Основные понятия логопедии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 16:38, контрольная работа

Краткое описание

Импрессивная речь - (от лат impressio - впечатление) - понимание - устной или письменной речи. При нарушениях деятельности анализаторов - импрессивная речь изменяется. В частности, устная импрессивная речь глухих может быть основана на зрительном восприятии , когда произносимые слова распознаются по движениям губ, а письменная импрессивная речь слепых основана на тактильном - восприятии рельефных знаков.

Содержание

1.Пользуясь словарем, кратко раскрыть основные понятия логопедии: речь, логопедия; логопед; импрессивная, экспресивная (речь); коррекция, компенсация; нарушение речи; недоразвитие речи; симптом нарушения речи; симптоматика нарушения речи; механизм нарушения речи; структура речевого дефекта; логопедическое воздействие. С. 2-4
2. Заполнить схему , отражающую виды и структуры речи. С. 4-5
3. Назвать все, указанные на рисунке 1., отделы органов дыхания, принимающие участие в произношении ( в образовании воздушной струи). С. 5-6
4. Указать, каковы отличия речевого и физического типов дыхания? С. 6-13
Сопоставить речевое дыхание ребенка и взрослого. Выявить их отличия. Продемонстрировать: различные типы дыхания; различные по силе и длительности выдохи; типы атак звуков. Результаты сделанных самой выдохов занести в таблицу.
5. Сколько групп звуков выделяются по работе мягкого неба? С. 6
6. Сколько групп звуков выделяются по наличию и отсутствию преграды в ротовой полости? С. 6-7
7. Выбрать и обвести буквы, обозначающие звуки, которые относятся к каждой указанной группе звуков? С. 13
8. Известно, что речь взрослых должна быть образцом для ребенка. Раскрыть это положение. Какие ошибки при общении с ребенком должен исключить воспитатель? С.14-16
9. Проанализировать, какие звуки могут нарушаться при укорочении подъязычной связки. С.17
10. Из каких трех компонентов состоит логопедическая характеристика звука? С. 18
11. Указать причины неправильного произношения свистящих звуков. С. 18-19
12. Назвать основные формы неправильного произношения свистящих звуков. С. 19-20
13. Заполнить таблицу «Комплексно медико –психолого-педагогическое воздействие». С. 20-24
Список используемой литературы. С. 25

Вложенные файлы: 1 файл

Документ к р спец педагог и психлог.docx

— 73.29 Кб (Скачать файл)

Вариант 4


Содержание

1.Пользуясь словарем, кратко  раскрыть основные понятия логопедии: речь, логопедия; логопед; импрессивная, экспресивная (речь); коррекция, компенсация; нарушение речи; недоразвитие речи; симптом нарушения речи; симптоматика нарушения речи; механизм нарушения речи; структура речевого дефекта; логопедическое воздействие. С. 2-4

2. Заполнить схему , отражающую виды и структуры речи. С. 4-5

3. Назвать все, указанные на рисунке 1., отделы органов дыхания, принимающие участие в произношении ( в образовании воздушной струи). С. 5-6

4. Указать, каковы отличия  речевого и физического типов  дыхания? С. 6-13

Сопоставить речевое дыхание ребенка и взрослого. Выявить их отличия. Продемонстрировать: различные типы дыхания; различные по силе и длительности выдохи; типы атак звуков. Результаты сделанных самой выдохов занести в таблицу.

5. Сколько групп звуков  выделяются по работе мягкого  неба? С. 6

6. Сколько групп звуков  выделяются по наличию и отсутствию  преграды  в ротовой полости? С. 6-7

7. Выбрать и обвести  буквы, обозначающие звуки, которые  относятся к каждой указанной  группе звуков? С. 13

8. Известно, что речь взрослых  должна быть образцом для ребенка. Раскрыть это положение. Какие  ошибки при общении с ребенком  должен исключить воспитатель? С.14-16

9. Проанализировать, какие  звуки могут нарушаться при  укорочении подъязычной связки. С.17

10. Из каких трех компонентов  состоит логопедическая характеристика  звука? С. 18

11. Указать причины неправильного  произношения свистящих звуков. С. 18-19

12. Назвать основные формы  неправильного произношения свистящих  звуков. С. 19-20

13. Заполнить таблицу «Комплексно  медико –психолого-педагогическое воздействие». С. 20-24

Список используемой литературы. С. 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Пользуясь словарем, кратко раскрыть основные понятия логопедии: речь; логопедия; логопат; импрессивная,  экспрессивная (речь); коррекция, компенсация; нарушение речи; недоразвитие речи; симптом нарушения речи; симптоматика нарушения речи; механизм нарушения речи; структура речевого дефекта; логопедическое воздействие.

 

Речь - это вид коммуникативной деятельности человека. В процессе речи человек использует средства одного или нескольких языков для общения с другими людьми. Речь как процесс подразделяется на речевую деятельность и речевой акт; как результат процесса рассматриваются речевые произведения.

Логопедия— это специальная педагогическая наука, занимающаяся изучением различных нарушений (недостатков, дефектов, расстройств) речи, имеющих устойчивый характер и не исчезающих без помощи специалистов. В буквальном переводе на русский язык этот термин означает «воспитание речи» («логос» — слово, «пайдео» — воспитываю).

Логопат - это специалист с высшим педагогическим дефектологическим образованием по специальности логопедия, занимающийся устранением недостатков речи у детей и взрослых.

Импрессивная речь - (от лат impressio - впечатление) - понимание - устной или письменной речи. При нарушениях деятельности анализаторов - импрессивная речь изменяется. В частности, устная импрессивная речь глухих может быть основана на зрительном восприятии , когда произносимые слова распознаются по движениям губ, а письменная импрессивная речь слепых основана на тактильном - восприятии рельефных знаков.

Экспрессивная речь - (от лат. expressio выражение) активное устное и письменное высказывание. Устная экспрессивная речь начинается с общего замысла, проходит стадию внутренней речи и завершается произнесением слов. Письменная экспрессивная речь имеет сходное значение.

Коррекция - (лат. correctio) - исправление, выправление характера изменения величины, протекания процесса с целью их поворота в требуемое русло.

Компенсация - стремление человека устранить из сознания комплекс неполноценности за счет целенаправленного развития физических или психических функций, приводящих к переживанию чувства адекватности.

Нарушение речи определяется как отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обуч=словленное растройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.

Недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики)при нормальном слухе и интеллекте.

Симптом нарушения речи  -  признак (проявление) нарушения речевой деятельности.

Симптоматика нарушения речи – совокупность симптомов заболевания или группы болезней, связанных с нарушением речи.

Механизм нарушения речи состоит из этиологических факторов, вызывающих нарушение речи (сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятное окружение, повреждение или нарушение созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов).

Структура речевого дефекта – это совокупность речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их свазей. В структуре речевого дефекта выделяют первичное ведущее нарушение(ядро)  и вторичные дефекты, которые находятся в причинно-следственных отношениях , а так же системные последствия.

Логопедическое воздействие – это педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию  нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребенка с речевыми нарушениями.

 

  1. Заполнить схему, отражающую виды и структуру речи:

Устная речь                                                             Письменная речь

   Нарушение             системные           Дислексия                    Дисграфия     

   произносит.          нарушения                             нарушения    

       стороны                      речи                процесса                         процесса

      речи                                                             речи                                         письма

 

                                                                                                         

Дисфония-отсутствие                                                                                          

или растройство

фонации вследствии

патологических изменений

голосового аппарата.

Дислалия-нарушение

звукопроизношения.

Ринолалия-нарушение

тембра голоса и

звукопроизношения.

Дизартрия-нарушение

произносительной

стороны речи.

Брадилалия – паталогически

замедленный темп речи.

Тахилалия-паталогически

ускоренный темп речи.

Заикание - нарушение

темпоритмической

организации речи.

Алалия – отсутствие или

недоразвитие речи

вследствие органического поражения

речевых зон

коры головного мозга.

Афазия – полная или

 частичная утрата течи,

обусловл. локальными

поражениями гол. мозга.

 

Виды нарушений голоса и речи

 

3.Назвать все  указанные на рисунке 1., отделы  органов дыхания, принимающие участие  в произношении.   

А.

1 –правое  легкое; 2 –левое легкое; 3-правый и левый бронхи; 4 – трахея; 5 – гортань; 6 – глотка; 7 – парные носовые полости.

 

Б.

1. – позвоночный  столб; 2- грудина; 3 –ребра; 4 – позвонки

 

4. Указать каковы  отличия речевого и физиологического  типов дыхания?

Сопоставить речевое дыхание ребенка и взрослого. Выяснить их отличия. Продемонстрировать: различные типы дыхания; различные по силе и длительности выдохи; типы атак звуков. Результаты сделанных выводов занести в таблицу

Речевое дыхание существенно отличается от неречевого дыхания:

1.В отличие от физиологического дыхания, происходящего автоматически, речевое дыхание является произвольным.

2. При физиологическом дыхании вдох и выдох осуществляются через нос, причем вдох равен по продолжительности выдоху. При речевом дыхании после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и осуществляется речевой акт. 
Во время речи к физиологической функции дыхания присоединяется голосовая, поэтому оно называется фонационным (phone - "звук" греч.). По команде головного мозга голосовые связки смыкаются, превращаются в преграду на пути выдыхаемого воздуха. Проходящий воздух заставляет вибрировать связки, и образуется звук.

Человеческий организм так устроен, что может осуществлять процесс дыхания разными способами. Дыхание может быть поверхностным, когда вдох производится за счет подъема верхней части груди, может быть грудным, когда расширяется грудная клетка, и может быть брюшным (диафрагмальным), когда на вдохе «увеличивается» живот. Диафрагмальное дыхание менее утомительно и создает наиболее благоприятные условия для работы голосового аппарата (о дыхании в пении сейчас речь не идет). При этом виде дыхания равномерно заполняется воздухом вся полость легких, они хорошо вентилируются.

Дыхание детей отличается от дыхания взрослых, так как в силу физиологических особенностей органы дыхания (бронхи, легкие, гортань, диафрагма, голосовые связки) еще не достигли зрелости. А дыхательный аппарат взрослого человека уже окончательно сформировался. В результате чего дыхание у взрослого длительное и глубокое на выдыхе, а дыхание ребенка частое и поверхностное. Дыхательный объем  и ЖЕЛ ребенка в 3-5 раз меньше чем у взрослого человека, а в младшем дошкольном возрасте  в 2 раза меньше. У взрослого человека в минуту 16-18 дыхательных движений. Время, затрачиваемое на вдох и выдох приблизительно одинаковое 4 - 5с. Вдох происходит через нос, выдох через рот. В речевом дыхании выдох является самым главным и активным звеном всего процесса, он значительно длиннее вдоха-- 1:20 или даже 1:30. Последовательность фаз изменяется: вдох- остановка- выдох. После глубокого вдоха происходит задержка воздуха в груди, а затем постепенный управляемый выдох до конца произносимой фразы.

 

Ребенок сначала пользуется в речи навыками жизненного дыхания, ему часто не хватает воздуха закончить фразу. И только в процессе речевого развития, под влиянием речи окружающих, у него вырабатывается правильное речевое дыхание. В этом ему могут помочь специальные дыхательные упражнения:

 

  Развитие  речи  у  детей  происходит  наиболле  бурно  в  возрасте  от  двух  до  шести  лет.  Чтобы  ребенок  начал  хорошо  говорить,  он  должен  освоить  особый  вид  дыхания – речевое  дыхание.  Речевое  дыхание – основа  звучащей  речи,  источник   образования  звуков,  голоса.

 

 

 

Особенности речевого и физиологического типов дыхания

Дыхание речевое

Дыхание физиологическое

Брюшное или диафрагмально активно сокращаются диафрагма и мышцы брюшной полости, в частности видимые нами мышцы брюшной стенки, при относительном покое стенок грудной клетки. Существует некоторое различие в дыхании у мужчин и женщин. Мужчинам присуще «низкое» дыхание, близкое к брюшному. А женщины дышат более «высоко», и их дыхание ближе к грудному типу.

Опора дыхания – это «игра» дыхательных мышц, четко координированное взаимодействие их во время сокращения, т.е. движения. Опора должна быть пластичной, упругой, гибкой. Основным критерием певческой опоры является качество воспроизводимого звука. Звук собранный, богатый тембровыми красками, хорошо несущийся, опертый звук. В противовес ему не опертый звук беден по тембру, вялый, тусклый, недостаточно «полетный», несобранный, ниже оптимальной силы.

Атака звука

Начальный момент работы голосовых связок и дыхания принято называть атакой, или способом взятия звука.

Виды атак:

1.Твердая атака;

2Мягкая атака;

3Придыхательная атака

Различным видам атак можно научить. Атака, организуя работу голосовых связок в момент голосообразования, определяет все последующ. звучание. Произвольно меняя способ взятия звука, мы тем самым можем влиять на характер работы голосовых складок. Поэтому атака – важнейшее средство сознательного воздействия на работу голосовых складок, неподчиненных нашей воле непосредственно. Певческий голос человека богат обертонами. Различные сочетания обертонов по высоте, силе, качеству создают общий фон звучания звука – тембр.

Индивидуальный тембр голоса обусловлен анатомическими особенностями голосового аппарата, но зависят так же от  согласных. Работы голосовых складок и дыхания, от работы резонаторов. Поэтому в процессе обучения можно влиять на качество тембра. Пример: исправление голосового и носового призвуков. На тембр можно влиять , воздействуя на голос. Складки (изменяя атаки и регистры) и работу артикуляц. Органов. Существуют различные техники дыхания. Например: техника дыхания йогов.

       
         

1Грудное дыхание: наиболее активно работают мышцы грудной клетки. Внешние дыхательные движения сводятся к активным движениям стенок грудной клетки. Диафрагма мало подвижна. Живот при вдохе втянут. Разновидностью грудного дыхания является ключичное или верхне-грудное дыхание, при котором очень энергично участвуют мышцы верхнего отдела грудной клетки плеч. Пояса или шеи. Это дыхание поверхностное, мышцы шеи напряжены, ограничены движения гортани, поэтому затруднено голосообразование.

  1. Смешанное, грудобрюшное (косто-абдоминальное) дыхание. Активны мышцы грудной и брюшной полостей, а так же диафрагма.

 

5.Сколько групп звуков  выделяются по работе мягкого  неба?

 

2 группы звуков: ротовые  и носовые .

 

6. Сколько групп звуков  выделяются по наличию и отсутствию  преграды в ротовой полости?

2 группы: гласные и согласные.

 

7. Выбрать и обвести  буквы, обозначающие звуки , которые относятся к каждой указанной группе звуков:

Смычно-взрывные: бб’, г г’, д д’, к к’, п п’, т т’;

Язычно-передненебные: д д’, ж, з з’, л л’, н н’, р р’, с с’, ц, ч, ш, щ;

Язычно-задненебные: г г’, к к’, х х’;

Носовые: м м’, н н’;

Вибранты: р р’;

Смычково-проходные: л л’, м м’, н н’;

Язычно-средненебные: г г’, й, к к’.

 

8. Известно, что речь взрослых  должна быть образцом для ребенка. Раскрыть это положение. Какие  ошибки при общении с ребенком  должен исключить воспитатель?

 

Требования к речи воспитателя детского сада

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

  • Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
  • Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
  • Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
  • Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
  • Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
  • Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
  • Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ. 

Некоторые недочеты речи педагога:

ü  Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия), лучше если речь протекает в слегка замедленном темпе;

ü  Невнятность произношения;

ü  Монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);

ü  Повышенная громкость голоса (преходящая в крик). При необходимости (шум в группе) следует несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп;

ü  Неточность произнесения отдельных звуков или слов;

ü  Нарушения в лексико – грамматическом оформлении;

ü  Употребление в речи слов – паразитов;

ü  Небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);

ü  Побуквенное произнесение некоторых слов: что (вместо што), его (вместо ево), счастье (щастье) и т.д.;

ü  Речь с  характерными особенностями местных говоров: яканьем, цоканьем и др.;

ü  Произнесение слов с неправильным ударением;

ü  Неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).

ü  Частое употребеление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки, Катенька, убери чашечку со столика и т.п.);

ü  Засоренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит);

ü  В общении с более старшими детьми подлаживание под речь детей;

ü  Использование, употребление в речи новых слов не учитывая возраст детей. 

 

Требования к связной речи педагога и ее лексико – грамматическому оформлению

ü  Умение связно,  интересно, в доступной форме донести до детей то или иное  передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога;

ü  Последовательно излагая мысли, воспитатель не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами;

ü  Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных и сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание;

ü  Нельзя ограничиваться употреблением только простых предложений, важно использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;

ü  При рассказе необходимо выделять главное, основное, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь воспитателя громоздкой, трудной для восприятия;   

  

Воспитатель должен обратить внимание на следующее:

ü  Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи;

ü  Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, т.е. хорошую дикцию;

ü  Использовать в своей речи литературное произношение, т. е. придерживаться орфоэпических норм;

ü  Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания;

ü  В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса;

ü  Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов,  точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей);

ü  Речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем сотрудникам д/с (не допускаются грубые выражения). 

 

Информация о работе Основные понятия логопедии