Основные понятия способностей: виды, понятие, задатки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 21:13, контрольная работа

Краткое описание

1.Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.
2. Ещё один термин, употребляемый Тепловым — склонности. Склонности представляют собой определённые отношения человека к деятельности.
3. Способности делятся на общие и специальные.
5. Различают три степени олигофрении: идиотию, имбецильность и дебильность.

Вложенные файлы: 1 файл

способности.docx

— 29.12 Кб (Скачать файл)

1.Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения. В российской психологии наибольший вклад в экспериментальные исследования специальных (музыкальных) способностей внёс Б. М. Теплов. Художественные (изобразительные) способности в той или иной степени отражены в работах А. А. Мелик-Пашаева и Ю. А. Полуянова, литературные — в работах Е. М. Торшиловой, З. Н. Новлянской, А. А. Адаскиной и др. Спортивные способности изучены А. В. Родионовым, В. М. Волковым, О. А. Сиротиным и др. Информация по общим способностям наиболее полно изложена в трудах В. Н. Дружинина, М. А. Холодной, Е. А. Сергиенко.

Способности — индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и меткость овладения ею. От ешхобпостен зависят скорость, глубина, легкость н прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся.

Успех деятельности субъекта зависит  от взаимодействия трех компонентов: знаний, умений и мотивации. Действительно, мы постоянно сталкиваемся с примерами  того, что успешное выполнение той  или иной работы явилось следствием хорошо отработанных умений, творческого  отношения к делу, глубоких профессиональных знаний. Но знания и умения МОГЛИ  быть усвоены в результате упорного труда и при отсутствии у человека способностей к этой деятельности, значит, знания и умения, обеспечивающие успех деятельности, еще нельзя назвать  способностями. При наличии же способностей необходимые знания и умения приобретаются  легко, человек быстро продвигается и их совершенствовании, достигая значительных результатов в деятельности. С. Л. Рубинштейн считал,что способность становимся реальной, когда вбирает в себя систему общественно выработанных операций, однако ядром способности являются не усвоенные, автоматизированные операции, а качества тех психических процессов, посредством которых эти операции регулируются.

Именно качества лежат в основе овладения знаниями и умениями, определяют успешность выполнения деятельности, то есть составляют сущность способностей.

Природные предпосылки способностей. На протяжении длительного времени способности связывались с особенностями строения головного мозга, выраженного в строении черепа (фенология австрийского врача Ф. Галля).

Глубокий анализ проблемы способностей был осуществлен Б. М. Тепловым. Согласно развиваемой им и его сотрудниками концепции, врожденными могут быть лишь анатомо-фнзнологические и функциюнальные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей: Такие генетически детерминированные особенности нервной системы были названы задатками. Задатки весьма многозначны, они являются лишь предпосылками развития способностей. В развитии способностей они выступают лишь как исходный момент. Способности, развивающиеся на их основе, обусловливаются но не предопределяются ими.

Характерным для задатков является то, что они сами но себе еще, ни на что не направлены. Задатки влияют на формирование и развитие способностей, которые складываются прижизненно в процессе деятельности и воспитания. Задатки обусловливают разные пути фopмироваиия способностей и влияют на уровень достижения, быстроту развития.

2. Ещё один термин, употребляемый Тепловым — склонности. Склонности представляют собой определённые отношения человека к деятельности. «…Способности не существуют вне определённых отношений человека к действительности, так же как и отношения реализуются не иначе как через определённые склонности»[2] . Приведённая цитата свидетельствует о том, что склонности и способности тесно взаимосвязаны. Склонности представляют собой мотивационный компонент деятельности. Поэтому, без наличия склонности определённая деятельность может и не начаться, и способность, соответственно не сформируется. С другой стороны, если не будет успешной деятельности, склонности человека не будут опредмечены.

Склонность – это внутренняя направленность человека к какой-то деятельности. Это как стрелка компаса внутри у ребенка, как ни крути, в какое положение компас не поставь, но стрелка всегда укажет на север. Т.е. ребенок со склонностью к чему-либо неминуемо будет обращён лицом именно к этому.

У склонности есть несколько степеней – гениальность, талант, и собственно склонность. Гениальность пробьет себе дорогу из любых условий, даже из самой что ни на есть асоциальной, трудной или бедствующей семьи. Талант и склонность в асоциальной семье или семье где родители погружены в проблему «прожить бы» скорее всего погибнет. Но в заботливой и любящей семье и талант и даже простая склонность всегда найдут себе дорогу. Ведь это внутренняя сила, заложенная в ребенка с рождения. Обычный заботливый родитель не сможет не заметить её, стрелка внутреннего компаса ребенка сама из окружающей среды вылавливает именно то, что является её магнитным полюсом. Если у ребенка склонность к музыке, даже родившись в шахтёрской семье маленького городка, у любящих родителей, но ординарного склада ума, из простой рабочей среды, этот ребенок один раз случайно услышав по телевизору симфонический оркестр будет глубоко впечатлён и поражен. Это будет тянуть его, привлекать, он устремится к этому и конечно он поделится с любимыми родителями. И он будет настойчив, это увлечение не пройдёт через день или два, склонность - сила постоянно побуждающая заниматься именно этим. 

 

Ну а способность, как мы тоже видим из определения, это особенность выявляемая в процессе обучения. Причём если способность есть это будет заметно сразу, с первых же попыток чем-то заняться. Заботливые родители предлагают ребенку разные занятия и не заметить способность тоже очень затруднительно. 

 

И конечно если у ребенка есть склонность, к чему либо, у него есть к этому и способности. Но обратное не верно: если у ребенка есть способности в чём, то – это не значит что у него есть к этому склонность.

3. Способности делятся на общие и специальные. Выделяют следующие виды специальных способностей:

  1. учебные и творческие
  2. умственные и специальные
  3. математические
  4. конструктивно-технические
  5. музыкальные
  6. литературные
  7. художественно-изобразительные
  8. физические способности

Учебные и творческие способности  отличаются друг от друга тем, что  первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком  знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как  второе — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Природа общих способностей (интеллект, креативность и поисковая активность) определяется особой организацией познавательных функций и индивидуального опыта (включая знания, умения и навыки). Общими эти способности называют потому, что они необходимы для  выполнения всех видов деятельности, независимо от степени их сложности. При этом в интеллекте наблюдаются  отличающиеся друг от друга варианты (см. работы М. А. Холодной).

Природа специальных способностей. Изучая конкретно — психологическую характеристику способностей, можно также выделить более общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у людей разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий. С другой стороны, для каждого отдельного вида деятельности можно выделить такую общую основу, которая будет объединять отдельные частные умения в целостную систему, и без которой эта способность не состоится вообще. Конкретные примеры: Для математика недостаточно иметь хорошую память и внимание. Людей, способных к математике, отличает умение уловить порядок, в котором должны быть расположены элементы, необходимые для математического доказательства. Наличие интуиции такого рода — есть основной элемент математического творчества, и она опирается не только на знания и опыт, но на пространственное воображение, как главное условие математического мышления (при этом имеется ввиду не только геометрия и стереометрия, но вся математика в целом). Для спортсмена такой общей основой является воля к победе, стремление во что бы то ни стало быть первым. Для художника (в любой области искусства) — это эстетическое отношение к миру. Музыкальные способности в существующий общей психологической классификации относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой. В их основе, как в основе способностей к любому виду искусства, лежит эстетическое отношение к миру, способность эстетически воспринимать действительность, но в случае музыки это будет звуковая, или аудиальная действительность, либо способность трансформировать эстетическое переживание реальности в звуковую реальность (благодаря синестезии). Технологическую составляющую музыкальных способностей можно разделить на две группы:

  1. собственно технические (техника игры на данном музыкальном инструменте или управление голосом в пении);
  2. композиционные (для сочинения музыки);
  3. контролирующие, слуховые (музыкальный слух — звуковысотный, тембральный или интонационный и др.).

 

4.Выделяют следующие уровни способностей: 
 
• репродуктивный — обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать различными видами деятельности; 
 
• творческий — обеспечивает создание нового, оригинального. 
 
Одна способность, сколь бы развита она ни была (например, феноменальная память), еще не обеспечивает успешности более или менее сложной деятельности. Для этого необходимо оптимальное сочетание ряда качеств личности. Сочетание способностей, которое создает основу для отличного выполнения сложной деятельности (прежде всего творческой), называется одаренностью. 
 
Высокую степень одаренности называют талантом. Талант — это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность. Талант характеризуется высоким уровнем развития умений и навыков, большим объемом знаний, а поэтому немыслим без огромного труда. Люди, чья талантливость в глазах всего человечества бесспорна, все без исключения были титанами труда. Только благодаря труду они могли достигнуть высочайшего уровня мастерства, всемирной известности. 
 
Гениальность — наивысшая степень проявления одаренности и творческих сил человека. Можно сказать, что талант остается в пределах достижений эпохи, а гений прокладывает принципиально новые пути для будущих поколений. 
 
Как и- все индивидуальные психологические особенности личности, способности не есть нечто данное от природы, врожденное, получаемое в готовом виде — они формируются в процессе жизни и деятельности. Только в процессе взаимодействия с действительностью и активной деятельности психика отражает окружающий мир, обнаруживая свои индивидуальные психологические качества и особенности (в том числе и способности). В этом смысле следует понимать положение о том, что способности не являются врожденными.

 

5. Различают три степени олигофрении: идиотию, имбецильность и дебильность. 
                Идиотия – наиболее глубокая степень умственного недоразвития. Характеризуется полным отсутствием речи. Больные издают нечленораздельные звуки, не способны адекватно реагировать на окружающее, неопрятны в постели. Эмоциональные реакции их крайне примитивны. Больные эпизодически совершают импульсивные хаотичные или стереотипные движения, склонны к гневливым вспышкам, немотивированным поступкам, смеху. Такие дети рождаются, как правило, с тяжелыми физическими дефектами. Из-за слабоумия они не могут ориентироваться в окружающей среде, не узнают своих родителей, не проявляют к ним никакого интереса. 
                Различают две формы идиотии: эретическую и торпидную. Олигофрены с эретической идиотией постоянно возбуждены, расторможены, агрессивны, кричат. При торпидной форме они, наоборот, заторможены, почти все время спят, на внешние раздражители реагируют вяло, пассивно. Попытки обучить больного идиотией каким-либо навыкам безуспешны. 
                Имбецильность – средняя степень умственного недоразвития. При этой форме речь развита, но слабо; мышление скудное, запас слов колеблется от нескольких десятков до 200-300. Суждения больного отличаются примитивностью и конкретностью. В лучшем случае имбецилы способны научиться считать в пределах единичных чисел. Они могут приобрести определенные практические навыки – мыть посуду, убрать в квартире, стирать, самостоятельно есть, одеваться, но делают это неряшливо, при неоднократных напоминаниях, путают, например, правую и левую стороны, неправильно застегивают пуговицы. Движения их однообразны. Изменение окружающей обстановки вызывает у имбецилов растерянность и беспомощность. Но эмоционально они развиты больше, чем идиоты. Имбецилы узнают своих родных, проявляют к ним привязанность, могут переживать радость, гнев, обиду, страх, иногда склонны к асоциальным поступкам, агрессивны по отношению к людям, к более слабым физически детям, родственникам. 
                Дебильность – легкая степень олигофрении. Дебилы обладают достаточным запасом слов, способны окончить вспомогательную школу или первые классы начальной, могут научиться читать, писать. Однако у них преобладает конкретное, стереотипное, малопродуктивное мышление; абстрактное развито плохо, что особенно проявляется при объяснении ими иносказательного смысла пословиц, обобщении понятий, при отграничении главного от второстепенного. Однако в отличии от имбецилов речь дебилов довольно высоко развита. Они могут вести самостоятельный образ жизни, получить определенную профессиональную подготовку, иметь семью. В некоторых случаях недостаток интеллекта  у дебилов компенсируется механическими запоминаниями, упрямством и склонностью к слепому подражанию. В связи со снижением критических способностей у них нередко наблюдается нелепая и непоколебимая патологическая убежденность, болезненная настойчивость, приводящая, как правило, к сутяжничеству и кверулянству. 
                В практической психиатрии в зависимости от уровня интеллектуального недоразвития различают выраженную, среднюю и легкую дебильность. Последняя находится на границе нормального интеллекта, и для ее установления необходим большой опыт, высокая квалификация врача. 
                Еще большие сложности возникают в случае диагностики так называемого слабоумия. Это самая легкая степень интеллектуальной недостаточности. При салонном слабоумии отмечаются однообразие, стереотипность, предвзятость в суждениях, отсутствие способности к творческому пониманию окружающих явлений, склонность к напыщенной многоречивости, рассуждению на малоизвестные темы с включением в речь непонятных выражений. 
                Французские ученые Бине и Симон в начале XX в. предложили характеристику степеней умственной отсталости, положив в основу один признак – развитие речи ребенка. 
                В соответствии с их утверждением (из Х. С. Залеского, 1974) «идиотом называется всякий ребенок, который не способен посредством речи общаться с себе подобными, т. е. который не может словами выразить мысль и понять мысль другого, выраженную словесно, если это псевдоафазия не объясняется ни расстройством слуха, ни расстройством органов речи и должна быть всецело приписана недостаточности умственных способностей. 
                «Слабоумным (имбециликом) называется всякий ребенок, который не способен письменно общаться с себе подобными, т. е. который не может выражать свою мысль письменно и читать написанное или напечатанное или, точнее, понять то, что читает, если недостаточное приобретение этой формы языка не объясняется никаким расстройством зрения, никаким двигательным параличом руки, а должно быть всецело приписано недостаточности умственных способностей». 
                «Дебильным называется всякий ребенок, который может при помощи письма и речи общаться с себе подобными, но который запаздывает на 2 или 3 года в ходе своих занятий, если это запаздывание не должно быть приписано неправильному посещению школы».


Информация о работе Основные понятия способностей: виды, понятие, задатки