Основные правила составления анкет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 22:31, реферат

Краткое описание

Актуальность вопроса данного исследования обусловлена тем, что современные представления о работе психолога связываются с проведением опросов населения по различным актуальным проблемам. Поскольку опрос, как метод отбора вербальной информации, наиболее распространенный метод исследования, с помощью которого добывается 90% данных, для будущего психолога очень важно овладение как общими знаниями о методе анкетирования, так и практическим умением составления анкет, для чего требуется детальное изучение правил составления анкет. Достаточно долгое время (если верить литературе, практически весь "советский" период) анкетирование являлось наиболее популярным методом опроса. Как видим этом метод актуален и сегодня.

Содержание

Введение
3
І. Общая характеристика метода анкетирования
4
ІІ. Основные правила составления анкет
8
2.1 Разработка анкеты
9
2.2 Проверка анкеты.
12
2.3 Обработка материала и оформление выводов
16
Заключение
19
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Психология РЕФЕРАТ.doc

— 251.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

                                                                                                                 Стр.

Введение

3

І. Общая характеристика метода анкетирования

4

ІІ. Основные правила  составления анкет

8

2.1 Разработка анкеты

9

2.2 Проверка анкеты.

12

2.3 Обработка материала  и оформление выводов 

16

Заключение 

19

Список литературы

21


 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

На нынешнем этапе своего становления  как науки психология широко использует методы исследования, свойственные социологии и общей психологии (например, анкетирование и интервьюирование, опрос общественного мнения, изучение документов и наблюдение в тестовых ситуациях). Методом исследования называют способ, путь получения необходимой информации о социально-психологических процессах. Существуют основные и не основные методы исследований. 

Актуальность вопроса  данного исследования обусловлена  тем, что современные представления  о работе психолога связываются  с проведением опросов населения  по различным актуальным проблемам. Поскольку опрос, как метод отбора вербальной информации, наиболее распространенный метод исследования, с помощью которого добывается 90% данных, для будущего психолога очень важно овладение как общими знаниями о методе анкетирования, так и практическим умением составления анкет, для чего требуется детальное изучение правил составления анкет. Достаточно долгое время (если верить литературе, практически весь "советский" период) анкетирование являлось наиболее популярным методом опроса. Как видим этом метод актуален и сегодня.

Целью данной работы является изучение метода анкетирования.

Аналитический обзор: анкетирование, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии (Большой толковый психологический словарь, 2003). Анкета – это структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования (Никандров В.В., 2002). При составлении анкеты необходимо соблюдать правила и принципы ее конструирования, а также знать особенности разных видов вопросов, уметь правильно их формулировать и рационально располагать, чтобы получить более полную и точную характеристику изучаемого объекта (Новикова С., 1993; Шереги Ф.Э., Веревкин Л.П., 1985)

І. Общая характеристика метода анкетирования 

 

Анкетирование (от франц. enquete, буквально – расследование), одно из основных технических средств конкретного социального исследования; применяется в психологических, социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях.  

Анкетирование, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в  психологии. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными  при помощи других исследовательских  методов) используются при составлении анкет. 

В процессе анкетирования  каждому лицу из группы, выбранной  для анкетирования, предлагается ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного листа – анкеты.  

Анкета – это структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Вопросы анкеты могут касаться профессиональной направленности (мотивов, интересов, увлечений), моральных и психологических качеств личности, стиля общения и поведения, характерологических особенностей и др. 

По форме вопросы  анкеты разделяются на:

    • открытые (свободный ответ, например: "Что вы думаете делать после службы в армии?")
    • закрытые – ответ заключается в выборе из нескольких предлагаемых в анкете утверждений.

Открытые вопросы – когда опрашиваемый свободно отвечает на предложенный вопрос без каких-либо ограничений, например, биографической анкеты. Данная форма вопросов предпочтительнее, когда психолог не знает, каковы могут быть оценки изучаемого явления, хочет получить совет по какому-либо поводу, углубленную социально-психологическую характеристику военнослужащего, откровенные самостоятельные ответы. 

Закрытые – это такая форма вопросов, на которые в анкете даются заранее сформулированные варианты ответов. Преимуществами закрытых вопросов является возможность исключить неверное понимание вопросов, сопоставимость ответов, сравнительно более легкая форма заполнения ответов и обработка полученных данных. Этот вариант построения вопросов целесообразно использовать при изучении солдат (матросов), а также когда исследователь четко представляет себе, какие могут быть ответы на предлагаемый вопрос. 

Открытые вопросы дают более глубокие сведения, но при  большом числе анкет приводят к значительным трудностям в обработке  в связи с нестандартностью ответов. 

По содержанию вопросы  делятся на:

    • объективные (об образовании, возрасте, заработной плате и др. опрашиваемого (респондента); при этом следует учитывать субъективные искажения при ответе);
    • субъективные, которые выявляют социально-психологическую установку опрашиваемого, его отношение к условиям своей жизни и определенным событиям.

Ответы на вопросы  носят, как правило, анонимный характер.  

Анкетирование может проводиться  несколькими способами:

    • анкета заполняется в присутствии сборщика индивидуально;
    • групповое заполнение в присутствии сборщика;
    • опрашиваемые самостоятельно заполняют и для сохранения анонимности одновременно сдают анкеты;
    • "почтовое" анкетирование, когда анкета раздаётся или рассылается на дом, а затем опрошенным возвращается по почте.

С целью повышения  эффективности опроса перед массовым анкетированием, как правило, проводятся пробные опросы (50-100 анкет) для выбраковки неудачных ("неработающих") вопросов.  

Известно несколько типов анкет. Анкеты, основанные на самооценке опрашиваемых своих свойств и качеств. Форма ответа – оценка в баллах степени выраженности того или иного личностного свойства, черт характера (инициативности, общительности, тревожности, самостоятельности и пр.). Отметим три основных типа анкет (рис. 1), применяемых в психологии:

  • это анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых. Например, в анкете, направленной на выявление эмоционального отношения школьников к своему возрасту, использован такой вопрос: "Предпочитаете стать взрослым теперь же, сразу, или хотите остаться ребенком и почему?";
  • это анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов; задачей испытуемых является выбор наиболее подходящего ответа. Например, для определения отношения учащегося к различным учебным предметам можно использовать такой вопрос: "Какой из учебных предметов - самый интересный?". А в качестве возможных ответов можно предложить перечень учебных предметов: "алгебра", "химия", "география", "физика" и т.д.;
  • это анкеты - шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а прошкалировать (оценить в баллах) правильность предложенных ответов. Так, например, вместо ответов "да" или "нет" испытуемым можно предложить пятибалльную шкалу ответов: 

• 5 - уверенно да;  
• 4 - больше да, чем нет;  
• 3 - не уверен, не знаю;  
• 2 - больше нет, чем да;  
• 1 - уверенно нет.

Рис. 1. Типы анкет, применяемых  в психологии. 

 

Между этими тремя  типами анкет не существует принципиальных различий, все они являются лишь различными модификациями метода анкетирования. Однако если использование анкет, содержащих прямые (а тем более косвенные) вопросы, требует предварительного качественного анализа ответов, что значительно затрудняет использование количественных способов отработки и анализа получаемых данных, то анкеты-шкалы являются наиболее формализованным типом анкет, так как они позволяют проводить более точный количественный анализ данных анкетирования. 

При использовании данного  метода необходимо учитывать и такой  его существенный недостаток: высокую  степень субъективности ответов  вследствие стремления человека показать себя с лучшей стороны и скрыть недостатки. Используя закрытую форму вопросов с несколькими вариантами ответов (например, ранжированных по степени согласия: “Нет, это совсем не так,” “Пожалуй, так”, “Верно”, “Совершенно верно”), можно повысить информативную ценность ответов. 

Оценка социально-психологических, личностных качеств может проводиться  группой экспертов. Достоинство  этого метода анкетирования заключается  в большей объективности получаемых данных, поскольку в состав группы экспертов включаются люди, давно и с разных сторон знающие человека. Однако опрос нескольких человек является трудоемким и порой сложно определить компетентность экспертов. 

Анкетирование – это средство первой ориентировки, средство предварительной разведки. Чтобы компенсировать отмеченные недостатки анкетирования, применение этого метода следует сочетать с использованием более содержательных исследовательских методов, а также проводить повторные анкетирования, маскировать от испытуемых подлинные цели опросов и т.д. 

Еще одной разновидностью метода анкетирования являются анкеты, вопросы которых направлены на оценку опрашиваемыми своих действий в  конкретных жизненных ситуациях. В  результате обработки данных специалист-психолог делает вывод о наличии и уровне развития у опрашиваемого индивидуально-личностных свойств. 

Сущность еще одного метода, очного анкетирования, состоит  в том, что заполнение анкет производится экспертом в присутствии анкетирующего. Недостатком этого метода является возможность оказания влияния анкетирующего на ответы эксперта, которое может происходить почти невольно под влиянием личности психолога или другого офицера, проводящего опрос. 

 

ІІ. Основные правила  составления анкет 

 

Процесс создания анкеты можно сравнить с игрой на музыкальном инструменте. Только упорядоченная определенная гамма звуков будет давать стройную мелодию. При составлении анкеты необходимо соблюдать правила и принципы ее конструирования, а также знать особенности разных видов вопросов, уметь правильно их формулировать и рационально располагать, чтобы получить более полную и точную характеристику изучаемого объекта. 

 

 

 

2.1 Разработка  анкеты 

 

В существующих словарях под анкетой подразумевается  упорядоченный список вопросов. Но указания, как следует их упорядочить, даются не везде. Поэтому рассмотрим подробнее именно этот вопрос. 

Анкета должна состоять из трех частей:

    1. Вводная часть.
    2. Основная часть.
    3. Паспортичка.

Вводная часть. Главная  функция вводной части – пробудить желание респондента отвечать на вопросы анкеты. Вводная часть начинается с обращения к опрашиваемому и содержит:

    • Обращение (уважаемый школьник, житель, гражданин и т.д.).
    • Данные организации (учреждения), проводящей опрос.
    • Цель и задачи исследования, а также практическое значение решения этих задач.
    • Значимость роли респондента для решения этих задач.
    • Гарантию анонимности (главное здесь не то, что будет или не будет фиксироваться фамилия респондента, а то, что полученные от анкетируемого сведения не станут публичным достоянием других без соответствующего его на это согласия).
    • Указание о технике заполнения анкеты (часто эти указания еще располагаются и непосредственно в тексте вопросов или на полях анкеты).
    • Выражение благодарности, высказываемое авансом опрашиваемому, которое побуждает его заполнить анкету.

Вводная часть не должна быть очень большой, но обязательно ясной и понятной для любого респондента, мотивирующей его на участие в опросе. Хотя эта часть небольшая по объему, она очень важная. От того, как составлено обращение, зависит отношение к анкете респондента.

Основная часть. Это  самая важная часть анкеты. Первыми  обычно идут так называемые "контактные вопросы", основная цель которых  заинтересовать респондента, облегчить  ему процесс включения в проблему. Эти вопросы должны быть сформулированы просто, то есть предполагать легкие ответы. Именно благодаря постановке в начале анкеты таких более простых вопросов респондент подготавливается к наиболее важным. Переход от простых к сложным вопросам носит название "Правило воронки". Его использование помогает опрашиваемым постепенно выработать навыки, необходимые для заполнения анкеты.  

Информация о работе Основные правила составления анкет