Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 16:38, контрольная работа
Импрессивная речь - (от лат impressio - впечатление) - понимание - устной или письменной речи. При нарушениях деятельности анализаторов - импрессивная речь изменяется. В частности, устная импрессивная речь глухих может быть основана на зрительном восприятии , когда произносимые слова распознаются по движениям губ, а письменная импрессивная речь слепых основана на тактильном - восприятии рельефных знаков.
1.Пользуясь словарем, кратко раскрыть основные понятия логопедии: речь, логопедия; логопед; импрессивная, экспресивная (речь); коррекция, компенсация; нарушение речи; недоразвитие речи; симптом нарушения речи; симптоматика нарушения речи; механизм нарушения речи; структура речевого дефекта; логопедическое воздействие. С. 2-4
2. Заполнить схему , отражающую виды и структуры речи. С. 4-5
3. Назвать все, указанные на рисунке 1., отделы органов дыхания, принимающие участие в произношении ( в образовании воздушной струи). С. 5-6
4. Указать, каковы отличия речевого и физического типов дыхания? С. 6-13
Сопоставить речевое дыхание ребенка и взрослого. Выявить их отличия. Продемонстрировать: различные типы дыхания; различные по силе и длительности выдохи; типы атак звуков. Результаты сделанных самой выдохов занести в таблицу.
5. Сколько групп звуков выделяются по работе мягкого неба? С. 6
6. Сколько групп звуков выделяются по наличию и отсутствию преграды в ротовой полости? С. 6-7
7. Выбрать и обвести буквы, обозначающие звуки, которые относятся к каждой указанной группе звуков? С. 13
8. Известно, что речь взрослых должна быть образцом для ребенка. Раскрыть это положение. Какие ошибки при общении с ребенком должен исключить воспитатель? С.14-16
9. Проанализировать, какие звуки могут нарушаться при укорочении подъязычной связки. С.17
10. Из каких трех компонентов состоит логопедическая характеристика звука? С. 18
11. Указать причины неправильного произношения свистящих звуков. С. 18-19
12. Назвать основные формы неправильного произношения свистящих звуков. С. 19-20
13. Заполнить таблицу «Комплексно медико –психолого-педагогическое воздействие». С. 20-24
Список используемой литературы. С. 25
Вариант 4
Симптом нарушения речи - признак (проявление) нарушения речевой деятельности.
Симптоматика нарушения речи – совокупность симптомов заболевания или группы болезней, связанных с нарушением речи.
Механизм нарушения речи состоит из этиологических факторов, вызывающих нарушение речи (сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятное окружение, повреждение или нарушение созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов).
Структура речевого дефекта – это совокупность речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их свазей. В структуре речевого дефекта выделяют первичное ведущее нарушение(ядро) и вторичные дефекты, которые находятся в причинно-следственных отношениях , а так же системные последствия.
Логопедическое воздействие – это педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребенка с речевыми нарушениями.
Устная речь
Нарушение системные Дислексия Дисграфия
произносит.
нарушения
стороны речи
процесса
речи
Дисфония-отсутствие
или растройство
фонации вследствии
патологических изменений
голосового аппарата.
Дислалия-нарушение
звукопроизношения.
Ринолалия-нарушение
тембра голоса и
звукопроизношения.
Дизартрия-нарушение
произносительной
стороны речи.
Брадилалия – паталогически
замедленный темп речи.
Тахилалия-паталогически
ускоренный темп речи.
Заикание - нарушение
темпоритмической
организации речи.
Алалия – отсутствие или
недоразвитие речи
вследствие органического поражения
речевых зон
коры головного мозга.
Афазия – полная или
частичная утрата течи,
обусловл. локальными
поражениями гол. мозга.
Виды нарушений голоса и речи
3.Назвать все указанные на рисунке 1., отделы органов дыхания, принимающие участие в произношении.
А.
1 –правое легкое; 2 –левое легкое; 3-правый и левый бронхи; 4 – трахея; 5 – гортань; 6 – глотка; 7 – парные носовые полости.
Б.
1. – позвоночный столб; 2- грудина; 3 –ребра; 4 – позвонки
4. Указать каковы
отличия речевого и
Сопоставить речевое дыхание ребенка и взрослого. Выяснить их отличия. Продемонстрировать: различные типы дыхания; различные по силе и длительности выдохи; типы атак звуков. Результаты сделанных выводов занести в таблицу
Речевое дыхание существенно отличается от неречевого дыхания:
1.В отличие от физиологического дыхания, происходящего автоматически, речевое дыхание является произвольным.
2. При физиологическом
дыхании вдох и выдох осуществляются через
нос, причем вдох равен по продолжительности
выдоху. При речевом дыхании после короткого
глубокого вдоха следует пауза и лишь
затем длительный выдох, в момент которого
и осуществляется речевой акт.
Во время речи к физиологической функции
дыхания присоединяется голосовая, поэтому
оно называется фонационным (phone - "звук"
греч.). По команде головного мозга голосовые
связки смыкаются, превращаются в преграду
на пути выдыхаемого воздуха. Проходящий воздух
заставляет вибрировать связки, и образуется
звук.
Развитие речи у детей происходит наиболле бурно в возрасте от двух до шести лет. Чтобы ребенок начал хорошо говорить, он должен освоить особый вид дыхания – речевое дыхание. Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.
Особенности речевого и физиологического типов дыхания | |||||||||||
Дыхание речевое |
Дыхание физиологическое | ||||||||||
|
1Грудное дыхание: наиболее активно работают мышцы грудной клетки. Внешние дыхательные движения сводятся к активным движениям стенок грудной клетки. Диафрагма мало подвижна. Живот при вдохе втянут. Разновидностью грудного дыхания является ключичное или верхне-грудное дыхание, при котором очень энергично участвуют мышцы верхнего отдела грудной клетки плеч. Пояса или шеи. Это дыхание поверхностное, мышцы шеи напряжены, ограничены движения гортани, поэтому затруднено голосообразование.
|
Требования к речи воспитателя детского сада Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:
К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его. Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ. Некоторые недочеты речи педагога: ü Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия), лучше если речь протекает в слегка замедленном темпе; ü Невнятность произношения; ü Монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию); ü Повышенная громкость голоса (преходящая в крик). При необходимости (шум в группе) следует несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп; ü Неточность произнесения отдельных звуков или слов; ü Нарушения в лексико – грамматическом оформлении; ü Употребление в речи слов – паразитов; ü Небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные); ü Побуквенное произнесение некоторых слов: что (вместо што), его (вместо ево), счастье (щастье) и т.д.; ü Речь с характерными особенностями местных говоров: яканьем, цоканьем и др.; ü Произнесение слов с неправильным ударением; ü Неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость). ü Частое употребеление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки, Катенька, убери чашечку со столика и т.п.); ü Засоренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит); ü В общении с более старшими детьми подлаживание под речь детей; ü Использование, употребление в речи новых слов не учитывая возраст детей.
Требования к связной речи педагога и ее лексико – грамматическому оформлению ü Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога; ü Последовательно излагая мысли, воспитатель не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами; ü Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных и сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание; ü Нельзя ограничиваться употреблением только простых предложений, важно использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; ü При рассказе необходимо выделять главное, основное, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь воспитателя громоздкой, трудной для восприятия;
Воспитатель должен обратить внимание на следующее: ü Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи; ü Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, т.е. хорошую дикцию; ü Использовать в своей речи литературное произношение, т. е. придерживаться орфоэпических норм; ü Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания; ü В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса; ü Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей); ü Речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем сотрудникам д/с (не допускаются грубые выражения).
|