Основные понятия логопедии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 16:38, контрольная работа

Краткое описание

Импрессивная речь - (от лат impressio - впечатление) - понимание - устной или письменной речи. При нарушениях деятельности анализаторов - импрессивная речь изменяется. В частности, устная импрессивная речь глухих может быть основана на зрительном восприятии , когда произносимые слова распознаются по движениям губ, а письменная импрессивная речь слепых основана на тактильном - восприятии рельефных знаков.

Содержание

1.Пользуясь словарем, кратко раскрыть основные понятия логопедии: речь, логопедия; логопед; импрессивная, экспресивная (речь); коррекция, компенсация; нарушение речи; недоразвитие речи; симптом нарушения речи; симптоматика нарушения речи; механизм нарушения речи; структура речевого дефекта; логопедическое воздействие. С. 2-4
2. Заполнить схему , отражающую виды и структуры речи. С. 4-5
3. Назвать все, указанные на рисунке 1., отделы органов дыхания, принимающие участие в произношении ( в образовании воздушной струи). С. 5-6
4. Указать, каковы отличия речевого и физического типов дыхания? С. 6-13
Сопоставить речевое дыхание ребенка и взрослого. Выявить их отличия. Продемонстрировать: различные типы дыхания; различные по силе и длительности выдохи; типы атак звуков. Результаты сделанных самой выдохов занести в таблицу.
5. Сколько групп звуков выделяются по работе мягкого неба? С. 6
6. Сколько групп звуков выделяются по наличию и отсутствию преграды в ротовой полости? С. 6-7
7. Выбрать и обвести буквы, обозначающие звуки, которые относятся к каждой указанной группе звуков? С. 13
8. Известно, что речь взрослых должна быть образцом для ребенка. Раскрыть это положение. Какие ошибки при общении с ребенком должен исключить воспитатель? С.14-16
9. Проанализировать, какие звуки могут нарушаться при укорочении подъязычной связки. С.17
10. Из каких трех компонентов состоит логопедическая характеристика звука? С. 18
11. Указать причины неправильного произношения свистящих звуков. С. 18-19
12. Назвать основные формы неправильного произношения свистящих звуков. С. 19-20
13. Заполнить таблицу «Комплексно медико –психолого-педагогическое воздействие». С. 20-24
Список используемой литературы. С. 25

Вложенные файлы: 1 файл

Документ к р спец педагог и психлог.docx

— 73.29 Кб (Скачать файл)

 

9. Проанализировать, какие звуки могут нарушаться при укорочении подъязычной связки? 

 

Довольно часто встречается нарушение произношения звуков [р], [ш], [ж], [ч], [щ] при укорочении подъязычной связки ("уздечки"). Вопрос о том, подрезать ли уздечку, решают в зависимости от того, насколько сильно уменьшен объем движений языка. Многие специалисты категорически возражают против оперативного лечения и рекомендуют вибрационный массаж и специальную гимнастику языка.

 

10. Из каких трех компонентов  состоит логопедическая характеристика  звука?

 

 

 Учитывая различную сложность форм фонематического анализа и синтеза и последовательность овладения ими в онтогенезе, логопедическая работа проводится в следующей последовательности:

1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове.

2. Вычленение звука в начале, в конце слова. Определить первый и последний звук в слове, а также его место (начало, середина, конец слова). При формировании указанного действия предлагаются следующие задания: определить в слове первый звук, последний звук; определить место звука в слове.

3. Определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам.

 

        

11. Указать причины неправильного  произношения свистящих звуков.

 

 

Наиболее распространенными дефектами периферического речевого аппарата являются:

• укороченная подъязычная связка — не дает языку высоко подниматься и затрудняет его движение;

• слишком большой или очень маленький и узкий язык затрудняет правильную артикуляцию;

• узкое, слишком высокое («готическое») или низкое, плоское нёбо — препятствует правильной артикуляции многих звуков;

• толстые губы, часто с отвислой нижней губой, или укороченная, малоподвижная верхняя губа — затрудняют четкое произношение губных и губно-зубных звуков;

• дефекты строения челюстей, ведущие к аномалиям прикуса; нормальным считается прикус, когда при смыкании челюстей верхние зубы на 1/3 прикрывают нижние;

• неправильное строение зубов, зубного ряда — при нарушении зубного ряда может искажаться звукопроизношение.

В ряде случаев неправильное произношение не связано с дефектами органов артикуляционного аппарата. Оно может быть вызвано другими причинами, такими как:

• физическая ослабленность вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного формирования речи;

• недоразвитие фонематического восприятия, вследствие чего у ребенка наблюдаются затруднения в различении звуков, отличающихся тонкими акустическими признаками, например, звонких и глухих согласных ([б] — [п], [в] — [ф], [г] — [к] и т. д.), мягких и твердых ([б] — [б'], [в] — [в'], [г] — [г'] и т. д.), свистящих и шипящих ([с] — [ш], [з] — [ж] и т. д.);

• недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата, что может проявляться, например, в неумении удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому;

• снижение слуха (даже очень незначительное снижение слуха часто мешает нормальному развитию произношения).Еще одной причиной плохого звукопроизношения является неправильная речь окружающих взрослых или общение ребенка с детьми, имеющими неправильное произношение. В этом случае отрицательно сказывается навык подражания, поэтому родители должны по возможности устранить негативное влияние и следить за тем, чтобы ребенок подражал примерам правильной речи.

 

12. Назвать основные  формы неправильного произношения  свистящих звуков.

Две основные формы дислалии:

1.функциональная (дефекты воспроизведения звуков речи  (фонем) при отсутствии органических нарушений в строениии артикуляционного аппарата;

2.механическая ( оклонения в строении речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, неба).

Для обозначения дефектного произношения групп звуков были использованы названия букв греческого алфавита.

 

 Сигматизм (С – СИГМА). В этой группе различают сигматизм свистящих звуков и сигматизм шипящих

Сигматизм - нарушение произношения свистящих звуков.. Различаются следу наиболее распространенные виды ( призубный, боковой, носовой, спящий).

Межзубный сигматизм. При произнесен свистящих звуков кончик языка не опускается вниз.

Вываливается между верхними и нижними резцами. В этом случае свистящие звуки приобретают неблагозвучный, шепелявый оттенок.

Призубный сигматизм. В момент произнесения свистящих звуков кончик языка поднят к верхним резцам, закрывает щель и мешает выходу воздушной струи. Вместо свиста получается смычной звук: вместо с — т, вместо э—д, вместо ц—г. Так как в этом случае свистящие звуки заменяются другими определенными звуками родного языка, то этот вид сигматизма относится к парасигматизмам.

Боковой сигматизм. При произнесении свистящих язык занимает неправильное положение: он уклоняется от нижних резцов в левую или правую сторону ротовой полости или кончик языка поднимается и упирается в верхние зубы; при этом боковые края языка опущены, желобка посередине языка не образуется. Струя воздуха проходит между боковыми краями и коренными зубами с обеих сторон или с одной стороны. Иногда кончик языка упирается в нижние зубы, а спинка языка круто поднимается и касается твердого неба, оставляя с одной или с обеих сторон свободный проход для выдыхаемого воздуха. В случаях бокового сигматизма свистящие звуки приобретают неприятный хлопающий звук, похожий на ль или хъ.

Носовой сигматизм. В момент произнесения свистящих корень языка поднимается и образует смычку с мягким небом, вследствие чего воздушная струя направляется в носовую полость. Свистящие звуки приобретают носовой оттенок или заменяются храпящим звуком.

Губно-зубной сигматизм. При произнесении свистящих язык занимает правильное положение, а нижняя губа подтягивается к верхним резцам и образует узкую щель. В результате такой артикуляции звуки с и з произносятся подобно губно-зубным звукам ф и в или содержат элементы произношения как свистящих звуков, так и звуков ф и в.

Шипящий сигматизм. При произнесении свистящих кончик языка оттянут от нижних резцов в глубь рта, а спинка выгнута в направлении твердого неба. Желобка в средней части языка не образуется, воздушная струя растекается по поверхности языка. В этом случае свистящие звуки произносится как шь или жь. Шипящий сигматизм относятся к группе парасигматизмов.

 

13. Заполнить таблицу  « Комплексное медико-психолого-педагогическое  воздействие»:

 

Комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие

Методы логопедического воздействия

Содержание методов логопедического воздействия

Практические:

  1. Упражнения – многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Игровой метод – использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами.

 

 

 

 

 

 

3.Моделирование – это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов.

Наглядные методы – те формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения:

    • Наблюдение
    • Рассматривание рисунков; картин, макетов;
    • Просмотр профилей артикуляций, диафильимов;
    • Прослушивание пластинок, магнитофонных записей;
    • Показ образца задания, способа действия.

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесные методы:

    • рассказ;
    • беседа;
    • чтение.

Упражнения эффективны для устранения артикуляторных и голосовых расстройств. Они подразделяются на подражательно-исполнительные, конструктивные и творческие.

Подражательно-исполнительные выполняются детьми в соответствии с образцом. На начальных этапах используется показ действий, а при повторениях, заменяется словесным обозначением.

Упражнения творческого характера – использование усвоенных способов на новом речевом материале: так при формировании звукового анализа и синтеза  определение последовательности звуков сначала дается  с опорой на вспомогательные средства, а в дальнейшем только в речевом плане, т.к. усвоение звукового анализа переносится в новые условия.

Речевые упражнения – повторение слов с поставленным звуком  при коррекции звукопроизношения; использование игровых упражнений

В игровом методе ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами коррекции, распределяет роли, организует и активизирует деятельность детей. С детьми  используются разные игры: с пением, дидактические, подвижные, творческие, драмматизации. Их использование определяется задачами  и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей.

 

 

 

Модель должна отражать основные свойства объекта и быть по структуре аналогичной ему;

должна быть  доступной для восприятия  ребенком данного возраста;

ее назначение – облегчать процесс овладения навыками, умениями и знаниями.

 

 

 

 

 

 

 

Использование пособий облегчает усвоение материалов, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков, развитию познавательной деятельности, создают благоприятный эмоциональный фон для логопедической работы. Наглядные средства отвечают следующим  требованиям:

 

  • Быть хорошо видными всем;
  • При их подборе следует учитывать возрастные и индивидуально-психологические особенности ребенка;
  • Соответствовать задачам логопед. работы на данном этапе коррекции;
  • Сопровождаться точной и конкретной речью;
  • Словесное описание объекта призвано способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности, наблюдательности, речи.

Воспроизведение магнитофонных записей  сопровождается беседой  логопеда, пересказом. 
Диафильмы и фильмы используются  для автоматизации звуков речи во время беседы при пересказе содержания , для развития навыков слитной плавной речи при устранении заикания, для развития связаной речи.

 

 

 

Рассказ – это такая форма обучения, при котрой изложение носит описательный характер. Его используют для создания у детей  представления о том или ином явлении, для создания образца правильной речи, для обогащения словаря, закрепления грамматических форм речи .Его  желательно сопровождать демонстрацией сюжетных картин. После рассказа проводится беседа, обмен впечатлениями, пересказ, игры-драматизации.

В зависимости  от дидактических задач организуются предварительные  и итоговые , обобщающие беседы. В ходе предварительной беседы логопед выявляет знания детей, создает установку на усвоение новой темы. Например, при дифференциации звуков ц –с   в предварительной беседе выделяется звук с, затем ц,  уточняется их артикуляция на основе имеющегося знания. дифференциации

  • Опираясь на достаточный объем представлений, уровень речевых умений и навыков, находится в зоне ближайшего развития ребенка;
  • Соответствовать логике мыслительной деятельности ребенка, учитывать особенности его мышления;
  • Активизировать мыслительную деятельность детей, используя разнообразные приемы;
  • Вопросы должны быть ясными, четкими, требующими однозначного ответа;
  • Характер проведения беседы должен соответствовать целям и задачам коррекционной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Бадалян, Л.О. Детская неврология [ТЕКСТ]:пособие для студентов высш.учеб. заведений под ред. Л.О. Бадалян. – М.: «Медицина»,1984. – 532с.
  2. Логопедия: учебник для студ. Дефектол. Фак. Пед. Высш. Учеб. Заведений / под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 703с. : ил. – (Коррекционная педагогика).

ISBN   978-5-691-01357-7.

  1. Жукова Н.С. Логопедия Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников  [ТЕКСТ]: пособие для студентов высш.учеб. заведений под ред. Н.С. Жуковой .- М.:Екатеринбург:, 1989.- 232с.
  2. Игры в логопедической работе с детьми – [ТЕКСТ]:   книга для логопеда. /  под ред. В.И. Соловьевой. –  М.: «Просвещение»,  1987. – 218с.

 

 

 


Информация о работе Основные понятия логопедии