Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 22:31, реферат
Актуальность вопроса данного исследования обусловлена тем, что современные представления о работе психолога связываются с проведением опросов населения по различным актуальным проблемам. Поскольку опрос, как метод отбора вербальной информации, наиболее распространенный метод исследования, с помощью которого добывается 90% данных, для будущего психолога очень важно овладение как общими знаниями о методе анкетирования, так и практическим умением составления анкет, для чего требуется детальное изучение правил составления анкет. Достаточно долгое время (если верить литературе, практически весь "советский" период) анкетирование являлось наиболее популярным методом опроса. Как видим этом метод актуален и сегодня.
Введение
3
І. Общая характеристика метода анкетирования
4
ІІ. Основные правила составления анкет
8
2.1 Разработка анкеты
9
2.2 Проверка анкеты.
12
2.3 Обработка материала и оформление выводов
16
Заключение
19
Список литературы
После контактных вопросов ставятся основные. Это самые важные и трудные. Ответы на них дают основную информацию по интересующей исследователя проблеме. Содержание вопросов должно соответствовать цели и задачам исследования.
Для каждой отдельной задачи лучше разработать свой определенный блок вопросов. Вопросы одного блока могут следовать один за другим, а могут быть расположены между вопросами других блоков. Самый сложный блок вопросов необходимо располагать в середине содержательной части анкеты.
На последнем месте ставятся заключительные вопросы, основная функция которых – снять психологическое напряжение у респондентов, дать почувствовать, что сделана большая и нужная работа. В связи с возможной усталостью респондента, это должны быть наиболее простые вопросы, ответы на которые не требуют сильного напряжения памяти, внимания и т.п.
Паспортичка. В паспортичку включаются вопросы, раскрывающие следующее содержание: пол, возраст респондента, образование, профессия, социальное и семейное положение. В зависимости от цели и задач проводимого исследования количество вопросов может быть уменьшено или увеличено. Правильно составить паспортичку не так просто. Нельзя переносить ее структуру из одной анкеты в другую.
Паспортичка может располагаться как в начале, так и в конце анкеты. Хотя по этому вопросу до сих пор есть различные мнения. Одни специалисты считают, что если она будет расположена в начале анкеты, то у респондента появится сомнение в том, что анкетирование анонимное, тем более если в анкете речь будет идти о выяснении внутреннего состояния или знаний опрашиваемого. Они считают, что начинать анкету с паспортички не только неэтично, но и нецелесообразно, так как эти вопросы могут насторожить респондента, что повлияет на достоверность информации или даже оттолкнуть от заполнения анкеты.
Но, с другой стороны, начинать разговор, не представившись, тоже не принято. Сначала человек говорит о себе несколько слов (то есть заполняет паспортичку), а потом уже переходит к другим серьезным вопросам. А как "снять" настороженность респондента? Просто предложив ему только по своему усмотрению (оговорив еще раз, что это необязательно) заполнять строку "Фамилия, имя, отчество" или вместо этого ставить определенный код (сочетание различных букв и цифр), который будет знать только сам респондент.
Любой вежливый человек в конце общения, которое происходило по его инициативе и удовлетворило его какие-то личные интересы, выражает благодарность. Поэтому в конце анкеты желательно поблагодарить респондентов за участие в опросе. Это могут быть высказывания разного типа: "Благодарим за участие в исследовании", "Спасибо за помощь", "Благодарим вас за то, что, несмотря на занятость, вы нашли время и возможность ответить на вопросы нашей анкеты" и т.п.
В конце анкеты можно поставить вопрос о полезности проведенного опроса. Например: "Насколько важным вы считаете проведение данного опроса?" А также предложить участвовать в последующих опросах.
2.2 Проверка анкеты.
После того как составлена анкета, ее необходимо проверить. Анкета должна отвечать определенным правилам. Приведем некоторые из них.
Проверка формулировок вопросов:
Следует избегать неясных формулировок, специальных терминов. Если такие есть, их необходимо объяснить или заменить.
Система используемых категорий должна быть понятна всем респондентам.
Вопросы не должны содержать установок. Пример: "Чем вам не нравится однообразная работа, наверное, тем, что не заставляет думать...".
Если вопрос связан с оценкой не одобряемого в обществе поведения или деятельности, надо дать понять респонденту, что ответ не вызовет осуждения. Для этого используйте примерно такое начало вопроса: "Одни считают, что... Другие считают, что... А как вы считаете?"
Не следует допускать,
чтобы конструкция вопроса
Если на один вопрос много вариантов ответов, то их нужно разделить на тематические блоки и вместо одного задать несколько.
При ответе обычно внимание респондента фиксируется на первом и последнем варианте ответа (с перевесом к первому), и больше всего положительных ответов бывает на первый. Поэтому, если есть возможность, то располагайте варианты не последовательно, а в случайном порядке.
Чтобы повысить достоверность ответов, необходимо обеспечить респонденту возможность уклониться от них, если у него появится такая необходимость. Используйте вариант ответа: "Затрудняюсь ответить".
Проверить закрытые вопросы (то есть с конкретным перечнем ответов). Их целесообразно превратить в полузакрытые, дав возможность респонденту дописать свой вариант.
Вопросы не должны задевать самолюбия, достоинства респондента, каких-то его престижных представлений. "Почему вам не нравится работа ...(далее указывается конкретный государственный или общественный орган или человек)?" Такого типа вопросы лучше не использовать. Респондент может негативно отреагировать на такой вопрос, и дальнейшее его мнение будет искажено. Попросите его оценить работу нескольких организаций, например, по 5-балльной шкале. Разумеется, респондент должен иметь представление об их деятельности.
Необходимо орфографически
и стилистически правильно
Проверка композиции анкеты Необходимо проверять не только отдельные вопросы, а всю композицию анкеты и ее графическое оформление. Вот основные требования:
Необходимо проконтролировать, достаточно ли ясно объяснена респонденту техника ответов на вопросы.
Вопросы в начале анкеты должны быть наиболее простыми ("контактными"), в середине – наиболее сложные и содержательные, а в конце – опять простые.
Для перехода от одного блока вопросов к другому надо использовать переходные.
Основные и контрольные вопросы лучше не располагать друг за другом. Если респондент поймет, что ему не доверяют и его проверяют, то это может отразиться на достоверности последующей информации.
Если есть подозрение, что не все респонденты могут быть достаточно в чем-то компетентны или что они не все будут относиться к той группе, для которой предназначен вопрос, то надо поставить вопрос-фильтр.
Вопрос-фильтр должен иметь указатель перехода для разных групп респондентов. Например: "На следующий вопрос отвечают только пенсионеры".
Не следует задавать вопросы, которые превышают возможности памяти респондентов. Это могут быть события, которые давно произошли, или которые хотя и имели место недавно, но для респондента не играли принципиальной роли и поэтому были забыты. Например, вопрос "Напишите фамилию депутата вашего района" может поставить в тупик многих респондентов не только младшего возраста. Вместе с тем этот вопрос, заданный после выборов, в известной мере выявляет активность электората.
Нельзя допускать скопления однотипных вопросов (ряд альтернативных, закрытых, открытых вопросов или вопросы табличной формы и т.п.). Это приводит к утомлению респондента, вызывая ощущение монотонности. В этом случае надо шире использовать все многообразие возможных вопросов.
Существует понятие компетентности общественного мнения. Например, не следует спрашивать о проекте того или иного закона, если он не опубликован, или о тех явлениях, с которыми респондент не сталкивался.
Проверка графического оформления анкеты:
Шрифт текста не должен быть "слепым", то есть трудночитаемым (иначе многие респонденты, прежде всего слабовидящие, не ответят на анкету).
Текст вопроса и возможные варианты ответов на него лучше печатать разным шрифтом, выделяя текст вопроса более крупным или жирным шрифтом, а варианты ответов – курсивом, то есть наклонным шрифтом или просто более мелким.
Пояснения к смысловым вопросам лучше также набрать особым шрифтом, чтобы респондент смог обратить на них внимание.
Для ответа на открытые и полузакрытые вопросы должно быть достаточно чистых строк. Не стоит на этом экономить бумагу, респонденту может не хватить места для ответа.
Вопросы в табличной
форме рекомендуется
На ответы влияет и длина вариантов, поэтому их необходимо графически уравновесить, проставить ряд точек.
Нельзя допускать переноса половины ответов на вопрос на другую страницу.
Кроме того, необходимо учитывать еще и такой существует ряд правил, которые определяют особенности создания любого типа анкет:
перед разработкой анкеты для повышения ее прогностичности необходимо четко представлять цель и задачи предстоящего исследования;
вопросы анкеты должны соответствовать уровню развития и жизненному опыту опрашиваемых (возрасту, образованию, социальному происхождению, национальным особенностям и т.п.);
анкета не должна быть
монотонной и стереотипной. Количество
вариантов ответов в
Чтобы окончательно оценить качество составленной анкеты, необходимо провести пробное (или пилотажное) исследование. Для этой цели достаточно опросить небольшую группу людей. Проведение пробного исследования помогает уточнить понятность формулировок и содержание вопросов, полноту набора вариантов ответов, а также последовательность их расположения.
Проверка позволяет не только выявить и исключить лишние вопросы, которые являются общеизвестными или не имеющими прямого отношения к исследуемой проблеме, но и определить, какие вопросы будут наиболее сложными для респондентов и постараться сделать их более доступными. Помните, что качественно разработанная анкета – необходимое условие успешного проведения социологического исследования.
2.3 Обработка материала и оформление выводов
Одной из проблем обработки материала является определение необходимого и достаточного размера выборочной совокупности. Исследовательская практика доказывает, что использование аппарата математической статистики позволяет снизить неопределенность, но не решить проблему.
Следует взять за правило следующие требования: «объем выборки должен обеспечивать не менее 100 наблюдений для каждой первостепенной и не менее 20-50 наблюдений для каждой второстепенной классификационной составляющей». Первостепенные классификационные составляющие соответствуют наиболее критичным, а второстепенные – наименее критичным ячейкам перекрестной классификации, принятой в данном исследовании.
Необходимо определить кого и в каком количестве необходимо опросить, чтобы результаты опроса были пригодны для анализа. Однако необходимо учитывать, что утверждение: чем больше человек опрошено, тем лучше результаты, не совсем соответствует действительности. Точность и достоверность результатов зависят, прежде всего, не от объема выборки, а от ее состава или структуры. Состав (структура) выборки определяется способом ее формирования. Способ формирования гораздо более значимая характеристика выборки, чем объем.
Полученный в ходе анкетирования материал необходимо обработать, то есть систематизировать содержание ответов в соответствии с программой исследования. Если проводится ручная обработка информации, то необходимо заранее приготовить вспомогательные таблицы и матрицы, использование которых значительно ускоряет и облегчает процесс обработки первичных материалов. Например, для обработки данных "паспортички" (разделы "Пол" и "Возрастная группа") можно использовать следующую таблицу:
Таблица 1. Данные о половой принадлежности и возрасте респондентов
до12 |
13-17 |
18-25 |
26-35 |
36-50 |
51-60 |
61-70 |
71-80 |
81 |
Итого | |
Муж. |
||||||||||
Жен. |
||||||||||
Итого |
Возможна и другая разбивка по возрасту.
Если в анкете много открытых вопросов, то сначала следует выписывать в столбик полученные ответы, а потом их систематизировать, подсчитав количество примерно одинаковых по содержанию ответов. Обычно суммируют ответы по каждому пункту анкеты и вычисляют их процент от числа опрошенных. Проценты рассчитываются не менее чем от 100 человек, десятые процента – от 1000 и более.
В том случае, когда вы хотите изучить мнение разных категорий респондентов, подготовка к опросу и обработка результатов сложнее, лучше выполнять ее на компьютере. Если для обработки материалов анкет предполагается использовать компьютер, нужно предварительно составить или приобрести специальную программу, которая систематизирует введенные в компьютер данные по заданным критериям. В случае использования компьютерной технологии необходима соответствующая форма анкеты, в которой респондент будет отмечать свои ответы. Это облегчает кодирование информации и ее ввод в компьютерную базу данных.