Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 16:19, доклад
Зигмунд Фрейд (1856–1939) – австрийский психолог, психиатр, психотерапевт, автор психоанализа, оказавший мировоззренческое и культурное влияние на цивилизацию ХХ века.
Психоанализ явился одним из важных для развития современной философии, психологии и культуры направлений.
Первоначально психоанализ сложился как метод лечения неврозов, затем стал психологической теорией, а впоследствии превратился в одно из важных направлений философии 20 века.
Термин «психоанализ» имеет три значения:
1. теория личности и психопатологии;
2. метод терапии личностных расстройств;
3. метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума.
Основные положения классического психоанализа о психическом развитии.
Зигмунд Фрейд (1856–1939) – австрийский психолог, психиатр, психотерапевт, автор психоанализа, оказавший мировоззренческое и культурное влияние на цивилизацию ХХ века.
Психоанализ явился одним из важных для развития современной философии, психологии и культуры направлений.
Первоначально психоанализ сложился как метод лечения неврозов, затем стал психологической теорией, а впоследствии превратился в одно из важных направлений философии 20 века.
Термин «психоанализ» имеет три значения:
Психоанализ З. Фрейда представлял абсолютно новую психологическую систему, которую часто называют психоаналитической революцией. Фрейд писал, что предположение о бессознательных психических процессах, признание теории сопротивления и подавления, детской сексуальности и Эдипова комплекса образуют главные элементы психоанализа и базисные предпосылки этой теории и что никто не может считать себя психоаналитиком, если не признаёт их.
Психическое развитие в психоанализе отождествляется с процессом усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур и функций.
Фрейд выделял три уровня психики человека (по критерию принципиальной возможности осознания психических процессов) – сознание, предсознание и бессознательное. В центре его научных интересов был бессознательный уровень психики – вместилище инстинктивных потребностей организма, влечений, в первую очередь сексуальных и агрессивных. Именно бессознательное изначально противостоит обществу. Фрейд рассматривал развитие личности как адаптацию (приспособление) индивида к внешнему социальному миру, чуждому ему, но совершенно необходимому.
Личность человека,
по Фрейду, включает в себя три структурных
компонента – Оно, Я и Сверх–Я,
которые возникают
Оно (ИД) – примитивное ядро личности; оно имеет врожденный характер, находится в бессознательном и подчиняется принципу удовольствия. Ид содержит врожденные импульсивные влечения (инстинкт жизни Эрос и инстинкт смерти Танатос) и составляет энергетическую основу психического развития.
Я (ЭГО) – рациональная и в принципе осознаваемая часть личности. Она возникает по мере биологического созревания между 12 и 36 месяцами жизни и руководствуется принципом реальности. Задача Эго – объяснить происходящее и построить поведение человека так, чтобы его инстинктивные требования были удовлетворены, а ограничения общества и сознания не были бы нарушены. При содействии Эго конфликт между индивидом и социумом в течение жизни должен ослабевать.
Сверх–Я (Супер–Эго) как структурная составляющая личности формируется последней, между 3 и 6 годами жизни. Супер–Эго представляет собой совесть, эго–идеал и строго контролирует соблюдение норм, принятых в данном обществе.
Тенденции со стороны Ид и Супер–Эго, как правило, имеют конфликтный характер, что порождает тревогу, нервозность, напряженность индивида. В ответ Эго создает и использует ряд защитных механизмов, таких, как вытеснение, рационализация, сублимация, проекция, регрессия и др. Однако пока Эго ребенка еще слабо, не все конфликты могут быть разрешены. Переживания становятся длительными, «фиксируются», образуя определенный тип характера, т.е. фундамент личности закладывается переживаниями раннего детства. Необходимо отметить, однако, что Фрейд не изучал детскую психику специально, а пришел к формулированию основных положений своей теории развития личности, анализируя невротические нарушения взрослых пациентов.
Фрейд обосновал две основные противоположные движущие силы – «Эрос» и «Танатос» (жизнь и смерть; стремление к саморазрушению и самосохранению). На этих противоположно направленных влечениях – «влечении к жизни» и «влечении к смерти» основаны все деструктивные процессы в человеке и социуме. Эрос ученый рассматривал в широком смысле, как стремление к жизни. Отводя ему центральное место, он писал, что процесс культуры является делом эроса, который стремится объединить отдельных индивидов, затем семьи, затем племена, расы и нации в один большой союз – в человечество. И почему это должно быть так, мы не знаем. Это просто работа эроса. Эти массы должны быть объединены при помощи либидо. Сама по себе одна только необходимость и преимущества совместного труда не могут удержать людей вместе.
По Фрейду личность развивается на основе четырех источников напряжения:
Личность вынуждена овладевать новыми способами редукции напряжения. Это и есть развитие. Есть два метода, посредством которых личность обучается разрешать Фрустрации, конфликты, тревоги: идентификация и смещение.
Идентификация
– это метод, при помощи которого
человек принимает черты
Смещение – это другой метод, разрешающий фрустрации, тревоги, конфликты. Когда изначальный объект–выбор недоступен в силу внешних и внутренних барьеров, происходит смещение, и так до тех пор, пока не будет найден объект, позволяющий снять напряжение. После присвоения желаемого, возникает новый поиск подходящего объекта. Но замещающий объект не может полностью удовлетворить. Оригинал всегда желаннее. И, поэтому, человек всегда находится в напряженном поиске снятия напряжения. Он выступает в эти моменты как творец, создает разнообразие жизни, ситуаций.
С возрастом происходит относительная стабилизация, когда достигнут компромисс между настояниями инстинкта и сопротивлением ЭГО и СУПЕР–ЭГО.
Благодаря смещению стало возможно развитие цивилизации. Первобытные объекты–выборы переходили в социально приемлемые культурные и творческие каналы. Известно, что Леонардо обращался бесконечно к образу Мадонны, так как найденный образ не удовлетворял его, и он стремился к идеалу.
Через воспитание, которое определяет смещение, ребёнок узнает, что допустимо сосать леденец, а не большой палец ноги. Вся система интересов, предпочтений, ценностей, отношений, привязанностей возникла благодаря смещению. Если бы психика не была способна к смещению и распределению энергии, не было бы развития личности.
Психоанализ дал науке понимание о важнейших явлениях человеческой психики, как «либидо» (сексуальное влечение). Центральная идея Фрейда – идея бессознательной сексуальности, лежащей в основе человеческого поведения, в том числе тех его форм, которые мы считаем высшими (как творчество, религия). За многими проявлениями фантазии, творчества лежит, прежде всего, скрытая сексуальная проблематика, все это – как бы символическое воплощение нереализованных желаний. При чем не следует утрировать идеи Фрейда в этом отношении. Он вовсе не настаивал и не предлагал за каждым образом непременно видеть сексуальную подоплеку (ее может и не быть), но в общем случае она несомненна.
Теория психоанализа пригодна для понимания фактически любой сферы человеческого поведения. Её влияние испытывают такие области как антропология, искусство, религия, экономика, история, образование, философия, социология, криминалистика.
К методам психоанализа относится сравнительно небольшой круг психотерапевтических действий и воздействий. Это «свободные ассоциации», «интерпретация сопротивления», «анализ сновидений», «анализ трансфера», «эмоциональное переучивание».
Основополагающим понятием
в психоанализе является представление
о бессознательных психических
процессах и используемых для
их анализа психотерапевтических методах.
С точки зрения психоаналитика психодинамической
ориентации, причины проблем личности
кроются в детском опыте, заболевание
(проблема) вызвано бессознательными
факторами. Классический психоанализ
включает теории общего психического
развития, психологического происхождения
неврозов и психоаналитической терапии
и является законченной и целостной
системой. В основу теории общего психического
развития вошли два варианта процесса
мышления, представления о психической
энергии, концепция о стадиях
детской сексуальности. Теория неврозов
включает представление о
Свободные ассоциации
нуждаются в специальной
Согласно фрейдовской позиции детерминизма, «свободные ассоциации» на самом деле вовсе не являются свободными. Как и другие формы поведения, когнитивные и аффективные ассоциации направляются неосознаваемым процессом.
Интерпретация
сопротивления. Пациент склонен
оказывать сопротивление
Анализ сновидений важный метод раскрытия тайн бессознательного. Фрейд характеризовал сны как «королевскую дорогу» к бессознательному. Его клинические наблюдения показали, что сны можно понимать и истолковывать как символическое удовлетворение желаний и что в их содержании частично отражаются ранние детские переживания.
Анализ трансфера. Обратимся к рассмотренному уже замещению, как защитному механизму, при котором неосознанный импульс разряжается на каком–либо объекте или человеке, но не на том именно, на который он был направлен изначально. В процессе терапии такое явление называется трансфером. Пациенты переносят на аналитика чувства любви или ненависти, которые они ранее испытывали к другому значимому лицу. Аналитик играет роль заместителя объекта, на который пациенты хотели бы выразить свое вытесненное чувство. Феномен трансфера действует на бессознательном уровне. Терапия поощряет развитие трансфера до тех пор, пока у пациента не сформируется то, что Фрейд называл неврозом трансфера. Он повышает у пациента появления инсайта – внезапного осознания своих прочно укоренившихся способов переживания, чувств и реакций на значимых людей, начиная с раннего детства.
Эмоциональное переучивание – есть поощрение пациентов к использованию новых для них интеллектуальных озарений в повседневной жизни. Оно в основном осуществляется на завершающих этапах терапии, поскольку сначала необходимо достичь требуемого осознания. Цель: пациенты должны применить новое понимание себя в повседневной жизни, научиться думать, воспринимать, чувствовать и вести себя по–другому.
Информация о работе Основные положения классического психоанализа о психическом развитии