Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 21:32, контрольная работа
Для достижения этой цель необходимо решить следующие задачи:
· раскрыть понятие, что же такое внутриличностные конфликты;
· выявить причины и последствия внутриличностных конфликтов;
· изучить способы разрешения внутриличностных конфликтов
Введение…………………………………………………………….……………..3
1.Понятие, виды и причины внутриличностных конфликтов………………….5
2.Способы разрешения внутриличностных конфликтов……………..……….15
Заключение………………………………………………………………….……25
Список использованной литературы………………………………….………..27
Подобные механизмы
Зато другая сторона жизни, связанная с переписыванием бумаг - этой для другого человека рутинной канцелярской работой, для Акакия Акакиевича является истинной жизнью. Она наполнена глубоким смыслом и всеми ее атрибутами: любовью, наслаждением, эмоциями и страстями. В ней были даже свои «фавориты» в качестве которых выступали некоторые буквы, «до которых если он добирался, то был сам не свой, и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами».
Механизмы психологической защиты личности
Научный анализ психологической защиты личности начался в конце XIX в. с работ 3. Фрейда, который объяснил этот феномен, исходя из приоритета бессознательного инстинктивного начала (главным образом сексуального), которое подвергается различным преобразованиям (вытеснению, сублимации и другим) в результате его столкновения с сознательным «Я» (внутренней «цензурой»).
Современная наука выделяет целый ряд механизмов психологической зашиты личности. Среди них основными являются следующие.
1. Вытеснение - процесс, в
результате которого не
2. Сублимация - преобразование инстинктивных форм психики (энергии либо агрессии) в более приемлемые для индивида и общества формы. В более широком плане под сублимацией понимается переключение активности индивида на более высокий уровень. Такими формами могут выступать различные виды творческой деятельности и многообразные увлечения.
3. Регрессия - возвращение
индивида к ранним детским
формам поведения, переход на
предшествующие уровни
4. Рационализация - сокрытие от самого себя истинных, но не приемлемых мотивов действий и мыслей. При этом происходит поиск правдоподобных причин для оправдания поступков, вызванных неприемлемыми чувствами и мотивами, для того чтобы обеспечить себе внутренний комфорт и избавиться от внутриличностного конфликта. Рационализация связана с объяснением своих поступков необходимостью утверждения чувства собственного достоинства и самоуважения.
5. Проекция - осознанное или бессознательное перенесение собственных свойств, чувств и состояний, не приемлемых для личности, на внешние объекты. Тем самым человек перекладывает «вину» на внешний объект, являющийся источником трудностей, приписывает ему негативные качества и вместе с тем снимает ее с себя. Здесь мы имеем прием, который хорошо просматривается в выражении «сам ты дурак».
6. Замещение - имеет две формы проявления:
- замещение объекта - перенесение негативных чувств и действий с одного объекта, который их вызвал, на другой объект, не имеющий к ним отношения. Это происходит, когда личность не может высказать свои мысли, проявить чувства или произвести определенные действия по отношению к прямому виновнику его обиды, страха или гнева по социальным или физическим причинам. Например, если нет возможности оскорбить начальника, которым вы чем-то недовольны, можно пнуть его чучело или хлопнуть дверью;
- замещение чувства - эта форма характеризуется тем, что объект, вызвавший недовольство индивида, остается прежним, а чувство по отношению к нему меняется на противоположное. Доцент, поставивший студенту «неудовлетворительно» на экзамене, может из остроумного моментально превратиться в «тупого». Пример замещения чувства описан в басне И.А. Крылова «Лисица и виноград». Не сумев добраться до соблазнительных кистей винограда, лисица успокаивает себя тем, что «На взгляд-то он хорош, // Да зелен - ягодки нет зрелой: // Тотчас оскомину набьешь».
7. Интеллектуализация - способ анализа стоящих перед человеком проблем, для которого характерна абсолютизация роли мыслительного компонента при полном игнорировании чувственных элементов анализа. При использовании данного защитного механизма даже очень важные для личности события рассматриваются нейтрально, без участия эмоций, что вызывает удивление у обычных людей. Например, при интеллектуализации человек, безнадежно больной раком или облученный, может безмятежно подсчитывать, сколько Дней ему осталось жить или заниматься математическими расчетами. Пример именно этого психологического механизма был приведен в случае с Сократом.
8. Идентификация - процесс отождествления субъекта с другим лицом или группой, посредством которого он усваивает образцы поведения «значимых других», формирует свое сознание и принимает ту или иную роль. В качестве защитного механизма идентификация помогает справиться с беспокойством и чувством незащищенности, обеспечивает взаимную связь между членами группы и формирует чувство уверенности в себе.
9. Обособление - отказ от необходимости думать о возможных негативных последствиях будущих событий и действий. Выражается обычно словами «будь что будет», «авось пронесет» и т.д.
10. Воображение (фантазия) - создание программы поведения, когда проблемная ситуация, порождающая внутриличностный конфликт, неопределенна. Воображение состоит в создании образов или способа поведения, которые заменяют реальную деятельность. Часто воображение связано с созданием образа желаемого будущего, в которое личность, находящаяся в состоянии внутриличностного конфликта, желает убежать.
Таковы основные механизмы
психологической защиты от внутриличностного
конфликта. К этому следует добавить,
что сама по себе она может быть
как успешной, так и неуспешной.
В первом случае прекращаются импульсы
и действия тех факторов, которые
вызвали конфликт, исчезает состояние
тревоги, страха, невроза. При неуспешной
психологической защите ничего подобного
не происходит. Так у вышеупомянутых
Скупого рыцаря и Акакия Акакиевича
если и были когда-то внутреннее беспокойство
и тревога по поводу их реальной
жизненной дискомфортности, то они
были успешно преодолены. А вот
самосознание многих героев Ф.М. Достоевского
продолжает жить своей неуспокоенностью
и характеризуется
Выводы:
Разрешение конфликта приводит к развитию личности, к ее самосовершенствованию.
Психологическая защита личности представляет собой специальную регулятивную систему стабилизации личности, направленную на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги или страха, сопровождающих внутриличностный конфликт.
Психологическая защита от
внутриличностного конфликта
Заключение
Внутриличностный конфликт можно определять как состояние внутренней структуры личности, характеризующееся противоборством ее элементов.
Внутриличностный конфликт,
как и всякий другой, не возникает
на «пустом месте». Человек живет
в социальном мире, вовлечен в многообразные
общественные отношения, которые воздействуют
на него в различных направлениях
и с разным знаком. Ни один индивид
как существо социальное не может
развиваться вне этой системы
общественных отношений. И только в
обществе он может удовлетворить
свои потребности, утвердить интересы
и достигнуть поставленных целей. С
другой стороны, всякая личность стремится
к свободе и самореализации, Это
объективное противоречие между
личностью и обществом
Внутриличностный конфликт
по своим последствиям может быть
как конструктивным, так и деструктивным.
Первый имеет своим результатом
положительные последствия, второй
- отрицательные. Внутриличностный конфликт
носит деструктивный характер, когда
личность не может найти выход
из сложившейся конфликтной
Поскольку внутриличностных
конфликтов избежать невозможно, то следует
научиться создавать условия, предупреждающие
их негативные последствия, использовать
многообразные способы их профилактики
и вовремя разрешать
Чтобы преодолеть внутриличностный конфликт необходимо принимать меры для его своевременного разрешения. Прежде всего следует отметить, что всякий внутриличностный конфликт всегда индивидуален, носит личностный характер. Поэтому его разрешение зависит от таких факторов личности, как возраст, пол, характер, темперамент, социальное положение, ценности. Это обусловливает то, что универсальных способов разрешения внутриличностных конфликтов, одинаково подходящих для всех людей и ситуаций, не существует.
Современная конфликтология
и психология формулируют также
целый ряд механизмов психологической
защиты личностиИспользование
Внутренние противоречия побуждают индивида не только изменять окружающий мир, подстраивая его под свои нужды, но и самосовершенствоваться, наполняя свою жизнь смыслом. Поэтому для психически здорового человека не выходящая за рамки нормы внутренняя конфликтная ситуация вполне естественна и необходима.
Список использованной литературы
1.Анцупов А. Я. Системная концепция конфликтов// Мир психологии, 2005 №2
2.Анцупов А.Я., Шапилов А.И. Конфликтология. - М.: Юнити, 2002.
3.Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академический проект; Трикста, 2005.
4.Вишневская А.В.
5.Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2007.
6.Емельянов С.М. Практикум по конфликтолдогии. - СПб.: Питер, 2004.
7.Казанская В.Г. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2008.
8.Кармин А.С. Конфликтология. - СПб.: Лань, 2001.
9.Кравченко А.И. Психология и педагогика. - М.: Проспект, 2007.
10.Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея, В. В. Архангельской - Хрестоматия Психология личности М.,АСТ, 2009.
11. Тертель А.А. Психология. Курс лекций. - М.: Проспект, 2007.
12.Шевчук Д. А. Конфликты: как ими управлять - М, Гросс Медиа 2009
1 Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академический проект; Трикста, 2005.
2 Анцупов А.Я., Шапилов А.И. Конфликтология. - М.: Юнити, 2002
3 Анцупов А.Я., Шапилов А.И. Конфликтология. - М.: Юнити, 2002
4 Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2007
5 Тертель А.А. Психология. Курс лекций. - М.: Проспект, 2007
6 Вишневская А.В. Конфликтология: курс лекций. http://www.humanities.edu.ru
7 . Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академический проект; Трикста, 2005.
8 Казанская В.Г. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2008
Информация о работе Основные способы разрешения внутриличностных конфликтов