.2 Структура интеллекта…………………………………………………….21
2.3 Оценка интеллекта………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованных источников…………………….……………………..
Основателем ассоциативной психологии Давид Гартли (1705-1757). По Д. Гартли, психический мир человека складывается постепенно в результате усложнения «первичных элементов» (чувствований) посредством их ассоциации. Основываясь на физике И. Ньютона, трактовал процессы восприятия как действие вибраций внешнего эфира на органы чувств и мозг, которые также начинают вибрировать. В ослабленном виде вибрации в нервной системе могут продолжаться и тогда, когда внешние уже прекратились. Собственно же психические процессы являются отображением мозговых "вибраций". Тем самым Д. Гартли давал параллелистическую трактовку психофизической проблемы. Построил модель сознания, в которой простейшие его элементы: ощущения (сенсации), представления (идеации) и чувственный тон ощущений (аффектации) в опыте связываются друг с другом связями по механическому типу - одновременными и последовательными ассоциациями, образуя все более и более сложные уровни. При этом формирование общих понятий происходит также на основе ассоциаций, когда отпадают все случайные ассоциации, а существенные группируются вокруг целого посредством слова. Считал действующими силами психического развития удовольствие и страдание. Последующее развитие ассоцианизма связано с именами Джона Стюарта Милля (1806-1873) и Герберта Спенсера (1820-1903).
1.4 Развитие
психологии как
Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений - психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого Вильгельма Вундта (1832-1920),создателя первой в мире психологической лаборатории. Толчком к основанию лаборатории послужила идея о том, что разум и поведение, подобно планетам и химическим веществам, могут стать предметом научного анализа. Собственные исследования Вундта касались преимущественно органов чувств, в особенности зрения, однако он и его коллеги изучали также внимание, эмоции и память.
Вундт полагался на интроспекцию как на метод изучения ментальных (психических) процессов. Под интроспекцией понимаются наблюдения и их регистрация, касающиеся природы собственных восприятий, мыслей и чувств — например, наших размышлений, касающихся непосредственных сенсорных впечатлений от таких стимулов, как световая вспышка определенного цветового тона. Интроспективный метод Вундт унаследовал от философии, однако он развил эту концепцию, добавив к ней новое измерение. Чистое самонаблюдение было недостаточным для психологии, оно должно было быть дополнено экспериментом. В экспериментах Вундта производились систематические изменения определенных физических характеристик стимулов, таких как его интенсивность, и использовался интроспективный метод для определения того, какое влияние эти физические изменения оказывают на осознанный опыт восприятия стимулов участниками экспериментов.
Интроспекция, в особенности по отношению к сиюминутным психическим событиям, оказалась ненадежным методом исследований. Даже после длительного обучения методу интроспекции различные индивидуумы предлагали совершенно различные интроспективные отчеты, касающиеся простейших сенсорных впечатлений, и на основании этих отчетов трудно было прийти к каким-либо выводам. В результате, в настоящее время интроспекция не входит в число основных методов современного когнитивного подхода.
Последователь Вундта - Эдвард Титченер (1867-1927), американский психолог, был основателем и лидером структурной психологии. В ее основе лежит идея элементов сознания (ощущений, образов, чувств) и структурных отношений. Структура, по Титченеру, выявляется интроспекцией - наблюдением субъекта за актами собственного сознания. Проводил экспериментальные исследования ощущений, внимания, памяти. Трактовал предмет психологии как систему элементарных сознаваемых состояний (ощущений, представлений, чувствований) из которых формируется все многообразие душевной жизни. Основным методом психологии выступает аналитическая интроспекция, в которой от наблюдателя, участвующего в эксперименте, требуется описание элементов сознания не в терминах внешних объектов, а в терминах ощущений.
Зарубежная психологическая
наука использовала различные подходы
к осмыслению психики человека: психоаналитический - охватывает различные направления психоанализа,
кои при всех различиях сохраняют общую
направленность терапии - помощь клиенту
выявить неосознаваемые причины тягостных
переживаний и болезненных появлений
(3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм
и др.); бихевиористский - наука о поведении человека и животных
(Д. Уотсон, Э. Толмен, К. Халл, Р. Бейлз, Б.
Скиннер и др.); когнитивистский - охватывает весь диапазон психических
процессов — от ощущения до восприятия,
нейронауки, распознавания паттернов,
внимания, сознания, научения, памяти,
формирования понятий, мышления, воображения,
запоминания, языка, интеллекта, эмоций
и процессов развития; она касается всевозможных
сфер поведения (У. Найссер, А. Пайвио, Ф. Хайдер, Ф. Фестингер
и др.); гуманистический - признающий своим главным предметом
личность как уникальную целостную систему,
в качестве основных предметов анализа
выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь,
1.5 Возникновение психологии в России
Основоположником отечественной научной психологии считается И. М. Сеченов (1829-1905). Книга И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1863) явилась одной из наиболее ярких работ того времени . Эта работа внесла значительный вклад в развитие психофизиологии, нейропсихологии, физиологии высшей нервной деятельности. Следует отметить, что И. М. Сеченов был не только физиологом, чьи труды создали естественно -научную основу для современной психологии. И. М. Сеченов с ранней молодости увлекался психологией и, по мнению С. Л. Рубинштейна, был крупнейшим русским психологом того времени. И. М. Сеченов-психолог не только выдвинул психологическую концепцию, в которой определил предмет научного познания психологии — психические процессы, но и оказал серьезное влияние на становление в России экспериментальной психологии. Но, пожалуй, наибольшее значение его научной деятельности заключается в том, что она оказала влияние на исследования В. М. Бехтерева и И. П. Павлова.
Труды И. П. Павлова имели огромное значение для мировой психологической науки. Благодаря открытию механизма образования условного рефлекса были сформированы многие психологические концепции и даже направления, в том числе бихевиоризм. Его работы плодотворно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности, однако собственной психологической концепции И.П. Павлов не создал.
Позднее, на рубеже веков, экспериментальные исследования были продолжены такими учеными, как А. Ф. Лазурский, Н. Н. Ланге, Г. И. Челпанов.
А. Ф. Лазурский много занимался вопросами личности, особенно изучением характера человека. А. Ф. Лазурский впервые доложил об естественном эксперименте на 1-м съезде по экспериментальной педагогике (1910), а в 1918 г. вышла в свет его книга «Естественный эксперимент и его школьное применение».
Н. Н. Ланге - один из основателей экспериментальной психологии в России. Он известен не только тем, что занимался изучением ощущения, восприятия, внимания. Н. Н. Ланге создал при Одесском университете одну из первых в России лабораторий экспериментальной психологии.
Одновременно с
Особенно заметную роль в истории отечественной дореволюционной психологии сыграл Г. И. Челпанов, который был основателем первого и старейшего в нашей стране психологического института. Проповедуя позиции идеализма в психологии, Г. И. Челпанов не мог заниматься научными исследованиями после Октябрьской революции. Однако на смену основателям отечественной психологической науки пришли новые талантливые ученые. Это С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, которые не только продолжили исследования своих предшественников, но и вырастили не менее знаменитое поколение ученых. К их числу относятся Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин. Основные труды этой группы ученых относятся к периоду 30-60-х гг. XX в.
Заключение
В своей работе я попыталась проследить историю становления и развития психологии, одной из самых сложных и загадочных наук. Ведь эта наука – заманчивый мир явлений, вызывающих особый, исключительный интерес на протяжении многих веков.
Ученые, внесшие свой вклад в развитие науки, были яркими личностями - они сочетали в себе профессиональные качества в своей области с высокой культурой духа. Новые теории строились на основе не только строгого разума, но и высокой степени интуиции.
С тех пор прошло уже много времени. Современная наука быстро прогрессирует, и научные открытия совершаются на наших глазах. Современное естествознание представляет собой сложную, разветвленную систему множества наук. Ведущими науками XX века по праву можно считать физику, биологию, науки о космосе, прикладную математику (неразрывно связанную с вычислительной техникой и компьютеризацией), кибернетику, синергетику. Но не только последние научные данные можно считать современными, а все те, которые входят в толщу современной науки, образуя ее краеугольные камни, поскольку наука не состоит из отдельных, мало связанных между собой теорий, а представляет собой во многом единое целое, состоящее из разновременных по своему происхождению частей.
Интеллект: понятие, изучение, коэффициент интеллекта
Введение
Первоначально термин интеллект относился
только к рациональным мыслительным функциям
человеческой психики; на сегодняшний
день это родовое понятие, описывающее
все познавательные процессы в целом.
Существует ряд принципиально
различных концепций интеллекта. Это и
структурно-генетический подход Ж.Пиаже,
где интеллект понимается как высший способ
уравновешивания субъекта со средой, и
когнитивисткая концепция в которой интеллект
представлен как набор когнитивных операций. Проблемой измерения интеллекта в разное
время занимались: А. Бине, Г. Айзенк, Дж.
Кеттелл, Ч. Спирман, Д. Векслер, Л. Терстоун и др. Но и в настоящее время эта проблема не
является до конца решенной. Проблема измерения интеллекта занимает
особое место в психологической науке
не только потому, что с нее началась психодиагностика,
но и в связи с дерзким стремлением исследователей
оценить возможности ума человека, как
важнейшего органа познания как самое
себя, так и явлений окружающей реальности.
Целью данной контрольной работы является исследование понятия интеллект, его структуры и оценки.
2.1 Понятие интеллекта
Интеллект (от лат. - ум, рассудок, разум)
зачастую отождествляется с мышлением
в определении: интеллект - это мыслительная
способность человека. Однако еще французский
психолог Ж. Пиаже разводил эти два понятия.
Он предлагал трактовать интеллект как
«психическую адаптацию к новым условиям»
[7,с.85]. По Пиаже, «интеллект является состоянием
равновесия, к которому тяготеют все последовательно
расположенные адаптации сенсомоторного
и когнитивного порядка так же, как и все
взаимодействия организма со средой»
[7,с.85]. Одна из основных особенностей человеческого
интеллекта заключается в том, что не всякое
содержание, получаемое из внешнего мира,
может быть усвоено, а лишь то, которое
хотя бы приблизительно соответствует
внутренним структурам индивида. Усвоение
(ассимиляция) и приспособление (аккомодация)
находятся между собой в состоянии несбалансированного
равновесия, и деятельность человека направлена
к достижению равновесия между ассимиляцией
и аккомодацией. Еще одним важным показателем
интеллекта является его организованность,
т.е. представление интеллектуальной активности
субъекта в виде некоторой структуры с
выделением в ней отдельных элементов.
Пиаже говорил о стадиях развития интеллекта, иначе говоря, о стадиях развития некоторой структурной схемы с разными выделяющимися в ней компонентами. Выделяются 4 стадии развития интеллекта. Первая, названная стадией сенсомоторного интеллекта, продолжается от 0 до 2 лет. Вторая - дооперациональное мышление - занимает период от 2 до 7-8 лет. Третью стадию составляет период конкретных операций - от 7-8 до 11-12 лет. Последний, четвертый период развития интеллекта - это период формальных операций, он начинается от 12 лет и развивается на протяжении всей жизни. Если на первых этапах развития интеллекта операции как бы связаны с предметами, конкретны и зачастую недифференцированы между собой, то в процессе овладения различными способами замещения реальных объектов, обозначения их, прежде всего, словесными знаками, возникает возможность более разнообразных связей с действительностью, иначе говоря, возникает развитой интеллект, который обеспечивает адаптацию человека к внешней среде. Стадии развития интеллекта привязаны к определенному возрасту, но обучение может ускорять их прохождение, а при отсутствии обучения по различным причинам может быть задержка развития. Например, в исследованиях П.Я. Гальперина было показано, что при целенаправленном обучении формальные операции появляются уже у старших дошкольников.
Если для Пиаже интеллект - это общий регулятор поведения всех уровней, то для некоторых других исследователей (А. Бине, Л. Векслер) он - символ обучаемости человека и любого другого живого существа всему новому.