Основные стороны процесса общения и их характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 22:18, курсовая работа

Краткое описание

Проблема общения была и остается "логическим центром" психологической науки. Исследование этой проблемы открыло возможности более глубокого анализа психологических закономерностей и механизмов регуляции поведения человека, формирования его внутреннего мира, показало социальную обусловленность психики и образа жизни индивида. Это определяет актуальность темы данной работы.
Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, М.М. Бахтина, В.Н. Мясищева и других отечественных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.
Психологический анализ общения раскрывает механизмы его осуществления. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности.
Психологи относят потребность в общении к числу важнейших условий формирования личности. В связи с этим потребность в общении рассматривается как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды, причем последняя служит одновременно и источником формирования данной потребности.

Вложенные файлы: 1 файл

Кселева.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

Способы восприятия и оценки человека человеком во многом тождественны восприятию и оценке человеком объектов мира вещей и живой природы. Здесь также имеют силу законы взаимодействия фигуры и фона, пороги узнавания и различения, законы влияния на восприятие физических характеристик стимулов, их силы, интенсивности, последовательности, законы адаптации и т. п.

Но восприятие человека человеком, протекающее при взаимодействии и общении людей, - процесс несоизмеримо более активный, чем восприятие других объектов окружающего мира, активизирующий мыслительные, волевые, эмоциональные процессы, чаще побуждающий к действию. Вторая отличительная сторона процесса восприятия при межчеловеческом взаимодействии - это действенная, гибкая и разносторонняя обратная связь, которая перестраивает многие другие психические процессы, регулирует поведение человека.

Таким образом, социальная перцепция - процесс с активной обратной связью, непременно включающий в себя понимание. Образ человека, формирующийся в процессе восприятия, несет информационную нагрузку и играет регулирующую роль в процессах взаимодействия, помогает выстраивать линию поведения по отношению к воспринимаемому человеку.

Знание структуры этих образов, их объема, компонентов, степени осознанности позволяет представить процесс  накопления социального опыта человеком, его способы познания других людей  и самого себя. Кроме того, мы постигаем  те мерки (социальные категории, эталоны, стереотипы), которыми onepnpyiof люди разного возраста, оценивая людей и прогнозируя их дальнейшее поведение, поступки, мотивы в сложных ситуациях.

Центральными проблемами в области социальной перцепции  являются:

  • возрастные, половые, профессиональные особенности социальной перцепции;
  • условия и факторы, влияющие на точность и адекватность оценки одним человеком другого;
  • закономерности формирования первого впечатления;
  • влияние на эти процессы прошлого опыта, характера взаимоотношений, самооценки и личностных свойств взаимодействующих людей. 13

Формирование представления о  другом человеке всегда начинается с  отражения и оценки его физического  облика, манеры держаться, с анализа  той информации, которую дает внешний  облик человека. Эта информация становится фундаментом складывающегося образа другого человека.

Информация, которую люди получают при восприятии облика другого человека, не всегда осознается ими и зависит  от многих факторов. Воспринятые элементы физического облика, внешности или выразительного поведения выступают многозначными социальными сигналами, проясняющими национальность человека, его возраст и опыт, чувства в данный момент, его уровень культуры и эстетических вкусов и т. п.

Любой человек воспринимается нами в единстве внешних данных (физический облик, конституциональные особенности плюс все то, что человек делает со своей внешностью в соответствии с модой, требованиями общества, вкусами, представлением о самом себе) и экспрессивного поведения, проявляющегося в действии. 14

 

3.2 Психологические  основы и закономерности понимания

 

Рациональное понимание - это накопление, систематизация вербализованных знаний о других людях и оперирование ими с целью достичь максимального соответствия суждений, оценок, представлений о человеке его объективно существующим чертам, свойствам, мотивам.

Главным и наиболее сложным моментом в процессе рационального понимания  является конечная "расшифровка" мотивов, что позволяет оценивать  конкретные поступки и прогнозировать поведение.

Такая система знаний подвергается рациональному анализу, пересмотру, различным логическим и интеллектуальным операциям, если используется также и логико-семантический анализ речи, вербальных и невербальных средств общения. Этот уровень понимания может быть назван логическим. Два других механизма понимания - принятие и эмпатия - функционируют на неосознанном уровне и обеспечивают фундамент логического анализа и понимания. Принятие другого человека выражается в наличии или отсутствии неосознанных психологических барьеров и опасений по отношению к нему.

Путь логического, рационального  познания может быть представлен  как интерпретация. Это длительный и сложный умственный процесс, состоящий из ряда последовательных действий.

В функциональном смысле интерпретация  призвана ликвидировать смысловую неопределенность ситуации и выявить скрытый смысл происходящего. На этом этапе познания личности, ситуации, социального объекта выдвигаются и проверяются гипотезы, догадки, версии происходящего, выявляется новый смысл благодаря сопоставлению и анализу привлекаемых данных, выявляются противоречия.

Собственные версии и мнения соотносятся  с мнениями других людей, вырабатывается критическое отношение к версиям  и аргументам других людей, используется повторная интерпретация (реинтерпретация) и делается вывод.

Процесс интерпретации развертывается в следующих вербализованных  формах:

  • Суждение - существенным дополнением к основной его функции является интеграция всех компонентов анализа в едином времени и пространстве;
  • Рассуждение - для него важна протяженность, последовательность времени привлечения аргументов, оснований для оценки;
  • Диалог - как с самим собой, так и с воображаемым партнером;
  • Наррация (пересказ, рассказ, повествование) - характеризуется своеобразным удвоением времени, т. к. пересказ и оценка не совпадают по времени с оцениваемым явлением, следуют за ним.

Каузальная атрибуция – приписывание причин поведения

Одним из механизмов интерпретации  поведения и личностных особенностей может служить каузальная атрибуция. Термин "атрибуция" означает "приписывание свойств, признаков".

Каузальная атрибуция - это феномен, который позволяет приблизиться к пониманию механизмов взаимопонимания, понять, каким образом люди интерпретируют поведение другого человека, если не обладают о нем достаточной информацией. Основные теоретические представления о каузальной атрибуции были сформулированы Ф. Хайдером. 15

Атрибуция социальна по своему происхождению (возникает во взаимодействии) и  направленности. Основой ее является категоризация, т. к. причины поведения часто выводятся из факта принадлежности человека к определенной группе - профессиональной, половой, этнической и т. д. Например, В. Ф. Петренко в своих исследованиях обнаружил, что мужчины приписывают красивым женщинам благовидные, альтруистические поступки. 16

Внешность и личность, тип конституции  и черты личности

Для того чтобы включилась интуиция человека, необходимы определенные "подсказки". В этом качестве обычно выступают  внешние элементы оформления внешности  человека, экспрессивные характеристики его поведения.

Какая информация о физическом облике человека помогает понять его внутренний мир, характер и склонности?

Очень важен вопрос о связи черт лица с личностными свойствами человека. На современном уровне развития науки  повышается интерес к исследованиям в области физиогномики. Он подкрепляется, в частности, новыми данными восточной медицины, которая объясняет неслучайность возникновения и расположения морщин, бородавок на коже лица и тела.

Имея развитую наблюдательность и  некоторые психологические познания, а также опираясь на типологию, сложившуюся в течение жизни, мы нередко говорим, глядя на плотного, приземистого человека с короткой шеей и круглым лицом: он, должно быть, очень добродушен, любит полежать на мягком диване, приветлив и склонен к галантному обхождению, гурман, любит поесть и хорошо спит. Как правило, эти прогнозы оказываются верными.

Экспрессивные движения служат хорошими подсказками, ориентирами для понимания  и интерпретации поведения; они  не только облегчают взаимодействие и взаимопонимание, но и могут быть сознательно смоделированы.

Обильная жестикуляция характерна для холериков и активных людей. Кроме того, она украшает актеров и свидетельствует о мастерстве воплощения и перевоплощения . Известные люди (М. Горбачев, Н. Травкин, А. Собчак): все трое подняли указательный палец левой руки. Что они говорили в этот момент? Ведь этот жест означает желание что-то скрыть (Приложение В).

Заключение

 

В совместной деятельности человек  должен по необходимости объединяться с другими людьми, общаться с ними, т.е. вступать в контакт, добиваться взаимопонимания, получать должную информацию, сообщать ответную и т.д. Здесь общение выступает как сторона, часть деятельности, как важнейший ее информативный аспект, как коммуникация (общение первого рода).

Речь - это использование языка  в коммуникативных целях, поскольку  человеческая речь возникает в ответ  на необходимость вступить в общение  с кем-либо или сообщить что-либо.

На процесс взаимопонимания  в речевом общении существенное влияние оказывают некоторые особенности использования языка в речи. В их числе - денотация и коннотация, полисемия, синонимия, статичность высказывания, смешение наблюдения и оценки.

Для речевого поведения в социальном взаимодействии основное значение имеют  оформление социально-ролевого статуса участников коммуникации, достаточно жесткий контроль за содержанием и формой посылаемых речевых сообщений, снижение личностного начала. В социально ориентированном общении в силу тех или иных условий дистанция между партнерами увеличивается.

Речь в межличностном общении - это устная разговорная речь, для  которой характерны: а) персональность адресации; б) неподготовленность и  непринужденность речевого акта, что  проявляется в меньшей лексической  точности, свободе словоупотребления, использовании коротких и простых словосочетаний и предложений, отсутствии причастных и деепричастных оборотов, наличии речевых ошибок, заполнителей пауз; в) ситуативность; г) эмоциональная окраска речи. Персональность и непосредственность общения выдвигают на первый план функции речи, связанные с формированием между собеседниками определенного характера взаимоотношений: легкое, ни к чему не обязывающее общение, или серьезный разговор, проясняющий ценностные установки собеседников.

Невербальная коммуникация - это обмен и интерпретация людьми невербальных сообщений, то есть сообщений, закодированных и передаваемых особым образом, а именно: посредством выразительных движений тела; звукового оформления речи; определенным образом организованной микросреды, окружающей человека; использования материальных предметов, имеющих символическое значение. От вербальных сообщений невербальные отличает большая многозначность, ситуативность, синтетичность, спонтанность.

Невербальное поведение в общении  полифункционально. Оно регулирует пространственно-временные параметры общения; поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися; указывает на актуальные психические состояния личности; позволяет экономить речевые сообщения; усиливает эмоциональную насыщенность сказанного.

Интерпретируя невербальные послания, необходимо учитывать следующие  моменты: уникальность невербального  языка; неизбежность противоречий между  невербальным выражением и его психологическим  содержанием; изменчивость способов невербального выражения; зависимость успешности кодирования от умения человека адекватно выражать свои переживания, от уровня сформированности у него навыков кодирования невербальных сообщений. Интерпретация невербального поведения - творческий процесс, который требует от его участников наблюдательности, интереса и внимания к людям, социального интеллекта, то есть того, что называют коммуникативной компетентностью.

Понятие "межличностное взаимодействие" указывает, во-первых, на действия, которые  предпринимают индивиды в отношении друг друга, а во-вторых, на то, как люди соотносят свои цели и организуют их достижение, т. е. как достигается взаимность между участниками общения.

В зависимости от степени личностной вовлеченности в преобразование отношений выделяют три уровня общения: социально-ролевой (или кратковременное социально-ситуационное общение), деловой и интимно-личностный.

Межличностное взаимодействие может  быть рассмотрено как процесс  конструирования, формирования межличностного пространства. Оно предполагает: 1) выбор позиции в отношении к другому, пристройку к позициям друг друга, "проверку их на прочность"; 2) четкое определение пространственных и временных границ ситуации взаимодействия, за пределами которых выбранная позиция становится неуместной; 3) оформление занятой позиции посредством использования вербальных и невербальных средств коммуникации.

Формирование образа другого человека не всегда сопровождается глубоким проникновением в его внутренний мир и адекватной оценкой или пониманием этой личности, однако служит необходимым этапом, предваряющим понимание.

Воспринятые элементы физического  облика, внешности или экспрессии выступают многозначными социальными  сигналами, поясняющими, кто этот человек  по национальности, возрасту, опыту, что  он чувствует в данный момент, как настроен, каков уровень его культуры и эстетических вкусов, уверен ли он в себе, общителен ли и т. п. Образ - представление о другом человеке - формирует определенную установку по отношению к данному человеку, определяет эмоциональное и познавательное отношение к нему, направляет поступки, то есть выступает регулятором поведения во взаимодействии с этим человеком.

Информация, которую люди получают при восприятии облика человека любого возраста и пола, с которым они вступают в контакт, не всегда осознается ими. Однако она есть фундамент складывающегося образа другого человека. Формирование этого образа и его структура зависят и от особенностей воспринимаемого, и от ситуации, и - в немалой степени - от уровня развития человека, опыта взаимодействия с людьми, возраста и пола, наблюдательности, начитанности и еще целого ряда факторов.

Информация о работе Основные стороны процесса общения и их характеристика